СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование»

Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


№ урока

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Кол-во часов

По плану

Фактическ

Введение 1ч.

1.

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Выполняют аналитическую работу по параграфу учебника и готовят его пересказ, работают в группах (составляют устный или письменный ответ на вопрос: «Почему литература обращается к истории?» с последующей взаимопроверкой).

1



Устное народное творчество 2ч.

2.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

Читают статью учебника и отвечают на вопросы по ее содержанию. Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение. Составляют историко-культурологические комментарии к текстам. Работают с литературоведческим словарем. Сравнивают песни, частушки, предания. Анализируют признаки жанров, подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия.

1



3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Работают с литературоведческим словарем. Сравнивают песни, частушки, предания. Анализируют признаки жанров, подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия. ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ №1 (стр.20)

1



Из древнерусской литературы 2ч.

4.

Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения. "Житие Сергия Радонежкского", "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное":

Выразительно читают фрагменты произведения и его рецензируют. Составляют историко-культурологический комментарий к тексту. Формулируют вопросы к тексту. Составляют характеристику героя. Соотносят содержания жития с требованиями житийного канона. Работают с литературоведческим портфолио «Жанр жития в русской литературе».

1



5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Выразительно читают отрывок и выполняют его рецензирование. Устно отвечают на вопросы по тематике и проблематике произведения. Работают в парах по определению жанровых признаков сатирической повести. Участвуют в коллективном диалоге.

1



Из литературы 18 века 3ч.

6.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

Читают статью учебника и отвечают на вопросы по ее содержанию. Анализируют афиши комедии. Составляют историко-культурологический комментарий к тексту комедии. Выявляют в комедии характерные для русской литературы 18 века темы, образы и приемы изображения человека.


1



7.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Создают словесный о портрет эпохи (индивидуальное задание) по произведению Д.И. Фонвизина. Составляют речевую характеристику героев. Анализируют эпизод комедии (по выбору).

1



8.

Р.р. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу.

Работают с литературоведческим портфолио «Классицизм как художественное направление», «Сатира как вид комического», «Говорящая фамилия».

Инсценируют сцены комедии с последующим рецензированием. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

  2. Почему в комедии «Недоросль» так важна тема воспитания?

3. Чем современно звучание комедии «Недоросль»?

1



Из литературы 19 века 29ч.

9.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Обоз»- басня о войне 1812 года.

Читают статью учебника и отвечают на вопросы по ее содержанию. Выразительно читают басню (инсценируют) и устно её рецензируют. Характеристика сюжета басни, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Создают презентации «История и исторические лица в баснях И.А. Крылова» (индивидуальное задание). ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ №2(стр.84).

1



10.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении.

Устно готовят рассказ о писателе на основе статьи учебника и поиска самостоятельных материалов. Составляют словарь к тексту. Делят текст на смысловые части и составляют план. Отвечают на проблемные вопросы учебника. Анализируют образ главного героя, его поступки. Работают в парах над художественными элементами жанра думы. Работают с литературоведческим портфолио «Дума как жанр». Выразительно читают отрывки текста с последующим анализом.

1



11.

Вн.чт. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). «История Пугачёва».

Составляют план к теме выступления «А.С. Пушкин и история». Повторяют изученный материала по теме.

1



12.

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1,2гл.).

Дают характеристику сюжета романа, его тематики и проблематики. Анализируют эпиграфы к тексту романа. Участвуют в коллективном диалоге.

1



13.

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринёв и Швабрин.(анализ 3,4гл.).

Создают характеристику отдельного персонажа и дают анализ его образа. Составляют сравнительную характеристику героев. Анализируют фрагменты эпического произведения. Выявляют различные формы выражения авторской позиции.

1



14.

Пугачёв и народ в романе (анализ 6,7гл.).

Анализируют эпизоды романа. Работают над портретом героя. Создают характеристики отдельного персонажа и анализ средств создания его образа. Сопоставляют отрывки романа с традициями фольклора, с «Историей пугачевского бунта». Устно отвечают на проблемные вопросы. Выявляют авторскую позицию в произведении. Создание путеводителя-презентации «Дорогами Гринева и Пугачева» (групповой проект по выбору).

1



15.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ эпизода.

Выразительно читают отрывки из романа и проводят аналитическую коллективную беседу по тексту. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Готовят художественный пересказ и составляют цитатный план к нему.

Анализируют историю романа в отечественном искусстве (индивидуальные задания).

1



16-17.

Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. А.С. Пушкин.



"Маленькие трагедии" (по выбору). «Моцарт и Сальери», «Каменный гость»


Составляют примерный план сочинения. Производят анализ отдельных сцен и эпизодов произведения. Подбирают цитаты из текста для аргументации собственной позиции.

  1. Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?

  2. Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?

  3. Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?

  4. Почему Пугачёв не расправился с Петром Гринёвым?

  5. Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе?

Темы: «Проблемы чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек», «Нравственные уроки романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2



18.

Лирика А.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «Анчар».

Выразительно читают, а затем рецензируют стихотворения.

1



19.

М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее изученного). Поэма «Мцыри».

Составляют план по теме «История в творчестве М.Ю. Лермонтова». Обобщение изученного по теме во фронтальной беседе. Создают презентации «Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова» (индивидуальное задание)

1



20-21.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его характер и трагическая судьба.

Отношение автора к герою. Прославление свободы в поэме как абсолютной ценности романтизма. Реальное и идеальное в поэме. Роль описаний природы в произведении.

Читают, составляют план и готовятся к пересказу статьи учебника о М.Ю. Лермонтове. Работают с литературоведческим портфолио «Романтическая поэма». Составляют историко-культурологический комментарий к поэме. Анализируют ключевые эпизоды поэмы. Создают план характеристики главного героя. Выявляют художественно -изобразительные средства в поэме (групповая работа). Заучивают наизусть отрывок из поэмы.

Создают презентации «Кавказские пейзажи в рисунках М.Ю. Лермонтова и их литературное воплощение в поэме «Мцыри» (по выбору).

2



22.

Р.р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

«Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий»

Составление примерного плана ответа на вопрос, подбор цитат для аргументации.

  1. Какова роль эпизода «Встреча с грузинкой», «Бой с барсом»? (по выбору).

  2. Можно ли назвать Мцыри романтическим героем?

3. Почему историю Мцыри автор излагает в форме исповеди?


1



23.

Историзм Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

Читают, составляют план и готовятся к пересказу статьи учебника о Гоголе- драматурге. Составляют исторический портрет эпохи, изображенной Н.В. Гоголем. Знакомятся с творческой и сценической историей пьесы. Создают историко-культурологический и языковой комментарий к произведению. Знакомятся с афишей комедии.

1



24.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Анализируют сцены комедии. Составляют план групповой характеристики героев. Работают над авторскими средствами создания социальной среды. Беседуют об идейно-художественном своеобразии пьесы. Работают с литературоведческим портфолио «Средства создания монолога и диалога». Выразительно читают сцены произведения.

1



25.

Хлестаков и хлестаковщина.

Выразительно читают по ролям. Составляют цитатный план характеристики героя. Анализируют этапы развития конфликта в комедии. Выявляют связи эпиграфа и финальной сцены комедии. Анализируют общности замысла картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и идеи комедии Н.В. Гоголя.

Сопоставляют сцены пьесы и их театральную и кинематографическую интерпретацию, пишут мини-рецензию (работа в группах). Письменный ответ на проблемный вопрос: «Над чем смеетесь?»

1



26-27.

Особенности композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


Р.р. Подготовка к сочинению.

Составляют план групповой характеристики, подбирают цитаты.

  1. Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней «высмеять всё дурное»?

  2. В чём социальная опасность хлестоковщины?

  3. Почему комедию «Ревизор» включают в репертуар современных театров.

2



28.

Образ «маленького человека» в литературе. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

Анализируют сюжет повести, ее тематику и проблематику, идейно-художественное своеобразие. Определяют художественные особенности повести (по группам): портрет в повести, художественная деталь в повести, интерьер в повести, пейзаж в повести. Работают с литературоведческим портфолио «Образ «маленького человека».



1



29.

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

Создают план развернутой характеристики героя на основе анализа эпизодов и сцен, работают с цитатами. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Работают с литературоведческим портфолио «Фантастический реализм».


1



30.

Урок текущего контроля

по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов на основе изученных произведений:

  1. Каким предстает портрет эпохи в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя? (по выбору)

  2. Как выражено авторское отношение к герою в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя? (по выбору)

  3. В чем современность звучания произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя? (по выбору).


1



31.

М.Е.Салтыков –Щедрин «История одного города» (отрывок):сюжет и герои.

Используют различные виды чтения и пересказа текста. Составляют сатирический портрет персонажа (устно).


1



32.

И. С. Тургенев. Повести (по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь».

Работают с литературоведческим портфолио . Поиск исторических реалий и выявляют

1



33.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».


Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»,

Поиск материала о биографии писателя в разных информационных источниках. Создают презентации (по выбору). Читают статью учебника и составляют план, отвечают на вопросы. Составляют историко-культурологический комментарий. Используют различные виды чтения и пересказа текста. Проводят аналитическую беседу и устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования).

1



34.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Историческая и философская основа рассказа «После бала».


Поиск материала о биографии писателя в разных информационных источниках. Создают презентации (по выбору). Читают статью учебника и составляют план, беседуют по вопросам. Используют различные виды чтения и пересказа текста.


1



35.

Социально-нравственные проблемы в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа.

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы.

Анализируют композицию рассказа. Сопоставляют картины «на балу» и «после бала» Составляют устную характеристику героев. Выявляют авторскую оценку героев. Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Работают с литературоведческим портфолио: «Контраст и антитеза», «Психологизм».

1



36.

Вн.чт. Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).

Выразительно читают стихотворения. Устно дают рецензию. Выявляют характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях. Составляют устно и письменно анализ произведений. Выявляют художественно значимые изобразительные средства языка стихотворений. Обсуждают пейзажные картины русских художников и музыкальных произведений, созвучных стихотворениям.

ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ №3 (стр.47)


1



37.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа.

Поиск материала о биографии писателя в разных информационных источниках. Создают презентации «Трилогия А.П. Чехова «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник» (индивидуальное задание). Находят афоризмы в чеховских текстах (групповая работа). Читают статью учебника.

Выразительно читают фрагменты рассказа (в том числе и по ролям). Используют различные виды пересказа. Дают характеристику идейно-эмоционального содержания произведения, нравственную оценку героям. Работают с литературоведческим портфолио: «Рассказчик и автор-повествователь».

1



Из литературы 20 века 21ч.

38.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Нравственный смысл рассказа.



Заочная экскурсия-презентация «Человек перед лицом любви в рассказах И.А. Бунина» (индивидуальное задание).

Выборочно читают отрывки из рассказа. Читают по ролям и комментируют. Проводят аналитическую беседу. Работают с литературоведческим портфолио: «Фабула и сюжет». Анализ образа рассказчика.


1



39.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Всепобеждающая сила любви как основа бытия

Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительно читают отрывки из рассказа и устно рецензируют. Проводят учебный диспут «Поговорим о превратностях любви». Участвуют в коллективном диалоге, подбирают аргументы из текста для подтверждения своей позиции. Объясняют смысл названия рассказа.

1



40.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания.

Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и других источников информации. Создают презентации«Тема истории в лирике А.А. Блока» (индивидуальное задание). Рецензируют актерское чтение стихотворения. Анализируют проблематику и художественные особенности произведения.

1



41.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания и средства его создания.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака

Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и других источников информации. Создают презентации «История и современность в лирике С.А. Есенина» (индивидуальное задание).

Работают с литературоведческим портфолио «Драматическая поэма». Анализируют отрывки из поэмы и особенности создания образа главного героя. Письменный ответ на проблемный вопрос «В чем общность и различие образа Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина».

1



42.

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации.

Анализируют эпизод «Получение гонорара за рассказ».Работают с литературоведческим портфолио «Эпизод», «Автобиографизм».




1



43-44-45.

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».


История и современность через призму смешного. Журнал «Сатирикон» и его авторы.


Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи «Жизнь и воротник»,

М.М. Зощенко «История болезни».

Создают презентации «История и деяния «Сатирикона» (индивидуальное задание). Читают и анализируют отрывки из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейного содержания и авторской позиции. Исследуют средства создания комического.

Письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем заключены большие проблемы «маленьких людей»?

3



46.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

Расска о поэте по материалам статьи учебника и другим источникам информации.

Читают отрывки из поэмы и делают анализ. Работают с литературоведческим портфолио «Авторские отступления»

1



47-48.

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя.


Особенности композиции поэмы. Язык поэмы.

Выразительно читают фрагменты поэмы. Составляют план характеристики героя (в том числе и цитатный). Анализируют различные формы выражения авторской позиции и отношения автора к герою. Выявляют фольклорные начала в образе героя и юмористические средства его создания. Работают с литературоведческим портфолио «Новаторство».

2



49-50.

Вн.чт. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека".

Готовят рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации.

Выразительно читают рассказ (в том числе и по ролям). Выделяют ключевые эпизоды и их анализ (по выбору). Анализируют различные формы выражения авторской позиции. Интерпретируют названия рассказа.

2



51.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Обзор лирики по теме (групповая работа). Создают презентации «Стихи и песни, приближавшие Победу» (индивидуальное задание). Выразительно читают стихотворения М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги». Прослушивают песни и составляют отзыв.

1



52-53.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».


А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». История создания.



Готовят рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительно читают рассказ (в том числе и по ролям). Включают различные виды пересказа. Выделяют ключевые эпизоды и их анализ (по выбору). Анализируют различные формы выражения авторской позиции.


2



54.

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытание пережил человек в военное время?» (На примере 1-2 произведений писателей о Великой Отечественной войне»).

Работают над литературным материалом к вопросу: подбирают эпизоды, их анализируют, формулируют вывод. Написание ответа.

1



55-56.

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Выразительно читают стихотворения. Устное рецензирование чтения. Выявляют характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях. Находят художественно значимые изобразительные средства языка стихотворений. Производят сравнительный анализ образа родины в стихотворениях. Обсуждают картины русских художников и музыкальных произведений, созвучных стихотворениям.


2



57-58.

Судьбы без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть, надежда.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века. (не менее двух). Е.И.Носова, А.Н. и Б.Н.Стругацких, В.Ф.Тендрякова, Б.П.Екимова.

Выразительно читают стихотворения. Устное рецензирование чтения. Выявляют характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях. Находят художественно значимые изобразительные средства языка стихотворений. Производят сравнительный анализ образа родины в стихотворениях. Обсуждают картины русских художников и музыкальных произведений, созвучных стихотворениям.


2



Из зарубежной литературы 7ч.

59-60.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительно читают фрагменты текста. Используют различные виды пересказа. Анализируют эпизоды (по выбору учителя). Характеризуют героев. Составляют рассказ о понравившемся герое.

Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве».

2



61.

Сонет как форма лирической поэзии.


1



62-63.

Вн.чт. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»,

Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительно читают фрагменты текста. Используют различные виды пересказа. Анализируют эпизоды (по выбору учителя). Характеризуют героев. Составляют рассказ о понравившемся герое.

Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве».

2



64-65.

Вн.чт. В. Скотт «Айвенго»- как исторический роман.

Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительно читают фрагменты текста. Используют различные виды пересказа. Анализируют эпизоды (по выбору учителя). Характеризуют героев. Составляют рассказ о понравившемся герое.

Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве».

2



66-67.

Итоговый тест

Индивидуальное выполнение комплексных заданий базовой, высокой и повышенной сложности.

2



68.

Итоговый урок.

Рекомендации на летнее чтение

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!