СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование Окружающий мир»

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для учащихся 3-его класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», разработанной на уровень начального общего образования.

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в двух частях.. - М.: Просвещение, 2017

КТП рассчитано на 68 ч.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


3 класс

Личностные УУД:

У учащегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием горо­дов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических цен­ностных ориентаций на основе знакомства с историко-куль­турным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между при­родой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и куль­туре других народов на основе знакомства с многообрази­ем стран и народов на Земле, выявления общего и различ­ного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил по­ведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и при­нятия образца ответственного ученика; мотивы учебной дея­тельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимо­действия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о вну­треннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника­ми в разных социальных ситуациях (при ведении домаш­него хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюде­нии правил экологической безопасности в семье), добро­желательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на осно­ве знаний о системах органов человека, гигиене систем ор­ганов, правилах поведения в опасных ситуациях (в кварти­ре, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат,



Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции учащегося на уровне положительного отноше­ния к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов реше­ния учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- реализации основ гражданской идентичности в поступках;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни;

- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятель­но и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроиз­водить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последова­тельность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлет­ворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно отно­ситься к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учи­телем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результа­том;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Учащийся получит возможность для формирования:

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце дейст­вия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонен­тах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик­сировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схе­мы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных при­знаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) крите­риям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей пи­тания, схемы круговорота воды в природе, схемы кругово­рота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явления­ми, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными норма­ми;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке со­общений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот ве­ществ).


Учащийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать мо­дели и схемы по заданиям учителя;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- находить разнообразные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объек­тов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учите­лем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совмест­ной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентиро­ваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распре­делять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогиче­ской формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудни­честве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта инте­ресов всех его участников

Учащийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструмен­ты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию парт­нера в общении и

последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Учащийся научится:

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окру­жающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, не­обходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, на­блюдать и описывать проявления внутреннего мира чело­века;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабора­торное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, со­став почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и че­ловеком, изображать их с помощью схем, моделей и ис­пользовать для объяснения необходимости бережного отно­шения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной кни­ги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие ис­точники информации для поиска ответов на вопросы, объ­яснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности ор­ганизма человека для сохранения и укрепления своего здо­ровья;

  • раз­личать дорожные знаки разных групп, следовать их указа­ниям;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблю­дать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отноше­ния к природным богатствам;



Учащийся получит возможность научиться:

-узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

- оформлять результаты исследова­тельской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.



Человек и общество

Учащийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приво­дить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памят­никам истории и культуры;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;



Учащийся получит возможность научиться:

- использовать различные справочные издания, детскую ли­тературу для поиска информации о человеке и обществе.

- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

- понимать роль денег в экономике, различать денежные еди­ницы некоторых стран;

- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

- обнаруживать связи между экономикой и экологией, стро­ить простейшие экологические прогнозы;

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изуча­емый исторический период;

- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Правила безопасной жизни

Учащийся научится:

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных слу­чаях;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблю­дать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах,

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе



Учащийся получит возможность научится:

- вырабатывать правильную осанку;

- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её.




Содержание учебного предмета

3 класс


Раздел

учебной программы



Основное содержание раздела учебной программы

Количество часов,

3 класс

Человек и природа

Природа. Зависимость жизни че­ловека от природы. Этическое и эстетиче­ское значение природы в жизни человека

Положительное и от­рицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, нацио­нальные парки, их роль в охране природы. Освоение человеком законов жизни приро­ды посредством прак­тической деятельности

Вещество. Твёрдые те­ла, жидкости, газы. Разнообразие ве­ществ в окружающем мире. Примеры ве­ществ: соль, сахар, вода, природный газ.

Разнообразие ве­ществ в окружающем мире. Примеры ве­ществ: соль, сахар, вода, природный газ.

Воздух — смесь га­зов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана при­родных богатств (воз­духа).

Вода. Свойства воды. Значение воды для жи­вых организмов.

Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе.

Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана при­родных богатств (воды).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйствен­ной жизни человека. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

Растения, их разно­образие. Роль растений в природе и жизни людей.

Условия, необходи­мые для жизни расте­ния (свет, тепло, воз­дух, вода). Роль расте­ний в природе и жизни людей

Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Отдельные представи­тели растений Красной книги. Правила пове­дения в природе

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в при­роде и жизни людей.

Животные, их разно­образие. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль живот­ных в природе и жизни людей.

Размножение живот­ных (насекомые, рыбы, птицы, звери).

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана природных богатств (животного мира). От­дельные представители животных Красной книги.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Круговорот веществ.

Системы органов, их роль в жизнедеятельно­сти организма (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), Гигиена систем органов.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Положительное и от­рицательное влияние деятельности человека на природу (в том чис­ле на примере окру­жающей местности).

Полезные ископае­мые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ис­копаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).


32 ч

Человек и общество

Внутренний мир человека: общее представление о чело­веческих свойствах и качествах. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

Общество — сово­купность людей, кото­рые объединены общей культурой и связаны друг с другом совмест­ной деятельностью во имя общей цели. Чело­век — член общества, носитель и создатель культуры..

Значение труда в жизни человека и об­щества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.

Семья — самое близ­кое окружение челове­ка. Хозяйство семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Города Золотого кольца России (по вы­бору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним

Россия на карте, го­сударственная граница России. Страны и на­роды мира.

Знакомство с не­сколькими странами: название, расположе­ние на политической карте, столица, глав­ные достопримечатель­ности

25 ч

Правила безопасной жизни

Забота о здоровье и безопасности окружа­ющих людей.

Правила по­жарной безопасности, основные правила об­ращения с газом, элек­тричеством, водой.

Дорога от дома до школы, правила без­опасного поведения на дорогах.

Правила безопасного поведения в природе. Ценность здоровья и здорового образа жиз­ни. Личная ответствен­ность каждого человека за состояние своего здоровья. Физическая культура закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.


11 ч

Итого


68 ч


Количество контрольных работ


Виды

контрольных работ

1

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Итого

Контрольная работа

-

1

-

1

2









































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс



№ п/п


Раздел


Тема, элементы содержания

Кол-во часов

Дата

По плану


По факту

1 четверть(16 ч)

Человек и природа – 12ч. Человек и общество – 4ч.

Человек и природа

Природа. Зависимость жизни че­ловека от природы. Этическое и эстетиче­ское значение природы в жизни человека.

Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.

1



Человек и общество (4 ч)

Человек — часть природы. Внутренний мир человека: общее представление о чело­веческих свойствах и качествах.

Человек. Ступеньки познания.

1



Внутренний мир че­ловека: общее пред­ставление о человече­ских свойствах и каче­ствах.

Проект «Богатства, отданные людям»

1



Внутренний мир че­ловека: общее пред­ставление о человече­ских свойствах и каче­ствах.

Проект «Богатства, отданные людям»

1



Общество — сово­купность людей, кото­рые объединены общей культурой и связаны друг с другом совмест­ной деятельностью во имя общей цели. Чело­век — член общества, носитель и создатель культуры. Общество.

1



Человек и природа (11 ч)

Освоение человеком законов жизни приро­ды посредством прак­тической деятельности.

Что такое экология. Что же изучает наука экология.

1



Положительное и от­рицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, нацио­нальные парки, их роль в охране природы.

Природа в опасности! Охрана природы.

1



Вещество. Твёрдые те­ла, жидкости, газы. Тела, вещества, частицы

1



Разнообразие ве­ществ в окружающем мире. Примеры ве­ществ: соль, сахар, вода, природный газ.

Разнообразие веществ

1



Воздух — смесь га­зов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана при­родных богатств (воз­духа).

Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха.

1



Вода. Свойства воды. Значение воды для жи­вых организмов.

Вода. Свойства воды.

1



Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе.

Превращения и круговорот воды. Три состояния воды.

1



Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана при­родных богатств (воды).

Берегите воду!

1



Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйствен­ной жизни человека. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Что такое почва

1



Растения, их разно­образие. Роль растений в природе и жизни людей.

Разнообразие растений.

1



Условия, необходи­мые для жизни расте­ния (свет, тепло, воз­дух, вода). Роль расте­ний в природе и жизни людей. Солнце, растения и мы с вами.

1



Вторая четверть(14 ч)

Человек и природа –11ч, Правила безопасной жизни – 3ч

Человек и природа (11 ч)

Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Размножение развитие растений.

1



Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Отдельные представи­тели растений Красной книги. Правила пове­дения в природе.

Охрана растений.

1



Животные, их разно­образие.

Разнообразие животных.

1



Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Кто что ест.

1



Растения родного края, названия и крат­кая характеристика на основе наблюдений. Животные родного края, названия и крат­кая характеристика на основе наблюдений.

Проект «Разнообразие природы род­ного края».

1



Размножение живот­ных (насекомые, рыбы, птицы, звери).

Размножение и развитие животных

1



Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана природных богатств (животного мира). От­дельные представители животных Красной книги. Правила пове­дения в природе. Охрана животных.

1



Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

В царстве грибов.

1



Круговорот веществ.

1



Системы органов, их роль в жизнедеятель­ности организма.

Организм человека.

1



Системы органов, их роль в жизнедеятельно­сти организма (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), Гигиена систем органов.

Органы чувств.

1



Правила безопасной жизни (3 ч)

Контрольная работа за 1 полугодие.


1



Системы органов, их роль в жизнедея­тельности организма. Гигиена систем орга­нов. Первая помощь при лёгких травмах.

Надёжная защита организма.

1



Системы органов, их роль в жизнедеятель­ности организма. Лич­ная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья..

Опора тела и движение. Работа над ошибками.

1



Третья четверть(22ч)

Человек и природа –7 ч. Человек и общество – 7 ч. Правила безопасной жизни – 8 ч

Человек и природа (3 ч)

Системы органов, их роль в жизнедея­тельности организма. Гигиена систем орга­нов. Личная ответ­ственность каждого че­ловека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих

Наше питание. Проект «Школа ку­линаров».

1



Системы органов, их роль в жизнедеятель­ности организма. Из­мерение частоты пуль­са. Гигиена систем ор­ганов. Дыхание и кровообращение.

1



Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Умей предупреждать болезни.

1



Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жиз­ни. Личная ответствен­ность каждого человека за состояние своего здоровья. Физическая культура закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни.

1



Человек и общество

Внутренний мир че­ловека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1



Правила безопасной жизни (7ч)

Правила по­жарной безопасности, основные правила об­ращения с газом, элек­тричеством, водой.

Огонь, вода и газ.

1



Дорога от дома до школы, правила без­опасного поведения на дорогах.

Чтобы путь был счастливым.

1



Дорога от дома до школы, правила без­опасного поведения на дорогах.

Дорожные знаки .

1



Дорога от дома до школы, правила без­опасного поведения на дорогах.

Знаки предупреждаю­щие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса.

1



Забота о здоровье и безопасности окружа­ющих людей. Проект «Кто нас защищает».

1



Личная ответствен­ность каждого челове­ка за состояние своего здоровья. Опасные места.

1



Правила безопасного поведения в природе.

Природа и наша безопасность.

1



Человек и природа

Положительное и от­рицательное влияние деятельности человека на природу (в том чис­ле на примере окру­жающей местности).

Экологическая безопасность.

1



Человек и общество (2 часа)

Значение труда в жизни человека и об­щества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.

Для чего нужна экономика.

1



Значение труда в жиз­ни человека и обще­ства. Профессии лю­дей.

Природные богатства и труд лю­дей — основа экономики.

1



Человек и природа (3 ч)

Полезные ископае­мые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ис­копаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Полезные ископае­мые.

1



Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в при­роде и жизни людей.

Растениеводство.

1



Дикие и домашние животные. Роль живот­ных в природе и жизни людей.

Животноводство

1



Человек и общество (4 ч)

Значение труда в жизни человека и об­щества.

Какая бывает промышленность.

1



Значение труда в жизни человека и об­щества.

Отрасли промышленности: до­бывающая, электроэнергетика, металлур­гия, машиностроение, электронная, хими­ческая, лёгкая, пищевая.

1



Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Проект «Экономика родного края».

1



Значение труда в жизни человека и об­щества.

Что такое деньги. Зарплата и сбе­режения. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбе­режения.

1



Четвёртая четверть(16ч)

Человек и природа – 2 ч.Человек и общество – 14ч.

Человек и общество (2ч)

Значение труда в жизни человека и об­щества.

Государственный бюджет.

1



Семья — самое близ­кое окружение челове­ка. Хозяйство семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Семейный бюджет.

1



Человек и природа (2 ч)

Положительное и от­рицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Экономика и экология.

1



Положительное и от­рицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

1



Человек и общество (12ч)

Города Золотого кольца России (по вы­бору). Святыни городов России.

Золотое кольцо России.

1



Города Золотого кольца России (по вы­бору). Святыни городов России.

Города Золотого кольца, их достопримечательности.

1



Наша Родина — Россия. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

.Проект «Музей путешествий».

1



Россия на карте, го­сударственная граница России. Страны и на­роды мира. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов

Наши ближайшие соседи.

1



Страны и народы мира. Знакомство с не­сколькими странами: название, расположе­ние на политической карте, столица, глав­ные достопримечатель­ности.

На севере Европы.

1




Страны и народы мира. Знакомство с не­сколькими странами: название, расположе­ние на политической карте, столица, глав­ные достопримечатель­ности.

Что такое Бенилюкс.

1



Страны и народы мира. Знакомство с не­сколькими странами: название, расположе­ние на политической карте, столица, глав­ные достопримечатель­ности.

В центре Европы.

1



Страны и народы мира. Знакомство с не­сколькими странами: название, расположе­ние на политической карте, столица, глав­ные достопримечатель­ности.

По Франции и Великобритании.

1



Страны и народы мира. Знакомство с не­сколькими странами: название, расположе­ние на политической карте, столица, глав­ные достопримечатель­ности.

На юге Европы.

1



Контрольная работа за год

1



Страны и народы мира. Охрана памятни­ков истории и культу­ры. По знаменитым местам мира.

1



Забота о здоровье и безопасности окружаю­щих людей. Особенно­сти труда людей родно­го края, их профессии. Наша Роди­на — Россия..Города России. Стра­ны и народы мира .

Презентация проектов «Кто нас за­щищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!