Календарное – тематическое планирование по музыке на 6 «А» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| «Тысяча миров» музыки | 13 | | |
1.(1.) | Вводная тема. В чём сила музыки | 1 | 13.09 | |
2.(2) | Наш вечный спутник. | 1 | 20.09 | |
3.(3) | «Без музыки земля - пустой недостроенный дом, в котором никто не живёт» | 1 | 27.09 | |
4.(4) | Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. | 1 | 04.10 | |
5.(5) | Музыка – душа времени. | 1 | 11.10 | |
6.(6) | Мелодии, звучавшие много веков назад. | 1 | 18.10 | |
7.(7) | Какой бывает музыка. | 1 | 25.10 | |
8.(8) | Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. | 1 | 08.11 | |
9.(9) | Какой бывает музыка. Созидательная сила музыки | 1 | 15.11 | |
10.(10) | Проблема добра и зла. | 1 | 22.11 | |
11.(11) | Проблема горя в музыке. | 1 | 29.11 | |
12.(12) | Проблема радости в музыке. | 1 | 06.12 | |
13.(13) | Устремление музыки только ввысь, только к свету. | 1 | 13.12 | |
| Из чего «сделана музыка» | 19 | | |
14.(1) | Музыка должна высекать огонь из души человеческой. | 1 | 20.12 | |
15.(2) | Единство музыкального произведения. | 1 | 27.12 | |
16.(3) | Подвиг, воплощенный в музыке. | 1 | 17.01 | |
17.(4) | Ритм – основа музыки. | 1 | 24.01 | |
18.(5) | О чем рассказывает музыкальный ритм. | 1 | 31.01 | |
19.(6) | Мелодия – душа музыки. | 1 | 07.02 | |
20.(7) | «Мелодией одной звучат печаль и радость». | 1 | 14.02 | |
21.(8) | Мелодия «угадывает» нас самих. | 1 | 21.02 | |
22.(9) | Звук, который выражает слово. | 1 | 28.02 | |
23.(10) | Звуки музыки организуются по законам гармонии | 1 | 06.03 | |
24.(11) | Эмоциональный мир полифонии | 1 | 13.03 | |
25.(12) | Мир образов полифонической музыки | 1 | 20.03 | |
26.(13) | Философия фуги | 1 | 03.04 | |
27.(14) | Единство содержания и формы – красота музыки. | 1 | 10.04 | |
28.(15) | Фактура – способ изложения музыкального материала. | 1 | 17.04 | |
29.(16) | «Недаром помнит вся Россия…» | 1 | 24.04 | |
30.(17) | Музыкальные тембры. | 1 | 08.05 | |
31.(18) | Музыкальная динамика. | 1 | |
32.(19) | Песни, звавшие на подвиг. | 1 | 15.05 | |
| Чудесная тайна музыки | 2 | | |
33.(1) | В чём сила музыка? «Чудесное» в сфере музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Обобщение. | 1 | 22.05 | |
34.(2) |
Календарное – тематическое планирование по музыке на 6 «Б» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| «Тысяча миров» музыки | 13 | | |
1.(1.) | Вводная тема. В чём сила музыки | 1 | 11.09 | |
2.(2) | Наш вечный спутник. | 1 | 18.09 | |
3.(3) | «Без музыки земля - пустой недостроенный дом, в котором никто не живёт» | 1 | 25.09 | |
4.(4) | Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. | 1 | 02.10 | |
5.(5) | Музыка – душа времени. | 1 | 09.10 | |
6.(6) | Мелодии, звучавшие много веков назад. | 1 | 16.10 | |
7.(7) | Какой бывает музыка. | 1 | 23.10 | |
8.(8) | Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. | 1 | 06.11 | |
9.(9) | Какой бывает музыка. Созидательная сила музыки | 1 | 13.11 | |
10.(10) | Проблема добра и зла. | 1 | 20.11 | |
11.(11) | Проблема горя в музыке. | 1 | 27.11 | |
12.(12) | Проблема радости в музыке. | 1 | 04.12 | |
13.(13) | Устремление музыки только ввысь, только к свету. | 1 | 11.12 | |
| Из чего «сделана музыка» | 19 | | |
14.(1) | Музыка должна высекать огонь из души человеческой. | 1 | 18.12 | |
15.(2) | Единство музыкального произведения. | 1 | 25.12 | |
16.(3) | Подвиг, воплощенный в музыке. | 1 | 15.01 | |
17.(4) | Ритм – основа музыки. | 1 | 22.01 | |
18.(5) | О чем рассказывает музыкальный ритм. | 1 | 29.01 | |
19.(6) | Мелодия – душа музыки. | 1 | 05.02 | |
20.(7) | «Мелодией одной звучат печаль и радость». | 1 | 12.02 | |
21.(8) | Мелодия «угадывает» нас самих. | 1 | 19.02 | |
22.(9) | Звук, который выражает слово. | 1 | 26.02 | |
23.(10) | Звуки музыки организуются по законам гармонии | 1 | 04.03 | |
24.(11) | Эмоциональный мир полифонии | 1 | 11.03 | |
25.(12) | Мир образов полифонической музыки | 1 | 18.03 | |
26.(13) | Философия фуги | 1 | 01.04 | |
27.(14) | Единство содержания и формы – красота музыки. | 1 | 08.04 | |
28.(15) | Фактура – способ изложения музыкального материала. | 1 | 15.04 | |
29.(16) | «Недаром помнит вся Россия…» | 1 | 22.04 | |
30.(17) | Музыкальные тембры. | 1 | 29.04 | |
31.(18) | Музыкальная динамика. | 1 | 06.05 | |
32.(19) | Песни, звавшие на подвиг. | 1 | 13.05 | |
| Чудесная тайна музыки | 2 | | |
33.(1) | В чём сила музыка? | 1 | 20.05 | |
34.(2) | «Чудесное» в сфере музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Обобщение. |
Календарное – тематическое планирование по музыке на 7 «А» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| Музыкальный образ | 16 | | |
1.(1.) | Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России | 1 | 11.09 | |
2.(2) | Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины. | 1 | 18.09 | |
3.(3) | Образ света, истины, битвы за жизнь на земле против войны. | 1 | 25.09 | |
4.(4) | Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости. | 1 | 02.10 | |
5.(5) | Образы боевого духа, гнева и борьбы, подвиг, воплощенный в музыке. | 1 | 09.10 | |
6.(6) | Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. | 1 | 16.10 | |
7.(7) | Образ мечты и надежды. | 1 | 23.10 | |
8.(8) | Образ одиночества и отчаяния. | 1 | 06.11 | |
9.(9) | Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. | 1 | 13.11 | |
10.(10) | Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель «Болеро». Образ народного танца. | 1 | 20.11 | |
11.(11) | Музыка отражает жизнь. многокрасочные образы - сцены народной жизни. | 1 | 27.11 | |
12.(12) | Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Повторение пройденного | 1 | 04.12 | |
13.(13) | Изобразительность в музыке. Романтичные образы. | 1 | 11.12 | |
14.(14) | Разнообразие музыкальных образов. | 1 | 18.12 | |
15.(15) | Образ грусти. | 1 | 25.12 | |
16.(16) | Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти (обобщение). | 1 | 15.01 | |
| Музыкальная драматургия | 19 | | |
17.(1) | Проявление музыкального в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. | 1 | 22.01 | |
18.(2) | Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке. | 1 | 29.01 | |
19.(3) | Жизнь музыкальных образов. | 1 | 05.02 | |
20.(4) | Только музыка способна выразить невыразимое. | 1 | 12.02 | |
21.(5) | Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. | 1 | 19.02 | |
22.(6) | Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. | 1 | 26.02 | |
23.(7) | Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. | 1 | 04.03 | |
24.(8) | Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении (обобщение). | 1 | 11.03 | |
25.(9) | Сонатная форма. | 1 | 18.03 | |
26.(10) | Противостояние музыкальных образов в одном произведении. | 1 | 01.04 | |
27.(11) | Противостояние музыкальных образов в одном произведении (обобщение). | 1 | 08.04 | |
28.(12) | Драматургия контрастных сопоставлений. | 1 | 15.04 | |
29.(13) | Интонационное единство балета (Оперы). | 1 | 22.04 | |
30.(14) | Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. | 1 | 29.04 | |
31(15) | А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим. | 1 | 06.05 | |
32.(16) | А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим (обобщение). | 1 | 13.05 | |
33.(17) | Жизненное содержание и форма музыкального произведения. | 1 | 20.05 | |
34.(18) | Обобщение. | 1 | |
Календарное – тематическое планирование по музыке на 7 «Б» класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| Музыкальный образ | 16 | | |
1.(1.) | Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России | 1 | 10.09 | |
2.(2) | Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины | 1 | 17.09 | |
3.(3) | Образ света, истины, битвы за жизнь на земле против войны. | 1 | 24.09 | |
4.(4) | Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости. | 1 | 01.10 | |
5.(5) | Образы боевого духа, гнева и борьбы, подвиг, воплощенный в музыке. | 1 | 08.10 | |
6.(6) | Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. | 1 | 15.10 | |
7.(7) | Образ мечты и надежды.. | 1 | 22.10 | |
8.(8) | Образ одиночества и отчаяния. | 1 | 05.11 | |
9.(9) | Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли | 1 | 12.11 | |
10.(10) | Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель «Болеро». Образ народного танца. | 1 | 19.11 | |
11.(11) | Музыка отражает жизнь. многокрасочные образы - сцены народной жизни. | 1 | 26.11 | |
12.(12) | Образ прославления молодых порывов: «И Урок изучения нового материала. Повторение пройденного, песней боремся за мир» | 1 | 03.12 | |
13.(13) | Изобразительность в музыке. Романтичные образы | 1 | 10.12 | |
14.(14) | Разнообразие музыкальных образов. | 1 | 17.12 | |
15.(15) | Образ грусти. | 1 | 24.12 | |
16.(16) | Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти (обобщение). | 1 | 14.01 | |
| Музыкальная драматургия | 19 | | |
17.(1) | Проявление музыкального в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. | 1 | 21.01 | |
18.(2) | Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке | 1 | 28.01 | |
19.(3) | Жизнь музыкальных образов. | 1 | 04.02 | |
20.(4) | Только музыка способна выразить невыразимое. | 1 | 11.02 | |
21.(5) | Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. | 1 | 18.02 | |
22.(6) | Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. | 1 | 25.02 | |
23.(7) | Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. | 1 | 03.03 | |
24.(8) | Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении (обобщение). | 1 | 10.03 | |
25.(9) | Сонатная форма. | 1 | 17.03 | |
26.(10) | Противостояние музыкальных образов в одном произведении. | 1 | 31.03 | |
27.(11) | Противостояние музыкальных образов в одном произведении (обобщение). | 1 | 07.04 | |
28.(12) | Драматургия контрастных сопоставлений. | 1 | 14.04 | |
29.(13) | Интонационное единство балета (Оперы). | 1 | 21.04 | |
30.(14) | Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. | 1 | 28.04 | |
31(15) | А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим. | 1 | 05.05 | |
32.(16) | А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим (обобщение). | 1 | 12.05 | |
33.(17) | Жизненное содержание и форма музыкального произведения. | 1 | 19.05 | |
34.(18) | Заключительный урок. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
• знать специфику музыки как вида искусства;
• понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
• знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
• знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
• знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
• уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
• узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
• различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
• размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
• определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
• знать специфику музыки как вида искусства;
• понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
• знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
• знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
• знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
• уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
• узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
• различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
• размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
• определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
6 КЛАСС
знать/понимать:
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства
выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально-изобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
7 КЛАСС
знать/понимать:
главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы
уметь:
определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений
находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;
аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека
осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:
Творчество Г. Свиридова
Творчество А. Бородина
Оперное творчество Римского-Корсакова
Творчество И. Стравинского
Творчество Ф. Шуберта
Творческий проект «Король вальса – И. Штраус»
История рождения «вальса»
Творчество И. Дунаевского
Песни В. Баснера
Творческая биография А. Даргомыжского
Творчество И. Баха
«Жизнь песни на войне», творческий проект
Творческий проект «Не ручей – море имя ему. Творчество И.С. Баха»
Творчество Георгия Свиридова
Творчество Сергея Прокофьева
МЕДИАРЕСУРСЫ
Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.
Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках )
Музыка, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.
Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
Музыка, 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
34