I ЧЕТВЕРТЬ |
Раздел I. Введение в историю. |
| 1 | История - наука о прошлом. | 1 | Сообщение новых знаний. | Дать представление об истории как науке. | Портрет С.М. Соловьёва. | Чтение, рус.язык, развитие речи. | Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Словарная работа: история, предки. |
| 2 | Исторические памятники | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом. | Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок. | Математика, рус. язык | Проверка домашнего задания. Составление схемы. Работа с текстом «Как работают археологи». Практическое задание «Раскопка кувшина из земли». Фронтальная беседа. |
| 3 4 | Наша Родина-Россия. Моя родословная. | 2 | Комбиниро-ванный. | Закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине. Дать элементарные сведения о родословной человека. | Герб, флаг, гимн (аудиозапись), схемы «Генеологическое древо семьи» карта «Народы Российской Федерации», портрет президента. | География, развитие речи, рус.язык | Выполнение задания по схеме. Составление кроссворда. Работа с текстом учебника. Словарная работа: Родина, родословная, генеалогия, род. Решение ребуса. Составление родословной. |
| 5 | Счёт лет в истории. | 1 | Сообщение новых знаний. | Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | Карточки с заданиями. Лента времени, часы, календарь | Рус.язык, математика, развитие речи. | Выполнение заданий на карточках. Практическая работа на ленте времени. Фронтальный опрос. |
| 6 | Историческая карта. | 1 | Комбиниро-ванный. | Научить учащихся пользоваться исторической картой. Показать отличие географической карты от исторической. | Карта «Физическая карта России»; «Древне-русское государство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», карта в учебнике «Русь в IX-Xвв.» | География, математика, рус.язык, развитие речи, чтение. | Проверка домашнего задания. Беседа по теме. Выполнение заданий по картам. Фронтальный опрос. |
| 7 | Повторительно- обобщающий урок по разделу «Введение». | 1 | Обобщение и система-тизация знаний. | Обобщить и закрепить весь пройденный материал по разделу I. | Лента времени, карта «Россий-ская Федерация», карточки с заданиями. | География, математика, рус. язык. | Работа с учебником. Выполнение заданий по карточкам, на ленте времени. Решение ребуса. |
Раздел II. История нашей страны древнейшего периода. |
| 8 | Восточные славяне- предки русских, украинцев и белорусов. | 1 | Сообщение новых знаний. | Познакомить учащихся с восточными славянами-предками русских, украинцев и белорусов; показать сущность единства этих народов в соременном обществе. | Карта в учебнике «Расселение древних славян», задание на карточках, кроссворд. | География, рус. язык, развитие речи. | Работа с параграфом учебника. Выполнение заданий на карточках. Чтение рассказа «Древние и современные языки». Разгадывание кроссворда. |
| 9 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 | Комбиниро-ванный. | Продолжать знакомить учащихся с общественным строем восточных славян: как возникали и из кого состояли племена. Подчеркнуть, что вVI-VIIIвв. у восточных славян возникло социальное неравенство. | Карта в учебнике «Расселение древних славян» карточки с заданиями, пиктограмма. | География, развитие речи, рус. язык, физккультура. | Проверка домашнего задания. Работа с текстом учебника. Словарная работа: вече, община, старейшина. Физминутка. Фронтальная беседа. Выполнение теста. |
| 10 | Славянский посёлок. | 1 | Комбиниро-ванный. | Познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства. | Карта «Киевская Русь», карточки с заданиями | География, рус. язык, развитие речи. | Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Словарная работа: частокол, мазанка, лучина, хлев, изба. Решение кроссворда. Работа с картой. |
| 11, 12 | Основные занятия восточных славян. | 2 | Комбиниро-ванный. | Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян. Выяснить, почему земледелие считалось основным занятием славян. | Предметы старины; игрушки; лук со стрелами, карточки с заданиями. | Рус.язык, чтение, развитие речи. | Проверка домашнего задания. Беседа по теме. Опережающее задание (доклады, подготовленные учениками). Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в тетрадях, на карточках. |
| 13 | Ремёсла восточных славян. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление об основных ремёслах восточных славян. Обратить внимание учащихся на трудолюбие славян. | Предметы старины, карточки с заданиями. | Рус.язык, развитие речи, чтение. | Опрос учащихся. Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Словарная работа: гончар, кузнец, бондарь. Выполнение теста на карточках. |
| 14 | Обычаи восточных славян. | 1 | Комбиниро-ванный. | Формировать представление о традициях и обычаях восточных славян, показать живучесть в народе древних поверий и праздневств. | Каравай, обереги кроссворд «Обычай», карточки с заданиями, пословицы о труде. | Чтение, рус. язык. | Повторение изученного материала (задания на карточках). Беседа по теме. Словарная работа: обычаи, традиции, тризна, плач. Работа с текстом. Демонстрация оберегов. |
| 15, 16 | Верования восточных славян. | 2 | Комбиниро-ванный. | Формировать представление о религии восточных славян. | Кроссворд «Обычаи», карточки с заданиями. | Рус.язык, развитие речи, чтение, рисование | Проверка домашнего задания с помощью кроссворда. Работа с текстом. Словарная работа: язычество, святилище, идол, жертва. Выполнение задания на карточках. Домашнее задание: нарисовать лешего или водяного. |
II ЧЕТВЕРТЬ |
| 17 | Соседи восточных славян. | 1 | Сообщение новых знаний. | Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян; показать различные взаимоотношения восточных славян с соседями. | Карта «Древне-русское государство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», кар-ты в учебнике «Восточные славяне и их соседи», «Путь из варяг в греки»; карточки с заданиями. | География, чтение, рус. язык. | Работа по карте, с текстом учебника. Беседа по теме. Выполнение заданий на карточках. Решение филворда. Итоговая беседа. |
| 18 | Славянские воины и богатыри. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление о военном искусстве славян, воспитывать у учащихся чувство патриотизма. | Бутафорский набор (шлем, щит, меч, колчан). Кроссворд «Вооружение славянского воина», карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.», картина «Три богатыря». | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Проверка домашнего задания с помощью карты. Беседа по теме. Демонстрация оружия славян. Работа с текстом. Словарная работа: секира, палица, ратник, засека. Описание картины «Три богатыря». Составление кроссворда «Вооружение славянского воина» |
| 19 | Объединение вос-точных славян под властью Рюрика. | 1 | Сообщение новых знаний. | Довести до понимания учащихся причины объединения восточных славян под властью Рюрика. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.», иллюстрации по теме. | Развитие речи, геогра-фия, чтение, рус. язык. | Работа с текстом. Беседа по теме. Работа по карте. Выполнение задания в тетрадях. Фронтальный опрос. |
| 20 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 | Обобщение и система-тизация знаний. | Обобщить и система-тизировать материал древнейшего периода нашей страны. | Карта «Древнерусское госураство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», задания на карточках, аппликации. | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Работа с текстом учебника. Выполнение заданий по карточкам, по карте. Расшифрование анаграмм. Игры «Отгадай героя», «Историческая азбука», «Аукцион». |
Раздел III. Киевская Русь. |
| 21 | Образование государства восточных славян Киевской Руси. | 1 | Сообщение новых знаний. | Дать представление об образовании древнерусского государства. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.», картина К.В.Лебедева «Полюдье», лента времени. | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Беседа по теме. Работа с текстом, по карте. Беседа по картине. Фронтальная беседа. |
| 22 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 | Комбиниро-ванный. | Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси. | Задания на кар-точках, карта «Древнерусское государство Киев-ская Русь в IX- н.XII в.», лента времени. | Рус. язык, чтение, география. | Проверка домашнего задания с помощью карты. Беседа по теме. Рисование генеалогического древа династии Рюриковичей. Выполнение заданий на карточках. |
| 23 | Укрепление власти князя. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление об укреплении власти князя. | Задания на карточках, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», лента времени. | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Повторение домашнего задания. Игра «Исторический снежный ком». Работа с учебником. Выполнение заданий по карточкам. |
| 24 | Оборона Руси от врагов. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление об обороне Руси о врагов. | Карта «Древнерусское гос-тво Киевская Русь в IX- н.XIIв.», карточки с заданиями. | Рус.язык, развитие речи, чтение, география. | Проверка домашнего задания. Работа с текстом. Словарная работа: дозорные, каган. Демонстрация картины. Выполнение заданий по карточкам. |
| 25 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление о крещении при князе Владимире в 889 г. | Картина К.Лебедева «Крещение киевлян», лента времени, карта «Киевская Русь IX-XII вв.» | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Фронтальная беседа. Выполнение заданий в тетради. Игра «Историческая азбука». Работа с текстом. Словарная работа: патриарх, метрополит. |
| 26 | Былины - источник знаний о Киевской Руси. | 1 | Комбиниро-ванный. | Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси. | Былины «Садко», «Вольга и Микула Селянович», картина «Три богатыря». | Чтение, развитие речи | Учащиеся дают ответы, опираясь на схему в учебнике. Беседа по теме. Чтение былин. Демонстрация картины. |
| 27 28 | Культура и искусство Киевской Руси | 2 | Комбиниро-ванный | Показать, что в н.XIIв. культура Киевской Руси достигла своего расцвета | Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси». Карта «Киевская Русь IX-XII в.». | Рус. язык, чтение, география. | Работа с текстом учебника. Словарная работа: алтарь, иконы, фрески, мозаика. Демонстрация иллюстраций. Показ на карте. Итоговая беседа. |
| 29 | Княжеское и боярское подворье. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр. | Макет терема, аппликации «Одежда князя». | Чтение, рус. язык, развитие речи, рисование. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Словарная работа: горница, терем, челядь, воевода. Игра «Одень князя». Выполнение теста. Домашнее задание: изобразить жизнь князя в рисунках. |
| 30 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 | Комбиниро-ванный. | Показать тяжёлую жизнь простых людей; рассказать о жизни в вотчине. | Таблица-план, «Из истории русского костюма» | Рус. язык, развитие речи, чтение. | Проверка домашнего задания. Изучение темы по плану. Работа с текстом. Словарная работа: усадьба, вотчина, смерды. Фронтальная беседа. |
III ЧЕТВЕРТЬ |
| 31 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | Сообщение новых знаний. | Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созда-ны предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в. | Картина И.Билибина «Суд во времена Русской Правды», иллюстрация «Софийский собор», лента времени. | Рус. язык, чтение, математика. | Беседа по теме урока. Работа с текстом, с лентой времени. Демонстрация иллюстрации. Работа с рассказом «Законы о наследстве». Словарная работа: вира, закон, куны. |
| 32 | Образование и грамотность на Руси. | 2 | Комбиниро-ванный. | Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси. | Видеофильм «Из истории русской письменности. Первая русская книга». | Чтение, рус. язык, развитие речи. | Опрос по домашнему заданию. Работа с параграфом учебника. Словарная работа: Библия, устав, пергамент. Просмотр видеофильма. Тест. |
| 33 | Летописи и летописцы. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление о древних записях, летописях. | Иллюстрация «Памятник монаху-летописцу» стих-ние А.С. Пушкина из произведения «Борис Годунов» | Чтение, рус. язык, развитие речи. | Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. Словарная работа: летопись, летописец, свиток. Чтение стихотворения. Фронтальная беседа. |
| 34 | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 | Сообщение новых знаний. | Довести до понимания учащихся значение деятельности Мономаха. | Карточки с заданиями. | Развитие речи, чтение, рус. язык. | Беседа по теме. Словарная работа: бармы, царский венец. Работа с текстом. Выполнение заданий на карточках. |
| 35 | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 | Сообщение новых знаний. | Формировать у учащихся знания об укреплении древнерусского города. | Макет (плакат) древнерусского города. | Рус. язык, развитие ре-чи, чтение. | Работа по плану. Демонстрация макета. Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Словарная рабо-та: торг, посад, кремль, тысяцкий. |
| 36 | Повторительно- обобщающий урок по разделу «Киевская Русь». | 1 | Обобщение и система-тизация знаний. | Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси. | Карта «Древне-русское гос-ство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», карточки с зада-ниями, картины «Крещение Руси», «Три богатыря», лента времени. | География, рус. язык, развитие речи, чтение, математика. | Работа с учебником. Игра «Снежный ком». Выполнение заданий по карточкам. Игра «Одень князя и крестьянина». Работа с картой. Самостоятельная работа. |
Раздел IV. Распад Киевской Руси. |
| 37 | Причины распада Киевской Руси. | 1 | Сообщение новых знаний. | Объяснить причины обособления княжеств. | Карта «Древнерусское гос-ство Киевская Русь в IX- н.XII в.». | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Беседа по теме. Работа с картой. Работа с текстом учебника. Словарная работа: раз- дробленность, вотчина. Составление схемы «Причины распада Киевской Руси». Беседа по вопросам. |
| 38 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси. | Карта «Древнерусское гос-ство Киевская Русь в IX- н.XIIв.», атлас «История России», задания на карточках. | Чтение, рус. язык, развитие речи, география. | Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Индивидуальная работа с атласом. Работа с текстом учебника. Словарная работа: период раздробленности. Выполнение заданий по карточкам. |
| 39 | Киевское княжество в XII в. | 1 | Комбиниро-ванный. | Киевское княжество в условиях раздробленности. | Карточки с заданиями, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- н.XII в.». | Рус. язык, география, чтение. | Выполнение заданий по карточкам. Беседа по теме. Работа по карте. Работа с текстом учебника. Словарная работа: титул. Фронтальная беседа. |
| 40 | Владимиро- Суздальское княжество. | 1 | Комбиниро-ванный. | Углубить знания учащихся об образо-вании самостоятель-ных княжеств; позна-комить с Владимиро- Суздальским княжеством. | Карта «Древнерусское государ-ство Киевская Русь в IX-н.XIIв.», задания на карточках. | География, рус. язык, чтение. | Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. Показ на карте. Работа с текстом учебника. Самостоятельная работа. Схема Московского Кремля. Выполнение заданий по карточкам. |
| 41 42 | Господин Великий Новгород. Торговля и ремёсла Новгородской земли. | 2 | Комбиниро-ванный. | Формировать представление о Великом Новгороде. | Лента времени, картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко» | Математика, география, рус. язык, чтение, развитие речи. | Опрос по домашнему заданию. Показ на карте. Беседа по теме. Работа с текстом учебника. Игра «Экскурсия по Новгороду» Словарная работа: пристань, пошлина. Демонстрация картины «Новгородский торг». Работа с былиной. Тест. |
| 43 | Новгородское вече. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать учащимся представление о политической жизни Новгорода. | Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой, карточки с заданиями. | Развитие речи, рус. язык, чтение, география. | Проверка домашнего задания. Игра «Историческая азбука». Рассказ учителя. Проблемный вопрос. Работа с текстом учебника. Демонстрация картины «Новгородское вече». Словарная работа: вече, посадник, тысяцкий. Работа со схемой. Тест. Решение кроссворда. |
| 44 45 | Русская культура в XII- XIII вв. | 2 | Комбиниро-ванный. | Раскрыть отличительные черты культуры XII- XIII вв. | Фото: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, предметы художественного ремесла | Рус. язык, развитие речи, чтение, чтение. | Фронтальный опрос. Работа с текстом учебника. Составление плана. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Белокаменное строительство на Руси». Закрепление изученного материала. |
| 46 | Повторительно- обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 | Обобщение и система-тизация знаний. | Обобщить и система-тизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в.4 о распаде Киевской Руси. | Лента времени, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-н.XIIв.», кроссворд. | Математика, рус. язык, чтение, раз-витие речи, география. | Беседа по разделу. Работа с лентой времени. Самостоятельная работа. Работа с картой. Тест. Игра «Историческая азбука». Решение кроссворда. |
Раздел V. Борьба с иноземными завоевателями. |
| 47 | Монголо-татары. | 1 | Сообщение новых знаний. | Дать сведения о жизни, быте монголо-татар. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в», военный рек-визит, таблица «Монголо-татары и русские». | География, рус. язык, развитие речи, чтение. | Показ на карте. Беседа по теме. Словарная работа: пастбище, юрта, караулы, орда. Заполнение таблицы. Работа с рассказом «Как жили монголо-татары». Беседа по вопросам. |
| 48 | Нашествие монголо-татар на Русь. | 1 | Комбиниро-ванный. | Формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени, карточки с опорными словами. | Чтение, развитие речи, география. | Показ на карте. Проверка домаш. задания. Работа с текстом учебника, с картой, с лентой времени. Возможен просмотр фильма «История государства Российского. Нашествие». Беседа по вопросам. |
| 49 50 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар. | 2 | Комбиниро-ванный. | Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени, грамзапись «Е.Коловрат». | Чтение, развитие речи, география. | Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Работа с грамзаписью. Беседа по вопросам. Работа с текстом учебника, лентой времени. Тест. |
| 51 | Русь под монголо - татарским игом. | 1 | Комбиниро-ванный. | Формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоеванных народов. | Картина С. Ива-нова «Баскаки», карточки с заданиями, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в» | Развитие речи, рус. язык, чтение, география. | Фронтальный опрос. Показ на карте. Работа с рассказом для дополнительного чтения. Словарная работа: иго, баскаки, ярлык, Золотая Орда. Выполнение заданий по карточкам. |
| 52 | Воронежский край во время татаро -монгольского нашествия. Краеведческий материал. | 1 | Комбиниро-ванный. | Формировать представление о нашествии монголо-татар на Воронежский край. | Иллюстративный материал. | Математика, чтение, рус. язык. | Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Работа с иллюстрациями. Беседа по вопросам. |
IV ЧЕТВЕРТЬ (16 ч) |
| 53 | Рыцари – крестоносцы. | 1 | Сообщение новых знаний. | Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», иллюстрация «Вооружение рыцарей-крестоносцев». | Развитие речи, рус. язык, чтение, география. | Проверка домашнего задания. Рассказ учителя. Словарная работа: Ливония, рыцарь, Великий магистр. Беседа по вопросам. Показ на карте. Опережающее задание ( о рус. воинах). Игра «Историческая азбука». |
| 54 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | Сообщение новых знаний. | Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского. | Портрет Александра Невского (художник П.Д. Корин). | Развитие речи, рус. язык, чтение. | Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Беседа по вопросам. |
| 55 | Невская битва. | 1 | Комбиниро-ванный. | Рассказать о борьбе русского народа со шведами в 1240 г. | Схема Невской битвы (учебник) карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». | Математика, география, рус. язык, чтение. | Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Словарная работа: герцог. Работа со схемой. Фронтальная беседа. |
| 56 | Ледовое побоище. | 1 | Комбиниро-ванный. | Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», схема сравнения (учебник), карточки с заданиями. | Развитие речи, рус. язык, чтение, география. | Работа по карточкам. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, со схемой, с картой. Беседа по вопросам. |
| 57 | Повторение раздела «Борьба Руси с иноземными завоевателями» | 1 | Обобщение и система-тизация знаний. | Закрепить и обобщить знания о борьбе русского народа за независимость в XIII веке. | Лента времени, карточки с заданиями, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». | Математика, география, рус. язык, чтение. | Беседа по вопросам. Показ на карте. Работа с лентой времени. Выпол-нение заданий на карточках. Игра «Третий лишний», «Оденьте князя, дружинника». Вывод по уроку. |
Раздел VI. Начало объединения Русских земель. |
| 58 | Возвышение Москвы. | 1 | Сообщение новых знаний. | Раскрыть причины возвышения Москвы. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и н.XII в.», карточки с заданиями. | Чтение, рус. язык, развитие речи, география. | Беседа по теме. Демонстрация иллюстрации «Древний город». Выполнение заданий в тетрадях. Работа с текстом учебника. Работа с картой. Тест. |
| 59 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 | Комбиниро-ванный. | Рассказать о деятельности московского князя. | Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите», графические рисунки. | Развитие речи, рус. язык, чтение. | Проверка домашнего задания. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника. Беседа по вопросам. Работа с рисунками. Выполнение заданий (устно). |
| 60 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 | Сообщение новых знаний. | Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения. | Карта «Древне-русское государство Киевская Русь в IX и н.XII в.», таблица-план, рисунки учащихся. | Развитие речи, рус. язык, чтение, география. | Вводное слово учителя. Работа по плану. Словарная работа: десятина, оброк, дворяне. Выполнение заданий в тетрадях. Работа с текстом. Фронтальный опрос. |
| 61 | Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать характеристику московскому князю, его деятельности перед Куликовской битвой. | Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени. | Чтение, рус. язык, развитие речи, география. | Опрос по домашнему заданию. Рассказ по содержанию учебника. Работа с текстом. Сравнение картин. Рассказ учителя о борьбе с монголо-татарами. |
| 62 | Сергий Радонежский. | 1 | Комбиниро-ванный. | Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского. | Иконописный портрет Сергея Радонежского. | Развитие речи, рус. язык, чтение. | Беседа по вопросам. Монологический рассказ. Рассказ учителя. Словарная работа: пустынь, игумен, отшельник, послушник. Фронтальный опрос. |
| 63 | Битва на Куликовом поле. | 1 | | Рассказать о борьбе русского народа за независимость. | Карта «Древне-русское государство Киевская Русь в IX и н.XII в.», схема Куликовской битвы, лента времени. | Развитие речи, рус. язык, чтение, география. | Беседа по вопросам. Работа со схемой. Словарная работа: пехота, воевода, полк. Беседа по иллюстрации. Тест. |
| 64 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | Комбиниро-ванный. | Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие страны. | Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле». | География, рус. язык, чтение. | Проверка домашнего задания. Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, с иллюстрацией. Коллективная работа с поговорками. Итоговая беседа. |
| 65 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | Комбиниро-ванный. | Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига. | Лента времени, карточки с опорными словами, стихот. Н.Кончаловского. | Математика, география, рус. язык, чтение. | Опрос по домашнему заданию. Рассказ учителя. Демонстрация картины. Работа с текстом учебника, со стихотворением. Тест. |
| 66 | Укрепление Московского государства. | 1 | Комбиниро-ванный. | Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского государства. | Картина Н. Шустова «ИванIII топчет ханскую басму», карточки с заданиями. | Чтение, рус. язык, развитие речи, география. | Беседа по домашнему заданию. Работа с текстом учебника. Словарная работа: монархия. Опережающее задание (о строительстве Московского Кремля). Итоговая беседа. |
| 67 | Повторение раздела «Начало объединения русских земель». | 1 | Обобщение и система-тизация знаний. | Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа за независимость, начале объединения русских земель вокруг Москвы. | Картины «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», «Москва при Иване Калите», схема Куликовской битвы, карточки с заданиями. | Математика, география, рус. язык, чтение. | Беседа по вопросам. Сравнение картин. Работа по карте, со схемой. Выполнение заданий на карточках. |
| 68 | Повторение основных событий и деятелей, изученных за год. | 1 | Обобщение и систематиза-ция знаний. | Систематизация и контроль знаний. | Иллюстративный материал. | Рус. язык, математика, чтение. | Выполнение контрольной работы. |
Всего – 68 ч. |