5-9 классы авт.-сост. М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова, 2013
на основе УМК «Русский язык». 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений» авт.-сост. М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.; - М.: Дрофа, 2016
Предмет «Русский язык» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах в общем объеме 770 ч. Согласно учебному плану школы рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение русскому языку в объеме 210 часов в год, 6 часа в неделю.
В 2018-2019 уч.году запланировано 201 часов в год, т.к. в связи с фактическим количеством учебных дней, с учетом календарного графика школы на 2018-2019 учебный год, расписания занятий выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем.
№ | Основные темы курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Закрепление и изучение изученного в 5 классе | 28 | Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры. Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, взаимосвязи русского языка с другими языками. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а).Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки знаков препинания и без-ошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции. |
2 | Имя существительное | 23 | Опознавать имя существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные. На основе сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имен существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно-суффиксальном способе образования имен существительных. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях. Иметь представление о сложносокращенных словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки |
3 | Имя прилагательное | 24 | Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения. Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имен прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имен прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний-соседский, дождливый-дождевой и т.д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарем при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова. |
4 | Глагол | 23 | Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых глагольных словоформ. Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова. Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа написания). Учиться правильно писать слова с затемненной этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь. |
5 | Причастие | 40 | Формулировать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс –ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия. Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который+глагол); понимать, какое слово этого оборота передает признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передает признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич.+сущ»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия. Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич.+сущ.», «прич.+нареч.». Правильно употреблять знаки препинания с причастным оборотом. |
6 | Деепричастие | 23 | Формулировать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс –ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом». Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями. Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи. |
7 | Имя числительное | 12 | Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Знать: 1) что обозначают количественные числительные, на какие разряды делятся; 2) что обозначают порядковые числительные. Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т.д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарем. Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый). Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат. |
8 | Местоимение | 17 | Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1,2,3-е) или б) указывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надежным и нейтральным, самым распространенным средством связи предложений в тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может вызывать смысловую неточность, поэтому важно следить за соотношением конкретного слова и его заменителя – местоимения. Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами. Правильно произносить употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическими и орфографическим словарями. |
9 | Итоговое повторение | 11 | Применять на практике изученные правила орфографии и пунктуации; выполнять грамматические разборы. |
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
Закрепление и углубление изученного в 5 классе | 28 | |
1 | Слово – основная единица языка. | 1 | 03.09 |
2 | Роль слова в жизни людей. | 1 | 04.09 |
3 | Развитие речи. Речь. Типы речи. | 1 | 05.09 |
4 | Орфография и пунктуация | 1 | 06.09 |
5 | Орфография и пунктуация | 1 | 06.09 |
6 | Орфография и пунктуация. Словарный диктант. | 1 | 07.09 |
7 | Употребление прописных букв | 1 | 10.09 |
8 | Буквы ь и ъ | 1 | 11.09 |
9 | Орфограммы корня | 1 | 12.09 |
10 | Диагностическая контрольная работа. | 1 | 13.09 |
11 | Анализ контрольной работы | 1 | 13.09 |
12 | Орфограммы корня | 1 | 14.09 |
13 | Правописание окончаний слов | 1 | 17.09 |
14 | Правописание окончаний слов | 1 | 18.09 |
15 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | 1 | 19.09 |
16 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | 1 | 20.09 |
17 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | 1 | 20.09 |
18 | Контрольная работа: «Правописание НЕ с разными частями речи». | 1 | 21.09 |
19 | Развитие речи. Текст (повторение) | 1 | 24.09 |
20 | Анализ диктанта. | 1 | 25.09 |
21 | Развитие речи. Тема и основная мысль текста. | 1 | 26.09 |
22 | Развитие речи. Сочинение по летним впечатлениям | 1 | 27.09 |
23 | Развитие речи. Сочинение по летним впечатлениям | 1 | 27.09 |
24 | Анализ сочинения | 1 | 28.09 |
25 | Части речи и члены предложения | 1 | 01.10 |
26 | Части речи и члены предложения | 1 | 02.10 |
27 | Части речи и члены предложения | 1 | 03.10 |
28 | Части речи и члены предложения | 1 | 04.10 |
Имя существительное | 23 | |
29 | Роль существительного в предложении | 1 | 04.10 |
30 | Словообразование существительных | 1 | 05.10 |
31 | Словообразование существительных | 1 | 08.10 |
32 | Словообразование существительных | 1 | 09.10 |
33 | Контрольная работа: «Словообразование имен существительных» | 1 | 10.10 |
34 | Правописание сложных существительных | 1 | 11.10 |
35 | Правописание сложных существительных | 1 | 11.10 |
36 | Употребление существительных в речи | 1 | 12.10 |
37 | Употребление существительных в речи. Словарный диктант. | 1 | 15.10 |
38 | Употребление существительных в речи | 1 | 16.10 |
39 | Контрольная работа: «Имя существительное». | 1 | 17.10 |
40 | Анализ контрольной работы. | 1 | 18.10 |
41 | Произношение имен существительных | 1 | 18.10 |
42 | Произношение имен существительных | 1 | 19.10 |
43 | Развитие речи. Изложение: « Речкино имя» | 1 | 22.10 |
44 | Развитие речи. Изложение: « Речкино имя» | 1 | 23.10 |
45 | Развитие речи. Стили речи. | 1 | 24.10 |
46 | Развитие речи. Научное рассуждение | 1 | 25.10 |
47 | Контрольная работа по итогам 1 четверти. | 1 | 25.10 |
48 | Определение научного понятия | 1 | 26.10 |
2 четверть |
49 | Развитие речи. Рассуждение-объяснение | 1 | 06.11 |
50 | Развитие речи. Официально-деловой стиль речи | 1 | 07.11 |
51 | Повторение по теме: «Имя существительное» | 1 | 08.11 |
Имя прилагательное | 24 | |
52 | Роль прилагательного в предложении | 1 | 08.11 |
53 | Словообразование прилагательных | 1 | 09.11 |
54 | Словообразование прилагательных | 1 | 12.11 |
55 | Словообразование прилагательных | 1 | 13.11 |
56 | Словообразование прилагательных | 1 | 14.11 |
57 | Правописание сложных прилагательных | 1 | 15.11 |
58 | Правописание сложных прилагательных | 1 | 15.11 |
59 | Правописание сложных прилагательных | 1 | 16.11 |
60 | Контрольная работа: «Правописание имен прилагательных» | 1 | 19.11 |
61 | Работа над ошибками | 1 | 20.11 |
62 | Правописание н и нн в прилагательных | 1 | 21.11 |
63 | Правописание н и нн в прилагательных | 1 | 22.11 |
64 | Правописание н и нн в прилагательных | 1 | 22.11 |
65 | Употребление прилагательных в речи | 1 | 23.11 |
66 | Употребление прилагательных в речи | 1 | 26.11 |
67 | Закрепление. Словарный диктант. | 1 | 27.11 |
68 | Произношение прилагательных | 1 | 28.11 |
69 | Произношение прилагательных | 1 | 29.11 |
70 | Развитие речи. Текст. Повторение: «данное» и «новое» | 1 | 29.11 |
71 | Средства связи предложений в тексте | 1 | 30.11 |
72 | Употребление параллельной связи | 1 | 03.12 |
73 | Развитие речи. Текст. Повторение: «данное» и «новое» | 1 | 04.12 |
74 | Развитие речи. Изложение : «Тоска по Москве» | 1 | 05.12 |
75 | Развитие речи. Изложение : «Тоска по Москве» | 1 | 06.12 |
Глагол | 23 | |
76 | Роль глагола в предложении | 1 | 06.12 |
77 | Роль глагола в предложении | 1 | 07.12 |
78 | Словообразование глаголов | 1 | 10.12 |
79 | Словообразование глаголов | 1 | 11.12 |
80 | Правописание приставок пре- и при- | 1 | 12.12 |
81 | Правописание приставок пре- и при- | 1 | 13.12 |
82 | Буквы ы – и после приставок | 1 | 13.12 |
83 | Контрольная работа: «Правописание глаголов» | 1 | 14.12 |
84 | Работа над ошибками | 1 | 17.12 |
85 | Употребление глаголов в речи | 1 | 18.12 |
86 | Произношение глаголов | 1 | 19.12 |
87 | Повторение по теме: «Глагол» | 1 | 20.12 |
88 | Повторение по теме: «Глагол» | 1 | 20.12 |
89 | Контрольная работа по итогам 2 четверти | 1 | 21.12 |
90 | Работа над ошибками | 1 | 24.12 |
91 | Произношение глаголов | 1 | 25.12 |
92 | Повторение по теме: «Глагол» | 1 | 26.12 |
93 | Повторение по теме: «Глагол» | 1 | 27.12 |
94 | Повторение по теме: «Глагол» | 1 | 27.12 |
3 четверть |
95 | Повторение по теме: «Глагол» | 1 | 10.01 |
96 | Развитие речи. Сочинение по картине | 1 | 10.01 |
97 | Развитие речи. Сочинение по картине | 1 | 11.01 |
98 | Анализ сочинения | 1 | 14.01 |
Причастие | 40 | |
99 | Что такое причастие | 1 | 15.01 |
100 | Что такое причастие | 1 | 16.01 |
101 | Что такое причастие | 1 | 17.01 |
102 | Что такое причастие | 1 | 17.01 |
103 | Что такое причастие | 1 | 18.01 |
104 | Развитие речи. Причастия в тексте | 1 | 21.01 |
105 | Развитие речи. Причастия в тексте | 1 | 22.01 |
106 | Причастный оборот | 1 | 23.01 |
107 | Причастный оборот | 1 | 24.01 |
108 | Причастный оборот | 1 | 24.01 |
109 | Образование причастий. | 1 | 25.01 |
110 | Действительные причастия | 1 | 28.01 |
111 | Действительные причастия | 1 | 29.01 |
112 | Страдательные причастия | 1 | 30.01 |
113 | Страдательные причастия | 1 | 31.01 |
114 | Контрольная работа: «Причастие как часть речи» | 1 | 31.01 |
115 | Полные и краткие причастия | 1 | 01.02 |
116 | Полные и краткие причастия | 1 | 04.02 |
117 | Полные и краткие причастия | 1 | 05.02 |
118 | Полные и краткие причастия | 1 | 06.02 |
119 | Морфологический разбор причастий | 1 | 07.02 |
120 | Морфологический разбор причастий | 1 | 07.02 |
121 | Развитие речи. Составление текста с причастиями | 1 | 08.02 |
122 | Н и нн в причастиях | 1 | 11.02 |
123 | Н и нн в причастиях | 1 | 12.02 |
124 | Н и нн в причастиях | 1 | 13.02 |
125 | Н и нн в причастиях | 1 | 14.02 |
126 | Не с причастиями | 1 | 14.02 |
127 | Не с причастиями | 1 | 15.02 |
128 | Контрольная работа: «Правописание причастий» | 1 | 18.02 |
129 | Развитие речи. Повествование | 1 | 19.02 |
130 | Развитие речи. Повествование | 1 | 20.02 |
131 | Развитие речи. Рассказ как художественный жанр | 1 | 21.02 |
132 | Развитие речи. Изложение «Лев и собачка» | 1 | 21.02 |
133 | Развитие речи. Изложение «Лев и собачка» | 1 | 22.02 |
134 | Повествование делового и научного стилей | 1 | 25.02 |
135 | Повествование делового и научного стилей | 1 | 26.02 |
136 | Повторение по теме: «Причастие» | 1 | 27.02 |
137 | Повторение по теме: «Причастие» | 1 | 28.02 |
138 | Повторение по теме: «Причастие» | 1 | 28.02 |
6.Деепричастие | 23 | |
139 | Что такое деепричастие | 1 | 01.03 |
140 | Деепричастный оборот | 1 | 04.03 |
141 | Деепричастный оборот. Словарный диктант | 1 | 05.03 |
142 | Деепричастный оборот | 1 | 06.03 |
143 | Не с деепричастиями | 1 | 07.03 |
144 | Не с деепричастиями | 1 | 07.03 |
145 | Образование деепричастий. | 1 | 11.03 |
146 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | 12.03 |
147 | Развитие речи. Составление текста с деепричастиями. | 1 | 13.03 |
148 | Развитие речи. Изложение: «Как спасали крысу» | 1 | 14.03 |
149 | Развитие речи. Изложение: «Как спасали крысу» | 1 | 14.03 |
150 | Причастия и деепричастия в речи | 1 | 15.03 |
151 | Контрольная работа по итогам 3 четверти | 1 | 18.03 |
152 | Причастия и деепричастия в речи. | 1 | 19.03 |
153 | Причастия и деепричастия в речи | 1 | 20.03 |
154 | Повторение. | 1 | 21.03 |
155 | Произношение форм глагола | 1 | 21.03 |
156 | Развитие речи. Комплексный анализ текста | 1 | 22.03 |
4 четверть |
157 | Работа над комплексным анализом текста | 1 | 03.04 |
158 | Работа над комплексным анализом текста | 1 | 04.04 |
159 | Контрольная работа: « Комплексный анализ текста» | 1 | 04.04 |
160 | Развитие речи. Описание места | 1 | 05.04 |
161 | Развитие речи. Описание места | 1 | 08.04 |
Имя числительное | 12 | |
162 | Что обозначает имя числительное | 1 | 09.04 |
163 | Разряды числительных | 1 | 10.04 |
164 | Разряды числительных | 1 | 11.04 |
165 | Склонение, правописание числительных | 1 | 11.04 |
166 | Склонение, правописание числительных | 1 | 12.04 |
167 | Изменение числительных | 1 | 15.04 |
168 | Изменение числительных | 1 | 16.04 |
169 | Употребление речи. Произношение числительных | 1 | 17.04 |
170 | Контрольная работа: «Имя числительное» | 1 | 18.04 |
171 | Развитие речи. Описание окружающей среды | 1 | 18.04 |
172 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана | 1 | 19.04 |
173 | Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана | 1 | 22.04 |
Местоимение | 17 | |
174 | Какие слова называются местоимениями | 1 | 23.04 |
175 | Какие слова называются местоимениями | 1 | 24.04 |
176 | Разряды местоимений | 1 | 25.04 |
177 | Разряды местоимений | 1 | 25.04 |
178 | Личные местоимения | 1 | 26.04 |
179 | Возвратное местоимение себя. | 1 | 29.04 |
180 | Притяжательные местоимения | 1 | 30.05 |
181 | Указательные местоимения | 1 | 06.05 |
182 | Определительные местоимения | 1 | 07.05 |
183 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | 08.05 |
184 | Отрицательные местоимения | 1 | 13.05 |
185 | Неопределенные местоимения | 1 | 14.05 |
186 | Неопределенные местоимения | 1 | 15.05 |
187 | Повторение. Местоимение | 1 | 16.05 |
188 | Употребление местоимений. | 1 | 16.05 |
189 | Контрольная работа: «Местоимение» | 1 | 17.05 |
190 | Анализ контрольной работы. | 1 | 20.05 |
9. Систематизация изученного в 6 классе | 11 | |
191 | Систематизация изученного. Части речи. | 1 | 21.05 |
192 | Систематизация изученного. Части речи. | 1 | 22.05 |
193 | Систематизация изученного. Формы глагола. | 1 | 23.05 |
194 | Систематизация изученного. Пунктуация. | 1 | 23.05 |
195 | Систематизация изученного. Синтаксис. | 1 | 24.05 |
196 | Контрольная работа по изученному в 6 классе. | 1 | 27.05 |
197 | Систематизация изученного. Части речи. | 1 | 28.05 |
198 | Систематизация изученного. Части речи. | 1 | 29.05 |
199 | Систематизация изученного. Пунктуация. | 1 | 30.05 |
200 | Систематизация изученного. Пунктуация. | 1 | 30.05 |
201 | Систематизация изученного в 6 классе. | 1 | 31.05 |