Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» в 8 классе:
Предметные результаты
Обучающийся научатся:
• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему
жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
• эмоционально образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки дного и того же произведения, аргументируя исполнительскую
интерпретацию замысла композитора;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Личностные результаты
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)музицирования при воплощении музыкальных образов;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Содержание учебного предмета
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 15 часов
1.Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2.В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3.Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
4.В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5.Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
6.В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
7 Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
8 Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
9 Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
10 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
12Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.
15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.
«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 19 часов
1.Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
2.И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
3.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
4.Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
5.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
6.Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
8.Современный музыкальный театр.
Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
9.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
10.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».
11.Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».
12.Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
13.В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
14. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.
15.Музыка в храмовом синтезе искусств.
Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
18.Музыкальные завещания потомкам.
19.Исследовательский проект. Защита
Тематическое планирование
Количество часов в год 34, количество часов в неделю 14
Тема | Количество часов |
Классика и современность | 15 |
Традиции и новаторство в музыке | 19 |
Общее количество часов | 34 |
7 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ занятий | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Раздел 1. «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (15 ч) |
1 | Классика в нашей жизни. Форма – урок – беседа. | 1 час Вводный, изучение нового материала | Дать понятие классической и современной музыки. Жанры музыки: «Серьезная» и «Легкая» Классика, классическая музыка, стиль, классика жанра, интерпретация, разработка. | | |
2 | «В музыкальном театре. Опера» Новаяэпоха в русской музыке. Форма – урок-путешествие. | 1 час Комбини рованный: комплексное применение знаний и умений | Расширить и углубить понятие опера. Опера, музыкальный спектакль, увертюра, литературно-театральный жанр, Этапы сценического действия: Экспозиция, Завязка, Развитие, Кульминация, Развязка, драма, либретто, характеристика главного героя: ария, песня, каватина, речитатив, оркестр, ансамбль, хор. | | |
3. | Опера А.П,Бородина «Князь Игорь» Форма – урок – презентация. | 1 час Комбини рованный изучение нового материала | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | | |
4. | В музыкальном театре. Балет Форма урока – урок беседа. | 1 час Комбини рованный сообщение и усвоение новых знаний | Балет и его состав¬ляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Знать: понятия: балет, Типы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио | | |
5. | Балет Тищенко «Ярославна» Плач Ярославны. Молитва. Форма урока – урок-беседа. | 1 час Комбини рованный интегрированный | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров Знать драматургию развития балета. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов | | |
6. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Форма урока - урок-экскурсия. | 1 час Закрепление знаний, выработка умений и навыков,комплексное применение знаний и умений. | Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве - синтез современных музыкальных направлений. Музыкальная драматургия рок-оперы. | | |
7. | Рок-опера «Преступление и наказание». Форма урока – урок-беседа. | 1 час Расширение и углубление знании, комплексное применение знаний и умений. | Синтез искусств: литературы и музыки в новом прочтении. Знакомство с драматургией рок-оперы, образы героев. | | |
8. | Мюзикл «Ромео и Джульетта» Форма урока – урок -путешествие. | 1 час Урок изучения нового материала. | Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальныеобразы героев мюзикла.Драматургия мюзикла. Роль хора, тембров Знать драматургиюразвития произведения. | | |
9. | Музыка к драматическому спектаклю. Форма урока – урок – концерт. | 1 час Урок комплексного применения знаний и умений. | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма Уметь: - приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; - рассуждать на поставленные проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ музыкальных произведений | | |
10. | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига. Форма урока – урок - путешествие в мюзикл | 1 час Урок изучения нового материала. | Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт». | | |
11. | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А.Шнитке. Форма урока – урок презентация. | 1 час Урок актуализации полученных знаний. | Знакомство с жизнью и творчеством А.Шнитке. Знать: - драматургию развития муз.произведения; - музыкальных жизненных событий. Уметь проводить интонационнообразныйи сравнительный анализмузыки | | |
12. | Музыка в кино. Форма урока – урок – беседа | 1 час Урок изучения нового материала | Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее. | | |
13. | Музык в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». Форма урока – урок –путешествие. | 1 час Урок сообщения и усвоения новых знаний | Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее. | | |
14. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Форма урока – урок – презентация. | 1 час Урок-концерт | Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов. | | |
15. | Музыка-это огромный мир, окружающий человека…Форма урока – урок – концертный зал. | 1 час Урок повторения и обобщения знаний | Защита творческих проектов. | | |
II. Раздел 2. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» (19 ч.) |
16. | Музыканты – извечные маги. Форма урока-урок концерт | 1 час Урок новых знаний | Знакомство с неординарным творчеством великих композиторов мира. | | |
17. | И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» Форма урока – урок – презентация. | 1 час Урок изучения нового материала. | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американ¬ской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера Знать: - жизнь и творчество Дж. Гершвина | | |
18. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Форма урока – урок - игра. | 1 час Урок изучения нового материала | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев Знать: - драматургию развития оперы. | | |
19. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Форма урока –музыкальная презентация. | 1 час Урок изучения нового материала | Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей. | | |
20. | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Форма урока – философская беседа. | 1 час Урок актуализации полученных знаний. | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | | |
21 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе Форма урока – урок-презентация | 1 час Урок изучения нового материала. | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | | |
22.. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Форма урока – урок – экскурсия. | 1 час Урок актуализации полученных знаний | Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей. | | |
23. | Современный музыкальный театр. Форма урока – урок – путешествие. | 1 час Урок изучения нового материала. | Синтез искусств музыки и архитектуры. Застывшая музыка. | | |
24. | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». Форма урока –музыкальная презентация. | 1 час Урок-изучения нового материала | Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. Сопоставление музыкального образа героев произведения. | | |
25 | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». Форма урока –музыкальная презентация. | 1 час Урок комплексного применения знаний | Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. Сопоставление музыкального образа героев произведения. | | |
26. | Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». Форма урока –музыкальная презентация. | 1 час Урок изучения нового материала | Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла. Сопоставление музыкального образа героев произведения. | | |
27. | Классика в современной обработке. Форма урока – урок-концертный зал. | 1 час Закрепление материала | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении Вечные темы классической музыки. Новаторство в классической обработке. | | |
28. | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шостаковича. Форма урока – урок –презентация | 1 час Урок изучения нового материала | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Уметь: -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ; -определять тембры музыкальных инструментов; -определять приемымузыкального развития и жанры; -называть полные имена композиторов-симфонистов; -выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | | |
29. | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шостаковича.Форма урока – урок – проект. | 1 час Изучение нового материала | Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Знать: -понятие симфония; -особенности строения симфонии. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ. | | |
30. | Музыка в храмовом синтезе искусств. Форма урока – урок – путешествие. | 1 час Изучение нового материала | Углубление знакомства с духовной музыкой. | | |
31. | Галерея религиозных образов. Тип урока – урок – презентация. | 1 час Урок актуализации полученных знаний | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов. | | |
32 | Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь, что стремиться в храм…» Форма урока –урок-путешествие. | 1 час Изучение нового материала | Знать понятия: программная музыка, симфоническая картина. Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности; -определять форму пьесы; -проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи. | | |
33.. | Музыкальное завещание потомкам. Форма урока – урок –презентация. | 1 час Закрепление пройденного материала | Композиторы-современникам. Наставления. Письма. переживания. | | |
34. | Исследовательский проект Защита проекта. Форма урока –урок – концерт. | 1 час Обобщение и закрепление знаний | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярныехиты из мюзиклови рок-опер. Понимать жизненно-образное содержание муз.произведений разных жанров. вокально-хоровые навыки, навык самообразования. Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры. | | |
ИТОГО: 34 часа |