Тема, краткое содержание урока | Количество часов | Дата | Форма организации деятельности детей | Формы контроля | Средства обучения |
Р а з д е л 1. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна архитектуры. (8 часов) |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» | 1 | 1 неделя | индивидуальная | Освоить основные композиционные принципы | Материалы: белая, черная бумага, ножницы, клей, мелки. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Прямые линии или организация пространства. | 1 | 2 неделя | индивидуальная | Добиться выразительности оптимальным и минимальным количеством композиционных элементов | Материалы: белая, черная бумага, ножницы, клей, мелки. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 2 | 3 – 4 неделя | индивидуальная | Добиться цветовой сдержанности и «дисциплине» применения цвета в дизайне | Материалы: белая и цветная бумага, циркуль, клей. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 2 | 5 – 6 неделя | индивидуальная, парная | Освоить культуру шрифта и его стиль | Материалы: белая, черная, цветная бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов и проспектов с крупными заголовками. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | 7 неделя | парная | Определить стилистическое единство изображения и слова | Материалы: белая, черная, цветная бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов и проспектов с крупными заголовками, фотографии и тексты. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. | 1 | 8 неделя | парная | Создать выразительную композицию в технике коллаж | Материалы: белая, черная, цветная бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов и проспектов с крупными заголовками, фотографиями, текстами, мелки, краски, кисти. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. (8часов) |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | 1 | 9 неделя | групповая, поисковая | Макетирование, творческая деятельность | Материалы: белая бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 | 10 неделя | групповая, поисковая | Композиция ландшафтной территории | Материалы: тонкий пенопласт, клей, ножницы, канцелярский нож, булавки. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. | 1 | 11 неделя | индивидуальная, поисковая | Эскиз и макет здания целевого назначения | Материалы: бумага, мелки, тонкий пенопласт, клей, ножницы, канцелярский нож, булавки. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Важные архитектурные элементы здания. | 1 | 12 неделя | коллективная, поисковая | Объемно-пространственный макет с основными архитектурными элементами здания | Материалы: упаковочный картон, плотная бумага, тонкий пенопласт, клей, ножницы, канцелярский нож, булавки. Зрительный ряд: слайдпрограмма особенности архитектуры года Новосибирска. |
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. | 1 | 13 неделя | индивидуальная, поисковая | Создание коллажа | Материал: ткань, дерево, бросовый материал, клей, ножницы, канцелярский нож. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Форма и материал. | 1 | 14 неделя | индивидуальная, парная | Из природных конструкций оптимизировать проектное решение «из вещи – вещь» | Материалы: индивидуальный подбор для трансформации предметов, и нового функционального применения. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. | 2 | 15 - 16 неделя | индивидуальная, поисковая | Создать декоративную упаковку | Материалы: плотная бумага пастельных тонов, клей, журналы для создания эскизов упаковок. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. (10часов) |
Город сквозь времена и страны | 1 | 17 неделя | индивидуальная, парная, поисковая | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства | Зрительный ряд: слайдпрограмма. Музыкальное сопровождение: музыка образов. |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | 18 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая | Композиционные, поисковые эскизы | Зрительный ряд: слайдпрограмма. карточки-заменители. |
Процесс работы над тематической картиной | 2 | 19 – 20 неделя | индивидуальная, поисковая | Исполнение выбранной исторической композиции | Зрительный ряд: слайдпрограмма «Мастера тематической живописи» |
Библейские темы в изобразительном искусстве | 2 | 21 – 22 неделя | индивидуальная, парная, поисковая | Композиции на библейские темы | Зрительный ряд: слайдпрограмма «Старый и Новые заветы». Музыкальное сопровождение: Малиновый звон православных храмов Литературное сопровождение: цитаты из библии. |
Монументальная скульптура и образ истории народа | 3 | 23 – 25 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая, проектная | Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию | Зрительный ряд: слайдпрограмма «Героям войны посвящается». Музыкальное сопровождение: песни военных лет. |
Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | 26 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая | Выражение своих переживаний через пластические искусства. Выставка работ, выполненных в III четверти | Зрительный ряд: слайдпрограмма. Музыкальное и литературное сопровождение – по выбору учащихся. |
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (9 часов) |
Художественно-творческие проекты | 1 | 27 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая, проектная | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению | Зрительный ряд: слайдпрограмма. Музыкальное и литературное сопровождение – по выбору учащихся. |
Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 | 28 неделя | Зрительный ряд: примеры живописных и графических иллюстраций. Литературное сопровождение – по выбору учащихся. |
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | 29 неделя | индивидуальная, поисковая | Конструкции и декор предметов быта | Зрительный ряд: слайдпрограмма «Дизайн упаковки». |
Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | 30 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая, проектная | Конечный продукт творчества | Зрительный ряд: слайдпрограмма «Мода вчера, сегодня и завтра». |
Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) | 2 | 31 – 32 неделя | индивидуальная | Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме | Зрительный ряд: слайдпрограмма, репродукции. Материалы для живописного исполнения. |
Личность художника и мир его времени | 2 | 33 – 34 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая | беседа, индивидуальные сообщения. | Зрительный ряд: слайдпрограмма. Музыкальное и литературное сопровождение – по выбору учащихся. |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | 35 неделя | коллективная, индивидуальная, парная, поисковая | беседа, индивидуальные и групповые сообщения. |