Разнообразие живых организмов. | |
Введение. Организация живой природы (5 ч) | |
1 | 06/09 | | Урок 1. Организм. ТБ | Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем. Общие признаки живых организмов. Средообразующая роль живых организмов, методы их изучения. Ресурсы урока: учебник, с. 8-9, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть основные уровни организации живой природы. Описывать общие признаки живых организмов. Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов. Метапредметные: Использовать различные источники информации о разнообразии живых организмов, методах их изучения Личностные: определение своей личностной позиции в решении проблемы | учебник, с. 8-9, эл-еприл-е к учебнику | |
2 | | | Урок 2. Вид. | Организм и вид — различные уровни организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популяция — часть вида. Значение объединения особей в популяции и виды. Ресурсы урока: учебник, с. 10-11, , электронное приложение к учебнику | Предметные: Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции и виды. Сравниватьорганизменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы. Приводить примеры близких видов. Метапредметные: формировать умения объяснять связи между особями одной популяции, делать выводы о значении внутрипопуляционных отношений для обеспечения целостности вида, его длительного существования Личностные:Выражают положительное отношение к процессу познания | учебник, с. 10-11, электр-е прил-е к учебнику | + |
3 | | | Урок 3. Природное сообщество | Природное сообщество как надвидовая живая система. Видовая структура сообщества. Роль доминирующих и средообразующих видов. Пространственная структура сообщества. Ресурсы урока: учебник, с. 12-13, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть естественные и искусственные природные сообщества родного края. Объяснять роль ярусности в использовании живыми организмами ресурсов среды обитания. Прогнозировать последствия исчезновения доминирующих и средообразующих видов. Оценивать значение видового разнообразия. Метапредметные: формировать умения использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока Личностные:Проявляют любознательность и интерес к изучению темы | учебник, с. 12-13,электр-е прил-е к учебнику | + |
4 | | | Урок 4. Разнообразие видов в сообществе. Экскурсия. №1. Разнообразие видов в сообществе | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Ресурсы урока: учебник, с. 12-15,электронное приложение к учебнику | Называть черты приспособленности растений к совместному существованию в сообществе.Фиксировать наблюдения в ходе экскурсии Личностные: владеют навыками работы в группе при проведении наблюдений и обсуждении результатов. Соблюдают правила поведения в природе | учебник, с. 12-15,электр-е прил-е к учебнику | + |
5 | | | Урок 5. Экосистема. | Взаимосвязь природного сообщества с неживой природой в процессе круговорота веществ. Экосистема и её компоненты. Пищевые связи организмов в экосистеме. Естественные и искусственные экосистемы, их значение для биосферы. Ресурсы урока: учебник, с. 14-15, электронное приложение к учебнику | Предметные: Приводить примеры организмов производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме. Устанавливать взаимосвязь между живыми компонентами экосистемы и неживой природой. Сравнивать естественные и искусственные экосистемы. Составлять пищевые цепи. Метапредметные:Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии экосистем в биосфере Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности | учебник, с. 14-15, электр-е прил-е к учебнику | + |
Эволюция живой природы (4 ч) | |
6 | 13/09 | | Урок 6. Эволюционное учение. | Ч. Дарвин — основатель учения об эволюции живой природы. Движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания и разнообразие видов — результат эволюции. Ресурсы урока: учебник, с. 18-19, , электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть движущие силы и результаты эволюции. Объяснять формирование приспособлений с позиций учения Дарвина. Метапредметные: формировать уменияиспользовать различные источники информации для подготовки сообщения, презентации доклада о жизни и деятельности Ч. Дарвина, его путешествии Личностные:Проявляют любознательность и интерес к изучению темы | учебник, с. 18-19 электр-е прил-е к учебнику | |
7 | | | Урок 7. Доказательства эволюции. | Эволюция, выраженная в строении организма. Картины прошлого в развитии зародыша. Реликты. Каменная летопись эволюции. Ресурсы урока: учебник, с. 20-21, электронное приложение к учебнику | Предметные: Приводить примеры реликтовых видов животных и растений. Объяснять значение рудиментарных органов, реликтовых видов, сходство ранних этапов эмбрионального развития животных и человека для доказательства эволюции. Метапредметные: Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. Умеют слушать других, принимать другую точку зрения Личностные:понимают личностный смысл учения | учебник, с. 20-21, электр-е прил-е к учебнику | + |
8 | | | Урок 8. История развития жизни на Земле. | Гипотезы о возникновении жизни на Земле. Историческое развитие живой природы: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Ресурсы урока: учебник, с. 22-23, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть эры в истории развития жизни на Земле и наиболее важные события в развитии животного и растительного мира. Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемы Метапредметные: формирование умений работать с геологическими таблицами, анализировать информацию, делать умозаключения. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности | учебник, с. 22-23, электр-е прил-е к учебнику | + |
9 | 20.09 | | Урок 9. Систематика растений и животных. | Систематика организмов как раздел биологии. Основные систематические группы от царства до вида. Сравнение классификации животных и растений. Название видов. Ресурсы урока: учебник, с. 24-25, электронное приложение к учебнику | Предметные: Определять предмет изучения систематики, естественной классификации. Устанавливать соподчинённость основных систематических групп растений и животных. Обосновывать необходимость двойных латинских названий в ботанической и зоологической классификации. Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки Метапредметные: формирование умений: создавать схемы и таблицы для решения учебных задач на основе текста параграфа и дополнительной информации; Личностные: осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками; работать в группе. | учебник, с. 24-25, электр-е прил-е к учебнику | |
Растения — производители органического вещества (22 ч) | |
10 | 27.09 | | Урок 10. Царство Растения. | Ботаника — наука о растениях. Методы изучения. Основные признаки царства Растения. Разнообразие растений. Эволюция растений. Ресурсы урока: учебник, с. 28-29, электронное приложение к учебнику | Предметные:Выявлять отличительные признаки представителей царства Растения. Называть и приводить примеры основных жизненных форм растений. Описывать основные этапы эволюции растений. Обосновывать роль растений в природе. Метпредметные: формирование умений работать с разными источниками географической информации — текстом, схемами; самостоятельно решать учебные задачи; Личностные: определение своей личностной позиции в решении проблемы | учебник, с. 28-29, электр-е прил-е к учебнику | |
11 | 04/10 | | Урок 11.Подцарство Настоящие водоросли. Багрянки. . Роль водорослей в водных экосистемах. Л/Р №1«Изучение одноклеточных водорослей», Л/Р №2«Изучение многоклеточных водорослей. | Водоросли — самые древние растения Земли. Характерные особенности строения водорослей. Особенности строения и разнообразие представителей отдела Зелёные водоросли. Отдел Бурые водоросли — типичные обитатели прибрежной зоны морей и океанов. Самые глубоководные растения — представители царства Багрянки. Ресурсы урока: учебник, с. 30-31, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные особенности состава и строения водорослей. Приводить примеры представителей подцарств Настоящие водоросли и Багрянки. Объяснять причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции. Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей в связи с условиями обитания в водной среде Метапредметные: формирование умений: работать с разными источниками информации, самостоятельно решать учебные задачи; Личностные:определение своей личностной позиции в решении проблемы | учебник, с. 30-31, электр-е прил-е к учебнику | |
14 | 11/10 | | Урок 14. Подцарство Высшие растения. | Эволюция высших растений. Первые наземные растения — псилофиты. Общие черты строения высших растений. Ресурсы урока: учебник, с. 34-35, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть основные события в эволюции высших растений. Выявлять характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений. Сравнивать особенности строения водорослей и высших растений, делать выводы о связи их строения со средой обитания Метапредметные: умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели Личностные:воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 34-35, электр-е прил-е к учебнику | |
15 | 20/10 | | Урок 15. Отдел Моховидные. | Общая характеристика отдела Моховидные. Разнообразие мхов — печёночники и листостебельные мхи. Особенности размножения мхов. Половое и бесполое поколения в цикле развития растений. Ресурсы урока: учебник, с. 36-37, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности. Метапредметные : формировать умения устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов. Делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания Личностные:развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 36-37, электр-е прил-е к учебнику | + |
16 | 18/10 | | Урок 16. Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума. Л/Р № 3«Строение зеленого мха кукушкин лен», Л/Р* №4«Строение мха сфагнум» | Строение кукушкина льна, сфагнума. Сравнение строения водорослей и мхов. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 36-37, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять особенности строения мхов на основе наблюдений при выполнении лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений. Метапредметные: формировать умения формулировать выводы о более высокой организации мхов по сравнению с водорослями. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 36-37, электр-е прил-е к учебнику | |
17 | | | Урок 17. Роль мхов в образовании болотных экосистем. | Средообразующая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Значение мхов в образовании торфа. Ресурсы урока: учебник, с. 38-39, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные особенности сфагновых мхов. Сравнивать особенности строения кукушкина льна и сфагнума. Обосновывать роль сфагновых мхов в болотных экосистемах. Метапредметные: формировать умения оценивать значение болотных экосистем для биосферы, использоватьинформацион-ные ресурсы электронного сопровождения. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 38-39, электр-е прил-е к учебнику | + |
18 | 25/10 | | Урок 18. Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Л/Р №5«Строение папоротника» | Общая характеристика папоротникообразных. Папоротниковидные — живые ископаемые. Особенности строения папоротников. Отделы Хвощевидные и Плауновидные. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 40-41, электронное приложение к учебнику | Предметные: Определять представителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные на натуральных объектах, рисунках. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников. Устанавливать особенности строения и размножения папоротников, хвощей и плаунов в связи с их средой обитания. Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные:Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 40-41, электр-е прил-е к учебнику | |
19 | | | Урок 19. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов. | Древние вымершие папоротникообразные. Образование и значение каменного угля. Разнообразие современных папоротников. Практическое значение папоротниковидных. Ресурсы урока: учебник, с. 42-43, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать роль древних вымерших папоротникообразных в образовании каменного угля. Приводить примеры папоротников, хвощей и плаунов, произрастающих на территории родного края;называть виды, нуждающиеся в охране. Обосновывать значение современных папоротников в лесных экосистемах, их роль в практической деятельности человека. Метапредметные: формировать умения использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений о разнообразии папоротников, хвощей, плаунов. Личностные: осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 42-43, электр-е прил-е к учебнику | + |
20 | 08/11 | | Урок 20. Отдел Голосеменные. Л/Р №6«Строение побегов хвойных растений» Л/Р №7«Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» | Общие черты семенных растений. Эволюционные преимущества семенного размножения. Отличительные особенности голосеменных растений. Особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Строение шишек и семян сосны обыкновенной. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 44-45, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять общие черты семенных растений. Объяснять преимущества семенного размножения перед раз-множением с помощью спор. Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений и делать выводы, соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать самостоятельно | учебник, с. 44-45, электр-е прил-е к учебнику | |
21 | | | Урок 21. Разнообразие хвойных. | Разнообразие хвойных. Изучение строения побегов и шишек хвойных растений. Хвойные растения как самая многочисленная группа современных голосеменных. Древние голосеменные — живые ископаемые. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 44-47, электронное приложение к учебнику | Предметные: Приводить примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных. Уста-навливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои. Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятель-ности. Использовать ресурсы электронного приложения. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 44-47, электр-е прил-е к учебнику | + |
22 | | | Урок 22. Роль голосеменных в экосистеме тайги. | Лесообразующая роль голосеменных растений. Основные лесообразующие породы и их значение в природе и жизни человека. Темнохвойнаяи светло- хвойная тайга. Тайга — устойчивая экосистема. Значение хвойных лесов. Рациональное использование и охрана. Ресурсы урока: учебник, с. 48-49, электронное приложение к учебнику | Предметные: Сравнивать доминирующие виды темнохвойной и светлохвойной тайги. Прогнозировать последствия нерациональ-ной деятельности человека для развития экосистемы тайги. Оценивать значение тайги как устойчивой экосистемы для сох-ранения целостности биосферы; важность природоохранной деятельности, своего участия в ней Метапредметные:формирование умений работать с текстом учебника; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу; Личностные:осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 48-49, электр-е прил-е к учебнику | + |
23 | 15/11 | | Урок 23. Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Л/Р №8«Признаки однодольных и двудольных растений» | Покрытосеменные (Цветковые) растения — наиболее высокоорганизованная и разнообразная группа высших растений. Отличительные признаки покрытосеменных растений. Классы покрытосеменных, их происхождение. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 50-51, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных. Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений. Метапредметные: формировать умения применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. Использовать информационные ресурсы. Личностные:Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 50-51, электр-е прил-е к учебнику | |
24 | 2211 | | Урок 24. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Л/Р №9«Признаки растений семейства Крестоцветные, П/Р №1 «Определение растений семейства Крестоцветные». | Отличительные признаки семейства Крестоцветные. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение крестоцветных в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ. Ресурсы урока: учебник, с. 52-53, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Крестоцветные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях повседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 52-53 электр-е прил-е к учебнику | |
25 | 29/11 | | Урок 25. Семейство Бобовые. Л/Р №10« Признаки растений семейства Бобовые»; П/Р №2. « Определение растений семейства Бобовые» | Отличительные признаки семейства Бобовые. Разнообразие видов. Жизненные формы растений семейства. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение бобовых в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ. Ресурсы урока: учебник, с. 54-55, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать отличительные признаки растений семейства Бобовые, составлять формулу цветка. Приводитьпри-меры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Бобовые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях повседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 54-55, электр-е прил-е к учебнику | |
26 | 06/12 | | Урок 26. Семейство Паслёновые. Л/Р №11*«Признаки растений семейства Пасленовые»; | Отличительные признаки семейства Паслёновые. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение паслёновых в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ. Ресурсы урока: учебник, с. 56-57, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Паслёновые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной работы. Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях повседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 56-57, электр-е прил-е к учебнику | |
27 | 13/12 | | Урок 27. Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Л/Р № 12*«Признаки растений семейства Лилейные»;, П/Р №3«Определение растений семейства Лилейные» | Отличительные признаки семейства Лилейные. Разнообразие видов. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение лилейных в природе, охраняемые виды. Определение растений семейства. Цели и задачи, организация лабораторной и практической работ. Ресурсы урока: учебник, с. 58-59, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать отличительные признаки растений семейства Лилейные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Лилейные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях повседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 58-59 электр-е прил-е к учебнику | |
28 | 20/12 | | Урок 28. Семейство Злаки. Л/Р №13«Строение пшеницы» | Отличительные признаки семейства Злаки. Разнообразие видов. Жизненные формы семейства. Дикорастущие, культурные растения семейства. Значение злаковых в природе и жизни человека, охраняемые виды. Определение растений семейства. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 60-61, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать отличительные признаки растений семейства Злаки, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Злаки по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе л/р. Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях повседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 60-61,электр-е прил-е к учебнику | |
29 | | | Урок 29. Выращивание овощных растений в теплице. Экскурсия №2 | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в теплице. Ресурсы урока: учебник, с. 60-61, электронное приложение к учебнику | Предметные: Обосновывать условия выращивания растений в закрытом грунте. Применять методы наблюдения и измерения, сравнивать виды и сорта. Устанавливать связь между особенностями строения и условиями обитания растений. Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений во время экскурсии. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в теплице Личностные: осознание практической значимости развития тепличного хозяйства | учебник, с. 60-61электр-е прил-е к учебнику | + |
30 | | | Урок 30. Роль покрытосеменных в развитии земледелия. | Основные направления земледелия. История развития земледелия. Пшеница — основная зерновая культура. Твёрдая и мягкая, озимая и яровая формы пшеницы. Овощеводство. Сорта и разновидности капусты. Ресурсы урока: учебник, с. 62-63, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть основные культурные растения различных семейств. Устанавливать отличительные особенности твёрдой и мягкой, озимой и яровой форм пшеницы, разновидностей капусты. Метапредметные: формировать умения использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о хлебных зерновых культурах, овощах Личностные: осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 62-63, электр-е прил-е к учебнику | + |
31 | 27/12 | | Урок 31. Обобщающий. К/р №1 «Покрытосеменные растения» | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: учебник, с. 28-64, электронное приложение к учебнику | Предметные: Определять и классифицироватьпредставителей царства Растения, приводить примеры цветковых растений различных семейств. Описывать характерные особенности растений различных систематических групп.Устанавливать филогенетические связи между отделами растений, делать выводы об эволюции растительного мира.Обосновывать роль мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных в естественных экосистемах. | учебник, с. 28-64, электр-е прил-е к учебнику | |
Животные — потребители органического вещества (28 ч) | |
32 | | | Урок 32. Царство Животные. ТБ | Зоология — наука о животных, методы её изучения. Характерные признаки животных. Типы симметрии многоклеточных животных. Происхождение и развитие животного мира. Ресурсы урока: учебник, с. 66-67, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять отличительные признаки царства Животные. Описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира. Метапредметные: формировать умения использовать различные источники информации. Личностные:Развитие и формирование интереса к изучению представителей царства Животные. | учебник, с. 66-67, электр-е прил-е к учебнику | + |
33 | 10.01 | | Урок 33.Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы. | Общие признаки представителей под- царства Одноклеточные. Характерные особенности подцарстваОдноклеточ-ные, или Простейшие, деление на типы. Тип Саркожгутиконосцы, роль его представителей в водных экосистемах. Ресурсы урока: учебник, с. 68-69, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы. Приводить примеры представителей типа. Метапредметные: формировать умения распознавать представителей подцарства и типа по рисункам, фотографиям. Обосновывать роль простейших в экосистемах Личностные: формирование способностей к саморазвитию и самообразованию на основе решения учебных задач. | учебник, с. 68-69, электр-е прил-е к учебнику | |
34 | | | Урок 34. Тип Споровики. Тип Инфузории. | Тип Споровики: особенности строения, размножения в связи с паразитическим образом жизни. Тип Инфузории — наиболее сложноорганизованные простейшие, особенности их строения, образа жизни, размножения. Роль представителей типа Инфузории в экосистемах и жизни человека. Ресурсы урока: учебник, с. 68-71, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать и выявлять характерные признаки типов Споровики, Инфузории. Характеризовать роль представителей типов в экосистемах и жизни человека. Устанавливать взаимосвязь в строении и размножении малярийного плазмодия в связи с паразитическим образом жизни. Метапредметные: формировать умения распознавать представителей типов Споровики и Инфузории на таблицах, фото-графиях, микропрепаратах. Приводить доказательства более сложной организации инфузорий по сравнению с представите-лями других типов. Раскрывать роль простейших в экосистемах Личностные: развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 68-71, электр-е прил-е к учебнику | + |
35 | 17/01 | | Урок 35.Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах | Характерные признаки подцарства Многоклеточные. Происхождение многоклеточных, их разнообразие. Беспозвоночные, их роль в экосистемах. Ресурсы урока: учебник, с. 72-73, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей многоклеточных животных. Обосновывать выводы об усложнении живой природы в ходе эволюции. Выделять признаки наиболее вероятного предка многоклеточных беспозвоночных. Раскрывать роль беспозво-ночных в экосистемах Метапредметные: уметь оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира Личностные: развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 72-73, электр-е прил-е к учебнику | |
36 | 24/01 | | Урок 36. Тип Кишечнополостные. | Основные признаки кишечнополостных, среда их обитания. Гидра — типичный представитель типа. Разнообразие кишечнополостных. Роль в экосистемах, значение для человека. Ресурсы урока: учебник, с. 74-75, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные. Приводить примеры представителей разных классов типа Кишечнополостные. Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими. Метапредметные: формировать умения устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности гидры обыкновенной, раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах Личностные: развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 74-75, электр-е прил-е к учебнику | |
37 | 07/02 | | Урок 37. Тип Плоские черви. | Характерные признаки типа Плоские черви. Разнообразие плоских червей, систематические группы. Особенности образа жизни, жизненный цикл представителей типа. Роль плоских червей в экосистемах. Соблюдение правил гигиены — основа профилактики гельминтозов. Ресурсы урока: учебник, с. 76-77, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выделять характерные особенности типа Плоские черви. Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей. Метапредметные: формировать умения применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами плоских червей. Личностные:развитие интеллектуальных и творческих способностей | учебник, с. 76-77, электр-е прил-е к учебнику | |
38 | 14.02 | | Урок 38. Тип Круглые черви. | Характерные признаки типа Круглые черви. Нематода и аскарида — типичные представители типа. Разнообразие круглых червей, их роль в экосистемах. Меры борьбы и профилактика заражения паразитическими круглыми червями. Ресурсы урока: учебник, с. 80-81, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать характерные особенности типа Круглые черви. Устанавливать черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими — появление первичной полости тела. Распознавать представителей круглых червей, используя наглядные средства. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности и средой обитания круглых червей. Метапредметные: формировать умения применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами круглых червей Личностные:Оценивают свою учебную деятельность | учебник, с. 80-81, электр-е прил-е к учебнику | |
39 | 21.02 | | Урок 39. Тип Кольчатые черви. Л/Р № 14«Внешнее строение дождевого червя» | Характерные признаки представителей типа Кольчатые черви. Разнообразие, классификация. Класс Многощетинковые черви: типичные представители, основные признаки, образ жизни. Класс Малощетинковые черви; типичный представитель — дождевой червь. Внешнее строение дождевого червя. Класс Пиявки: основные признаки, образ жизни, типичные представители. Роль кольчатых червей в экосистемах и жизни человека. Ресурсы урока: учебник, с. 82-85, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми червями — наличие замкнутой кровеносной системы и вторичной полости тела. Распознавать и классифицировать представителей типа Кольчатые черви. Устанавливать взаимосвязь между строением и жизнедеятельностью дождевого червя с обитанием в почве. Сравнивать представителей разных классов кольчатых червей. Обосновывать значение дождевых червей в почвообразовании. Метапредметные: формировать умения использоватьинформационные ресурсы, работать в парах. Личностные:Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 82-85, электр-е прил-е к учебнику | |
40 | 28/02 | | Урок 40. Тип Моллюски. Л/Р № 15«Строение раковины моллюска» | Характерные признаки представителей типа Моллюски. Прудовик обыкновенный, особенности строения. Разнообразие моллюсков, их классификация. Характерные признаки представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Роль моллюсков в экосистемах и жизни человека. Усложнение организации моллюсков. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 86-89, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей. Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей типа Моллюски. Обосновывать роль моллюсков в водных экосистемах. Метапредметные: формировать умения применять знания в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 86-89, электр-е прил-е к учебнику | |
41 | 14/03 | | Урок 41. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | Общая характеристика представителей типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак, особенности строения, образа жизни в связи с условиями обитания. Разнообразие ракообразных, их роль в экосистемах и жизни человека. Ресурсы урока: учебник, с. 90-93, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные приз-наки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями. Определятьпредста-вителей класса Ракообразные на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения реч-ного рака с условиями среды его обитания. Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека. Метапредметные: формирование умений использовать ресурсы электронного приложения. Личностные: развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 90-93, электр-е прил-е к учебнику | |
42 | | | Урок 42. Класс Паукообразные. | Характерные признаки класса Паукообразные. Паук-крестовик, особенности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания. Разнообразие паукообразных, их роль в экосистемах. Меры профилактики клещевого энцефалита и болезни Лайма. Ресурсы урока: учебник, с. 94-95, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные признаки паукообразных. Определять и классифицировать представителей класса по ри-сункам, коллекциям, фотографиям. Распознавать ядовитых паукообразных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных с их хищным и паразитическим образом жизни. Объяснять необходимость мер профилактики клещевого энцефалита и болезни Лайма. Метапредметные: формирование умений интерпретировать и обобщать информацию при работе в паре Личностные:Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 94-95, электр-е прил-е к учебнику | + |
43 | | | Урок 43. Класс Насекомые: характерные признаки, особенности строения. Л/Р № 16«Внешнее строение насекомого» | Общая характеристика, особенности строения. Среды жизни представителей класса Насекомые. Особенности внешнего строения насекомых. Особенности внутреннего строения насекомых. Ресурсы урока: учебник, с. 94-95, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать характерные признаки внешнего и внутреннего строения представителей класса Насекомые. Устанав-ливать взаимосвязь строения насекомых с образом их жизни и средой обитания Метапредметные: формирование умений интерпретировать и обобщать информацию при работе в паре Личностные:Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | : учебник, с. 94-95, электр-е прил-е к учебнику | + |
44 | | | Урок 44. Особенности размножения и развития насекомых, их роль в экосистемах и жизни человека. | Типы развития насекомых. Основные отличия насекомых разных отрядов. Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах и жизни человека. Охрана насекомых. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 96-99, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять черты более высокой организации насекомых по сравнению с представителями других классов в про-цессе выполнения лабораторной работы. Определять, сравнивать и классифицировать представителей различных отрядов класса Насекомые, используя коллекции, рисунки, фотографии. Устанавливать различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением. Метапредметные: формирование умений определять понятия, применять схемы для объяснения сути процессов Личностные: осознают необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых. | учебник, с. 96-99, электр-е прил-е к учебнику | + |
45 | | | Урок 45. Тип Хордовые. Позвоночные животные | Прогрессивные признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Признаки прогрессивного развития строения хордовых. Ланцетник — представитель подтипа Бесчерепные. Общая характеристика подтипа Черепные, или Позвоночные. Ресурсы урока: учебник, с. 100-101, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать основные приз-наки типа Хордовые. Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных. Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными. Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных Метапредметные: формирование навыков наблюдения и описывания различных представителей животного мираЛичностные:развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 100-101, электр-е прил-е к учебнику | + |
46 | 28/03 | | Урок 46. Надкласс Рыбы. Л/Р №17«Внешнее строение рыбы»,, Л/Р № 18«Внутреннее строение рыбы» | Рыбы — древние позвоночные животные. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к условиям водной среды. Цели и задачи, организация лабораторной работы по изучению внешнего и внутреннего строения рыбы. Ресурсы урока: учебник, с. 102-103, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб. Выявлять черты приспособленности к обитанию в водной среде. Обосновывать роль представителей надкласса в водных экосистемах. Изучать внешнее и внутреннее строение на основе наблюдений в процессе выполнения лабораторной работы.Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений,делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 102-103 электр-е прил-е к учебнику | |
47 | | | Урок 47. Класс Хрящевые рыбы. | Характерные признаки класса Хрящевые рыбы. Подклассы Пластиножаберные, Химеровые. Роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека, их охрана. Ресурсы урока: учебник, с. 104-105, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать внешнее и внутреннее строение рыб в связи с жизнью в водной среде. Выявлять признаки более низкой организации хрящевых рыб по сравнению с костными. Распознавать и классифицировать представителей хрящевых рыб по таблицам, рисункам, фотографиям. Метапредметные: формировать умения наблюдать и описывать поведение рыб. Обосновывать роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека, необходимость их охраны Личностные: осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 104-105 электр-е прил-е к учебнику | + |
48 | 04/03 | | Урок 48. Класс Костные рыбы. | Характерные признаки класса Костные рыбы. Подклассы Лопастепёрые (двоякодышащие, кистепёрые), Луче-пёрые. Разнообразие лучепёрых рыб в природе и жизни человека. Охраняемые виды рыб. Ресурсы урока: учебник, с. 106-107, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать основные приз-наки класса Костные рыбы. Определять и сравнивать представителей костных рыб по таблицам, рисункам, фотографиям. Выявлять черты более высокой организации костных рыб по сравнению с хрящевыми, лучепёрых по сравнению с лопастепёрыми. Объяснять причины разнообразия рыб с позиции знаний о движущих силах эволюции. Метапредметные: формирование умений использовать информационные ресурсы Личностные:осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 106-107, электр-е прил-е к учебнику | |
49 | 04.04 | | Урок 49. Класс Земноводные или Амфибии. | Характерные признаки класса Земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных по сравнению с рыбами. Особенности процессов размножения, развития и происхождения земноводных. Разнообразие земноводных. Роль земноводных в экосистемах. Охраняемые виды. Ресурсы урока: учебник, с. 108-111, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания. Метапредметные: формировать умения наблюдать стадии индивидуального разви-тия лягушки. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Личностные:развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с.108-111электр-е прил-е к учебнику | |
50 | 11/04 | | Урок 50. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. | Характерные признаки класса Пресмыкающиеся. Особенности размножения и развития. Происхождение пресмыкающихся, разнообразие, классификация. Роль пресмыкающихся в экосистемах и жизни человека. Охраняемые виды. Ресурсы урока: учебник, с. 112-115, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся. Определять и классифицироватьПресмыкаю-щихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Метапредметные: формирование навыков сравнения пресмыкающихся и земно-водных, умений делать выводы о причинах их сходства и различия., устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Личностные:развитие навыков самостоятельной работы с текстом, рисунками и таблицами | учебник, с. 112-115 электр-е прил-е к учебнику | |
51 | 18.04 | | Урок 51. Класс Птицы. Л/Р № 19«Внешнее строение птицы» | Общая характеристика класса Птицы. Изучение особенностей внешнего строения. Цель, задачи, организация лабораторной работы. Внутреннее строение птиц. Черты прогрессивной организации птиц. Происхождение птиц. Размножение и развитие птиц. Ресурсы урока: учебник, с. 116-117, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать особенности внеш-него строения птиц в процессе выполнения лабораторной работы. Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхож-дении птиц. Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту. Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете, правила обращения с лабораторным оборудованием. Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 116-117 электр-е прил-е к учебнику | |
52 | | | Урок 52. Птицы наземных и водных экосистем. | Основные экологические группы: птицы леса, птицы открытых пространств, птицы водоёмов и побережий. Характерные особенности внешнего строения и образа жизни птиц в связи со средой обитания. Охраняемые виды птиц. Ресурсы урока: учебник, с. 120-121, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать особенности строения и образа жизни птиц в связи с жизнью в определённых экосистемах. Обосновывать необходимость охраны птиц наземных и водных экосистем. Метапредметные: формирование умений использоватьинформационные. Личностные:Формирование и развитие экологического мышления | учебник, с. 120-121 электр-е прил-е к учебнику | + |
53 | 16.05 | | Урок 53. Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения. | Основные признаки класса. Особенности внешнего строения. Внутреннее строение млекопитающих. Ресурсы урока: учебник, с. 122-124, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описыватьосновные приз-наки млекопитающих. Распознавать и классифицировать конкретных представителей класса на рисунках, фотографиях, таблицах. Сравнивать млекопитающих с пресмыкающимися,делать выводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации. Объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих Метапредметные: формирование умений формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей, составлять схемы; Личностные: развитие навыков самостоятельной работы с таблицами и текстами. | учебник, с. 122-124, электр-е прил-е к учебнику | |
54 | | | Урок 54. Особенности размножения и развития млекопитающих. | Первозвери и звери. Низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Отряд Приматы. Особенности размножения и развития плацентарных млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Ресурсы урока: учебник, с. 124-125, электронное приложение к учебнику | Предметные: Сравнивать особенности размножения представителей первозверей и зверей, сумчатых и плацентарных млекопитающих. Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих. Метапредметные: формирование умений использовать информационные ресурсы. Личностные:развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 124-125 электр-е прил-е к учебнику | + |
55 | | | Урок 55. Роль млекопитающих различных экосистем. | Роль млекопитающих в экосистемах. Млекопитающие леса, открытых пространств, водных экосистем, почвы. Ресурсы урока: учебник, с. 126-127, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни млекопитающих различных экосистем. Приводить примеры представителей млекопитающих различных экосистем, редких и исчезающих видов. Определятьпредста-вителей млекопитающих различных экосистем, используя, рисунки, фотографии. Метапредметные: формирование умений формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связейЛичностные: Формирование и развитие экологического мышления | учебник, с. 126-127, электр-е прил-е к учебнику | + |
56 | | | Урок 56. М лекопитающие родного края. Экскурсия. № 3 | Цели и задачи, организация экскурсии в краеведческий музей. Ресурсы урока: учебник, с. 128-129, , электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть млекопитающих разных экосистем родного края. Описывать черты приспособленности млекопитающих к жизни в разных экосистемах. Выявлять черты различия млекопитающих разных экологических групп. Метапредметные: формирование навыков публичного выступления, ведения дискуссии. Личностные: Формирование и развитие экологического мышления | учебник, с. 128-129, электр-е прил-е к учебнику | + |
57 | | | Урок 57. Роль птиц и млекопитающих в жизни человека. | История одомашнивания животных человеком. Животноводство, основные направления: скотоводство, овцеводство, свиноводство, коневодство, звероводство, птицеводство. Основные породы домашних животных. Предки домашних животных. Ресурсы урока: учебник, с. 128-129, электронное приложение к учебнику | Предметные: Оценивать значение птиц и млекопитающих в жизни и хозяйственной деятельности человека. Называть предков домашних птиц и млекопитающих, их основные породыМетапредметные: формирование умений создавать таблицы и схемы; работать индивидуально и в группе Личностные: осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 128-129 электр-е прил-е к учебнику | + |
58 | 19.05 | | Урок 58. Обобщающий. К/р №2 «Животные». | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: учебник, 130-132, электронное приложение к учебнику | Предметные: Выявлять характерные особенности животных разных типов и классов. Устанавливать взаимосвязи строения и образа жизни животных с условиями среды обитания. Классифицироватьпредставите-лей царства Животные. Устанавливать филогенетические связи между основными типами животных. | учебник, 130-132, электр-е прил-е к учебнику | |
Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч) | |
59 | 23.05 | | Урок 59. Царство Бактерии. | Характерные признаки царства Бактерии. Разнообразие бактерий. Строение и размножение. Средообразующая роль бактерий в биосфере. Ресурсы урока: учебник, с. 132-133, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать характерные признаки бактерий. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий — возбудителей заболеваний человека. Раскрывать значение бактерий в экосистемах, деятельности человека. Метапредметные: формировать умения применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями Личностные:развитие мотивации к получению новых знаний | учебник, с. 132-133, электр-е прил-е к учебнику | |
60 | 25/05 | | Урок 60. Царство Грибы. Л/Р №20«Строение плодовых тел шляпочных грибов» П/Р №4 «Определение съедобных и ядовитых грибов | Общая характеристика грибов. Признаки сходства и различия с растениями и животными. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Микориза — симбиоз мицелия с корнями высших растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, с. 134-137, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать признаки одно-клеточных и многоклеточных грибов. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных. Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания. Объяснятьсредообразующую роль грибов в природе. Метапредметные: формировать умения фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованиемЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 134-137 электр-е прил-е к учебнику | |
61 | | | Урок 61. Роль грибов в природе и жизни человека. » | Съедобные, условносъедобные и ядовитые грибы. Отличительные особенности экологических групп грибов. Грибы-паразиты. Средообразующая роль грибов. Определение съедобных и ядовитых грибов. Ресурсы урока: учебник, с. 134-135, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать признаки грибов различных экологических групп. Распознавать и классифицировать съедобные, ядо-витые и паразитические грибы по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Оценивать роль грибов в экосистемах. Метапредметные: Соблюдение правила сборки плодовых тел шляпочных грибов. Формирование навыков оказания первой помощи при отравлении грибамиЛичностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | учебник, с. 134-135 электр-е прил-е к учебнику | + |
62 | 30.05 | | Урок 62. Лишайники. | Лишайники — симбиотические организмы. Особенности строения, размножения и роста лишайников. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах. Лишайники — индикаторы загрязнения среды. Средообразующая роль лишайников. Ресурсы урока: учебник, с. 138-139, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты лишайника как симбиотического организма. Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники. Раскрывать роль лишайников в экосистемах. Метапредметные: формирование умений работать с таблицами, рисунками и электронными ресурсами. Личностные:осознают важность бережного отношения к природе. | учебник, с. 138-139 электр-е прил-е к учебнику | |
Биоразнообразие (5 ч) | |
63 | | | Урок 63. Видовое разнообразие. | Биологическое разнообразие, его компоненты. Видовое разнообразие — результат эволюции. Сокращение видового разнообразия в процессе антропогенной деятельности. Устойчивость экосистем. Ресурсы урока: учебник, с. 142-143, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть и определять исчезнувшие виды растений и животных на рисунках и фотографиях. Оценивать значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы. Устанавливать причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека. Метапредметные: формировать умения прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для целостности биосферы Личностные:осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 142-143, электр-е прил-е к учебнику | + |
64 | | | Урок 64.Экосистемное разнообразие. | Экосистемное разнообразие. Лесные и степные экосистемы. Сокращение разнообразия лесных экосистем, преобразование степных экосистем. Ресурсы урока: учебник, с. 144-145, электронное приложение к учебнику | Предметные: Описывать естественные и искусственные экосистемы, лесные и степные экосистемы. Объяснять причины сокращения экосистем лесов и степей. Метапредметные: формирование умений прогнозировать последствия сокращения естественных экосистем для биосферы Личностные:осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 144-145, электр-е прил-е к учебнику | + |
65 | | | Урок 65. Пути сохранения биоразнообразия. | Пути сохранения видового разнообразия. Красные книги. Заповедники — эталоны дикой природы, их роль в сохранении видового и экосистемного разнообразия. Меры охраны экосистемного разнообразия. Ресурсы урока: учебник, с. 148-149, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть и определять некоторые редкие и исчезающие виды, включённые в федеральную и региональную Красные книги, по рисункам, фотографиям. Знать наиболее известные особо охраняемые природные территории (ООПТ) России и своего края. Оценивать значение Красных книг и ООПТ. Объяснять роль биосферных заповедников. Метапредметные: формировать умения прогнозировать последствия сокращения численности популяций редких видов. Использовать информационные ресурсы. Личностные:осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 148-149, электр-е прил-е к учебнику | + |
66 | 13/05 | | 67. Обобщающий. «Биоразнообразие» | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть и характеризовать органы и системы органов растительного и животного организмов. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в природных сообществах и биосфере в целом. Определятьсредообразующую роль представителей различных царств. | | + |
66 | 18.05 | | Урок 66. Разнообразие птиц леса родного края. Экскурсия №4 | Цель, задачи и организация экскурсии. Ресурсы урока: учебник, с. 144-145, электронное приложение к учебнику | Предметные: Называть и определять птиц, обитающих на территории родного края. Описывать черты приспособленности птиц к жизни в разных ярусах леса. Метапредметные: формировать умения фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе Личностные:осознают важность бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; | учебник, с. 144-145 электр-е прил-е к учебнику | + |
68 20/05 Повторение | + |