СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 5 класс Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 5 класс Литература»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции от 17.07.2015);

  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17/59-П;

  • Приказ Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;

  • Приказ министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 им.М.И.Неделина;

  • Примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2019.

  • Положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №9 им.М.И.Неделина;

  • Учебного плана МБОУ СОШ №9 им. М.И.Неделина на 2020-2021 учебный год;

  • Федерального перечня учебников.

Данная программа является рабочей программой по предмету «Литература» в 5 классе базового уровня к учебному комплексу В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2020г.). Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • Формирование Российской гражданской идентичности. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию);

  • Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

      • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

      • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

      • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

      • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

      • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

      • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

      • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

      • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

      • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

      • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

      • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

      • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

      • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

      • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

      • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

      • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

      • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

      • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

      • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

      • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

      • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

      • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

      • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

      • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

      • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

      • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

      • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

      • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

      • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

      • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

      • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

      • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

      • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

      • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

      • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

      • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

      • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

      • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

      • выделять явление из общего ряда других явлений;

      • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

      • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

      • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

      • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

      • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

      • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

      • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

      • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

      • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

      • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

      • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

      • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

      • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

      • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

      • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

      • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

      • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

      • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

      • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

      • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

      • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

      • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

      • резюмировать главную идею текста;

      • критически оценивать содержание и форму текста.

  4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

      • определять свое отношение к природной среде;

      • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

      • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

      • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

      • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

      • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

      • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

      • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

      • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

      • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.



Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

      • определять возможные роли в совместной деятельности;

      • играть определенную роль в совместной деятельности;

      • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

      • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

      • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

      • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

      • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

      • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

      • выделять общую точку зрения в дискуссии;

      • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

      • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

      • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

      • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

      • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

      • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

      • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

      • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

      • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

      • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

      • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

      • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

      • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

      • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

      • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

      • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

      • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

      • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

      • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты обучения

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

  • произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Устное народное творчество

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Русская литература XVIII-XX вв. Зарубежная литература. Современная литература

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Для учеников 5 класса характерен I уровень сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

Виды деятельноссти, позволяющие диагностировать возможности читателей I уровня:

  • акцентно-смысловое чтение;

  • воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией);

  • формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Типы диагностических заданий, позволяющие диагностировать возможности читателей I уровня:

  • прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

Раздел 2.Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Введение. 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.



Раздел 2. Устное народное творчество. 9 ч.

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы

Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.



Раздел 3. Из русской литературы XVIII - XIX века. 45 ч.

Русские басни. Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.



Раздел 4. Из литературы XX века. 26 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.



Раздел 5. Из зарубежной литературы. 12 ч.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”. Произведения о животных.



Раздел 6. Современная зарубежная и отечественная литература. 2 ч.

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

Писатели улыбаются (1 ч.).

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Контрольные работы

Сочи-

не-

ния

Внеклассное чтение

Проекты

Введение

1

0

0

0

0

0

Устное народное творчество

9

0

1

0

0

2

Из русской литературы XVIII-XIX века.

46

3

2

1

5

1

Из русской литературы XX века.

25

2

2

1

0

0

Из зарубежной литературы.

11

0

1

0

0

1

Современная зарубежная и отечественная литература.

10

0

0

0

1

2

Итого

102

5

6

2

6

6




Раздел 3.КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Примечание

Раздел 1. Введение. 1 ч.

К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.




Раздел 2. Устное народное творчество. 9 ч.


Фольклор – коллективное устное народное творчество.




Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.




Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.




Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.




Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».




Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.




Проект. Художники – иллюстраторы сказок.




Проект. Художники – иллюстраторы сказок.




К.р. Контрольная работа №1.




Раздел 3. Из русской литературы XVIII-XIX века. 46 ч.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века).




А.П. Сумароков “Кокушка”.




И.И. Дмитриев “Муха”.




Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).




«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.




«Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.




Проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях».




Вн. чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.




В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе.




В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.




А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне».




А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».




А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.




«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.




К.р. Контрольная работа № 2.




Р.р. Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира.




Добро и зло в сказках и реальной жизни.




Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.




Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.




«Чёрная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя.




Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок».




М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».




История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.




Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»




Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».




Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».




Вн. чт. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».




Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях.




Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».




Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.




Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Развитие представлений об эпитете.




И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа.




И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.




И.С. Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.




Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму» глазами книжных графиков.




Р.р. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».




Р.р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».




А.А. Фет. «Весенний дождь».




Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.




Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина.




Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.




К.р. Контрольная работа № 4.




А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».




Вн. чт. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.




Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).




Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» А.В. Кольцов «В степи». А.Н. Майков «Ласточки». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). И.З. Суриков «Зима» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).




Раздел 4. Из русской литературы XX века. 25 ч.

И.А. Бунин «В деревне», «Лапти»




В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманистический пафос произведения.




В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.




В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности и роль портрета и пейзажа в повести.




Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».




Р.р. Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».




Р.р. Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».




П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика.




П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству.




К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои литературной сказки.




К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке.




С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы.




С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.




Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».




К.р. Контрольная работа № 5.




А.П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой.




А.П. Платонов. «Никита». Быт и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя рассказа.




В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.




В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.




«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».




«Ради жизни на земле…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».




Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…».




Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы».




Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».




К.р. Контрольная работа № 6.




Раздел 5. Из зарубежной литературы. 11 ч.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».




Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.




Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя.




Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева».




М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир.




М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.




К.р. Контрольная работа № 7.




Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество.




Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка. Характер мальчика – смелость, мужество.




Проект. Памятники литературным героям.




Э. Сетон-Томпсон. “Арно”. Произведения о животных.




Раздел 6. Современная зарубежная и отечественная литература. 10ч.


Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.




Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.




Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.




Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.




Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.




Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.




Проект. Литературные места России.




Проект. Литературные места России.




Вн. чт. Моя любимая книга.




Итоговый урок. Список литературы на лето.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!