СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование к программе учебного предмета «Природоведение» на 2023-2024 учебный год (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит спланировать учебный процесс В МКОУ СКШИ VIII вида, для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование к программе учебного предмета «Природоведение» на 2023-2024 учебный год (5 класс)»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»




Согласовано: _________________ Утверждаю _________________

Зам. директора по УВР Краева Е.В. Директор школы: Порозова Н.А.

Приказ № 80 от 01.09.2023







Календарно-тематическое планирование

к программе учебного предмета

«Природоведение»


на 2023-2024 учебный год

(5 класс)















Пояснительная записка


В соответствии с учебным планом в 5 классе на реализацию предмета «Природоведение» отводится 68 часов. На основании учебного графика на 2023-2024 учебный год (Приказ МКОУ «СКШИ VIII вида» от 01.09.2023 № 80) распределение часов по четвертям производится следующим образом:


Класс

часов в неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого в год

5

2

16

16

20

16

68

корректировка







Календарно-тематическое планирование соответствует рабочей программе по предмету и спроектировано в соответствии с расположением тем в учебнике, а также определяет периодичность и формы текущего контроля.

Оценочные материалы для текущего контроля прилагаются.


Промежуточная аттестация

Контрольных процедур по предмету «Природоведение» в рамках промежуточной аттестации не предусмотрено. Результат промежуточной аттестации, как числовое отражение фактического уровня освоения адаптированной общеобразовательной программы, представляет собой среднее арифметическое четвертных отметок. 





































Календарно-тематическое планирование 5 класс

Раздел

Тема урока

Содержание урока

Дата

Коррект.

Примечание

1

Вселенная

Введение. Что такое природоведение?

Зна­комство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу.

 

 

 

2

 

Предметы и явления неживой природы.

Живая и неживая природа.

 

 

 

3

 

Небесные тела: планеты, звезды. Пр.р. Зарисовка звездного неба

 

 

 

 

4

 

Солнечная система. Солнце. Пр. р зарисовка формы Земли и Луны

 

 

 

 

5

 

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Пр.р. Зарисовка космического корабля

 

 

 

 

6

 

Пер­вый полет в космос. Современные исследования.

 

 

 

 

7

 

Цикличность изменений в природе

Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

 

 

 

8

 

Обобщающий урок по разделу "Вселенная"

 

 

 

 

9

Наш дом-Земля

Планета Земля. Форма Земли

Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

 

 

 

10

 

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле

Воздух и его охрана.

 

 

 

11

 

Свойства воздуха Лаб.р. Свойства воздуха

прозрачность, бесцветность, объем, упру­гость. Использование упругости воздуха.

 

 

 

12

 

Теплопроводность воз­духа.

Использование этого свойства воздуха в быту.

 

 

 

13

 

Давление. Движение воздуха. Лаб.р. давление и движение воздуха

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.

 

 

 

14

 

Знакомство с термометрами

Измерение температуры воздуха.

 

 

 

15

 

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

Кислород, его свой­ство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания рас­тений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

 

 

 

16

 

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение

При­менение углекислого газа при тушении пожара.

 

 

 

17

 

Движение воздуха. Ветер.

Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

 

 

 

18

 

Чистый и загрязненный воздух

Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха.

 

 

 

19

 

Значение воздуха в природе. Пр.р. Изготовление плаката "Охрана воздуха"

 Проверочная работа

 

 

 

20

 

Поверхность суши. Почва. Пр.р. Зарисовка форм поверхности суши

Равнины, горы, холмы, овраги

 

 

 

21

 

Почва — верхний слой земли. Пр. р. Состав почвы

Ее образование. Состав поч­вы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

 

 

 

22

 

Минеральная и органическая части почвы.

Перегной — органи­ческая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

 

 

 

23

 

Разнообразие почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свой­ства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по вод­ным свойствам.

 

 

 

24

 

Основное свойство почвы — плодородие. Обра­ботка почвы.

Значение почвы в народном хозяйстве.

 

 

 

25

 

Охрана почв. Пр. р. Изготовление плаката охрана почв

Эрозия почв.

 

 

 

26

 

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.

Свойства. Значение. Способы добычи.

 

 

 

27

 

Полезные ископаемые, используемые в качестве строи­тельных материалов.

Гранит, известняки, песок, глина.

 

 

 

28

 

Горючие полезные ископаемые.

 

 

 

 

29

 

Торф.

Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хруп­кость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование

 

 

 

30

 

Каменный уголь.

Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и исполь­зование.

 

 

 

31

 

Нефть.

Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, теку­честь, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

 

 

 

32

 

Природный газ.

Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

 

 

 

33

 

Полезные ископаемые, используемые для получения метал­лов.

 

 

 

 

34

 

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Распознавание стали и чугуна.

Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление.

 

 

 

35

 

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.

При­менение цветных металлов.

 

 

 

36

 

Алюминий.

Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твер­дость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавле­нию. Распознавание алюминия.

 

 

 

37

 

Медь.

Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

 

 

 

38

 

Местные полезные ископаемые

Добыча и использование. Практическая работа

 

 

 

39

 

Охрана недр. Пр.р. Составление таблицы полезные ископаемые

 

 

 

 

40

 

Вода в природе.

Роль воды в питании живых организмов.

 

 

 

41

 

Свой­ства воды как жидкости. Пр.р. Свойства воды

непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерза­нии. Учет и использование свойств воды.

 

 

 

42

 

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар).

 

 

 

43

 

Прозрачная и мут­ная вода. Очистка мутной воды.

 

 

 

 

44

 

Растворы.

Использование рас­творов. Растворы в природе: минеральная и морская вода.

 

 

 

45

 

Три состояния воды. Температура и ее измерение.

Единица из¬мерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды.

 

 

 

46

 

Работа воды в природе.

Образование пещер, оврагов, уще­лий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

 

 

 

47

 

Значение во­ды в природе

 

 

 

 

48

 

Использование воды в быту, промышленности и сельском хо­зяйстве.

Экономия питьевой воды.

 

 

 

49

 

Вода в природе: осадки, воды суши. Пр.р. Заполнение схемы Воды суши.

 

 

 

 

50

 

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Экскурсия к местным природным объектам (Каргинский пруд)

 

 

 

 

51

 

Моря и океаны. Пр. р. Нахождение России на политической карте

Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте

 

 

 

52

 

Охрана воды. Пр.р. Изготовление плаката охрана воды

 Творческое задание

 

 

 

53

 

Обобщающий урок по разделу "Наш дом-Земля"

 

 

 

 

54

Есть на Земле страна — Россия

Россия ― Родина моя. Пр.р. Зарисовка флага

Место России на земном шаре.

 

 

 

55

 

Черное и Балтийское моря

Важ­нейшие географические объ­екты, расположенные на территории нашей страны:

 

 

 

56

 

Ураль­ские и Кавказские горы

 

 

 

 

57

 

озеро Байкал, реки Волга, Енисей

или другие объекты в за­висимости от региона.

 

 

 

58

 

Москва - столица России.

 

 

 

 

59

 

Крупные города, их достопримеча­тель­ностями Пр. р зарисовка иллюстраций с достопримечательностями города

город Санкт-Петербург

 

 

 

60

 

Крупные города, их достопримеча­тель­ностями Пр. р зарисовка иллюстраций с достопримечательностями города

города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий

 

 

 

61

 

Крупные города, их достопримеча­тель­ностями Пр. р зарисовка иллюстраций с достопримечательностями города

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

 

 

 

62

 

Крупные города, их достопримеча­тель­ностями Пр. р зарисовка иллюстраций с достопримечательностями города

Новосибирск, Владивосток

 

 

 

63

 

Население нашей страны

Занятия населения региона Челябинская область. тест

 

 

 

64

 

Наш город (поселок, село, деревня). Пр. р. Составление рассказа по плану о своем городе, селе

Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности.

 

 

 

65

 

Рельеф и водоемы. Экскурсия по городу

Растения и животные своей местности (Саткинский район)

 

 

 

66

 

Ведущие предприятия. Пр. р изготовление альбома Наш город в России

Комбинат Магнезит, СЧПЗ, Обычаи и традиции своего края.

 

 

 

67

 

Обобщающий урок по разделу "Есть на Земле страна-Россия"

 

 

 

 

68

 

Контрольно-обобщающий урок : "Неживая природа"

 тест

 

 

 































Оценочные материалы для проведения текущего контроля

по предмету «Природоведение» (5 класс).

Раздел

Количество оценочных процедур

Форма оценочной процедуры

Содержание оценочной процедуры

Наш дом-Земля




1



Проверочная работа



  1. Отгадай загадку и запиши ответ:______________________________________________

Пусть не виден он совсем,

Но скажу вам – нужен всем.

Пусть его совсем не слышим,

Но зато мы все им дышим.

  1. Прочитай и дополни.

Воздух – это смесь_________________________________.

Ветер – это движение_______________________________.

  1. Заполни таблицу «Чем образованы оболочки Земли?»

    Оболочки Земли

    водная

    твердая

    воздушная




  2. Выберите один правильный ответ и подчеркните его.

Простейшие свойства воздуха:

А) белый цвет, без запаха и вкуса

Б) бесцветный, нет запаха и имеет вкус

В) прозрачный, нет запаха и вкуса

5. Выберите один правильный ответ и подчеркните его.

Воздушная оболочка Земли это

А) гидросфера

Б) атмосфера

В) биосфера

Г) литосфера

Наш дом-Земля

(полезные ископаемые)

1

Практическая работа (упражнение)




  1. Заполни таблицу. Приведи примеры.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

твёрдые

жидкие

газообразные







  1. Выбери правильный ответ.

*Полезные ископаемые появляются

а) за год

б) за много тысяч лет

в) за 20 лет

*Полезные ископаемы возникли

а) из остатков растений и животных

б) после извержения вулканов

в) из воды и земли

г) в результате разрушения гор

*Полезные ископаемые находятся

а) на большой глубине

б) в воздухе

в) на поверхности земли

  1. Соедини название полезного ископаемого с его назначением и использованием.

НЕФТЬ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ТОРФ КАМЕННЫЙ

УГОЛЬ



приготовление пищи удобрение земли топка печи движение

техники

  1. Какое слово здесь лишнее? Зачеркни его.

Каменный уголь, нефть, дрова, природный газ, торф.

Наш дом- Земля (Вода)


1

Творческое задание


Отгадай загадки и нарисуй ответы к загадке №7, №1, №3.

Загадка №1

Вился вился белый рой,

Сел на землю-стал горой.

Загадка №2

И не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт

Загадка №3

Падает горошком,

Скачет по дорожкам.

Он сбивает с яблонь цвет

И полям наносит вред.

Загадка №4

Утром падаю всегда -

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.

Загадка №5

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Загадка №6

В воде не горит и

В воде не тонет.

Загадка №7

Я нужен зелёным лугам,

Я нужен зелёным лесам,

Я нужен цветам и кустам,

И если я вдруг опоздаю,

Всё вянет вокруг, засыхает.

Наш дом- Земля (Почва)

1

Тест

1. К какой природе можно отнести почву?

а) к живой природе                 б) к неживой природе      

2.Лучшее удобрение:

а) песок              б) навоз              в) вода            

3.Какая почва самая плодородная?

а) песчаная            б) глинистая            в) чернозёмная        

4.Лучшие защитники почвы от разрушения:

а) человек                б) растения                  в) крот              г) ветер

5.Как называется каменная оболочка Земли?

а) атмосфера                  б) литосфера                в) биосфера             г) гидросфера

6. Как называется способность почвы удовлетворять потребности растений в питательных веществах, воде, воздухе?

а) полив             б) плодородие          в) воздухопроницаемость

7. Что используют растения для питания?

а) перегной                   б) воздух          

8. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микроорганизмов, и грибов?

а) песок             б) перегной             в) глина              г) вода

9. Слой земной коры, на котором могут расти растения:

а) почва        б) глина      

10. Вещество, повышающее плодородие почвы:

а) воздух            б) перегной                    в) вода                г) известняк


Есть на земле страна Россия

1

Тест


1. Из перечисленного ниже назовите символы государства:

а) флаг

б) географическая карта

в) гимн

г) герб

2. Столицей Российской Федерации является:

а) Санкт-Петербург

б) Москва

3. Как называются жители нашей страны:

а) россияне

б) москвичи

в) северяне

г) зайчики

4. Столица нашей страны расположена на берегах реки:

а) Волга

б) Москва

в) Дон

5. Из перечисленных городов назовите тот в котором ты учишься:

а) Сатка

б) Москва

в) Санкт-Петербург

6. В какой стране ты живёшь:

а) Нигерия

б) Россия

в) Бакал

7. Какую форму имеет Земля

а) треугольную

б) круглую

в) квадратную

8. Выберите цвета российского флага:

а) белый

б) синий

в) красный

г)жёлтый

Неживая природа

1

Тест


1. Природа – это всё то, что …

А) нас окружает

Б) изготовлено руками человека

В) происходит в природе, все изменения

2. Напиши название единственной планеты Солнечной системы, на которой существует жизнь?

А) Меркурий В) Земля

Б) Нептун Г) Марс

3. К какой оболочке Земли относятся: человек, растения, животные?

А) водная (гидросфера) В) воздушная (атмосфера)

Б) твёрдая (литосфера) Г) живая (биосфера)

4. Укажи, что не является формой земной поверхности или рельефом местности?

А) равнина В) река

Б) гора Г) овраг

5. Выбери ответы, в которых правильно описаны свойства воды?

А) не имеет своей формы Д) не имеет запаха

Б) белого цвета Е) растворяет песок и глины

В) бесцветная, прозрачная Ж) растворяет соль и сахар

Г) имеет резкий запах

6. Растения, которые растут без помощи человека, называются?

А) дикорастущие растения

Б) культурные растения

В) декоративные растения

7. Перечисли название лекарственных растений, которые ты знаешь?

8. Зачеркните лишнее слово.

Воздух, вода, почва, полезные ископаемые, животные.

9. Зачеркните лишнее слово.

Растения, животные, воздух.

10. Атмосферой называется:

а) воздушная оболочка Земли

б) водная оболочка Земли

11. Атмосферные осадки могут быть:

а) только жидкими

б) только твердыми

в) жидкими и твёрдыми

12. Воздух состоит:

а) из одного газа

б) из двух газов

в) из смеси газов

13. Из перечисленных объектов выберите объекты живой природы:

а) растения

б) мебель

в) горы

г) животные

14. Год равен:

а) 325 суткам

б) 345 суткам

в) примерно 365 суткам

15. Сутки равны:

а) 12 часам

б) 22 часам

в) 24 часам

Итого за год

6















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!