№ п/п | Раздел, учебная тема | Количество часов | Дата | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Ключевые и предметно-специфические умения, соответствующие содержанию КИМов ГИА и ЕГЭ | Система контроля | Результаты основных видов деятельности | Педагогическая технология | Работа с одарёнными детьми |
План | Факт |
Предмет ные | Мета предмет ные | Личностные | Форма |
1. | Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки. стр.6-8 | 1 | 06.09 | | Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Сопоставлять свидетельства разных исторических источников. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Входной контроль Беседа с элементами дискуссии | Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников. Получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников | Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3ч. |
2. | Древнейшие люди. П.1 | 1 | 07.09 | | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей.. | Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Текущий, Беседа с элементами самост. работы | Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | ИКТ Здоровьесберег., исследо-ватель- ская | Сообщения, презентации |
3. | Родовые общины охотников и собирателей. П. 2 | 1 | 13.09 | | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. | Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей | Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Составле- ние схемы Терминологический диктант | Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований. П.3 | 1 | 14.09 | | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. РПК. «Зарождение религии» | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. | Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Рассказ (эссе) | Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала | ИКТ Здоровьесберегающая, групповая | Подготов-ка к предмет-ным олимпиа- дам |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 3ч. |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4 | 1 | 20.09 | | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. | Составлять простой план ответа. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Составление плана | Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
6. | Появление неравенства и знати. П. 5 | 1 | 21.09 | | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати. | Подтверждать выводы примерами, описывать факты | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Анализ историч источников | Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | |
7 | Повторение по разделу «Жизнь первобытных людей». | 1 | 27.09 | | Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей. | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Тематический, тест, анализ историч источников | Научатся: работать с исторической картой, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться. работать с контурной картой | здоровьесберегающая | |
| Тема 3. Счет лет в истории 1ч. |
8 | Счет лет в истории. Стр.29 | 1 | 28.09 | | Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | Объяснять, как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий. | Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Хронологический диктант, решение задач | Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию. Получат возможность научиться: называть век, оперировать понятиями«н. э.», «до н. э.», вести счет лет, решать познавательные задачи | Проблемная, ИКТ Здоровьесберегающая, тестового контроля | |
Раздел 2. Древний Восток. Тема 4. Древний Египет 8ч. |
9. | Государство на берегах Нила. П. 6 | 1 | 04.10 | | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Показывать на карте территорию и центры дренеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной. | Работа в парах: составлять простые схемы управления государством. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Составле- ние схемы, беседа | Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
10. | Как жили земледельцы и ремеслен- ники в Египте. П. 7 | 1 | 05.10 | | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике. | Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Беседа, анализ материала из дополн источников | Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
11. | Жизнь египетского вельможи. П. 8 | 1 | 11.10 | | Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника. | Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Составление рассказа от имени очевидца | Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
12. | Военные походы фараонов. П. 9 | 1 | 12.10 | | Военные походы. Рабы. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий. | Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Работа с картой Терминологический диктант | Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств | ИКТ, Здоровьесберегающая, группового обучения | Участие в предметных олимпиадах |
13. | Религия древних египтян. П. 10 | 1 | 18.10 | | Религиозные верования египтян. Жрецы. РПК «Религиозная реформа Эхнатона» | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей. | Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Сообщения,презентации | Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг. Получат возможность научиться: назы вать характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Сообщения, презентации |
14 | Искусство Древнего Египта. П. 11 | 1 | 19.10 | | Храмы и пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. | Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Творческое задание Терминологический диктант | Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
15 | Письменность и знания древних египтян. П. 12 | 1 | 25.10 | | Познания древних египтян. Письменность. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Творческое задание | Научатся определять понятия: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
16 | Повторение по теме «Древний Египет». | 1 | 26.10 | | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Рассказывать о религии, искусстве, достижениях древних египтян, а так же о искусстве управления страной. | Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Тест | Научатся: определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет» | | |
| Тема 5. Западная Азия в древности 7ч. |
17 | Древнее Двуречье. П. 13 | 1 | 01.11 | | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье. | Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Творческое задание | Научатся определять термины клинопись, сыновья школы. Получат возможность показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику при- родно-климатических условий Египта и Двуречья | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. П. 14
ПК. « Вавилонское пленение. Пророк Даниил» | 1 | 02.11 | | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы. | Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Терминологический диктант | Научатся определять понятия: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хамму- рапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
19 | Финикийские мореплавате-ли. П. 15 | 1 | 08.11 | | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации. | Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Составление опорной схемы | Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
20 | Библейские сказания. П. 16 ПК. «Творение Богом мира. Каин и Авель, Ламех, сыны человеческие, состояние мира перед Потопом» | 1 | 09.11 | | Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. . | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям. | Составлять развёрнутый план ответа | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Анализ текста | Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты | Исследовательская , ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
21 | Древнееврейское царство. П. 17
РПК. « Моисей – Боговидец. Чудеса в Пустыне. Книга Руфь» | 1 | 15.11 | Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники. | Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Беседа | Научатся: определять термины: праща, жертвенник; объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться работать с исторической картой | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
22 | Ассирийская держава. П. 18 | 1 | 16.11 | | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы. | Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Творческое задание | Научатся определять термин «таран». Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Сообщения, презентации |
23 | Персидская держава «царя царей». П. 19 | 1 | 22.11 | | Персидская держава: военные походы, управление империей. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях | Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава. | Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Самост работа | Научатся определять понятие «бессмертные». Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
| Тема 6. Индия и Китай в древности 5ч. |
24. | Природа и люди Древней Индии. П. 20 | 1 | 23.11 | | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. | Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Составление опорной схемы | Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ. Получат возможность научиться: показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризовать природу и климат Индии | Проблемная , ИКТ здоровьесберегающая | Сообщения, презентации |
25. | Индийские касты. П. 21 | 1 | 29.11 | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев | Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям. | Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Таблица | Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые. Получат возможность научиться объяснять влияние религии Индии | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
26. | Чему учил китайский мудрец Конфуций. П. 22
ПК. « Смирение и кротость как добродетели Руфи»
| 1 | 30.11 | | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Творческое задание | Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба. Получат возможность научиться: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция | ИКТ Здоровьесберегающая, программированного обучения | |
27. | Первый властелин единого Китая. П. 23 | 1 | 06.12 | | Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. Анализировать иллюстративный материал. | Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Самостоят. работа | Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
28. | Повторение по разделу «Древний Восток». | 1 | 07.12 | | Античный мир: понятие. Карта античного мира. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Тест | Научатся определять изученные термины. Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия. | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
Раздел 3. Древняя Греция Тема 7. Древнейшая Греция 5ч. |
29. | Греки и критяне. П. 24 | 1 | 13.12 | | Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения. | Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Анализ историч источников | Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
30 | Микены и Троя. П. 25 | 1 | 14.12 | | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Составление плана | Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Получат возможность научиться работать с исторической картой и историческими источниками | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Сообщения, презентации |
31. | Поэма Гомера «Илиада». П. 26 | 1 | 20.12 | | «Илиада» и «Одиссея». | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Творческое задание Работа с текстом | Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность понять суть содержания «Илиады» , имена главных героев | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». П. 27 | 1 | 21.12 | | «Илиада» и «Одиссея». | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Работать в парах: составлять план путешествия главного героя. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Творческое задание Работа с текстом | Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность понять суть содержания «Одиссеи», имена главных героев | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | |
33 | Религия древних греков. П. 28 ПК. « Эпоха Судей (общая характеристика).» | 1 | 27.12 | | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». | Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Терминологический диктант Таблица | Научатся: определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
| Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7ч. |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. П. 29 | 1 | 28.12 | | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. | Составлять простой план ответа. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Составление плана ответа | Научатся: определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины. Получат возможность научиться характеризовать государственное уст- . ройство Афин | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. П. 30 | 1 | 03.01 | | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках. | Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Таблица написание исторического портрета | Научатся: определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источни- ков, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
36 | Древняя Спарта. П. 31 | 1 | 04.01 | | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев | Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. | Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Таблица Терминологический диктант | Научатся определять понятия: лаконичность, илоты. Получат возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. П. 32 | 1 | 17.01 | | Великая греческая колонизация. | Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Творческое задание | Научатся определять понятия: пираты, колонии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Сообщения, презентации |
38 | Олимпийские игры в древности. П.33 | 1 | 18.01 | | Спортивные состязания; Олимпийские игры. | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени | Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого. | Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Творческое задание Работа с источниками | Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получат возможность научиться свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. П 34 | 1 | 24.01 | | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям. | Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Рассказ (эссе) | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
40 | Нашествие персидских войск . П. 35 | 1 | 25.01 | | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям. | Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; | Составление плана ответа | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами | ИКТ Здоровьесберегающая, игровая | Сообщения, презентации |
| Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии 5ч. |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. П. 36 | 1 | 31.01 | | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. | Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана | Научатся определять термины: верфи, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возможность научиться: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
42 | В городе богини Афины. П.37 | 1 | 01.02 | | Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян. | Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Рассказ по иллюстрации | Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. Получат возможность научиться давать описание города и его главных достопримечательностей | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. П. 38 | 1 | 07.02 | | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана ответа | Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания | ИКТ Здоровьесберегающая, дифференцированного обучения | Сообщения, презентации |
44 | В афинском театре П. 39 | 1 | 08.02 | | Культура Древней Греции. Театр. | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | Рассказывать о роли театра в жизни древних греков. | Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Творческое задание | Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Сообщения, презентации |
45 | Афинская демократия при Перикле. П. 40 | 1 | 14.02 | | Афинская демократия при Перикле. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям. | Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Терминологический диктант | Научатся определять термины: народное собрание, остракизм. Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
| Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 4ч. |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. П. 41 | 1 | 15.02 | | Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий. | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Беседа, анализ историч источников | Научатся определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии. Получат возможность научиться работать с исторической картой | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. П. 42 | 1 | 21.02 | | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского. | Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Беседа Анализ истор.источников | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
48 | В Александрии Египетской. П. 43 | 1 | 22.02 | | Культура эллинистического мира. | Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. | Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям. | Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Рассказ (эссе) | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | Группового обучения, ИКТ здоровьесберегающая | Сообщения, презентации |
49 | Повторение по разделу «Древняя Греция». | 1 | 28.02 | | Античный мир: понятие. Карта античного мира. | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Тест | Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древня Греция». Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры | Здоровьесберегающая, ИКТ, проблемная | |
Раздел 4. Древний Рим. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3ч. |
50 | Древнейший Рим. П. 44 | 1 | 01.03 | | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Беседа, анализ ист. источников | Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возможность научиться показывать на карте древнюю Италию | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
51 | Завоевание Римом Италии. П. 45 | 1 | 07.03 | | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. | Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. | Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана | Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
52 | Устройство Римской республики. П. 46 | 1 | 14.03 | | Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. | Давать характеристику общественного строя Римской республики. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Терминологический диктант, составление схемы | Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника. Получат возможность научиться: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
| Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 3ч. |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. П. 47 | 1 | 15.03 | | Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории. | Анализировать ответы одноклассников. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана работа с картой | Научатся определять термины: пуны, ворон. Получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье. П. 48 | 1 | 21.03 | | Установление господства Рима в Средиземноморье. | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. | Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям. | Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Беседа, работа с картой | Научатся определять термины: триумф, император, провинция. Получат возможность научиться давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | |
55 | Рабство в Древнем Риме. П. 49 | 1 | 22.03 | | Рабство в Древнем Риме. | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях. | Составлять рассказ от имени очевидца. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана ответа | Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр. Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Сообщения, презентации |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме 4ч. |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. П. 50 | 1 | 04.04 | | Реформы Гракхов. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. | Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям. | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Терминологический диктант Работа с истор. источником | Научатся определять понятие «гражданская война». Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Группового обучения, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
57 | Восстание Спартака. П. 51 | 1 | 05.04 | | Рабство в Древнем Риме. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака». | Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака. | Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление историчес- кого портрета, беседа | Научатся определять понятие «восстание». Получат возможность научиться называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу | ИКТ Здоровьесберегающая, проектная | Сообщения, презентации |
58 | Единовластие Цезаря. П. 52 | 1 | 11.04 | | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря. | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Беседа, Работа с текстом | Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
59 | Установление империи. П. 53 | 1 | 12.04 | | Установление императорской власти; Октавиан Август. | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. | Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям. | Составлять конспект, используя материал учебника. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Таблица | Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя. Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 5ч. |
60 | Соседи Римской империи. П. 54 | 1 | 18.04 | | Римская империя: территория, управление. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов, | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, презентовать материал. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана | Научатся: определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
61 | В Риме при императоре Нероне. П.55 | 1 | 19.04 | | Римская империя: территория, управление. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет. | Составлять рассказ от имени очевидца. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Терминологический диктант | Научатся определять основные черты правления Нерона. Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона, характеризовать правление императора Траяна | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Сообщения, презентации |
62 | Первые христиане и их учение. П.56
ПК. « Чудо Воскресения Христова, как основа нашей веры. | 1 | 25.04 | | Возникновение и распространение христианства. РПК. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме. | Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Работа с историч источниками | Научатся определять понятия: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Получат возможность научиться рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
63 | Расцвет империи во 2 веке н.э. П. 57 | 1 | 26.04 | | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность. | Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий. | Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Работа с картой | Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получат возможность научиться: характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | |
64 | Вечный город и его жители. П. 58 | 1 | 02.05 | | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал. | Работа в малых группах: составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой исторических памятников. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Составление плана экскурсии | Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы, Табуларий. Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Сообщения, презентации |
Тема 15. Разгром Рима германцами и пдение Западной Римской империи 3ч. |
65 | Римская империя при Константине. П. 59 | 1 | 03.05 | | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы. | Анализировать ответы одноклассников. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Работа с картой, Составление плана ответа | Научатся: определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Подбор и анализ дополнительной литературы по данной теме |
66 | Взятие Рима варварами. П. 60 | 1 | 10.05 | | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи. | Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий. | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека | Репортаж с места событий | Научатся: определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Сообщения, презентации |
67 | Повторение по разделу «Древний Рим». | 1 | 16.05 | | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Показывать на карте этапы расширения границ Рима., | Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл понятий . | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, | Творческое задание | Научатся: определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и цивилизации | | |
68 | Итоговый урок | 1 | 17.05 | | ПОУ | | | | | Урок - игра | | | |