СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Календарно-тематическое планирование. Музыка. 7 класс. ФГОС ООО"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                      Календарно-тематическое планирование. Предмет: Музыка. 7 класс.

 

Просмотр содержимого документа
«"Календарно-тематическое планирование. Музыка. 7 класс. ФГОС ООО"»



Календарно-тематическое планирование. Предмет: Музыка. 7 класс.


п/п

Дата

Тема урока

Содержание курса

Планируемые результаты

Примечание

Предметные

Личностные

Метапредметные


«Особенности драматургии сценической музыки» (17ч.)

1


Классика и современность.

Понятия «классика», «классика жанра», «классическая музыка», «стиль», «опера» Вечные темы классической музыки.. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки.

Музыка И. Баха, А. Вивальди;

О.Митяев – «Как здорово»

Усвоить, осознать разницу между музыкой, к которой надо идти шаг за шагом (серьёзная), в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня, и которая сама идёт к нам (лёгкая).

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

П: Познать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран,

Р: Самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки

К: Уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать) мнение собеседника.


2


В музыкальном театре. Опера.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив. Страницы истории Челябинского театра оперы и балета им. М.Глинки.


Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе. Понимать в чём заключается основной конфликт музыкального спектакля. Накапливать опыт зрителя-слушателя, чтобы уметь раскрывать борьбу сил действия и противодействия. Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

П: Входить в мир музыкальных образов (Иван Сусанин, Ваня, Антонида) их анализ, сопоставление, поиск ответов на проблемные вопросы; проявить интерес к воплощению приемов деятельности композиторов. Р: Устойчиво проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений и слушанию музыкальных фрагментов на уроке,

К: Владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, систематизации, классификации информации о музыке, певцах в процессе восприятия и исполнения музыки.


3


Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)


Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов. Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх.



4


Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

Композитор А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты). Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. Ария.

Голоса Челябинской оперы.

Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.


П: Выявить специфику музыкальной культуры своей страны; понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России (польский и русский национальный колорит); идентифицировать /сопоставлять/ термины и понятия музыкального языка оперы, пополнять музыкальный словарь.

Р: Осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования.

К: Принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.


5


В музыкальном театре. Балет.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности;.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей;

Узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.


Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня.


П: Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Р: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов.

К: Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.







6


Балет Б.И.Тищенко «Ярославна»

Знакомство с балетом Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль. Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.



Осознать через музыкально-поэтические картины тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкальных произведений, ис­пользуя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического дви­жения, импровизации.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Эстетические потребности, ценности и чувства.

П: Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Р: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов.

К: Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.







7


Героическая тема в музыке.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Галерея героических образов. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.

«Былина о Добрыне Никитиче»; «Александр Невский» С. Прокофьева;

Опера «Князь Игорь»

А. Бородина.

Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки.

Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях получения нового совершенно необычного музыкального материала.


П: Поиск ответа на вопросы: «Музыку какого характера исполняет гусляр, изображённый на картине В. Васнецова?», « Какие выразительные особенности, детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?»

Р: Найти среди нотных примеров и спеть тему виватного канта XVIII в., подчеркнув при исполнении его призывные интонации. Закрепить в сознании семиклассников темы героического прошлого Руси. К: Почувствовать звукозависимость мужской и женской групп смешанного хора в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева (героическая и лирическая темы), при вокализации тем слушать себя и товарищей.


8


В музыкальном театре. Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Банджо. Хит. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.

Развить ассоциативно-образное мышление уч-ся, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Расширить представления учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

П: Актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина. Р: Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс».; проследить развитие взаимоотношений

разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма.

К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи.


9


Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии сценической музыки»

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление знаний об особенностях драматургии сценической музыки..

Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале.


Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


10


Опера Ж. Бизе «Кармен»

Самая популярная опера в мире. Творчество французского композитора Ж.Бизе Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.

Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты). Образы Хозе и Эскамильо.


Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие.


Презрение к корысти в человеческих отношениях.

П: Освоение содержания учебника, собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе. Р: Самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь. К: Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.


11


Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Сюита.

Принять современную интерпретацию музыки оперы «Кармен» в балете «Кармен-сюита».

Понять проблему соотношения серьёзного и лёгкого, их взаимодополнение, обогащение – каждый из них становится многограннее и правдивее.


Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

П: Поиск ответа на вопросы: «Каковы законы каждого жанра (оперы и балета)?», «Учитываются ли они в рассмотренных произведениях?», «Так ли Кармен бесстрашна в финале балета?», «На что указывают аккордовое, безмелодичное звучание в марше Тореадора?»

Р: Собирать коллекции классической музыки; распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии (через декорации, костюмы, грим), средства музыкальной выразительности.

К: Противопоставление - контраст бездушных тем масок и проникновенные образы главных героев; объяснить контакт (единство) и разобщённость настроения и восприятие происходящих событий музыкально-сценического представления.


12


Сюжеты и образы духовной музыки.


Музыка И.С. Баха – язык всех времен и народов.

Месса, сюита, фуга. полифония.

«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.



Уметь: называть полные имена композиторов;

Знать понятия: Месса, сюита, фуга. полифония.


Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

П: Распознваать в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной. Р: Жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений. К: Самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки.


13


Музыкальное «зодчество» России.

С.Рахманинов «Всенощное бдение». Духовная музыка русских композиторов. Знакомство с вокально- драматическим творчеством русского икомпозиторов С.Рахманинова.


Уметь: называть полные имена композиторов;

Знать понятия: Духовная музыка. Всенощная.

Определить общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова.

Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества.


14


Рок-опера.

Углубление знакомства с рок-оперой. Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Просмотр эпизодов из фильма. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)

Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.


Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

П: Определить, к какому жанру – классической или современной опере – принадлежит эта музыка? Ответить на вопросы в учебнике; Р: Использовать логическую цепочку «от классического музыкально-сценического спектакля - к рок-опере»;

К: Участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов; исполнение и оценка разных песенных жанров, оценка воздействия разных песенных жанров на собственное отношение к ним.


15


Музыка к драматическому спектаклю.

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Полистилистики. Сюита.Симфонический театр.

Д.Кабалевский музыка к спектаклю «Ромео и Джудьетта»

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятель­ность.

Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии.

Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.

П: Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?» Р: Размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь. К: Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.


16


«Гоголь-сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

Сюита.

Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.


17


Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии сценической музыки».

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление знаний об особенностях драматургии сценической музыки.

Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале.


Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны.

Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.



«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.)

18/1


Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, секвенция, разработка, имитация. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык про­изведений мирового музыкального ис­кусства.

Расширение музыкального кругозора.

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира.

П: Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Р: Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. К: Умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.


19/2


Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодествии двух направлений.

Знать понятия: духовная, светская музыка, камерная музыка Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Главное в музыке – развитие. Фуга «Ля-минор» для органа,

Ария из «Высокой мессы» си-минор И. С. Баха,

«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей.

П: Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Р: Разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ.

самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач. в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. К: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


20/3


Камерная инструментальная музыка.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанры: Камерная музыка. Концертный этюд. Камерный зал органной музыки.






Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони;

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Постижение музыки композиторов романтиков через пение.


П: Актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации.


Р: Проследить вариационность и рондоóбразность на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, чтобы усвоить значение секвенции и имитации.

К: Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки.


21/4


Этюд. Транскрипция.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация» на примере музыки Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.

Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.

Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в му­зыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Сравнивать и выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции.

Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные


22/5


Циклические формы инструментальной музыки.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере А.Шнитке. Осмысление роли музыки прошлого в формировании музыкальной культуры современного слушателя. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке. Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо.

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкаль­ные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, му­зеи).

Обобщать представления об особенностях формы инструментального концерта, концерто гроссо.

Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.


П: Поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?»

Р: Озаглавить тему урока, используя собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки. К: Владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки.


23/6


Соната. Сонатная форма.




Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий.

Углублённое знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.

«Пететическая» соната №8 для фортепиано Л. Бетховена;

Соната №11 В. Моцарта;

Соната №2 С. Прокофьева.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Обобщать жанро- во-стилистические особенности музы­кальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Закрепления понятий: сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал. Форма сонатного allegro.



Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

П: Формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.

Р: Осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования.

К: Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями,








24/7


Соната. Принципы музыкального развития.


25/8


Симфоническая музыка.





Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.

Симфония №43 И. Гайдна

Симфония №40 В. Моцарта

Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева

Симфония №5 Л. Бетховена

Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта

Симфония №1 В. Калинникова

Симфония №5 П. Чайковского

Симфония №7 «Ленинградска» Д. Шостаковича.

Жанр симфонической музыки в творчестве композиторов Урала.




Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) вопло­щения различных художественных обра­зов.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных про­изведений.

Знакомиться с симфоническим творчеством композиторов. Осознавать значение и понимать структуру сонатного allegro, на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романа в звуках.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.


Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе.

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора.

П: Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Р: Устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке и во внеурочной деятельности. Сопережить вместе с композитором время создания сочинений; идентифицировать /сопоставление/ термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. К: Умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений.


26/9


Сопоставление и контраст музыкальных образов симфоний.




27/10


Симфоническая музыка зарубежных классиков.



28/11


Симфоническая музыка русских композиторов.

Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.








29/12


Симфоническая картина.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине. Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра.

К.Дебюсси «Празднества».

Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта. Сравнить её музыкальный язык с другими знакомыми сочинениями на тему праздника. Определять характер произведения Обмениваться впечатлениями о те­кущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

П: Поиск ответа на вопрос: «Что такое импрессионизм?», «Какой должна быть музыка, для озвучивания настроения, переданного в стихах?»

Р: Устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над слушанием и угадыванием музыкальных сочинений на уроке.

К: Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения


30/13


Инструментальный концерт.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит музыки концерта, функции солиста и оркестра. Особенности развития образов.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

П: Определить разницу между жанрами симфонии и концерта. Узнать, что в этом концерте традиционного, для данного жанра?

Р: Активизировать музыкальный накопительный словарь, характеризуя фрагменты сочинений.

К: Проследить за диалогом музыкальных сочинений – услышать «о чём их беседа?», «Что композитор внёс нового в эту циклическую форму?» ; Активно участвовать в диалоге с учителем и учащимися.


31/14


Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития его произведений. Рапсодия. Блюз.

Симфоджаз.


Продолжить знакомство с основами происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза.

Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира.


П: Актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина. Р: Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов: сравнить с музыкой оперы «Порги и Бесс». К: Проследить за развитием взаимоотношений разных слоёв американского общества; уметь аргументировать своё мнение.


32/15


Музыка народов мира.

Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов.

Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции.

Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл). Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.

Рок-опера в творчестве ансамбля «Ариэль».

Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Наигрыш. Народные инструменты.

Расширить представление о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формировать социально значимых качества личности.

П: Актуализация музыкальных впечатлений на основе беседы о значимости изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни.

Р: Устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании.

К: Организация общения на основе развернутой устной речи со сверстниками, учителями.


33/16


Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Закрепление понятий – «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит». Накопление слухового опыты на примерах музыкального мирового искусства

Проявить умение самостоятельно создать и демонстрировать мультимедийные презентации.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.


34/17


Обобщение музыкального материала по теме: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление знаний об особенностях драматургии камерной и симфонической музыки. Обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Слушание и исполнение произведений пройденных за год.

История создания Челябинского симфонического оркестра.

Научить применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности

на музыкальном материале.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры, формировать эстетический кругозор.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.


Р: Планировать собственные действия в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

П: Узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

К: Приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


35/18


«Пусть музыка звучит!» Исследовательский проект.

Темы: «Жизнь даёт для песни образы и звуки…». Музыкальная культура родно­го края. Классика на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Музыка народов мира: красота и гармония. Что такое современность в музыке.


Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Р: Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

П: Научиться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

К: Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!