№ урока | Тема | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов | По плану | Фактическ |
Введение 1ч. |
1. | Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Выполняют аналитическую работу по параграфу учебника и готовят его пересказ, работают в группах (составляют устный или письменный ответ на вопрос: «Почему литература обращается к истории?» с последующей взаимопроверкой). | 1 | | |
Устное народное творчество 2ч. |
2. | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). | Читают статью учебника и отвечают на вопросы по ее содержанию. Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение. Составляют историко-культурологические комментарии к текстам. Работают с литературоведческим словарем. Сравнивают песни, частушки, предания. Анализируют признаки жанров, подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия. | 1 | | |
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | Работают с литературоведческим словарем. Сравнивают песни, частушки, предания. Анализируют признаки жанров, подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия. ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ №1 (стр.20) | 1 | | |
Из древнерусской литературы 2ч. |
4. | Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения. "Житие Сергия Радонежкского", "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное": | Выразительно читают фрагменты произведения и его рецензируют. Составляют историко-культурологический комментарий к тексту. Формулируют вопросы к тексту. Составляют характеристику героя. Соотносят содержания жития с требованиями житийного канона. Работают с литературоведческим портфолио «Жанр жития в русской литературе». | 1 | | |
5. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Выразительно читают отрывок и выполняют его рецензирование. Устно отвечают на вопросы по тематике и проблематике произведения. Работают в парах по определению жанровых признаков сатирической повести. Участвуют в коллективном диалоге. | 1 | | |
Из литературы 18 века 3ч. |
6. | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. | Читают статью учебника и отвечают на вопросы по ее содержанию. Анализируют афиши комедии. Составляют историко-культурологический комментарий к тексту комедии. Выявляют в комедии характерные для русской литературы 18 века темы, образы и приемы изображения человека. | 1 | | |
7. | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Создают словесный о портрет эпохи (индивидуальное задание) по произведению Д.И. Фонвизина. Составляют речевую характеристику героев. Анализируют эпизод комедии (по выбору). | 1 | | |
8. | Р.р. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу. | Работают с литературоведческим портфолио «Классицизм как художественное направление», «Сатира как вид комического», «Говорящая фамилия». Инсценируют сцены комедии с последующим рецензированием. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Почему в комедии «Недоросль» так важна тема воспитания? 3. Чем современно звучание комедии «Недоросль»? | 1 | | |
Из литературы 19 века 29ч. |
9. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Обоз»- басня о войне 1812 года. | Читают статью учебника и отвечают на вопросы по ее содержанию. Выразительно читают басню (инсценируют) и устно её рецензируют. Характеристика сюжета басни, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Создают презентации «История и исторические лица в баснях И.А. Крылова» (индивидуальное задание). ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ №2(стр.84). | 1 | | |
10. | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении. | Устно готовят рассказ о писателе на основе статьи учебника и поиска самостоятельных материалов. Составляют словарь к тексту. Делят текст на смысловые части и составляют план. Отвечают на проблемные вопросы учебника. Анализируют образ главного героя, его поступки. Работают в парах над художественными элементами жанра думы. Работают с литературоведческим портфолио «Дума как жанр». Выразительно читают отрывки текста с последующим анализом. | 1 | | |
11. | Вн.чт. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). «История Пугачёва». | Составляют план к теме выступления «А.С. Пушкин и история». Повторяют изученный материала по теме. | 1 | | |
12. | Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1,2гл.). | Дают характеристику сюжета романа, его тематики и проблематики. Анализируют эпиграфы к тексту романа. Участвуют в коллективном диалоге. | 1 | | |
13. | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринёв и Швабрин.(анализ 3,4гл.). | Создают характеристику отдельного персонажа и дают анализ его образа. Составляют сравнительную характеристику героев. Анализируют фрагменты эпического произведения. Выявляют различные формы выражения авторской позиции. | 1 | | |
14. | Пугачёв и народ в романе (анализ 6,7гл.). | Анализируют эпизоды романа. Работают над портретом героя. Создают характеристики отдельного персонажа и анализ средств создания его образа. Сопоставляют отрывки романа с традициями фольклора, с «Историей пугачевского бунта». Устно отвечают на проблемные вопросы. Выявляют авторскую позицию в произведении. Создание путеводителя-презентации «Дорогами Гринева и Пугачева» (групповой проект по выбору). | 1 | | |
15. | Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ эпизода. | Выразительно читают отрывки из романа и проводят аналитическую коллективную беседу по тексту. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Готовят художественный пересказ и составляют цитатный план к нему. Анализируют историю романа в отечественном искусстве (индивидуальные задания). | 1 | | |
16-17. | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии" (по выбору). «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» | Составляют примерный план сочинения. Производят анализ отдельных сцен и эпизодов произведения. Подбирают цитаты из текста для аргументации собственной позиции. Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва? Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина? Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания? Почему Пугачёв не расправился с Петром Гринёвым? Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе? Темы: «Проблемы чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек», «Нравственные уроки романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 2 | | |
18. | Лирика А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «Анчар». | Выразительно читают, а затем рецензируют стихотворения. | 1 | | |
19. | М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее изученного). Поэма «Мцыри». | Составляют план по теме «История в творчестве М.Ю. Лермонтова». Обобщение изученного по теме во фронтальной беседе. Создают презентации «Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова» (индивидуальное задание) | 1 | | |
20-21. | Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его характер и трагическая судьба. Отношение автора к герою. Прославление свободы в поэме как абсолютной ценности романтизма. Реальное и идеальное в поэме. Роль описаний природы в произведении. | Читают, составляют план и готовятся к пересказу статьи учебника о М.Ю. Лермонтове. Работают с литературоведческим портфолио «Романтическая поэма». Составляют историко-культурологический комментарий к поэме. Анализируют ключевые эпизоды поэмы. Создают план характеристики главного героя. Выявляют художественно -изобразительные средства в поэме (групповая работа). Заучивают наизусть отрывок из поэмы. Создают презентации «Кавказские пейзажи в рисунках М.Ю. Лермонтова и их литературное воплощение в поэме «Мцыри» (по выбору). | 2 | | |
22. | Р.р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» | Составление примерного плана ответа на вопрос, подбор цитат для аргументации. Какова роль эпизода «Встреча с грузинкой», «Бой с барсом»? (по выбору). Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? 3. Почему историю Мцыри автор излагает в форме исповеди? | 1 | | |
23. | Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | Читают, составляют план и готовятся к пересказу статьи учебника о Гоголе- драматурге. Составляют исторический портрет эпохи, изображенной Н.В. Гоголем. Знакомятся с творческой и сценической историей пьесы. Создают историко-культурологический и языковой комментарий к произведению. Знакомятся с афишей комедии. | 1 | | |
24. | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения. | Анализируют сцены комедии. Составляют план групповой характеристики героев. Работают над авторскими средствами создания социальной среды. Беседуют об идейно-художественном своеобразии пьесы. Работают с литературоведческим портфолио «Средства создания монолога и диалога». Выразительно читают сцены произведения. | 1 | | |
25. | Хлестаков и хлестаковщина. | Выразительно читают по ролям. Составляют цитатный план характеристики героя. Анализируют этапы развития конфликта в комедии. Выявляют связи эпиграфа и финальной сцены комедии. Анализируют общности замысла картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и идеи комедии Н.В. Гоголя. Сопоставляют сцены пьесы и их театральную и кинематографическую интерпретацию, пишут мини-рецензию (работа в группах). Письменный ответ на проблемный вопрос: «Над чем смеетесь?» | 1 | | |
26-27. | Особенности композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Р.р. Подготовка к сочинению. | Составляют план групповой характеристики, подбирают цитаты. Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней «высмеять всё дурное»? В чём социальная опасность хлестоковщины? Почему комедию «Ревизор» включают в репертуар современных театров. | 2 | | |
28. | Образ «маленького человека» в литературе. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. | Анализируют сюжет повести, ее тематику и проблематику, идейно-художественное своеобразие. Определяют художественные особенности повести (по группам): портрет в повести, художественная деталь в повести, интерьер в повести, пейзаж в повести. Работают с литературоведческим портфолио «Образ «маленького человека». | 1 | | |
29. | Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». | Создают план развернутой характеристики героя на основе анализа эпизодов и сцен, работают с цитатами. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Работают с литературоведческим портфолио «Фантастический реализм». | 1 | | |
30. | Урок текущего контроля по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов на основе изученных произведений: Каким предстает портрет эпохи в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя? (по выбору) Как выражено авторское отношение к герою в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя? (по выбору) В чем современность звучания произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя? (по выбору). | 1 | | |
31. | М.Е.Салтыков –Щедрин «История одного города» (отрывок):сюжет и герои. | Используют различные виды чтения и пересказа текста. Составляют сатирический портрет персонажа (устно). | 1 | | |
32. | И. С. Тургенев. Повести (по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь». | Работают с литературоведческим портфолио . Поиск исторических реалий и выявляют | 1 | | |
33. | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», | Поиск материала о биографии писателя в разных информационных источниках. Создают презентации (по выбору). Читают статью учебника и составляют план, отвечают на вопросы. Составляют историко-культурологический комментарий. Используют различные виды чтения и пересказа текста. Проводят аналитическую беседу и устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). | 1 | | |
34. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Историческая и философская основа рассказа «После бала». | Поиск материала о биографии писателя в разных информационных источниках. Создают презентации (по выбору). Читают статью учебника и составляют план, беседуют по вопросам. Используют различные виды чтения и пересказа текста. | 1 | | |
35. | Социально-нравственные проблемы в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа. Л. Н. Толстой. Повести и рассказы. | Анализируют композицию рассказа. Сопоставляют картины «на балу» и «после бала» Составляют устную характеристику героев. Выявляют авторскую оценку героев. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Работают с литературоведческим портфолио: «Контраст и антитеза», «Психологизм». | 1 | | |
36. | Вн.чт. Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков). | Выразительно читают стихотворения. Устно дают рецензию. Выявляют характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях. Составляют устно и письменно анализ произведений. Выявляют художественно значимые изобразительные средства языка стихотворений. Обсуждают пейзажные картины русских художников и музыкальных произведений, созвучных стихотворениям. ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ №3 (стр.47) | 1 | | |
37. | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа. | Поиск материала о биографии писателя в разных информационных источниках. Создают презентации «Трилогия А.П. Чехова «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник» (индивидуальное задание). Находят афоризмы в чеховских текстах (групповая работа). Читают статью учебника. Выразительно читают фрагменты рассказа (в том числе и по ролям). Используют различные виды пересказа. Дают характеристику идейно-эмоционального содержания произведения, нравственную оценку героям. Работают с литературоведческим портфолио: «Рассказчик и автор-повествователь». | 1 | | |
Из литературы 20 века 21ч. |
38. | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Нравственный смысл рассказа. | Заочная экскурсия-презентация «Человек перед лицом любви в рассказах И.А. Бунина» (индивидуальное задание). Выборочно читают отрывки из рассказа. Читают по ролям и комментируют. Проводят аналитическую беседу. Работают с литературоведческим портфолио: «Фабула и сюжет». Анализ образа рассказчика. | 1 | | |
39. | А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Всепобеждающая сила любви как основа бытия | Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительно читают отрывки из рассказа и устно рецензируют. Проводят учебный диспут «Поговорим о превратностях любви». Участвуют в коллективном диалоге, подбирают аргументы из текста для подтверждения своей позиции. Объясняют смысл названия рассказа. | 1 | | |
40. | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания. | Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и других источников информации. Создают презентации«Тема истории в лирике А.А. Блока» (индивидуальное задание). Рецензируют актерское чтение стихотворения. Анализируют проблематику и художественные особенности произведения. | 1 | | |
41. | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания и средства его создания. Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака | Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и других источников информации. Создают презентации «История и современность в лирике С.А. Есенина» (индивидуальное задание). Работают с литературоведческим портфолио «Драматическая поэма». Анализируют отрывки из поэмы и особенности создания образа главного героя. Письменный ответ на проблемный вопрос «В чем общность и различие образа Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина». | 1 | | |
42. | И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. | Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Анализируют эпизод «Получение гонорара за рассказ».Работают с литературоведческим портфолио «Эпизод», «Автобиографизм». | 1 | | |
43-44-45. | М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». История и современность через призму смешного. Журнал «Сатирикон» и его авторы. Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко «История болезни». | Создают презентации «История и деяния «Сатирикона» (индивидуальное задание). Читают и анализируют отрывки из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейного содержания и авторской позиции. Исследуют средства создания комического. Письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем заключены большие проблемы «маленьких людей»? | 3 | | |
46. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | Расска о поэте по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Читают отрывки из поэмы и делают анализ. Работают с литературоведческим портфолио «Авторские отступления» | 1 | | |
47-48. | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Особенности композиции поэмы. Язык поэмы. | Выразительно читают фрагменты поэмы. Составляют план характеристики героя (в том числе и цитатный). Анализируют различные формы выражения авторской позиции и отношения автора к герою. Выявляют фольклорные начала в образе героя и юмористические средства его создания. Работают с литературоведческим портфолио «Новаторство». | 2 | | |
49-50. | Вн.чт. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека". | Готовят рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительно читают рассказ (в том числе и по ролям). Выделяют ключевые эпизоды и их анализ (по выбору). Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Интерпретируют названия рассказа. | 2 | | |
51. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Обзор лирики по теме (групповая работа). Создают презентации «Стихи и песни, приближавшие Победу» (индивидуальное задание). Выразительно читают стихотворения М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги». Прослушивают песни и составляют отзыв. | 1 | | |
52-53. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». История создания. | Готовят рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительно читают рассказ (в том числе и по ролям). Включают различные виды пересказа. Выделяют ключевые эпизоды и их анализ (по выбору). Анализируют различные формы выражения авторской позиции. | 2 | | |
54. | Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытание пережил человек в военное время?» (На примере 1-2 произведений писателей о Великой Отечественной войне»). | Работают над литературным материалом к вопросу: подбирают эпизоды, их анализируют, формулируют вывод. Написание ответа. | 1 | | |
55-56. | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | Выразительно читают стихотворения. Устное рецензирование чтения. Выявляют характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях. Находят художественно значимые изобразительные средства языка стихотворений. Производят сравнительный анализ образа родины в стихотворениях. Обсуждают картины русских художников и музыкальных произведений, созвучных стихотворениям. | 2 | | |
57-58. | Судьбы без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть, надежда. Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века. (не менее двух). Е.И.Носова, А.Н. и Б.Н.Стругацких, В.Ф.Тендрякова, Б.П.Екимова. | Выразительно читают стихотворения. Устное рецензирование чтения. Выявляют характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях. Находят художественно значимые изобразительные средства языка стихотворений. Производят сравнительный анализ образа родины в стихотворениях. Обсуждают картины русских художников и музыкальных произведений, созвучных стихотворениям. | 2 | | |
Из зарубежной литературы 7ч. |
59-60. | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительно читают фрагменты текста. Используют различные виды пересказа. Анализируют эпизоды (по выбору учителя). Характеризуют героев. Составляют рассказ о понравившемся герое. Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве». | 2 | | |
61. | Сонет как форма лирической поэзии. | | 1 | | |
62-63. | Вн.чт. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», | Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительно читают фрагменты текста. Используют различные виды пересказа. Анализируют эпизоды (по выбору учителя). Характеризуют героев. Составляют рассказ о понравившемся герое. Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве». | 2 | | |
64-65. | Вн.чт. В. Скотт «Айвенго»- как исторический роман. | Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительно читают фрагменты текста. Используют различные виды пересказа. Анализируют эпизоды (по выбору учителя). Характеризуют героев. Составляют рассказ о понравившемся герое. Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве». | 2 | | |
66-67. | Итоговый тест | Индивидуальное выполнение комплексных заданий базовой, высокой и повышенной сложности. | 2 | | |
68. | Итоговый урок. | Рекомендации на летнее чтение | 1 | | |