№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание курса | Планируемые результаты | Примечание |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
«Особенности драматургии сценической музыки» (17ч.) |
1 | | Классика и современность. | Понятия «классика», «классика жанра», «классическая музыка», «стиль», «опера» Вечные темы классической музыки.. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки. Музыка И. Баха, А. Вивальди; О.Митяев – «Как здорово» | Усвоить, осознать разницу между музыкой, к которой надо идти шаг за шагом (серьёзная), в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня, и которая сама идёт к нам (лёгкая). Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. | П: Познать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, Р: Самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки К: Уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать) мнение собеседника. | |
2 | | В музыкальном театре. Опера. | Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив. Страницы истории Челябинского театра оперы и балета им. М.Глинки. | Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе. Понимать в чём заключается основной конфликт музыкального спектакля. Накапливать опыт зрителя-слушателя, чтобы уметь раскрывать борьбу сил действия и противодействия. Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. | П: Входить в мир музыкальных образов (Иван Сусанин, Ваня, Антонида) их анализ, сопоставление, поиск ответов на проблемные вопросы; проявить интерес к воплощению приемов деятельности композиторов. Р: Устойчиво проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений и слушанию музыкальных фрагментов на уроке, К: Владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, систематизации, классификации информации о музыке, певцах в процессе восприятия и исполнения музыки. | |
3 | | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты) | Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх. | |
4 | | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | Композитор А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты). Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. Ария. Голоса Челябинской оперы. | Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних. Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | П: Выявить специфику музыкальной культуры своей страны; понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России (польский и русский национальный колорит); идентифицировать /сопоставлять/ термины и понятия музыкального языка оперы, пополнять музыкальный словарь. Р: Осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. К: Принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. | |
5 | | В музыкальном театре. Балет. | Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. | Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности;. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; Узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня. | П: Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Р: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. К: Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. | |
6 | | Балет Б.И.Тищенко «Ярославна» | Знакомство с балетом Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. | Осознать через музыкально-поэтические картины тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Эстетические потребности, ценности и чувства. | П: Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Р: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. К: Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. | |
7 | | Героическая тема в музыке. | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Галерея героических образов. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. «Былина о Добрыне Никитиче»; «Александр Невский» С. Прокофьева; Опера «Князь Игорь» А. Бородина. | Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки. | Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях получения нового совершенно необычного музыкального материала. | П: Поиск ответа на вопросы: «Музыку какого характера исполняет гусляр, изображённый на картине В. Васнецова?», « Какие выразительные особенности, детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?» Р: Найти среди нотных примеров и спеть тему виватного канта XVIII в., подчеркнув при исполнении его призывные интонации. Закрепить в сознании семиклассников темы героического прошлого Руси. К: Почувствовать звукозависимость мужской и женской групп смешанного хора в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева (героическая и лирическая темы), при вокализации тем слушать себя и товарищей. | |
8 | | В музыкальном театре. Первая американская национальная опера. | Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Банджо. Хит. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. | Развить ассоциативно-образное мышление уч-ся, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Расширить представления учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов. | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира; Уважительное отношение к истории и культуре других народов. | П: Актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина. Р: Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс».; проследить развитие взаимоотношений разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма. К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи. | |
9 | | Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии сценической музыки» | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление знаний об особенностях драматургии сценической музыки.. | Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. | Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров. | Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений. П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. | |
10 | | Опера Ж. Бизе «Кармен» | Самая популярная опера в мире. Творчество французского композитора Ж.Бизе Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты). Образы Хозе и Эскамильо. | Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие. | Презрение к корысти в человеческих отношениях. | П: Освоение содержания учебника, собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе. Р: Самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь. К: Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. | |
11 | | Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита» | Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Сюита. | Принять современную интерпретацию музыки оперы «Кармен» в балете «Кармен-сюита». Понять проблему соотношения серьёзного и лёгкого, их взаимодополнение, обогащение – каждый из них становится многограннее и правдивее. | Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. | П: Поиск ответа на вопросы: «Каковы законы каждого жанра (оперы и балета)?», «Учитываются ли они в рассмотренных произведениях?», «Так ли Кармен бесстрашна в финале балета?», «На что указывают аккордовое, безмелодичное звучание в марше Тореадора?» Р: Собирать коллекции классической музыки; распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии (через декорации, костюмы, грим), средства музыкальной выразительности. К: Противопоставление - контраст бездушных тем масок и проникновенные образы главных героев; объяснить контакт (единство) и разобщённость настроения и восприятие происходящих событий музыкально-сценического представления. | |
12 | | Сюжеты и образы духовной музыки. | Музыка И.С. Баха – язык всех времен и народов. Месса, сюита, фуга. полифония. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. | Уметь: называть полные имена композиторов; Знать понятия: Месса, сюита, фуга. полифония. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. | П: Распознваать в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной. Р: Жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений. К: Самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки. | |
13 | | Музыкальное «зодчество» России. | С.Рахманинов «Всенощное бдение». Духовная музыка русских композиторов. Знакомство с вокально- драматическим творчеством русского икомпозиторов С.Рахманинова. | Уметь: называть полные имена композиторов; Знать понятия: Духовная музыка. Всенощная. Определить общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. | Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества. | |
14 | | Рок-опера. | Углубление знакомства с рок-оперой. Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Просмотр эпизодов из фильма. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты) | Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | П: Определить, к какому жанру – классической или современной опере – принадлежит эта музыка? Ответить на вопросы в учебнике; Р: Использовать логическую цепочку «от классического музыкально-сценического спектакля - к рок-опере»; К: Участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов; исполнение и оценка разных песенных жанров, оценка воздействия разных песенных жанров на собственное отношение к ним. | |
15 | | Музыка к драматическому спектаклю. | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Полистилистики. Сюита.Симфонический театр. Д.Кабалевский музыка к спектаклю «Ромео и Джудьетта» | Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии. | Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. | П: Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?» Р: Размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь. К: Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. | |
16 | | «Гоголь-сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | Сюита. Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. | |
17 | | Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии сценической музыки». | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление знаний об особенностях драматургии сценической музыки. | Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. | Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны. | Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений. П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. | |
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.) |
18/1 | | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, секвенция, разработка, имитация. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки. | Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Расширение музыкального кругозора. | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира. | П: Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Р: Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. К: Умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. | |
19/2 | | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. | Развитие музыкальной культуры во взаимодествии двух направлений. Знать понятия: духовная, светская музыка, камерная музыка Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Главное в музыке – развитие. Фуга «Ля-минор» для органа, Ария из «Высокой мессы» си-минор И. С. Баха, «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова | Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. | Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей. | П: Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Р: Разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ. самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач. в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. К: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | |
20/3 | | Камерная инструментальная музыка. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанры: Камерная музыка. Концертный этюд. Камерный зал органной музыки. | Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони; Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Постижение музыки композиторов романтиков через пение. | П: Актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации. Р: Проследить вариационность и рондоóбразность на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, чтобы усвоить значение секвенции и имитации. К: Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки. | |
21/4 | | Этюд. Транскрипция. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация» на примере музыки Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони. | Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Сравнивать и выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции. | Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные | |
22/5 | | Циклические формы инструментальной музыки. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере А.Шнитке. Осмысление роли музыки прошлого в формировании музыкальной культуры современного слушателя. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке. Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо. | Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Обобщать представления об особенностях формы инструментального концерта, концерто гроссо. | Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. | П: Поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?» Р: Озаглавить тему урока, используя собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки. К: Владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки. | |
23/6 | | Соната. Сонатная форма. | Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий. Углублённое знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма. «Пететическая» соната №8 для фортепиано Л. Бетховена; Соната №11 В. Моцарта; Соната №2 С. Прокофьева. | Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Закрепления понятий: сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал. Форма сонатного allegro. | Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | П: Формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей. Р: Осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. К: Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, | |
24/7 | | Соната. Принципы музыкального развития. | |
25/8 | | Симфоническая музыка. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена. Симфония №43 И. Гайдна Симфония №40 В. Моцарта Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева Симфония №5 Л. Бетховена Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта Симфония №1 В. Калинникова Симфония №5 П. Чайковского Симфония №7 «Ленинградска» Д. Шостаковича. Жанр симфонической музыки в творчестве композиторов Урала. | Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Знакомиться с симфоническим творчеством композиторов. Осознавать значение и понимать структуру сонатного allegro, на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романа в звуках. Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе. Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. | П: Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Р: Устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке и во внеурочной деятельности. Сопережить вместе с композитором время создания сочинений; идентифицировать /сопоставление/ термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. К: Умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. | |
26/9 | | Сопоставление и контраст музыкальных образов симфоний. | |
27/10 | | Симфоническая музыка зарубежных классиков. | |
28/11 | | Симфоническая музыка русских композиторов. | Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | |
29/12 | | Симфоническая картина. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине. Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра. К.Дебюсси «Празднества». | Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. Сравнить её музыкальный язык с другими знакомыми сочинениями на тему праздника. Определять характер произведения Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. | Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | П: Поиск ответа на вопрос: «Что такое импрессионизм?», «Какой должна быть музыка, для озвучивания настроения, переданного в стихах?» Р: Устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над слушанием и угадыванием музыкальных сочинений на уроке. К: Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения | |
30/13 | | Инструментальный концерт. | Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | Определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит музыки концерта, функции солиста и оркестра. Особенности развития образов. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | П: Определить разницу между жанрами симфонии и концерта. Узнать, что в этом концерте традиционного, для данного жанра? Р: Активизировать музыкальный накопительный словарь, характеризуя фрагменты сочинений. К: Проследить за диалогом музыкальных сочинений – услышать «о чём их беседа?», «Что композитор внёс нового в эту циклическую форму?» ; Активно участвовать в диалоге с учителем и учащимися. | |
31/14 | | Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития его произведений. Рапсодия. Блюз. Симфоджаз. | Продолжить знакомство с основами происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. | Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира. | П: Актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина. Р: Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов: сравнить с музыкой оперы «Порги и Бесс». К: Проследить за развитием взаимоотношений разных слоёв американского общества; уметь аргументировать своё мнение. | |
32/15 | | Музыка народов мира. | Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл). Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. Рок-опера в творчестве ансамбля «Ариэль». | Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Наигрыш. Народные инструменты. | Расширить представление о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формировать социально значимых качества личности. | П: Актуализация музыкальных впечатлений на основе беседы о значимости изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни. Р: Устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании. К: Организация общения на основе развернутой устной речи со сверстниками, учителями. | |
33/16 | | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит». Накопление слухового опыты на примерах музыкального мирового искусства Проявить умение самостоятельно создать и демонстрировать мультимедийные презентации. Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | |
34/17 | | Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление знаний об особенностях драматургии камерной и симфонической музыки. Обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Слушание и исполнение произведений пройденных за год. История создания Челябинского симфонического оркестра. | Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор. | Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров. | Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений. П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. | |
35/18 | | «Пусть музыка звучит!» Исследовательский проект. | Темы: «Жизнь даёт для песни образы и звуки…». Музыкальная культура родного края. Классика на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Музыка народов мира: красота и гармония. Что такое современность в музыке. | Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | Р: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи. | |