СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование химия 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование по химии для 9 класса УМК Кузнецова Н.Е. и др.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование химия 9 класс»

Календарно-тематическое планирование

дата

Тема урока

Основные понятия темы

Практическая часть (лабораторные опыты – ЛО, демонстрации – Д, практические работы – ПР, расчетные задачи – РЗ)



Раздел 1. Теоретические основы химии. (14 часов)

Химические реакции и закономерности их протекания(3 часа)

1



Скорость химической реакции. Энергетика химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Химия, химическая энергия, тепловой эффект, термохимическое уравнение

Д 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. 2. Зависимость скорости реакции от температуры. 3. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. 4. Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие (на примере взаимодействия хлорида железа (III) с роданидом калия). 5. Взаимодействие алюминия с иодом в присутствии воды. 6. Взаимодействие пероксида водорода с оксидом марганца (VI).

ЛО1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих.

ЛО2. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Определять понятия «тепловой эффект реакции», «термохимическое уравнение», «экзо- и эндотермическая реакция», «путь протекания реакции», «эффективные соударения», «энергия активации», «гомогенная система», «гетерогенная система», «скорость реакции», «химическое равновесие».

Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы.

Выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций.

Использовать алгоритмы при решении задач

2



Практическая работа № 1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Скорость химической реакции. Зависимость скорости реакции от некоторых факторов, катализаторы, катализ.

ПР №1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.




3



Понятие о химическом равновесии.

Обратимые реакции, химическое равновесие

РЗ1. Расчёты по термохимическим уравнениям.


Растворы. Теория электролитической диссоциации. (11 часов)

4





Понятие о растворах. Вещества электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью.

Полярные и неполярные растворители

Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссочиация, гидратированные ионы, гидратация, сольватация

Д2 Испытание веществ, их растворов и расплавов на электрическую проводимость.

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.

Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация».

Различать понятие «ион».

Обобщать понятия «катион», «анион».

Исследовать свойства растворов электролитов.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.

Соблюдать правила техники безопасности.

Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

Обобщать знания о растворах.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Распознавать реакции ионного обмена.

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращённые ионные уравнения реакций.

Делать расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

5



Механизм диссоциации веществ с полярной ковалентной связью.

Ионы, атомы Механизм электролитической диссоциации кислот, ступенчатая диссоциация многоосновных кислот




6





Сильные и слабые электролиты.

Сильные электролиты, слабые электролиты, степень диссоциации

Д3 Влияние разбавления на степень диссоциации. Сравнение электрической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты.

РЗ2. Расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.


7



Реакции ионного обмена. Свойства ионов.

Полное и сокращённое ионные уравнения, реакции ионного обмена

Д4 Гидратация и дегидратация ионов (на примерах безводных солей и кристаллогидратов хлорида кобальта (II), сульфатов меди (II) и никеля (II)). ЛО3. Реакции обмена между растворами электролитов.


8



Химические свойства кислот как электролитов.

Кислота, основность кислот, сильные и слабые кислоты




9



Химические свойства оснований как электролитов.

Основания, гидроксид-ионы, кислотность оснований, щёлочи, нерастворимые и амфотерные основания




10



Химические свойства солей как электролитов.

Соли, средние и кислые соли, химические свойства солей




11



Гидролиз солей.

Гидролиз солей




12



ПР №2. Решение экспериментальных задач по теме.

Кислоты, основания, соли

ПР №2. Решение экспериментальных задач по теме.


13



Повторительно-обобщающий урок по теме «Растворы. Теория электролитической диссоциации.»

Все понятия темы




14



Контрольная работа №1






Раздел 2. Элементы-неметаллы и важнейшие соединения. (24 часа)

Общая характеристика неметаллов (3 часа)

15



Элементы-неметаллы в периодической системе Д.И.Менделеева и в природе.

Элементы-неметаллы, инертные газы

РС1Неметаллы на территории Архангельской области

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Готовить компьютерные презентации по теме.

16



Простые вещества – неметаллы, их состав, строение, общие свойства и способы получения.

Аллотропия, аллотропные видоизменения

Д5. Образцы простых веществ-неметаллов и их соединений. Коллекция простых веществ-галогенов.


17



Водородные и кислородные соединения менеталлов.

Гидриды, высшие оксиды




Подгруппа кислорода и ее типичные представители. (7 часов)

18



Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ.

Свойства халькогенов и их бинарные соединения

РС2Главные загрязнители воздуха Архангельской области



Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе Д.И. Менделеева.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

19



Кислород. Озон.

Окислитель, озонатор, аллотропия




20



Сера как простое вещество. Аллотропия и свойства серы.

Окислительно-восстановительная двойственность, аллотропия

Д6. Получение моноклинной и пластической серы.

РС3Применение серы на предприятиях области.

ЛО4. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.


21



Сероводород. Сульфиды.

Сульфиды, гидросульфиды




22



Кислородсодержащие соединения серы (IV).

Сернистая кислота, сульфиты, гидросульфиты, качественная реакция




23



Кислородсодержащие соединения серы (VI).

Серная кислота, сульфаты, гидросульфаты, качественная реакция

РС4Применение серной кислоты на ЦБ предприятиях области


24



Повторительно-обобщающий урок по теме «Подгруппа кислорода»

Все понятия темы




Подгруппа азота и ее типичные представители. (6 часов)

25



Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот — представитель VA-группы.





Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Анализировать свойства неметаллов по подгруппам.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.

26



Аммиак. Соли аммония.

Азот, нитриды Аммиак, соли аммония, катион аммония, качественная реакция

ЛО5. Получение аммиака и исследование его свойств.

ЛО6. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака. Д7. Получение аммиака и исследование его свойств


27



Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств.



ПР №3. Получение аммиака и изучение его свойств.


28



Оксиды азота.



Д8. Получение оксидов азота (II) и (IV).

Д9. Получение и исследование свойств диоксида углерода.


29



Азотная кислота и ее соли.

Нитраты, селитра

Д 10. Опыты, подтверждающие общие химические свойства кислот.

Д 11. Горение серы и угля в азотной кислоте. Воспламенение скипидара в азотной кислоте


30



Фосфор и его соединения

Аллотропные модификации, окислитель, восстановитель

Д12. Получение белого фосфора и его возгорание на воздухе.


Подгруппа углерода. (8 часов)

31



Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод — представитель IVA-группы. Аллотропия углерода. Адсорбция.

Аллотропные модификации, алмаз, графит, адсорбция, активированный уголь

Д13. Восстановление свинца из оксида на поверхности угля.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе Д.И. Менделеева.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные Проводить расчёты по уравнениям химических реакций, используя понятия «молярная масса», «молярный объём»презентации по теме.


32



Оксиды углерода.

Угарный газ, углекислый газ.

ЛО7. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

РС5Экологические проблемы городов Архангельской области


33



Угольная кислота и ее свойства.

Карбонаты, гидрокарбонаты.

ЛО8. Качественные реакции на анионы кислот. Восстановительные свойства водорода и углерода.

ЛО9. Получение угольной кислоты из оксида углерода (IV) и изучение её свойств


34



Практическая работа № 4 Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.



ПР №4. Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств.




35



Кремний и его свойства. Соединения кремния.

Аллотропия, силикаты, силикатная промышленность, стекло.

РС6Цементное производство области


36



Повторительно-обобщающий урок по теме «Элементы-неметаллы»



Д 14. Качественные реакции на анионы: сульфид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион, хлорид-ион, бромид-ион, иодид-ион, нитрат-ион, фосфат-ион.

ЛО10. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.


37



Решение задач.



РЗ 3. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.


38



Контрольная работа №2.






Раздел 3.Металлы. (12 часов)

Общие свойства металлов (4 часа)

39



Элементы-металлы. Особенности строения их атомов. Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Металлическая связь

Д15. Образцы металлов и их соединений, изучение их электрической проводимости ЛО11. Рассмотрение образцов металлов, их солей и природных соединений.

РС7Металлы на территории Архангельской области

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.




40



Кристаллическое строение и физико-химические свойства металлов.

Восстановительные свойства металлов

Д16. Теплопроводность металлов. 3. Модели кристаллических решёток металлов

ЛО12. Взаимодействие металлов с растворами солей.


41



Электрохимические процессы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии




42



Сплавы. Понятие коррозии металлов.

Сплавы

ЛО13. Ознакомление с образцами сплавов (коллекция «Металлы и сплавы»).


Металлы главных и побочных подгрупп (8 часов)

43



Металлы 1А-группы Периодической системы. Общая характеристика.

Щелочные металлы, оксид, пероксид

Д17. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Горение, взаимодействие с водой лития, натрия и кальция.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Производить расчёты по уравнениям химических реакций, используя понятия «молярная масса», «молярный объём», «термохимические уравнения реакций», «тепловой эффект реакции»

44



Металлы 2А-группы Периодической системы, важнейшие соединения.

Щелочноземельные металлы.

Д18. Взаимодействие с водой оксида кальция. 4. Качественные реакции на ионы кальция и бария

ЛО13. Ознакомление с образцами сплавов (коллекция «Металлы и сплавы»).


45



Жесткость воды и способы ее устранения.

Жесткость воды

Д19. Устранение жёсткости воды РС8Жесткость воды в водоемах Архангельской области


46



Алюминий и его соединения.

Амфотерные соединения

Д20. Механическая прочность оксидной плёнки алюминия. Взаимодействие алюминия с водой. Взаимодействие алюминия с бромом, кислотами, щелочами

ЛО15. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.

ЛО16. Свойства оксидов и гидроксидов алюминия.


47



Железо — представитель металлов побочных подгрупп. Важнейшие соединения железа.

Качественная реакция

РС9Месторождения бокситов и железняков на территории Архангельской области ЛО17. Ознакомление с образцами чугуна и стали.

ЛО18. Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и железа (III). ЛО19. Качественные реакции на ионы железа.

ЛО20. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.


48



Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»



ПР №5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»




49



Повторительно-обобщающий урок по теме «Металлы»

Все понятия темы




50



Контрольная работа №3






Раздел 4. Общие сведения об органических соединениях. (9 часов)

Углеводороды (5 часов)

51



Возникновение и развитие органической химии — химии соединений углерода.

Органические вещества, органическая химия, гомологи, гомологическая разность, гомологический ряд, структурная формула, изомер, изомерия

Д21 Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Составлять структурные формулы органических веществ. Определять понятия «гомолог», «гомологический ряд», «изомеры».

Сравнивать свойства предельных и непредельных углеводородов.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Сравнивать органические вещества

с неорганическими.

Объяснять причины многообразия веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.



52



Классификация и номенклатура углеводородов.

Углеводороды, ациклические, циклические, предельные, непредельные, радикалы, номенклатура

Д22. Модели молекул органических соединений

РС10Перспективы добычи нефти и газа на территории области


53



Предельные углеводороды — алканы. Предельные углеводороды. Свойства.

Алканы, реакция замещения, галогенирование, галогенопроизводные




54



Непредельные углеводороды. Алкены.

Алкены, реакция гидрирования, гидратации, полимеризации, полимер, мономер, степень полимеризации, элементарное звено

Д23. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия


55



Непредельные углеводороды. Алкины. Природные источники углеводородов

Алкины, качественная реакция

Д24. Получение ацетилена и его взаимодействие с бромной водой.


Кислородсодержащие органические соединения (2 часа)

56



Кислородсодержащие органические соединения. Спирты.

Функциональная группа, метанол, этанол, многоатомные спирты

РС11 Этиловый спирт – продукт гидролизного производства области. Д25. Воспламенение спиртов.



Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

57



Предельные одноосновные карбоновые кислоты

Функциональная группа, реакция этерификации, сложные эфиры

Д26. Опыты, подтверждающие химические свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации вещества.


Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки) (3 часа)

58



Биологически важные соединения — жиры, углеводы

Жиры-глицериды, гидролиз жиров, омыление, мыла, Моносахариды, полисахариды, гидролиз



Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

59



Белки.

Аминокислоты, карбоксильная группа, аминогруппа, пептидная связь, структуры белка, денатурация

Д27. Модель молекулы белка. Денатурация белка


60










Раздел 5. Химия и жизнь. (7 часов)

Человек в мире веществ (4 часа)

61



Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды.

Фреоны, пестициды, токсины



Использовать внутри- и межпредметные связи.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

62



Полимер.

Полимеры, полипропилен, тефлон, поливинилхлорид, фенопласты, утилизация

ЛО21. Ознакомление с образцами полимеров и изучение их свойств


63



Минеральные удобрения на вашем участке.

Минеральные удобрения, питательная ценность удобрения




64



Практическая работа №6. Минеральные удобрения

Минеральные удобрения, питательная ценность удобрения

ПР №6. Минеральные удобрения.

ЛО22. Распознавание минеральных удобрений.


Производство неорганических веществ и их применение (3 часа)

65



Понятие о химической технологии. Производство неорганических веществ и окружающая среда.

Химико-технологический процесс, сырье

Д28. Кодограммы и динамическое пособие «Производство серной кислоты», модели производства серной кислоты.



Использовать внутри- и межпредметные связи.

Участвовать в проблемно-поисковой деятельности.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

66



Понятие о металлургии. Производство и применение чугуна и стали.



Д 29 Коллекция минералов и горных пород.


67



Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в мире веществ»






68



Повторение всего курса.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!