Муниципальное образование Мостовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 15 станицы Махошевской
Утверждено
решением педсовета протокол № 1
от «31» августа 2018 год
Председатель педсовета
______________ Триполец В. Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного занятия по ОПК
Ступень обучения: ФГОС основное общее образование Класс: 6
Количество часов: 34
Учитель: Хвичиа Марина Мерабовна
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего
образования на основе авторской программы предмета «Основы
православной культуры» А.В.Бородиной (программы учебного курса для
общеобразовательных школ, основная школа 5-9 классы), М. МОФ «ОПК»
2016год.
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего
образования на основе авторской программы предмета «Основы
православной культуры» А.В.Бородиной (программы учебного курса для
общеобразовательных школ, основная школа 5-9 классы), М. МОФ «ОПК»
2016год.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
-сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;
-обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
-обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
-доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
-владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
-отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях
-имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-имеющий представления о традиционных нравственных установках;
-имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
-уважительно относящийся к святыням;
- умеющий учиться, нравственно относящийся к знаниям;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
-способный к творческому труду;бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
-владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельное ж; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации;
-активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
-овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
-овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения; готовность слушать собеседника, вести диалог, умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; -умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кот роль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
-имеющий ценностные установки и основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
-владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-знающий историю формирования отечественной культуры;
-имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
-овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;
- овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
-имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
-имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
-знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
-знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
- овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);
- имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и
соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 класс
РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» - 34 часа
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч.
О чём рассказывают основы православной культуры.
Для чего нужно изучать основы православной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии. Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» -8 ч.
Библия: история создания, состав Священного Писания.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии.
Книги Нового -Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, разлитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных час гей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение чисюй храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на ико- ностасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы.
Новый Иерусалим.
«Сорок сороков» московских храмов. Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» —10 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и попов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства.
Икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами визан- ийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Апипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенное иконотворчество . Представление об исихазме
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта,
Одигифия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.
Тема 5. «Агиография» —3 ч.
Чудоторные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская,
Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ.
6 класс
№ | | Программа | Рабочая программа |
1 | ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ | 1 | 1 |
2 | Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — | 6 | 6 |
3 | Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» - | 8 | 8 |
4 | Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» — | 7 | 7 |
5 | Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» | 10 | 10 |
6 | Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» | 3 | 3 |
| Итого | 34 | 34 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Заместитель директора по УР
учителей русского языка,
литературы, истории, ___________ Пушкарева Е.А. обществознания,
английского языка, ОПК 31 августа 2018 год
Протокол №1
от «30» августа 2018г.
Руководитель МО __________ Лифарева С.А.
Муниципальное образование Мостовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 15 станицы Махошевской
Утверждено
решением педсовета протокол № 1
от «31» августа 2018 год
Председатель педсовета
______________ Триполец В. Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного занятия по ОПК
Ступень обучения: ФГОС основное общее образование Класс: 8
Количество часов: 34
Учитель: Хвичиа Марина Мерабовна
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего
образования на основе авторской программы предмета «Основы
православной культуры» А.В.Бородиной (программы учебного курса для
общеобразовательных школ, основная школа 5-9 классы), М. МОФ «ОПК»
2016год.
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего
образования на основе авторской программы предмета «Основы
православной культуры» А.В.Бородиной (программы учебного курса для
общеобразовательных школ, основная школа 5-9 классы), М. МОФ «ОПК»
2016год.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
-сознающий свою национальную принадлежность;
- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;
-обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
-обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
-доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
-владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
-отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях
-имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-имеющий представления о традиционных нравственных установках;
-имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
-уважительно относящийся к святыням;
- умеющий учиться, нравственно относящийся к знаниям;
- способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
-способный к творческому труду;бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
-владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельное ж; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации;
-активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
-овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
-овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения; готовность слушать собеседника, вести диалог, умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; -умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кот роль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
-имеющий ценностные установки и основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
-владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-знающий историю формирования отечественной культуры;
-имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
-овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;
- овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
-имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
-имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
-знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
-знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
- овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);
- имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и
соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс
«РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В IV-XI вв.» — 34 часа
Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.
Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении христианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, к государственной службе.
Причины гонений на христиан.
Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБИРОВ» - 28 ч.
От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства. Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.
Новый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле.
Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.
Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях.
Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве.
Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархиан-ство динамистическое и модалистическое.
Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости».
Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор.
Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный против Пелагия.
Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор. Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору.
Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государственная политика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор.
Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима Исповедника и папы Римского Мартина.
Задачи Шестого Вселенского Собора. Трулльский Собор. «Кормчая книга».
Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.
Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия.
Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины яковитов.
Писатели и отцы Церкви. IV век - золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Алексан-дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина.
Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий - основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей - Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества - восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма.
Афон - удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне.
Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены. Святой Бонифаций.
Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч.
Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» - появление термина в III—IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почётное и юридическое первенство среди всех христианских епископов.
Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения.
Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ.
8класс
№ | | Программа | Рабочая программа |
1 | Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — | 3 | 3 |
2 | Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» - | 28 | 28 |
3 | Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» | 2 | 2 |
4 | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 | 1 |
| итого | 34 | 34 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО Заместитель директора по УР
учителей русского языка,
литературы, истории, ___________ Пушкарева Е.А. обществознания,
английского языка, ОПК 31 августа 2018 год
Протокол №1
от «30» августа 2018г.
Руководитель МО __________ Лифарева С.А