№п/п | Дата | Тема | Тип урока | Элементы сод-я урока | Формы и методы преподавания | Вид контроля | УУД | Домашнее задание |
план | факт |
6а,б |
1 четверть. Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» |
1 | 04.09 | | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | Урок - усвоения новых знаний. | Живопись, графика, скульптура. Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура. | Индивидуальная, фронтальная. Рисунок. Устный опрос | Опрос. Просмотр и анализ работ | осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Сбор информации по данной теме |
2 | 11.09 | | Рисунок- основа изобразительного искусства | Комбинированный урок | Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке | Индивидуальная, фронтальная. Рисунок. Устный опрос | Просмотр и анализ работ | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры(карандаш, фломастер). | Выполнить наброски |
3 | 18.09 | | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Комбинированный урок | Ритм, характер линии | Индивидуальная, фронтальная. Рисунок. Устный опрос | Опрос. Просмотр и анализ работ | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характер линий в создании художественного образа. | Выполнить эскиз рисунка |
4 | 25.09 | | Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен | Комбинированный урок | Перспектива, тон Наблюдательная перспектива. Картинная плоскость. Предметная плоскость. Главная точка схода. | Изображение различных осенних состояний в природе Работа красками | Выставка творческих работ | Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. | Найти работы русских художников о природных явлениях |
5 | 02.10 | | Цвет. Основы цветоведения | Комбинированный урок | Гармония тёплого цвета с различными его смесями. Гармония холодного цвета. | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой Работа красками. | Участие в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в особенной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики | подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты. |
6 | 09.10 | | Цвет в произведениях живописи. | Комбинированный урок | Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка. Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная | Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками. | Выставка творческих работ | Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; воспринимать произведение станковой живописи Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа . | Сбор информации по данной теме |
7 | 16.10 | | Объемные изображения в скульптуре | Урок - усвоения новых знаний. | Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание). Материал (глина, пластилин) | Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы | Просмотр и анализ работ | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. | Поиск информации по данной теме |
8 | 23.10 | | Основы языка изобразительного искусства. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Передача тоновой растяжки. Линия и светотень резкие, напряжённые. | Индивидуальная, фронтальная. Рисунок. Устный опрос | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства. Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция). | Реферат по теме; рисунок по замыслу. |
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» |
9 | 06.11 | | Художественное познание: реальность и фантазия | Комбинированный урок | Гармония тёплого цвета с различными его смесями. Гармония холодного цвета. | Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир» | | Развивать навыки решения композиционных задач понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве | Написать мини-рассказ к рисунку. |
10 | 13.11 | | Изображение предметного мира- натюрморт | Урок - усвоения новых знаний. | Сближенная гамма, мазок типа «точка - кирпичик», «наклонная штриховка» | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками | Участие в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. | Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
11 | 20.11 | | Многообразие форм окружающего мира Понятие формы | Комбинированный урок | Заполнение листа, равновесие и движение. Пропорции предметов, характер формы. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел. | Подведение итогов . Опрос | Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира Иметь представление о многообразии и выразительности форм | Сбор информации по данной теме |
12 | 27.11 | | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | Урок - усвоения новых знаний. | Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния. Выделение смыслового центра при помощи освещённости. | Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом | Опрос. Просмотр и анализ работ | Изображать объемные предметы на плоскости определять понятие «ракурс» объемного изображения геометрических тел; приемы объемного изображения геометрических тел | Сбор информации по данной теме |
13 | 04.12 | | Освещение. Свет и тень. | Урок - практикум | Локальный цвет. Декоративность. | Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками. | Подведение итогов . Опрос | Уметь изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением Иметь представление о свете как средстве организации композиции в картине. | Сбор информации по данной теме |
14-15 | 11.12-18.12 | | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. | Комбинированный урок | Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого. | Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне. | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики | Подобрать из газет, журналов открыток изображения натюрморта |
16 | 25.12 | | Выразительные возможности натюрморта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Штриховка. Симметрия и асимметрия. Выразительность линии. Фактура. Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс. Падающая тень. | Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве | Участие в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт), выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван Гог, К. Моне, И. Машков). | Оформление своих творческих работ |
17 | 15.01 | | Образ человека – главная тема искусства | Урок - усвоения новых знаний. | Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет. | Свободная тема. Работа красками. | Подведение итогов . Опрос | Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра Знать жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников – портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, Ию Репин). | Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека |
18 | 22.01 | | Конструкция головы человека и её пропорции | Урок - практикум | Рисование головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. | Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица | Опрос. Просмотр и анализ работ | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека Знать: пропорции головы и лица человека | Сбор информации по данной теме |
19 | 29.01 | | Изображение головы человека в пространстве | Комбинированный урок | Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы. | Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом | Подведение итогов . Опрос | Уметь правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы Знать пропорции головы человека | Сбор иллюстраций по теме |
20 | 05.02 | | Графический портретный рисунок | Комбинированный урок | Линия горизонта. Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит. | Рисунок набросок с натуры. | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение. Правильное расположение рисунка на листе | Описание внешности и характера литературного героя. |
21 | 12.02 | | Портрет в скульптуре | Комбинированный урок | Подчёркивание и утрирование некоторых черт. Пластилин, стеки, приспособления для лепки, каркас, плинт. | Работа над изображением из пластилина | Подведение итогов . Опрос | Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. | Описание внешности и характера литературного героя |
22 | 19.02 | | Сатирические образы человека | Урок - практикум | Изображение сатирических образов литературных героев. Отбор деталей и обострение образа. | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать графическими материалами | Подобрать из газет, журналовоткрыток изображения натюрморта |
23 | 26.02 | | Образные возможности освещения в портрете | Уроки творческого применения знаний, умений, навыков работа над графической композицией | Уточнение пропорций лица. Светотеневая моделировка формы – создание образа. | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель. | Участие в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь применять полученные знания при работе с натуры. Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. | Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина |
24 | 05.03 | | Портрет в живописи | Комбинированный урок | Прокладка основного цвета. Прорисовка деталей. Соблюдение верных тональных и цветовых отношений. | Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше | Подведение итогов . Опрос | Уметь : воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства. | Сбор информации по данной теме |
25 | 12.03 | | Роль цвета в портрете | Комбинированный урок | Анри Матисс, О.Ренуар, В.А.Серов | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. | Подобрать материал на тему: Великие портретисты |
26 | 19.03 | | Великие портретисты (обобщение темы ) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Галерея образов. Портретисты. | Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. | Подведение итогов . Опрос | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.Знать художников – портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). | Оформление своих творческих работ |
| Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
27 | 02.04 | | Жанры в изобразительном искусстве | Урок - усвоения новых знаний. | Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. | Индивидуальная, фронтальная. Рисунок. Устный опрос | Выставка творческих работ | Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства Знать жанры в изобразительного искусства | Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО |
28 | 09.04 | | Изображение пространства | Комбинированный урок | Пространство иконы, его смысл. Правила линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. | Исследовательскиечастично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные. | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе | Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой |
29-30 | 16.04 23.04 | | Правила линейной и воздушной перспективы | Комбинированный урок | Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Законы линейной перспективы. | Наглядные, словесные, формирование познавательного интереса, репродуктивные. | Выставка творческих работ | Уметь изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. | Сбор информации по данной теме |
31-32 | 30.04 07.05 | | Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства | Урок - практикум | Композиция Воздушная перспектива, Колорит. Гуашь с ограниченной палитрой | Наглядные, словесные, формирование познавательного интереса, репродуктивные. | . Участие в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками. | Сбор иллюстраций с изображением пейзажей. |
33 | 14.05 | | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | Урок - практикум | Пейзажный жанр (героический, романтический реалистический).Гамма минорная, мажорная. Классицизм, романтизм, импрессионизм | Наглядные, словесные, формирование познавательного интереса, репродуктивные. | Опрос. Просмотр и анализ работ | Уметь находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. | Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры |
34-35 | 21.05 28.05 | | Городской пейзаж | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. | Наглядные, словесные, формирование познавательного интереса, репродуктивные. | Участие в индивидуальной и коллективной формах дея-тельности, связанной с созданием творческой работы. | Уметь выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы Знать историю искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века. | Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов |
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского –Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества –Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. –Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…–Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты–Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатекуи т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-8ч.
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 9ч.