СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7 класс 1 час в неделю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7 класс 1 час в неделю, включает так же внутрипредметный модуль  "Исследовательская лаборатория"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7 класс 1 час в неделю»



Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7 класс 1 час в неделю



Тема урока

Кол-во
часов


Формы организации занятия и виды деятельности учащихся


Характеристика основных видов деятельности обучающихся.


Предметные результаты освоения материала


Домашнее задание

Раздел 1. От клетки до Биосферы (6 часов)

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.


1

Урок изучения нового материала

Осуществляют поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей

Определяют предмет изучения биологии;

объясняют изучение биологии и живых организмов в жизни человека. Определяют и анализируют понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера»;

соблюдают правила поведения в кабинете биологии.

Знать особенности живых организмов, их отличия от неживой природы, уровни организации живой природы.
Уметь работать с терминами, давать характеристику уровням организации


2

Общее представление о биосфере. Вид, популяция, биогеоценозы.

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок изучения нового материала.

Осуществляют поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей. Игра «Третий лишний»

Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устному выступлению

Учащиеся должны знать: — основные понятия и термины: «вид», «популяция», «биогеоценоз», «биосфера».



3

Чарлз Дарвин и происхождение видов. Входящий контроль

1

Урок изучения нового материала.

Осуществляют поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей

Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту.

Называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

характеризовать роль борьбы за существование в происхождении видов;

объяснять результаты эволюции;

работать в группе при анализе и об суждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации



4

История Земли. Эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете.

1

Урок изучения нового материала.


Знакомятся с историей Земли как космического тела. Анализируют обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды

Учащиеся должны знать: — подразделение истории Земли на эры и периоды;

Учащиеся должны уметь: — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;

— давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.



5

Возникновение и развитие жизни на Земле. Эволюция флоры и фауны.

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок – викторина «Кто был первым?»

Составляют картины

фауны и флоры эр и периодов. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды.

Знать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планет. Уметь характеризовать растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя.



6

Систематика живых организмов.

Самостоятельная работа «Определение систематического положения животного»

1

Урок - размышление. Применяют полученные знания в самостоятельной работе

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту.

Учащиеся должны знать: - искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;

Учащиеся должны иметь представление о естественной системе органической природы





Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)


7

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов.

1

Урок изучения нового материала


Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий.

Учащиеся должны знать: - общую характеристику прокариот; уметь



8

Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Лабораторная работа 1«Схема строения прокариотической клетки»

1


Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий.


Учащиеся должны знать: - особенности бактериальной клетки (размеры, форма), передвижение, типы обмена веществ, черты приспособ­ленности к переживанию неблагоприятных условий, размножение.

Учащиеся должны уметь:

-  выполнять лабораторные работы под руководством учителя.


9

Многообразие бактерий. Роль и значение прокариот в природе и жизни человека

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок – практика.


Распознают и описывают строение бактериальной клетки. Объясняют особенности жизнедеятельности бактерий.

Учащиеся должны знать: - роль бактерий в природных сообществах, в жизни человека Учащиеся должны уметь:

-  выполнять лабораторные работы под руководством учителя;


Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)







10

Общая характеристика грибов. Основные черты организации грибов

1

Урок изучения нового материала.

Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаков строения и жизнедеятельности грибов.


Учащиеся должны научиться давать определение понятиям: микология, грибница; выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов; осознать причины объединения грибов в отдельное царство


11

Различные представители царства Грибы. Лабораторная работа 2 «Строение плесневого гриба мукора»


1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.


Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями

Учащиеся должны знать: - о многообразии грибов; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.

Уметь - готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение мукора; проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями


12

Многообразие грибов. Особенности жизнедеятельности и распространение.

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок изучения нового материала

Викторина «Съедобные грибы»


Давать определения понятия «грибы-паразиты»; описывать признаки грибов из разных отделов; приводить примеры грибов из разных отделов; оценивать значение грибов в экосистемах; распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений.

Учащиеся должны знать: особенности

строения и основные

процессы жизнедеятельности разных отделов царства Грибы; роль грибов в

природе и жизни человека;

Уметь: давать характеристику

отделов грибов; распознавать грибы разных

отделов; объяснять строение грибов разных отделов, их значение в природе и

жизни человека


13

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека

1

Урок изучения нового материала


Описывают признаки грибов из разных отделов; приводят примеры грибов из разных отделов; распознают и классифицируют представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям

Учащиеся должны знать: особенности

строения и основные

процессы жизнедеятельности разных отделов царства Грибы; роль грибов в

природе и жизни человека;

Уметь: давать характеристику

отделов грибов; распознавать грибы разных

отделов; объяснять строение грибов

разных отделов, их значение в природе и

жизни человека


14

Общая характеристика лишайников

Особенности жизнедеятельности лишайников

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

2

Урок – исследование «Водоросли или грибы?»

Характеризовать форму взаимодействия организмов — симбиоз;

проводить общую характеристику лишайников; анализировать строение кустистых, накипных листоватых лишайников; распознавать лишайники на таблицах и в природе; оценивать экологическую роль лишайников; составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники»


Учащиеся должны знать: общую характеристику отдела Лишайники;

многообразие и значение живых

организмов


Раздел 4. Царство Растения 17 часов







Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, значение, экология (3 часа)

15

Общая характеристика царства Растения.

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

Промежуточный контроль

1

Урок-исследование «Тридевятое царство»

Характеризовать основные черты организации растительного организма


Учащиеся должны знать: многообразие живых организмов как результат

эволюции; особенности клеточного строения растительных организмов;

особенности строения тканей растительных организмов.

Обучающиеся должны уметь давать общую

характеристику растительного организма


16

Группа отделов водоросли. Общая характеристика, особенности строения. Лабораторная работа 3 «Изучение внешнего вида и строения водорослей»

1

Урок изучения нового материала


Описывать историю возникновения одноклеточных

и многоклеточных водорослей;

давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой


Учащиеся должны знать: строение, особенности жизнедеятельности

водрослей разных отделов;

значение водорослей в природе и жизни

человека.

Обучающиеся должны уметь: давать характеристику разных отделов водорослей; характеризовать распространение водорослей в

различных климатических зонах Земли.


17

Многообразие и значение водорослей

1

Урок размышление – Такие разные водоросли…


Описывать историю возникновения одноклеточных

и многоклеточных водорослей;

давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой


Учащиеся должны знать: строение, особенности жизнедеятельности

водрослей разных отделов;

значение водорослей в природе и жизни

человека.

Обучающиеся должны уметь: давать

характеристику разных отделов

водорослей; характеризовать

распространение водорослей в

различных климатических зонах Земли.


Тема 4.2. Отдел Моховидные (2 часа)

18

Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные: особенности строения

1

Урок изучения нового материала


Демонстрировать знания о происхождении высших

растений; выделять существенные признаки высших растений; распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах


Обучающиеся должны знать:

общую характеристику высших растений;

—основные группы растений,

относящихся к высшим.

Обучающиеся должны уметь:

давать общую характеристику

высших растений; характеризовать

распространение высших растений в

различных климатических


19

Отдел Моховидные: особенности

размножения. Значение мхов. Лабораторная работа 4 «Внешнее строение мхов»

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.


Давать общую характеристику мхов; распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных; характеризовать распространение и экологическое значение мхов; зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных; объяснять значение мхов в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой


Обучающиеся должны знать:

основную группу высших споровых

растений— мхи; особенности

строения, жизнедеятельности мхов;

значение мхов в природе и жизни

человека; происхождение мхов.

Обучающиеся должны уметь:

давать общую характеристику

мхов как высших споровых растений;

объяснять происхождение мхов;

характеризовать распространение

мхов в различных климатических зонах Земли.


Тема 4.3 Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (4 часа)







20

Споровые сосудистые растения. Общая характеристика. Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок изучения нового материала.


Выделять существенные признаки высших споровых растений; распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах


Обучающиеся должны знать: основные группы высших споровых растений — хвощи и плауны; особенности

строения, жизнедеятельности

хвощей плаунов; значение хвощей и плаунов в природе и жизни человека;

происхождение хвощей и плаунов. Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику хвощей и плаунов как высших споровых растений; объяснять происхождение хвощей и плаунов; характеризовать распространение хвощей и плаунов в различных климатических зонах Земли


21

Отдел Хвощевидные: особенности

строения и размножения. Лабораторная работа 5 «Внешнее строение спороносящего хвоща»




Давать общую характеристику хвощей на гербарных экземплярах и таблицах; характеризовать распространение и экологическое значение хвощей; обсуждать демонстрации,

предусмотренные программой; составлять план-конспект темы


Обучающиеся должны знать:

группу высших споровых

растений —хвощи; особенности строения, жизнедеятельности

хвощей;

Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику хвощей,объяснять происхождение хвощей; характеризовать распространение хвощей в различных климатических зонах Земли.


22

Отдел Папоротниковидные особенности строения и размножения.

Лабораторная работа 6 «Внешнее и внутреннее Строение папоротников»


1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.


Давать общую характеристику папоротников;

распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; обсуждать демонстрации,

предусмотренные программой; составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»


Обучающиеся должны знать:

основную группу высших споровых

растений —папоротники; особенности строения, жизнедеятельности

папоротников;

Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику папоротников как высших споровых растений; объяснять происхождение папоротников; характеризовать распространение папоротников в различных климатических зонах Земли.


23

Размножение и развитие папоротников. Значение папоротников в природе. Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок – исследован


Давать общую характеристику папоротников; распознавать на гербарных экземплярах и таблицах

различных представителей папоротников;

характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла папоротников; объяснять значение папоротников в природе и жизни

человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой


Обучающиеся должны уметь: объяснять цикл развития папоротников; объяснять значение папоротников в природе, происхождение папоротников; характеризовать распространение папоротников в различных климатических зонах Земли.


Тема4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения (3 часа)


24

Происхождение и особенности строения

голосеменных растений.

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок – исследование «Удивительные растения»

Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; получать представлении о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы, и гербарные образцы; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять краткий конспект урока; работать в группах

Обучающиеся должны знать: группу высших семенных растений голосеменные;

особенности строения,

жизнедеятельности голосеменных растений; значение голосеменных растений в природе и жизни человека; происхождение голосеменных растений.

Обучающиеся должны уметь: давать общую характеристику голосеменных как высших семенных растений; объяснять происхождение голосеменных; характеризовать распространение голосеменных в различных климатических зонах Земли


25

Размножение голосеменных. Лабораторная работа 7 «Изучение строения и многообразие голосеменных растений»


1

Урок совершенствование знаний, умений и навыков.


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их по явление; описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять краткий конспект урока; работать в группах


Обучающиеся должны знать: общую характеристику голосеменных растений

Обучающиеся должны уметь: описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека;



26

Жизненные формы голосеменных. Многообразие голосеменных растений. Роль голосеменных растений в природе

и их практическое значение


1

Урок изучения нового материала


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты сопровождавшие их появление; описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; составлять краткий конспект урока работать в группах


Обучающиеся должны знать: представителей голосеменных растений Обучающиеся должны уметь: описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; обосновывать значение голосеменных в природе и жизни человека;



Тема 4.5. Покрытосеменные растения ( 6 часов)

27

Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений, жизненные

Формы покрыто-семенных.

1

Урок изучения нового материала


Иметь представление о современных научных взглядах

на возникновение покрытосеменных растений;

давать общую характеристику покрытосеменных растений,

отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

описывать современные взгляды ученых на возникновение семенных растений; описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

характеризовать жизненные формы растений


Обучающиеся должны знать:

группу высших семенных растений

покрытосеменные растения; особенности

строения, жизнедеятельности

покрытосеменных; значение покрытосеменных растений в природе

жизни человека; происхождение

покрытосеменных растений.

Обучающиеся должны уметь:

давать общую характеристику

покрытосеменных как высших

семенных растений; объяснять

происхождение покрытосеменных

растений; характеризовать

распространение покрытосеменных

растений в различных климатических

зонах Земли.


28

Строение покрытосеменных растений. Лабораторная работа 8 «Строение покрытосеменных

растений»

1

Практический урок

Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

описывать представителей покрытосеменных, используя живые объект, таблицы и гербарные экземпляры



29

Класс Однодольные. Характерные особенности растений семейства Злаковые и Лилейные.

1

Урок изучения нового материала


Описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые и Лилейные на гербарном материале и таблицах; объяснять значение злаковых и Лилейных в природе и жизни человека; готовиться к устному выступлению с презентацией

Обучающиеся должны знать:

Многообразие покрытосеменных

растений; характерные особенности

строения разнообразных представителей

семейства Злаковые класса Однодольные;

значение растений семейства Злаковые в природе жизни человека.

Обучающиеся должны уметь:

давать характеристику семейства Злаковые и Лилейные

класса Однодольные; характеризовать

распространение представителей

семейств в различных

климатических зонах Земли


30

Класс Двудольные, характерные особенности растений класса. Семейства Розоцветные, Крестоцветные.

1

Урок изучения нового материала


Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах; объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные

программой


Обучающиеся должны знать:

Многообразие покрытосеменных

растений; характерные

особенности строения разнообразных

представителей семейства

Розоцветные класса Двудольные; значение растений семейства

Розоцветные в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь: давать характеристику представителей

Семейства Розоцветные класса Двудольные; характеризовать распространение представителей семейства Розоцветные в

различных климатических зонах Земли


31

Класс Двудольные, Семейства Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные.

1

Урок - экскурсия


Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейств на гербарном материале и таблицах;

объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой


Обучающиеся должны знать:

Многообразие покрытосеменных

растений; характерные

особенности строения разнообразных

представителей семейств класса Двудольные; значение растений семейств в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь: давать характеристику представителей

семейств класса Двудольные; характеризовать распространение представителей семейств в различных климатических зонах Земли


32

Многообразие, распространение

Покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека

Реализация образовательного модуля «Исследовательская лаборатория»

1

Урок – экскурсия


Объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека


Знать значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека.



Раздел 5. Растения и окружающая среда (3 часа)

33

Растительные

сообщества. Многооб-

разие фитоценозов


1

Урок изучения нового материала


Растительные сообщества – фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных

растительных форм в сообществе.

Дают определение понятия «фитоценоз». Характеризуют

различные фитоценозы: болото, широколиственный лес,

еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и другие. Объясняют причины и значение ярусности. Составляют план – конспект

параграфа и готовят устное сообщение (работа в малых

группах)


34

Растения и человек. Промежуточный итоговый контроль


1

Урок обобщения и систематизации знаний. Тестовая контрольная работа из нескольких вариантах из заданий разного вида: с выбором одного правильного

ответа из нескольких предложенных; на соответствие; на заполнение сравнительных

таблиц; на нахождение ошибок в приведенном тексте; с выполнением развернутого

ответа

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности чело века в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства.

Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Объясняют экологическую роль растений, их значение как

первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. Дают определение агроценоза и проводят его сравнение с естественными сообществами растений. Анализируют значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах. Обосновывают необходимость создания декоративных растений, разбивку парков, скверов в городах. Составляют план урока и готовят устное сообщение (работа в малых группах


35

Охрана растений и растительных

сообществ

1

Урок-дискуссия

Причины необходимости охраны

растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Обосновывают необходимость природоохранной деятельности. Характеризуют специальные природоохранительные

территории: парки, заповедники, заказники и т.д. Разрабатывают планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в малых группах). Составляют конспект параграфа и готовят устные сообщения об охране растений.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!