СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы, разделы, колличество часов, основные элементы содержания, характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий.  

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по истории 5 класс»

п/п

Раздел, учебная тема

Количество часов

Дата




Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Ключевые и предметно-специфические умения, соответствующие содержанию КИМов ГИА и ЕГЭ




Система контроля





Результаты основных видов деятельности

Педагогическая технология

Работа с одарёнными

детьми

План

Факт

Предмет

ные

Мета

предмет

ные

Личностные

Форма

1.

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

стр.6-8

1

06.09


Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник


Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Сопоставлять свидетельства разных исторических источников.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Входной контроль Беседа с элементами дискуссии

Научатся опреде­лять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников.

Получат возмож­ность научиться: описывать картину, получать историче­скую информацию из различных источ­ников

Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме



Раздел 1. Жизнь первобытных людей. Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3ч.


2.

Древнейшие люди. П.1

1

07.09


Первобытность. Расселение древнейшего человека. Чело­век разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей..

Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Текущий,

Беседа с элементами самост. работы

Научатся опреде­лять понятия: перво­бытные люди, соби­рательство, орудия труда.

Получат возмож­ность научиться: показывать на исто­рической карте тер­ритории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

ИКТ

Здоровьесберег., исследо-ватель-

ская

Сообщения,

презентации

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

П. 2

1

13.09


Первобытность. Расселение древнейшего человека. Чело­век разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселе­ния первобытных людей. Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей

Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Составле-

ние схемы Терминологический

диктант




Научатся определять понятия: человек ра­зумный, родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт. Получат возмож­ность научиться рассказывать о важ­нейших историче­ских событиях и их участниках, показы­вая знание необхо­димых фактов, дат, терминов

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

П.3

1

14.09


Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
РПК. «Зарождение религии»

Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.



Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Рассказ

(эссе)

Научатся опреде­лять понятия: рели­гиозные верования, обряд, сверхъестест­венные силы, обо­ротни.

Получат возмож­ность научиться: рассказывать о важ­нейших историче­ских событиях и их участниках, показы­вая знание необхо­димых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала

ИКТ

Здоровьесберегающая, групповая

Подготов-ка к предмет-ным олимпиа-

дам


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 3ч.


5.

Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4

1

20.09


Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая дея­тельность, изобретения.

Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Составлять простой план ответа.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Составление плана

Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, моты­га, серп, прядение, ткачество, племя, ста­рейшина, совет ста­рейшин, идол, боги. Получат возмож­ность научиться: показывать на исто­рической карте тер­ритории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


6.

Появление неравенства и знати. П. 5

1

21.09


От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ре­месленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впер­вые появилась металлургия. Выявить и срав­нить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в об­щине с выделением в ней знати.

Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати.

Подтверждать выводы примерами, описывать факты

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Анализ историч источников

Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская об­щина, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возмож­ность научиться: рассказывать о важ­нейших исторических событиях и их уча­стниках, выявлять общность и различия сравниваемых исто­рических событий и явлений

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая


7

Повторение по разделу «Жизнь первобытных людей».

1

27.09


Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.


Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.


Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей.

Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тематический,

тест, анализ историч источников

Научатся: работать с исторической кар­той, решать истори­ческие кроссворды. Получат возмож­ность научиться. работать с контурной картой

здоровьесберегающая



Тема 3. Счет лет в истории 1ч.


8

Счет лет в истории.

Стр.29

1

28.09


Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь опреде­лять историческое время по ленте времени.


Объяснять, как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий.



Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Хронологический диктант, решение задач

Научатся опреде­лять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Хри­стова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию. Получат возмож­ность научиться: называть век, опери­ровать понятиями«н. э.», «до н. э.», вести счет лет, ре­шать познаватель­ные задачи

Проблемная, ИКТ

Здоровьесберегающая, тестового контроля


Раздел 2. Древний Восток. Тема 4. Древний Египет 8ч.


9.

Государство на берегах Нила. П. 6

1

04.10


Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.


Показывать на карте территорию и центры дренеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной.

Работа в парах: составлять простые схемы управления государством.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Составле-

ние схемы, беседа

Научатся опреде­лять понятия: папи­рус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получат возмож­ность научиться: рассказывать о важ­нейших историче­ских событиях и их участниках, показы­вая знание необхо­димых фактов, дат, терминов; показы­вать на исторической карте границы госу­дарств, города, места значительных исто­рических событий

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


10.

Как жили земледельцы и ремеслен-

ники в Египте. П. 7

1

05.10


Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видео­ряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать по­нятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.


Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике.

Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Беседа, анализ материала из дополн источников

Научатся опреде­лять понятия: вель­можа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возмож­ность научиться: рассказывать о важ­нейших историче­ских событиях и их участниках, опреде­лять основные черты, присущие разным группам населения

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

11.

Жизнь египетского вельможи.

П. 8

1

11.10


Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.

Учиться работать в малой группе над об­щим заданием. Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.


Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника.

Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Составление рассказа от имени очевидца

Научатся опреде­лять понятия: гроб­ница, благовония. Получат возмож­ность научиться: описывать памятни­ки культуры на ос­нове текста и иллю­стративного мате­риала учебника, ис­пользовать приобре­тенные знания при написании творчес­ких работ

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


12.

Военные походы фараонов. П. 9

1

12.10


Во­енные походы. Рабы.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке. Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.


Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий.


Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Работа с картой

Терминологический

диктант



Научатся опреде­лять понятия: бронза, пехотинцы, колесни­цы, дротики, наем­ное войско.

Получат возмож­ность научиться: рассказывать о важ­нейших исторических событиях и их уча­стниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исто­рической карте гра­ницы государств

ИКТ,

Здоровьесберегающая, группового обучения

Участие в

предметных

олимпиадах

13.

Религия древних египтян. П. 10

1

18.10


Религиозные верования египтян. Жрецы.

РПК «Религиозная реформа Эхнатона»

Характеризовать религию древних егип­тян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей.

Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Сообщения,презентации

Научатся опреде­лять понятия: храм, жрецы, мумия, сар­кофаг.

Получат возмож­ность научиться: назы вать характер­ные признаки и осо­бенности верований древних египтян, использовать текст и исторические ис­точники при ответе на вопросы

Игровая, ИКТ

здоровьесберегающая

Сообщения,

презентации

14

Искусство Древнего Египта. П. 11

1

19.10


Храмы и пирамиды.


Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Творческое задание Терминологический

диктант


Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возмож­ность научиться описывать памят­ники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

15

Письменность и знания древних египтян.

П. 12

1

25.10


Познания древних египтян. Письмен­ность.

Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Творческое

задание

Научатся определять понятия: иероглифы, папирус, свиток, гео­метрия, астрономия. Получат возмож­ность научиться: рассказывать о важ­нейших историче­ских событиях, оп­ределять назначение пирамид, статуй, храмов

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

16

Повторение по теме «Древний Египет».

1

26.10


Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Во­енные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письмен­ность. Храмы и пирамиды.

Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Рассказывать о религии, искусстве, достижениях древних египтян, а так же о искусстве управления страной.

Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тест

Научатся: опреде­лять общие черты и особенности, вы­делять признаки для сравнения, ре­шать исторические кроссворды. Получат возмож­ность научиться самостоятельно на­ходить на историче­ской карте объекты по теме «Древний Египет»




Тема 5. Западная Азия в древности 7ч.


17

Древнее Двуречье.

П. 13

1

01.11


Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и за­нятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.


Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье.

Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Творческое задание

Научатся определять термины клинопись, сыновья школы.

Получат возможность показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показы­вать на карте города и реки Двуречья, да­вать сравнительную характеристику при- родно-климатических условий Египта и Двуречья

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

П. 14

ПК. « Вавилонское пленение. Пророк Даниил»

1

02.11


Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ново­вавилонское царство: завоевания, легендарные памятники го­рода Вавилона.


Выделять основные понятия парагра­фа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.


Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы.

Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Терминологический

диктант


Научатся опреде­лять понятия: зако­ны, ростовщик. Получат возмож­ность научиться: давать характеристи­ку законам Хамму- рапи; рассказывать о важнейших исто­рических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фак­тов, дат, терминов; использовать текст исторического ис­точника при ответе на вопросы

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

19

Финикийские мореплавате-ли. П. 15

1

08.11


Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: при­родные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торгов­ли. Финикийский алфавит.

Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации.

Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Составление опорной схемы

Научатся опреде­лять понятия: благо­вония, пурпур, коло­нии, алфавит. Получат возмож­ность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культур­ное наследие

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


20

Библейские сказания.

П. 16


ПК.
«Творение Богом мира. Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом»

1

09.11


Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верова­ния. Ветхозаветные сказания.

.

Изучать по карте и тексту учебника терри­торию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому наро­ду Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям.

Составлять развёрнутый план ответа

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Анализ текста

Научатся опреде­лять понятия: Биб­лия, Ветхий Завет, единобожие, запове­ди, скрижали. Получат возмож­ность научиться определять главное отличие религии ев­реев от религий дру­гих древних народов и находить общие черты

Исследовательская , ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


21

Древнееврейское царство.

П. 17

РПК.
« Моисей – Боговидец. Чудеса в Пустыне.

Книга Руфь»

1

15.11

Из­раильское царство. Занятия населения. Религиозные верова­ния. Ветхозаветные сказания.


Решать развивающие и проблемные зада­чи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепен­ное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать инфор­мацию и делать вывод о том, каким пред­ставляли своего царя иудеи.

Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники.

Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Беседа

Научатся: опреде­лять термины: пра­ща, жертвенник; объяснять значение понятий: миф, преда­ние, единобожие, монотеистическая религия.

Получат возмож­ность научиться работать с историче­ской картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


22

Ассирийская держава.

П. 18

1

16.11


Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Работать в малых группах по дифференци­рованным заданиям на понимание и осмыс­ление нового материала. Перечислять дости­жения ассирийцев в изобразительном искус­стве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Асси­рийской державы.

Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы.

Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Творческое

задание

Научатся опреде­лять термин «таран». Получат возмож­ность научиться: извлекать полезную информацию из ис­торического источ­ника, определять характерные особен­ности Ассирийской державы

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Сообщения,

презентации

23

Персидская держава «царя царей».

П. 19

1

22.11


Персидская держава: военные по­ходы, управление империей.

Работать с исторической картой и дополни­тельными источниками по вопросу расшире­ния территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях

Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава.

Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Самост работа

Научатся опреде­лять понятие «бес­смертные».

Получат возмож­ность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую держа­ву, называть страны, вошедшие в ее состав

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская



Тема 6. Индия и Китай в древности 5ч.


24.

Природа и люди Древней Индии.

П. 20

1

23.11


Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географиче­ские объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и поче­му. Выделять ключевые понятия, характери­зующие индийскую историю и культуру

Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы.

Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Составление опорной схемы

Научатся опреде­лять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ. Получат возмож­ность научиться: показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризо­вать природу и кли­мат Индии

Проблемная , ИКТ

здоровьесберегающая

Сообщения,

презентации

25.

Индийские касты. П. 21

1

29.11

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникно­вение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.


Составлять простой план пунктов пара­графа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брах­маны — хранители знаний. Сравнивать ос­новные положения брахманизма и буддиз­ма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев

Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям.



Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Таблица

Научатся опреде­лять термины: касты, брахманы, отшель­ники, буддизм, неприкасаемые. Получат возмож­ность научиться объяснять влияние религии Индии

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

П. 22

ПК. « Смирение и кротость как добродетели Руфи»

1

30.11


Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятель­ность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специ­ально разработанным рабочим картам в со­ответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали боль­шое значение воспитанию учтивости



Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.


Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Творческое задание

Научатся опреде­лять термины: бам­бук, циновка, Сын Неба.

Получат возмож­ность научиться: показывать на карте Китай и его важней­шие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китай­ской письменности, характеризовать уче­ние Конфуция

ИКТ

Здоровьесберегающая, программированного обучения


27.

Первый властелин единого Китая.

П. 23

1

06.12


Создание объединенного государства. Импе­рии Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.


Рассказывать об отношениях Китая с со­седями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять свое­образие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. Анализировать иллюстративный материал.

Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Самостоят. работа

Научатся опреде­лять термины: ком­пас, бойницы. Получат возможность научиться: характе­ризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку зна­чению китайской культуры

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


28.

Повторение по разделу «Древний Восток».

1

07.12


Античный мир: понятие. Карта античного мира.


Выполнять задания на понимание, осмыс­ление изученного материала с учётом про­смотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современ­ной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооруже­ния на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тест

Научатся опреде­лять изученные термины.

Получат возмож­ность научиться: показывать на карте государства Древне­го Востока, характе­ризовать сходства и различия.


ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская



Раздел 3. Древняя Греция Тема 7. Древнейшая Греция 5ч.


29.

Греки и критяне. П. 24

1

13.12


Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями ра­бочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный кон­текст.


Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения.

Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Анализ историч источников

Научатся опреде­лять понятия: свето­вые колодцы, цуна­ми, имена героев мифа о Минотавре. Получат возмож­ность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгей­ское море, называть причины гибели Крит­ской цивилизации

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


30

Микены и Троя. П. 25

1

14.12


Государства ахейской Гре­ции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным задани­ям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на­сколько по сравнению с другими.

Анализировать мифы, описывать облик города – крепости.

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий.


Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Составление плана

Научатся сопостав­лять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Получат возмож­ность научиться работать с историче­ской картой и исто­рическими источни­ками

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения

Сообщения,

презентации

31.

Поэма Гомера «Илиада». П. 26

1

20.12


«Илиада» и «Одиссея».

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.


Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Творческое

задание

Работа с текстом


Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята».

Получат возмож­ность понять суть содержания «Илиа­ды» , имена главных героев

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


32

Поэма Гомера «Одиссея». П. 27

1

21.12


«Илиада» и «Одиссея».

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

Работать в парах: составлять план путешествия главного героя.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Творческое

задание

Работа с текстом

Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята».

Получат возмож­ность понять суть содержания «Одиссеи», имена главных героев

ИКТ

Здоровьесберегающая, группового обучения


33

Религия древних греков. П. 28

ПК.
« Эпоха Судей (общая характеристика).»

1

27.12


Верования древних греков. Сказания о богах и ге­роях.


Объяснять связь между явлениями приро­ды и греческими богами. Давать нравствен­ную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Терминологический диктант

Таблица

Научатся: опреде­лять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремле­ние героев и простых людей соперничать с богами

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7ч.


34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

П. 29

1

28.12


Греческие города-государства: политический строй, арис­тократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Находить на карте и устно комментиро­вать положение Аттики, занятия её населе­ния. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества грече­ского алфавита по сравнению с финикий­ским.

Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям.

Составлять простой план ответа.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Составление плана ответа

Научатся: опреде­лять понятия: Атти­ка, демос, полис, ар­хонт, ареопаг, долго­вое рабство, показы­вать на карте Аттику и Афины.

Получат возмож­ность научиться характеризовать го­сударственное уст- . ройство Афин

Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая


35

Зарождение демократии в Афинах.

П. 30

1

03.01


Афины: утверждение демократии. За­коны Солона, реформы Клисфена.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы наро­да. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку по­ступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках.


Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Таблица

написание исторического портрета

Научатся: опреде­лять термины: долго­вые камни, народное собрание, граждане. Получат возмож­ность научиться: извлекать полезную информацию из ис­торических источни- ков, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


36

Древняя Спарта. П. 31

1

04.01


Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспита­ние. Организация военного дела.


Показывать на карте и рассказывать о ме­стоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты.


Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Таблица

Терминологический

диктант

Научатся опреде­лять понятия: лако­ничность, илоты. Получат возмож­ность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную ха­рактеристику госу­дарственному уст­ройству Спарты и Афин

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

П. 32

1

17.01


Великая греческая колонизация.

Объяснять причины греческой колони­зации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории коло­низации. Комментировать наряд грека.

Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Творческое

задание

Научатся опреде­лять понятия: пира­ты, колонии. Получат возмож­ность научиться: называть и показывать на карте гре­ческие колонии, извлекать полезную информацию из исто­рического источника

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Сообщения,

презентации

38

Олимпийские игры в древности. П.33

1

18.01


Спортивные состязания; Олимпийские игры.


Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки со­общения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени


Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого.

Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Творческое задание

Работа с источниками

Научатся опреде­лять понятия: атле­ты, стадион, пяти­борье, ипподром. Получат возмож­ность научиться свободно и выра­зительно излагать подготовленные сообщения по теме

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


39

Победа греков над персами в Марафонской битве. П 34

1

24.01


Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о под­виге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию ви­деофильма, электронных изданий, презента­ций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям.



Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Рассказ

(эссе)

Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возмож­ность научиться анализировать при­чины побед греков над персами

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


40

Нашествие персидских войск .

П. 35

1

25.01


Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать инфор­мацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.


Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям.

Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности.









Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;


Составление плана ответа

Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возмож­ность научиться анализировать при­чины побед греков над персами

ИКТ

Здоровьесберегающая, игровая

Сообщения,

презентации


Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии 5ч.


41

В гаванях афинского порта Пирей. П. 36

1

31.01


Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать поло­жение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видео­фильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.


Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям.

Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление плана


Научатся опреде­лять термины: вер­фи, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возмож­ность научиться: самостоятельно оп­ределять значение порта Пирей, сопос­тавлять положение различных социаль­ных групп Афин

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


42

В городе богини Афины.

П.37

1

01.02


Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с ро­дителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян.

Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Рассказ по иллюстрации

Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, аго­ра, портики, фронто­ны, кариатиды. Получат возмож­ность научиться давать описание го­рода и его главных достопримечатель­ностей

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


43

В афинских школах и гимнасиях.

П. 38

1

07.02


Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая фи­лософия. Школа и образование. Литература.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каж­дой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно изла­гать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях.

Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление

плана ответа

Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие.

Получат возмож­ность научиться определять сходства и различия между афинской и спартан­ской системой вос­питания

ИКТ

Здоровьесберегающая, дифференцированного обучения

Сообщения,

презентации

44

В афинском театре

П. 39

1

08.02


Культура Древней Греции. Театр.

Объяснять причины особой любви гре­ков к представлениям. Называть отличи­тельные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

Рассказывать о роли театра в жизни древних греков.

Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Творческое задание

Научатся опреде­лять термины: скене, театр, орхестра, ко­медия, трагедия. Получат возмож­ность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегрече­ских драматургов

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Сообщения,

презентации

45

Афинская демократия при Перикле. П. 40

1

14.02


Афинская демократия при Перикле.

Самостоятельно подготавливать темати­ческие сообщения по выбору. Называть за­слуги Перикла в восстановлении и процвета­нии Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократиче­ских преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям.

Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Терминологический диктант

Научатся опреде­лять термины: на­родное собрание, остракизм.

Получат возмож­ность научиться давать характеристи­ку афинской демо­кратии

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская




Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 4ч.


46

Города Эллады подчиняются Македонии. П. 41

1

15.02


Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.


Показывать на карте и объяснять место­нахождение Македонии. Характеризовать по­литические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий.

Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Беседа, анализ историч источников

Научатся опреде­лять причины воз­вышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения грече­ских полисов Маке­донии.

Получат возмож­ность научиться работать с историче­ской картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


47

Поход Александра Македонского на Восток.

П. 42

1

21.02


Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические го­сударства Востока.

Используя карту и её легенду, рассказы­вать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствова­ла победам А. Македонского. Оценивать по­ступки А. Македонского, его противников.

Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского.

Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Беседа

Анализ истор.источников


Научатся называть битвы, связанные с походами А. Ма­кедонского.

Получат возмож­ность научиться: показывать на исто­рической карте на­правление восточно­го похода и границы державы А. Маке­донского, анализи­ровать причины по­бед полководца

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


48

В Александрии Египетской. П. 43

1

22.02


Культура эллинистического мира.


Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте госу­дарства, образовавшиеся в ходе распада дер­жавы. Рассказывать об Александрии — цен­тре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям.

Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Рассказ

(эссе)

Научатся называть битвы, связанные с походами А. Маке­донского.

Получат возмож­ность научиться: показывать на исто­рической карте на­правление восточно­го похода и границы державы А. Маке­донского, анализи­ровать причины побед полководца

Группового обучения, ИКТ

здоровьесберегающая

Сообщения,

презентации

49

Повторение по разделу «Древняя Греция».

1

28.02


Античный мир: понятие. Карта античного мира.


Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, ме­сто сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демо­кратия, стратег, оратор, спартанское воспи­тание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.


Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Тест

Научатся опреде­лять термины, прой­денные в разделе «Древня

Греция». Получат возмож­ность научиться: называть выдающих­ся деятелей истории Древней Греции; характеризовать осо­бенности древнегре­ческой государст­венности, излагать в системе достиже­ния древнегреческой культуры

Здоровьесберегающая, ИКТ, проблемная


Раздел 4. Древний Рим. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3ч.


50

Древнейший Рим. П. 44

1

01.03


Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формиро­вания устойчивых представлений о Древнем Риме.



Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Беседа, анализ

ист. источников

Научатся опреде­лять термины: ита­лики, латины, этру­ски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возмож­ность научиться показывать на карте древнюю Италию

Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


51

Завоевание Римом Италии.

П. 45

1

07.03


Завоевание Римом Италии.

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и при­чины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные при­обретения Рима во II и III вв. до н. э.

Читать историческую карту,

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.

Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление плана


Научатся опреде­лять термины: галлы, легионы, катапуль­ты, манипулы. Получат возмож­ность научиться: давать характеристи­ку римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

52

Устройство Римской республики. П. 46

1

14.03


Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и зако­ны. Верования древних римлян.


Сравнивать устройство римской респу­блики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фалан­ги. Представлять сообщения и доклады в со­ответствии с требованиями регламента.


Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Давать характеристику общественного строя Римской республики.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Терминологический диктант, составление

схемы

Научатся опреде­лять термины: рес­публика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исто­рического источника. Получат возмож­ность научиться: характеризовать осо­бенности Римской государственности, сравнивать устрой­ство греческой демо­кратии и Римской

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная




Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 3ч.


53

Вторая война Рима с Карфагеном. П. 47

1

15.03


Войны с Карфагеном; Ганни­бал. Римская армия.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаген­ской войне. Показывать по карте и коммен­тировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять при­чины поражения Ганнибала в войне с рим­лянами.

Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории.

Анализировать ответы одноклассников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление плана

работа с картой

Научатся опреде­лять термины: пуны, ворон.

Получат возмож­ность научиться: показывать на карте Карфаген, опреде­лять причины пуни­ческих войн, оценивать силы сторон, высказывать пред­положение об исхо­де войн

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье. П. 48

1

21.03


Установление господства Рима в Среди­земноморье.

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского цар­ства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.

Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям.

Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Беседа, работа с картой

Научатся определять термины: триумф, им­ператор, провинция. Получат возмож­ность научиться давать самостоятель­ную оценку факту установления гос­подства римлян, вы­сказывая при этом собственные сужде­ния об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская


55

Рабство в Древнем Риме.

П. 49

1

22.03


Рабство в Древнем Риме.


Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное по­ложение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях.

Составлять рассказ от имени очевидца.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека


Составление плана ответа

Научатся опреде­лять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр. Получат возмож­ность научиться: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Сообщения,

презентации


Тема 13. Гражданские войны в Риме 4ч.


56

Земельный закон братьев Гракхов.

П. 50

1

04.04


Реформы Гракхов.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заста­вили Т. Гракха выступить в защиту бедня­ков. Работать в малых группах, систематизи­руя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям.



Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Терминологический диктант

Работа с истор. источником

Научатся опреде­лять понятие «граж­данская война». Получат возмож­ность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного за­кона братьев Гракхов, а также анализи­ровать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Группового обучения, ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


57

Восстание Спартака.

П. 51

1

05.04


Рабство в Древнем Риме.


Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступ­ки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать кратко­срочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака.



Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление историчес-

кого портрета, беседа

Научатся опреде­лять понятие «вос­стание».

Получат возмож­ность научиться называть причины восстания Спартака, давать оценку лич­ностным качествам Спартака, высказы­вать суждение по поводу того, мог­ли ли восставшие одержать победу

ИКТ

Здоровьесберегающая, проектная

Сообщения,

презентации

58

Единовластие Цезаря. П. 52

1

11.04


От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, дик­татор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отно­шении Юлия Цезаря.

На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря.

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека


Беседа,

Работа с текстом

Научатся опреде­лять понятия: вете­ран, диктатор, дикта­тура, проскрипции. Получат возмож­ность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исто­рического источника

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

59

Установление империи.

П. 53

1

12.04


Установление императорской власти; Октавиан Август.

Определять причины поражения сторон­ников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причи­ны завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.


Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям.

Составлять конспект, используя материал учебника.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Таблица

Научатся опреде­лять понятия: прето­рианцы, завещание, империя.

Получат возмож­ность научиться: определять различия между республикой и империей, выяв­лять причины уп­разднения республи­ки и установления империи

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная



Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 5ч.


60

Соседи Римской империи.

П. 54

1

18.04


Римская империя: территория, управление.

Показывать на карте территории расселе­ния народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племе­нах — соседях Римской империи и их взаи­моотношениях.

Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов,

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, презентовать материал.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление плана

Научатся: опреде­лять понятия: гер­манцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информа­цию из историческо­го источника

Проблемная, ИКТ

здоровьесберегающая

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


61

В Риме при императоре Нероне.

П.55

1

19.04


Римская империя: территория, управление.

Использовать различные средства и источ­ники информации в ходе подготовки сообще­ния о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет.

Составлять рассказ от имени очевидца.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Терминологический

диктант

Научатся опреде­лять основные черты правления Нерона. Получат возмож­ность научиться: давать оценку лич­ностным качествам Нерона и Траяна, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона, характеризовать правление императо­ра Траяна

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Сообщения,

презентации

62

Первые христиане и их учение. П.56

ПК. « Чудо Воскресения Христова, как основа нашей веры.

1

25.04


Возникновение и распространение христианства.


РПК. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском.

Рассказывать об условиях появления хри­стианского учения. Объяснять причины рас­пространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм хри­стиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме.

Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Работа с историч источниками

Научатся опреде­лять понятия: хри­стианство, Еванге­лие, Страшный суд, христиане, апостолы. Получат возмож­ность научиться рассказывать о жиз­ни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Рим­ской империи

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


63

Расцвет империи во 2 веке н.э.

П. 57

1

26.04


Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Ар­хитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Сравнивать положение свободного зем­ледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и совре­менность.

Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий.

Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Работа с картой

Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получат возмож­ность научиться: характеризовать политику Траяна, давать сравнитель­ную характеристику положения раба и колона

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


64

Вечный город и его жители.

П. 58

1

02.05


Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Ар­хитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.


Инсценировать виртуальную экскур­сию по Риму (с использованием презента­ции, интернет-ресурсов, электронных изда­ний). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римля­нина, богатого римлянина, торговца, сенато­ра об одном дне в Риме.

Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал.

Работа в малых группах: составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой исторических памятников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Составление плана экскурсии

Научатся определять понятия: триумфаль­ная арка, купол, тер­мы, Табуларий. Получат возмож­ность научиться называть достопри­мечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд миро­вой культуры

Игровая, ИКТ

здоровьесберегающая

Сообщения,

презентации

Тема 15. Разгром Рима германцами и пдение Западной Римской империи 3ч.


65

Римская империя при Константине. П. 59

1

03.05


Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Объяснять причины перемен во внутрен­нем положении империи. Сравнивать поло­жение на границах империи в I в. и при им­ператоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства госу­дарственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к пара­графу.

Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы.

Анализировать ответы одноклассников.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Работа с картой,

Составление плана

ответа


Научатся: опреде­лять понятия: гер­манцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информа­цию из историческо­го источника

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная

Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме


66

Взятие Рима варварами.

П. 60

1

10.05


Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.


Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических де­ятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам уда­лось уничтожить Западную Римскую импе­рию.

Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи.

Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

Репортаж с места событий

Научатся: опреде­лять понятия: гер­манцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информа­цию из историческо­го источника

ИКТ

Здоровьесберегающая, проблемная


Сообщения,

презентации













67

Повторение по разделу «Древний

Рим».

1

16.05


Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.


Показывать на карте этапы расширения границ Рима.,



Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл понятий .

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

Творческое

задание




Научатся: определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и цивилизации



68

Итоговый урок


1

17.05


ПОУ





Урок - игра







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!