СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование элективного курса "Химия в задачах" (11 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование элективного курса "Химия в задачах" (11 класс)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г. Павлово





РАССМОТРЕНО

Экспертным советом

МАОУ СШ № 1 г. Павлово

от _________ 2020г. № _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора МАОУ СШ № 1 г. Павлово

__________ А.А. Круглова

от «____»__________ 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МАОУ СШ № 1 г. Павлово

от _________ 2020г. № _____









Календарно-тематическое планирование

по учебному курсу «Химия в задачах»

для 11А,11Б классов


на 2020-2021 учебный год




Учитель: Пермякова Ольга Евгеньевна




Программа элективного курса «Химия в задачах» авторы Н.Ф. Торшина, Н.В.Горбенко.

Н.Новгород; НГЦ, 2007г.

















Количество часов по ОП – 68

Количество часов по учебному графику в год – 62

Количество контрольных работ – 3


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа элективного курса «Химия в задачах» для 11А класса разработана на основе ФТГОС и программы элективного курса «Химия в задачах» для 10-11 классов естественно-математического профиля авторов Н.Ф. Торшиной, Н.В. Горбенко Н.Новгород, НГЦ, 2007г.

Цель программы обучения

Овладение методикой решения задач школьного курса, включая комбинированные задачи повышенного уровня сложности.


Задачи программы обучения

  • систематизировать и закрепить знания по неорганической химии, получаемые в систематическом курсе неорганической химии.

  • научить решать комбинированные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям ЕГЭ.

  • развивать мыслительные и творческие способности школьников.

  • воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

Рабочая программа построена на основе расширения тем курса, что связанно с реализацией основной цели обучения: овладение методикой решения задач школьного курса, включая комбинированные задачи повышенного уровня сложности.

Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного курса и расширения тем курса. Так в Рабочей программе тема «Основные понятия и законы химии» дополнена следующим содержанием: Строение электронных оболочек атомов. Электронные и графические формулы. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. В тему «Химическая статика. Учение о веществе» внесен материал о классификации и номенклатуре неорганических и органических веществ, о способах выражения концентрации растворов. Тема «Химическая динамика» дополнена следующим содержанием: Классификация химических реакций. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Теория электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей, солей. Химические реакции в растворах электролитов. Расчет по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Решение задач на вычисление массовой доли вещества в конечном растворе. Решение задач на определение состава образовавшейся соли. В тему «Металлы» внесен материал о химических свойствах металлов и задачи на смеси с участием веществ-металлов.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: задачник ( Г.П.Хомченко, И.П.Хомченко. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: РИА «Новая волна», издатель Умеренков, 2008г.) и методическое пособие для учителя (Н.Ф.Торшина, Н.В.Горбенко. Элективный курс «Химия в задачах» Сборник элективных курсов образовательной области «Естествознание». Департамент образования Нижегородской области. Н.Новгород, НГЦ, 2007г.)

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на практические работы – 1 час, на контрольные работы – 3 часа.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (решение задач, самостоятельные, практические и контрольные работы).

Требования к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения элективного курса по химии ученик должен 
знать/понимать: 
· роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, атомные s-,p-,d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, гидролиз, окисление и восста­новление, электролиз, тепловой эффект реакции, энтропия, энтальпия, теплота образования.

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства
    состава вещества, периодический закон, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований, строения органических соединении (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, этанол, метанол, фенол, анилин, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла.

уметь: 


  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элемен­тов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s-,p-.d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева, зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу и способы образования химической связи;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  •  проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; владеть алгоритмами решения типовых задач; уметь решать задачи повышенной сложности.

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использо­вать компьютерные технологии для обработки и передачи химиче­ской информации .


Календарно-тематическое планирование

по элективному курсу химии в 11 классе

«Химия в задачах»


№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

Планируемые сроки прохождения

Корректировка

Примечание

11А

11Б

11А

11Б



Раздел № 1 Основные понятия, законы и теории химии (9 часов)


1.

Вводное занятие

1

3.09

3.09




2.

3.

Повторение основных алгоритмов решения задач

2

7.09

10.09

7.09

10.09




4.

Основные стехиометрические законы в химии. Решение задач по стехиометрическим схемам.

1

14.09

14.09




5.

Решение задач на газовые законы. (Уравнение Менделеева-Клапейрона)

1

17.09

17.09




6.

Теория строения атома. Состояние электрона в атоме. Квантовые числа.

1

21.09

21.09




7.

8.

Строение электронных оболочек атомов. Электронные формулы.

2

24.09

28.09

24.09

28.09




9.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

1.10

1.10





Раздел № 2 Химическая статика. Учение о веществе (11 часов)


10.

Химическая связь и геометрия молекул.

1

5.10

5.10




11.

Валентные возможности атомов и степень окисления.

1

8.10

8.10




12.

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

1

12.10

12.10




13.

Классификация и номенклатура органических веществ.

1

15.10

15.10




14.

Дисперсные системы.

1

19.10

19.10




15.

16.

17.

Способы выражения концентрации растворов.

3

22.10

26.10

29.10

22.10

26.10

29.10




18.

Пр. р. № 1 по теме: «Приготовление растворов».

1

9.11

9.11




19.

Кристаллы и кристаллогидраты. Решение задач на кристаллогидраты.

1

12.11

12.11




20.

К.р. № 1 по темам: «Основные понятия, законы и теории химии. Химическая статика. Учение о веществе».

1

16.11

16.11





Раздел №3 Химическая динамика (27 часов)


21.

Классификация химических реакций.

1

19.11

19.11




22.

Критерии протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гибса.

1

23.11

23.11




23.

Решение задач по теме: «Термохимия» (Применение следствия и закона Гесса).

1

26.11

26.11




24.

Скорость химических реакций.

1

30.11

30.11




25.

Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

1

3.12

3.12




26.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

1

7.12

7.12




27.

28.

Метод электронного баланса.



2

10.12

14.12

10.12

14.12




29.

30.

Метод полуреакций в расстановке коэффициентов.

2

17.12

21.12

17.12

21.12




31.

Роль среды для ОВР. Предсказание направления ОВР.

1

24.12

24.12




32.

Окислительно-восстановительные свойства марганца. Решение задач.

1

28.12

28.12




33.

Окислительно-восстановительные свойства хрома. Решение задач.

1

14.01

14.01




34.

35.

Решение задач по теме: «Электролиз» .

2

18.01

21.01

18.01

21.01




36.

Теория электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей, солей.

1

25.01

28.01

25.01

28.01




37.

38.

Химические реакции в растворах электролитов.

1

1.02

4.02

1.02

4.02




39.

40.

Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

2

8.02

11.02

8.02

11.02




41.

42.

Решение задач на вычисление массовой доли вещества в конечном растворе

2

15.02

18.02

15.02

18.02




43.

44.

Решение задач на определение состава образовавшейся соли

2

25.02

1.03

25.02

1.03




45.

46.

Решение задач по теме: «Гидролиз»

2

4.03

11.03

4.03

11.03




47.

К.р. № 2 по теме: «Химическая динамика»

1

15.03

15.03





Раздел № 4 Металлы (12 часов)


48.

Общие свойства металлов.


1

18.03

18.03




49.

50.

Ряд стандартных электронных потенциалов. Решение задач на пластинку

2

1.04

5.04

1.04

5.04




51.

52.

Металлы главных подгрупп. Решение задач

2

8.04

12.04

8.04

12.04




53.


Металлы побочных подгрупп. Решение задач

1

15.04


15.04





54.


Решение задач на смеси с участием веществ-металлов

1

19.04


19.04





55.

Решение задач на определение неизвестного металла

1

22.04

22.04




56.


Решение экспериментальных задач на распознавание веществ по катионам и анионам

1

24.04


24.04






Раздел № 5 Неметаллы (9 часов)


57.

Решение задач по теме: «Галогены»

1

29.04

29.04




58.

Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода»

1

6.05

6.05




59.

Решение задач по теме: «Подгруппа азота» и «Подгруппа углерода»

1

13.05

13.05




60.


Решение задач на смеси с участием неорганических веществ-неметаллов

1

17.05


17.05





61.

К.р. № 3 по темам: «Металлы», «Неметаллы»

1

20.05

20.05




62.

Решение вариантов ЕГЭ

1

24.05

24.05




Итого:

62







Содержание программы учебного курса


Тема № 1 . Основные понятия, законы и теории химии (9ч.)

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами второго года обучения. Повторение основных алгоритмов решения типовых задач. Повторение основных понятий, законов и теорий химии. Стехиометрические химические законы. Теория строения атома. Квантовые числа. Принципы Паули, правило Хунда, правило Клячковского. Решение задач на газовые законы.


Тема № 2. Химическая статика. Учение о веществе (11ч.)

Химическая связь и пространственное строение веществ. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ. Дисперсные системы. Способы выражения концентрации растворов. Кристаллы и кристаллогидраты.

Пр. р. № 1 по приготовлению растворов.




Тема № 3. Химическая динамика (27ч.)

Общая характеристика и классификация химических реакций. Критерии протекания химических реакций. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гибса. Решение задач по теме: «Термохимия». Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Метод полуреакций в расстановке коэффициентов. Роль среды для ОВР. Предсказание направления ОВР. Окислительно-восстановительные свойства марганца и хрома. Решение задач по теме: "Электролиз". Теория электролитической диссоциации. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Решение задач на определение состава образовавшейся соли, по теме: «Гидролиз».


Тема № 4. Металлы (12ч.)

Общие свойства металлов. Металлы главных и побочных групп. Решение задач на пластинку. Решение задач на смеси с участием веществ-металлов. Решение задач на определение неизвестного металла. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ по катионам и анионам.


Тема № 5. Неметаллы (9ч.)

Галоген. Подгруппа кислорода. Подгруппа азота. Подгруппа углерода. Решение задач на смеси с участием неорганических веществ-неметаллов.


Формы и средства контроля


Контрольная работа № 1 по темам: "Основные понятия, законы и теории химии. Химическая статистика. Учение о веществе»

Контрольная работа № 2 по теме: «Химическая динамика»

Контрольная работа № 3 по темам: «Металлы», «Неметаллы»



















Учебно-методические средства обучения


Основная литература:

  1. Химия. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» НИРО, Н.Новгород, 2007, 117с.

  2. Хомченко Г.П., Хомченко И.П. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: РИА «Новая волна», издатель Умеренков, 2008г.


Дополнительная литература

  1. Кузьменко Н.Е. и др. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 1999г.

  2. Кузьменко Н.Е. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа, 1999г.

  3. Лидин Р.А. и др. Химия 10-11 кл.: Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999г. (Дидактические материалы)

  4. Готовимся к ЕГЭ по химии: учебно-методическое пособие /Автор- составитель Л.И.Асанова, Ж.В. Кочан – Н.Новгород: НИРО, 2008 – 139с.

  5. ЕГЭ 2010. Химия: Сборник экзаменационных заданий (Автор-составитель: А.А.Каверина, Ю.Н. Медведев, Д.Ю. Добротин – М.: Эксмо, 2009 – 320с.

  6. Олимпиадные задачи по химии http://tasks.ceemat.ra


Оборудование:

  1. Весы, разновесы, мензурка, колба, стеклянная палочка.

  2. Реактивы: поваренная соль, сахар, вода.

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!