Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7 класс 1 час в неделю
№ | Тема урока | Кол-во часов | Формы организации занятия и виды деятельности учащихся | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. | Предметные результаты освоения материала | Домашнее задание |
Раздел 1. От клетки до Биосферы (6 часов) |
1 | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | 1 | Урок изучения нового материала Осуществляют поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей | Определяют предмет изучения биологии; объясняют изучение биологии и живых организмов в жизни человека. Определяют и анализируют понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера»; соблюдают правила поведения в кабинете биологии. | Знать особенности живых организмов, их отличия от неживой природы, уровни организации живой природы. Уметь работать с терминами, давать характеристику уровням организации | |
2 | Общее представление о биосфере. Вид, популяция, биогеоценозы. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок изучения нового материала. Осуществляют поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей. Игра «Третий лишний» | Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устному выступлению | Учащиеся должны знать: — основные понятия и термины: «вид», «популяция», «биогеоценоз», «биосфера». | |
3 | Чарлз Дарвин и происхождение видов. Входящий контроль | 1 | Урок изучения нового материала. Осуществляют поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей | Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту. | Называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; характеризовать роль борьбы за существование в происхождении видов; объяснять результаты эволюции; работать в группе при анализе и об суждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации | |
4 | История Земли. Эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. | 1 | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с историей Земли как космического тела. Анализируют обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды | Учащиеся должны знать: — подразделение истории Земли на эры и периоды; Учащиеся должны уметь: — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни; — давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле. | |
5 | Возникновение и развитие жизни на Земле. Эволюция флоры и фауны. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок – викторина «Кто был первым?» | Составляют картины фауны и флоры эр и периодов. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды. | Знать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планет. Уметь характеризовать растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя. | |
6 | Систематика живых организмов. Самостоятельная работа «Определение систематического положения животного» | 1 | Урок - размышление. Применяют полученные знания в самостоятельной работе | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту. | Учащиеся должны знать: - искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея; Учащиеся должны иметь представление о естественной системе органической природы | |
|
Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа) |
7 | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. | 1 | Урок изучения нового материала | Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. | Учащиеся должны знать: - общую характеристику прокариот; уметь | |
8 | Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Лабораторная работа 1«Схема строения прокариотической клетки» | 1 | | Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. | Учащиеся должны знать: - особенности бактериальной клетки (размеры, форма), передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий, размножение. Учащиеся должны уметь: - выполнять лабораторные работы под руководством учителя. | |
9 | Многообразие бактерий. Роль и значение прокариот в природе и жизни человека Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок – практика. | Распознают и описывают строение бактериальной клетки. Объясняют особенности жизнедеятельности бактерий. | Учащиеся должны знать: - роль бактерий в природных сообществах, в жизни человека Учащиеся должны уметь: - выполнять лабораторные работы под руководством учителя; | |
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) | | | | | | |
10 | Общая характеристика грибов. Основные черты организации грибов | 1 | Урок изучения нового материала. | Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаков строения и жизнедеятельности грибов. | Учащиеся должны научиться давать определение понятиям: микология, грибница; выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов; осознать причины объединения грибов в отдельное царство | |
11 | Различные представители царства Грибы. Лабораторная работа 2 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями | Учащиеся должны знать: - о многообразии грибов; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника. Уметь - готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение мукора; проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями | |
12 | Многообразие грибов. Особенности жизнедеятельности и распространение. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок изучения нового материала Викторина «Съедобные грибы» | Давать определения понятия «грибы-паразиты»; описывать признаки грибов из разных отделов; приводить примеры грибов из разных отделов; оценивать значение грибов в экосистемах; распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений. | Учащиеся должны знать: особенности строения и основные процессы жизнедеятельности разных отделов царства Грибы; роль грибов в природе и жизни человека; Уметь: давать характеристику отделов грибов; распознавать грибы разных отделов; объяснять строение грибов разных отделов, их значение в природе и жизни человека | |
13 | Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека | 1 | Урок изучения нового материала | Описывают признаки грибов из разных отделов; приводят примеры грибов из разных отделов; распознают и классифицируют представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям | Учащиеся должны знать: особенности строения и основные процессы жизнедеятельности разных отделов царства Грибы; роль грибов в природе и жизни человека; Уметь: давать характеристику отделов грибов; распознавать грибы разных отделов; объяснять строение грибов разных отделов, их значение в природе и жизни человека | |
14 | Общая характеристика лишайников Особенности жизнедеятельности лишайников Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 2 | Урок – исследование «Водоросли или грибы?» | Характеризовать форму взаимодействия организмов — симбиоз; проводить общую характеристику лишайников; анализировать строение кустистых, накипных листоватых лишайников; распознавать лишайники на таблицах и в природе; оценивать экологическую роль лишайников; составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники» | Учащиеся должны знать: общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов | |
Раздел 4. Царство Растения 17 часов | | | | | | |
Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, значение, экология (3 часа) |
15 | Общая характеристика царства Растения. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» Промежуточный контроль | 1 | Урок-исследование «Тридевятое царство» | Характеризовать основные черты организации растительного организма | Учащиеся должны знать: многообразие живых организмов как результат эволюции; особенности клеточного строения растительных организмов; особенности строения тканей растительных организмов. Обучающиеся должны уметь давать общую характеристику растительного организма | |
16 | Группа отделов водоросли. Общая характеристика, особенности строения. Лабораторная работа 3 «Изучение внешнего вида и строения водорослей» | 1 | Урок изучения нового материала | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | Учащиеся должны знать: строение, особенности жизнедеятельности водрослей разных отделов; значение водорослей в природе и жизни человека. Обучающиеся должны уметь: давать характеристику разных отделов водорослей; характеризовать распространение водорослей в различных климатических зонах Земли. | |
17 | Многообразие и значение водорослей | 1 | Урок размышление – Такие разные водоросли… | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | Учащиеся должны знать: строение, особенности жизнедеятельности водрослей разных отделов; значение водорослей в природе и жизни человека. Обучающиеся должны уметь: давать характеристику разных отделов водорослей; характеризовать распространение водорослей в различных климатических зонах Земли. | |
Тема 4.2. Отдел Моховидные (2 часа) |
18 | Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные: особенности строения | 1 | Урок изучения нового материала | Демонстрировать знания о происхождении высших растений; выделять существенные признаки высших растений; распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах | Обучающиеся должны знать: общую характеристику высших растений; —основные группы растений, относящихся к высшим. Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику высших растений; характеризовать распространение высших растений в различных климатических | |
19 | Отдел Моховидные: особенности размножения. Значение мхов. Лабораторная работа 4 «Внешнее строение мхов» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Давать общую характеристику мхов; распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных; характеризовать распространение и экологическое значение мхов; зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных; объяснять значение мхов в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | Обучающиеся должны знать: основную группу высших споровых растений— мхи; особенности строения, жизнедеятельности мхов; значение мхов в природе и жизни человека; происхождение мхов. Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику мхов как высших споровых растений; объяснять происхождение мхов; характеризовать распространение мхов в различных климатических зонах Земли. | |
Тема 4.3 Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (4 часа) | | | | | | |
20 | Споровые сосудистые растения. Общая характеристика. Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок изучения нового материала. | Выделять существенные признаки высших споровых растений; распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах | Обучающиеся должны знать: основные группы высших споровых растений — хвощи и плауны; особенности строения, жизнедеятельности хвощей плаунов; значение хвощей и плаунов в природе и жизни человека; происхождение хвощей и плаунов. Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику хвощей и плаунов как высших споровых растений; объяснять происхождение хвощей и плаунов; характеризовать распространение хвощей и плаунов в различных климатических зонах Земли | |
21 | Отдел Хвощевидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа 5 «Внешнее строение спороносящего хвоща» | | | Давать общую характеристику хвощей на гербарных экземплярах и таблицах; характеризовать распространение и экологическое значение хвощей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять план-конспект темы | Обучающиеся должны знать: группу высших споровых растений —хвощи; особенности строения, жизнедеятельности хвощей; Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику хвощей,объяснять происхождение хвощей; характеризовать распространение хвощей в различных климатических зонах Земли. | |
22 | Отдел Папоротниковидные особенности строения и размножения. Лабораторная работа 6 «Внешнее и внутреннее Строение папоротников» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Давать общую характеристику папоротников; распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» | Обучающиеся должны знать: основную группу высших споровых растений —папоротники; особенности строения, жизнедеятельности папоротников; Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику папоротников как высших споровых растений; объяснять происхождение папоротников; характеризовать распространение папоротников в различных климатических зонах Земли. | |
23 | Размножение и развитие папоротников. Значение папоротников в природе. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок – исследован | Давать общую характеристику папоротников; распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла папоротников; объяснять значение папоротников в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | Обучающиеся должны уметь: объяснять цикл развития папоротников; объяснять значение папоротников в природе, происхождение папоротников; характеризовать распространение папоротников в различных климатических зонах Земли. | |
Тема4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения (3 часа) | |
24 | Происхождение и особенности строения голосеменных растений. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок – исследование «Удивительные растения» | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; получать представлении о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы, и гербарные образцы; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять краткий конспект урока; работать в группах | Обучающиеся должны знать: группу высших семенных растений голосеменные; особенности строения, жизнедеятельности голосеменных растений; значение голосеменных растений в природе и жизни человека; происхождение голосеменных растений. Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику голосеменных как высших семенных растений; объяснять происхождение голосеменных; характеризовать распространение голосеменных в различных климатических зонах Земли | |
25 | Размножение голосеменных. Лабораторная работа 7 «Изучение строения и многообразие голосеменных растений» | 1 | Урок совершенствование знаний, умений и навыков. | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их по явление; описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять краткий конспект урока; работать в группах | Обучающиеся должны знать: общую характеристику голосеменных растений Обучающиеся должны уметь: описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека; | |
26 | Жизненные формы голосеменных. Многообразие голосеменных растений. Роль голосеменных растений в природе и их практическое значение | 1 | Урок изучения нового материала | Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты сопровождавшие их появление; описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять краткий конспект урока работать в группах | Обучающиеся должны знать: представителей голосеменных растений Обучающиеся должны уметь: описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека; | |
Тема 4.5. Покрытосеменные растения ( 6 часов) |
27 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений, жизненные Формы покрыто-семенных. | 1 | Урок изучения нового материала | Иметь представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений; давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; описывать современные взгляды ученых на возникновение семенных растений; описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать жизненные формы растений | Обучающиеся должны знать: группу высших семенных растений покрытосеменные растения; особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных; значение покрытосеменных растений в природе жизни человека; происхождение покрытосеменных растений. Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику покрытосеменных как высших семенных растений; объяснять происхождение покрытосеменных растений; характеризовать распространение покрытосеменных растений в различных климатических зонах Земли. | |
28 | Строение покрытосеменных растений. Лабораторная работа 8 «Строение покрытосеменных растений» | 1 | Практический урок | Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; описывать представителей покрытосеменных, используя живые объект, таблицы и гербарные экземпляры | | |
29 | Класс Однодольные. Характерные особенности растений семейства Злаковые и Лилейные. | 1 | Урок изучения нового материала | Описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые и Лилейные на гербарном материале и таблицах; объяснять значение злаковых и Лилейных в природе и жизни человека; готовиться к устному выступлению с презентацией | Обучающиеся должны знать: Многообразие покрытосеменных растений; характерные особенности строения разнообразных представителей семейства Злаковые класса Однодольные; значение растений семейства Злаковые в природе жизни человека. Обучающиеся должны уметь: давать характеристику семейства Злаковые и Лилейные класса Однодольные; характеризовать распространение представителей семейств в различных климатических зонах Земли | |
30 | Класс Двудольные, характерные особенности растений класса. Семейства Розоцветные, Крестоцветные. | 1 | Урок изучения нового материала | Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах; объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | Обучающиеся должны знать: Многообразие покрытосеменных растений; характерные особенности строения разнообразных представителей семейства Розоцветные класса Двудольные; значение растений семейства Розоцветные в природе и жизни человека. Обучающиеся должны уметь: давать характеристику представителей Семейства Розоцветные класса Двудольные; характеризовать распространение представителей семейства Розоцветные в различных климатических зонах Земли | |
31 | Класс Двудольные, Семейства Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. | 1 | Урок - экскурсия | Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейств на гербарном материале и таблицах; объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой | Обучающиеся должны знать: Многообразие покрытосеменных растений; характерные особенности строения разнообразных представителей семейств класса Двудольные; значение растений семейств в природе и жизни человека. Обучающиеся должны уметь: давать характеристику представителей семейств класса Двудольные; характеризовать распространение представителей семейств в различных климатических зонах Земли | |
32 | Многообразие, распространение Покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория» | 1 | Урок – экскурсия | Объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека | Знать значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | |
Раздел 5. Растения и окружающая среда (3 часа) |
33 | Растительные сообщества. Многооб- разие фитоценозов | 1 | Урок изучения нового материала | Растительные сообщества – фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе. | Дают определение понятия «фитоценоз». Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и другие. Объясняют причины и значение ярусности. Составляют план – конспект параграфа и готовят устное сообщение (работа в малых группах) | |
34 | Растения и человек. Промежуточный итоговый контроль | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Тестовая контрольная работа из нескольких вариантах из заданий разного вида: с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных; на соответствие; на заполнение сравнительных таблиц; на нахождение ошибок в приведенном тексте; с выполнением развернутого ответа | Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности чело века в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. | Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. Дают определение агроценоза и проводят его сравнение с естественными сообществами растений. Анализируют значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах. Обосновывают необходимость создания декоративных растений, разбивку парков, скверов в городах. Составляют план урока и готовят устное сообщение (работа в малых группах | |
35 | Охрана растений и растительных сообществ | 1 | Урок-дискуссия | Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений. | Обосновывают необходимость природоохранной деятельности. Характеризуют специальные природоохранительные территории: парки, заповедники, заказники и т.д. Разрабатывают планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в малых группах). Составляют конспект параграфа и готовят устные сообщения об охране растений. | |