Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для учащихся 3-его класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», разработанной на уровень начального общего образования.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в двух частях.. - М.: Просвещение, 2017
КТП рассчитано на 68 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностные УУД:
У учащегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат,
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Учащийся получит возможность для формирования:
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждении об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников
Учащийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Учащийся научится:
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
Учащийся получит возможность научиться:
-узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Учащийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Правила безопасной жизни
Учащийся научится:
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах,
Учащийся получит возможность научится:
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её.
Содержание учебного предмета
3 класс
Раздел учебной программы | Основное содержание раздела учебной программы | Количество часов, 3 класс |
Человек и природа | Природа. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности Вещество. Твёрдые тела, жидкости, газы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана природных богатств (воздуха). Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана природных богатств (воды). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Отдельные представители растений Красной книги. Правила поведения в природе Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана природных богатств (животного мира). Отдельные представители животных Красной книги. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Круговорот веществ. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), Гигиена систем органов. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). | 32 ч |
Человек и общество | Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель культуры.. Значение труда в жизни человека и общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Семья — самое близкое окружение человека. Хозяйство семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним Россия на карте, государственная граница России. Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности | 25 ч |
Правила безопасной жизни | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Правила безопасного поведения в природе. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Физическая культура закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 11 ч |
Итого | | 68 ч |
Количество контрольных работ
Виды контрольных работ | 1 четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
Контрольная работа | - | 1 | - | 1 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Раздел | Тема, элементы содержания | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 четверть(16 ч) Человек и природа – 12ч. Человек и общество – 4ч. |
| Человек и природа | Природа. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей. | 1 | | |
| Человек и общество (4 ч) | Человек — часть природы. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек. Ступеньки познания. | 1 | | |
| Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | | |
| Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | | |
| Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общество. | 1 | | |
| Человек и природа (11 ч) | Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Что такое экология. Что же изучает наука экология. | 1 | | |
| Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | | |
| Вещество. Твёрдые тела, жидкости, газы. Тела, вещества, частицы | 1 | | |
| Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Разнообразие веществ | 1 | | |
| Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана природных богатств (воздуха). Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха. | 1 | | |
| Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Вода. Свойства воды. | 1 | | |
| Состояния воды, её распространение в природе. Круговорот воды в природе. Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. | 1 | | |
| Значение воды для хозяйственной жизни человека. Охрана природных богатств (воды). Берегите воду! | 1 | | |
| Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Что такое почва | 1 | | |
| Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей. Разнообразие растений. | 1 | | |
| Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей. Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | |
Вторая четверть(14 ч) Человек и природа –11ч, Правила безопасной жизни – 3ч |
| Человек и природа (11 ч) | Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Размножение развитие растений. | 1 | | |
| Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Отдельные представители растений Красной книги. Правила поведения в природе. Охрана растений. | 1 | | |
| Животные, их разнообразие. Разнообразие животных. | 1 | | |
| Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Кто что ест. | 1 | | |
| Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | | |
| Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Размножение и развитие животных | 1 | | |
| Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана природных богатств (животного мира). Отдельные представители животных Красной книги. Правила поведения в природе. Охрана животных. | 1 | | |
| Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. В царстве грибов. | 1 | | |
| Круговорот веществ. | 1 | | |
| Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Организм человека. | 1 | | |
| Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), Гигиена систем органов. Органы чувств. | 1 | | |
| Правила безопасной жизни (3 ч) | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | | |
| Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Первая помощь при лёгких травмах. Надёжная защита организма. | 1 | | |
| Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.. Опора тела и движение. Работа над ошибками. | 1 | | |
Третья четверть(22ч) Человек и природа –7 ч. Человек и общество – 7 ч. Правила безопасной жизни – 8 ч |
| Человек и природа (3 ч) | Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 | | |
| Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Измерение частоты пульса. Гигиена систем органов. Дыхание и кровообращение. | 1 | | |
| Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Умей предупреждать болезни. | 1 | | |
| Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Физическая культура закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни. | 1 | | |
| Человек и общество | Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | | |
| Правила безопасной жизни (7ч) | Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Огонь, вода и газ. | 1 | | |
| Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Чтобы путь был счастливым. | 1 | | |
| Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Дорожные знаки . | 1 | | |
| Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса. | 1 | | |
| Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Проект «Кто нас защищает». | 1 | | |
| Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Опасные места. | 1 | | |
| Правила безопасного поведения в природе. Природа и наша безопасность. | 1 | | |
| Человек и природа | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологическая безопасность. | 1 | | |
| Человек и общество (2 часа) | Значение труда в жизни человека и общества. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Для чего нужна экономика. | 1 | | |
| Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Природные богатства и труд людей — основа экономики. | 1 | | |
| Человек и природа (3 ч) | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Полезные ископаемые. | 1 | | |
| Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растениеводство. | 1 | | |
| Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Животноводство | 1 | | |
| Человек и общество (4 ч) | Значение труда в жизни человека и общества. Какая бывает промышленность. | 1 | | |
| Значение труда в жизни человека и общества. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая. | 1 | | |
| Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Проект «Экономика родного края». | 1 | | |
| Значение труда в жизни человека и общества. Что такое деньги. Зарплата и сбережения. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | 1 | | |
Четвёртая четверть(16ч) Человек и природа – 2 ч.Человек и общество – 14ч. |
| Человек и общество (2ч) | Значение труда в жизни человека и общества. Государственный бюджет. | 1 | | |
| Семья — самое близкое окружение человека. Хозяйство семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Семейный бюджет. | 1 | | |
| Человек и природа (2 ч) | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Экономика и экология. | 1 | | |
| Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | 1 | | |
| Человек и общество (12ч) | Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Золотое кольцо России. | 1 | | |
| Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Города Золотого кольца, их достопримечательности. | 1 | | |
| Наша Родина — Россия. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. .Проект «Музей путешествий». | 1 | | |
| Россия на карте, государственная граница России. Страны и народы мира. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов Наши ближайшие соседи. | 1 | | |
| Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. На севере Европы. | 1 | | |
| | Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Что такое Бенилюкс. | 1 | | |
| Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. В центре Европы. | 1 | | |
| Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. По Франции и Великобритании. | 1 | | |
| Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. На юге Европы. | 1 | | |
| Контрольная работа за год | 1 | | |
| Страны и народы мира. Охрана памятников истории и культуры. По знаменитым местам мира. | 1 | | |
| Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Особенности труда людей родного края, их профессии. Наша Родина — Россия..Города России. Страны и народы мира . Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | | |