СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» в 8 классе:


Предметные результаты

Обучающийся научатся:

• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему

жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;

• эмоционально образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки дного и того же произведения, аргументируя исполнительскую

интерпретацию замысла композитора;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.


Метапредметные результаты 

Познавательные УУД:

  • стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

  • формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

  • расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

  • усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;

  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


Личностные результаты

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Содержание учебного предмета

«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 15 часов


1.Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

2.В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.


3.Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.


4.В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.


5.Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.

Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».


6.В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).


7 Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.


8 Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.


9 Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.


10 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».


11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.


12Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.


13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».


14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.


15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.


«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 19 часов


1.Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.


2.И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).


3.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

4.Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.


5.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.


6.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.


7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.


8.Современный музыкальный театр.

Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.


9.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»


10.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».


11.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».


12.Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.


13.В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.


14. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.


15.Музыка в храмовом синтезе искусств.

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.


16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов


17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».


18.Музыкальные завещания потомкам.

19.Исследовательский проект. Защита

Тематическое планирование

Количество часов в год 34, количество часов в неделю 14


Тема


Количество часов

Классика и современность

15


Традиции и новаторство в музыке


19

Общее количество часов

34


7 класс «Музыка» Тематическое планирование.


№ занятий

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

I. Раздел 1. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (15 ч)

1

Классика в нашей жизни.

Форма –

урок – беседа.



1 час

Вводный,

изучение нового материала


Дать понятие классической и современной музыки.

Жанры музыки: «Серьезная» и «Легкая»

Классика, классическая музыка, стиль, классика жанра, интерпретация, разработка.




2

«В музыкальном театре. Опера» Новаяэпоха в русской музыке.

Форма – урок-путешествие.



1 час

Комбини

рованный:

комплексное применение знаний и умений

Расширить и углубить понятие опера. Опера, музыкальный спектакль, увертюра, литературно-театральный жанр,

Этапы сценического действия:

Экспозиция,

Завязка,

Развитие,

Кульминация,

Развязка,

драма, либретто,

характеристика главного героя: ария, песня, каватина, речитатив,

оркестр, ансамбль, хор.



3.

Опера

А.П,Бородина «Князь Игорь»

Форма –

урок – презентация.



1 час

Комбини

рованный изучение нового материала

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев



4.

В музыкальном театре. Балет

Форма урока – урок беседа.

1 час

Комбини

рованный

сообщение и усвоение новых знаний

Балет и его состав¬ляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Знать: понятия: балет, Типы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио




5.

Балет Тищенко «Ярославна»

Плач Ярославны. Молитва.

Форма урока – урок-беседа.

1 час

Комбини

рованный

интегриро­ванный

Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов



6.

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

Форма урока - урок-экскурсия.


1 час

Закрепление знаний, выра­ботка умений и навыков,комплексное применение знаний и умений.

Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве - синтез современных музыкальных направлений. Музыкальная драматургия рок-оперы.



7.

Рок-опера «Преступление и наказание».

Форма урока – урок-беседа.


1 час

Расширение

и углубление

знании, комплексное применение знаний и умений.

Синтез искусств: литературы и музыки в новом прочтении. Знакомство с драматургией рок-оперы, образы героев.




8.

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

Форма урока – урок -путешествие.

1 час

Урок изучения

нового материала.


Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальныеобразы героев мюзикла.Драматургия мюзикла.

Роль хора, тембров Знать драматургиюразвития произведения.



9.

Музыка к драматическому спектаклю.

Форма урока –

урок – концерт.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Уметь:

- приводить примеры

музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на поставленные проблемные вопросы;

проводить сравнительный анализ музыкальных

произведений



10.

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига.

Форма урока –

урок - путешествие в мюзикл

1 час

Урок изучения нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».



11.


Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А.Шнитке.

Форма урока – урок презентация.

1 час

Урок актуализации

полученных знаний.

Знакомство с жизнью и творчеством А.Шнитке.

Знать:

- драматургию развития муз.произведения;

- музыкальных

жизненных событий.

Уметь проводить интонационнообразныйи сравнительный анализмузыки



12.

Музыка в кино.

Форма урока –

урок – беседа

1 час

Урок изучения

нового материала

Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее.



13.

Музык в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Форма урока –

урок –путешествие.

1 час

Урок сообщения и усвоения

новых знаний

Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее.




14.

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Форма урока – урок – презентация.

1 час

Урок-концерт

Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов.



15.

Музыка-это огромный мир, окружающий человека…Форма урока – урок – концертный зал.

1 час

Урок повторения и обобщения знаний

Защита творческих проектов.



II. Раздел 2. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» (19 ч.)

16.

Музыканты – извечные маги.

Форма урока-урок концерт

1 час

Урок новых знаний

Знакомство с неординарным творчеством великих композиторов мира.



17.

И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…»

Форма урока – урок – презентация.


1 час

Урок изучения нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американ¬ской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера Знать:

- жизнь и творчество Дж. Гершвина



18.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Форма урока – урок - игра.


1 час

Урок изучения нового материала

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Музыкальные образы оперных героев

Знать:

- драматургию развития оперы.



19.

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

Форма урока –музыкальная презентация.

1 час

Урок изучения нового материала

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей.



20.

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Форма урока – философская беседа.

1 час

Урок актуализации полученных знаний.

Музыкальная драма­тургия в инструмен­тально-симфонической музыке. Главное в му­зыке - развитие.

Знать основные прин­ципы развития музыки. Уметь приводить при­меры




21

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе

Форма урока – урок-презентация

1 час

Урок изучения нового материала.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры



22..

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Форма урока – урок – экскурсия.

1 час

Урок актуализации полученных знаний

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей.





23.


Современный музыкальный театр.

Форма урока – урок – путешествие.


1 час

Урок изучения нового материала.


Синтез искусств музыки и архитектуры. Застывшая музыка.



24.

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось».

Форма урока –музыкальная презентация.

1 час

Урок-изучения нового материала

Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. Сопоставление музыкального образа героев произведения.



25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

Форма урока –музыкальная презентация.

1 час

Урок комплексного применения знаний

Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. Сопоставление музыкального образа героев произведения.



26.

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

Форма урока –музыкальная презентация.

1 час

Урок изучения нового материала


Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. Сопоставление музыкального образа героев произведения.



27.

Классика в современной обработке.

Форма урока – урок-концертный зал.

1 час

Закрепление материала

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении Вечные темы классической музыки. Новаторство в классической обработке.




28.

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шостаковича.

Форма урока

– урок –презентация

1 час

Урок изучения нового материала

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией.

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембры музыкальных инструментов;

-определять приемымузыкального развития
и жанры;

-называть полные имена композиторов-симфонистов;

-выявлять связи в средствах выразительности
музыки и изобразительного искусства



29.

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шостаковича.Форма урока –

урок – проект.

1 час

Изучение нового материала

Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией.

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения симфонии.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ.



30.

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Форма урока – урок – путешествие.

1 час

Изучение нового материала


Углубление знакомства с духовной музыкой.





31.

Галерея религиозных образов.

Тип урока – урок – презентация.

1 час

Урок актуализации полученных знаний

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.



32

Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь, что стремиться в храм…» Форма урока –урок-путешествие.


1 час

Изучение нового материала


Знать понятия: программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности;

-определять форму пьесы;

-проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

-выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи.



33..

Музыкальное завещание потомкам.

Форма урока – урок –презентация.

1 час

Закрепление пройденного материала

Композиторы-современникам. Наставления. Письма. переживания.



34.

Исследовательский проект Защита проекта.

Форма урока –урок – концерт.

1 час

Обобщение и закрепление знаний

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Углубление и расширение знаний об ис­пользовании музы­кального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярныехиты из мюзиклови рок-опер.

Понимать жизненно-образное содержание муз.произведений разных жанров. вокально-хоровые навыки, навык самообразования. Знать основные прин­ципы развития музыки. Уметь приводить при­меры.



ИТОГО: 34 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!