Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка» во 2 классе
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования по музыке:
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
уважительное отношение к культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Обучающийся получит возможность для формирования:
этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
1.Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
2.Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
3.Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
участвовать в музыкальной жизни класса (школы, города).
Обучающийся получит возможность научиться:
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов ( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка); уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки;
знать музыкальные инструменты, входящие в группы струнных смычковых и деревянных инструментов.
Обучающийся получит возможность научиться:
исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного профессионального музыкального творчества
разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
понимать содержание музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл.
Содержание учебного предмета
34 часов в год, 1 час в неделю
«Россия – Родина моя» (3 ч.)
Композитор–исполнитель–слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
«День, полный событий» (6 ч.)
. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.
Колокольные звоны России. Народные музыкальные традиции Отечества. Кантата. Народные песнопения. Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского. Праздники Русской православной церкви.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами.
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Музыкальные театры. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
«В концертном зале » (4 ч.)
Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган).
Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Общие представления
№ | тема | количество часов |
| | |
1 | Россия-Родина моя | 3 |
| | |
2 | День, полный событий | 6 |
| | |
3 | О России петь - что стремиться в храм | 5 |
| | |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 4 |
| | |
5 | В музыкальном театре | 6 |
| | |
6 | В концертном зале | 4 |
| | |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 |
| | |
| Итого за год: | 34 |
| | |
2 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата |
| | | | | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 | 11 |
1 | Музыкальные образы родного края | 1 | Россия - Родина моя. Музыка о родном крае. Композиторская и народная музыка | Понимать: Родина, композитор, мелодия, песня, танец, марш | Слушание музыки. Хоровое пение. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 1.09 | |
2 | Гимн России . | 1 | Гимн России - главная песня нашей Родины. Символ России. Столица Гимн России. Гимн школы. | Понимать: гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 8.09 | |
3 | Мир ребенка в музыкальных образах | 1 | «Детский альбом» П. И. Чайковского и «Детская музыка» С. С. Прокофьева. Красный конник разучивание | Понимать: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации. Называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев | Слушание музыки. Хоровое пение. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 15.09 | |
4 | Музыкальный инструмент -фортепиано | 1 | Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками фортепиано | Понимать: -устройство форте пиано; -значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист. | Фронтальный опрос, слушание музыки. Песенка львёнка и черепахи | Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней и вечерней тишины | 22.09 | |
5 | Природа и музыка | 1 | Песенность, танце-вальность и марше-вость в музыке русских композиторов. Мелодия. Регистр. Изобразительность в музыке Не дразните собак Разучивание | Понимать: песенность, танцевальностъ, маршевость, мелодия, регистр. Характеризовать их выразительные возможности | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 29.09 | |
6 | Танцы, танцы, танцы... | 1 | Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки. Песни осени | Понимать:разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный) | Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения. Хоровое пение | Рисунок наряда для бала, танцевального вечера | 6.10 | |
7 | Эти разные марши | 1 | Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки. Когда мои друзья со Мной разучивание | Понимать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. -определять на слух маршевую музыку; -выделять среди произведений пьесы мар - шевого характера | Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения. Хоровое пение | Передача впечатления от прослушанной музыки в рисунке, придумать к нему название | 13.10 | |
8 | «Расскажи сказку» | 1 | Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского Русские народные песни | Понимать: мелодия, аккомпанемент, вступление. Называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев | Слушание музыки. Хоровое пение | «Нарисуй то, что услышал на уроке»: сочинение сказки по своему рисунку | 20.10 | |
9 | Колыбельные | 1 | Колыбельные - самые древние песни. Интонация колыбельной; темп, динамика, выразительность исполнения Красный шар разучивание | Понимать: -понятия: темп, динамика, фраза; - отличительные черты колыбельной песни | Слушание музыки. Выразительное исполнение колыбельных песен | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 27.10 | |
10 | Великий колокольный звон | 1 | Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Звучащие картины | Понимать: - колокольные звоны: благовест, трезвон, на бат, метельный звон; - понятие голоса- тембры | Слушание музыки, хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 11.11 | |
11-12 | Святые земли Русской | 2 | Святые земли Русской - Александр Невский и Сергий Радонежский. Национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь. Хорошо рядом с мамой- разучивание | Понимать: кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения. Называть имена святых | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 18.11 | |
13 | Молитва | 1 | Страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского - день, про- житый ребенком, который обычно начинался и заканчивался молитвой Новогодние песни | Понимать: - проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; - характеризовать произведения П. И. Чайковского | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 25.11 | |
14-15 | Рождество Христово | 2 | Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения. Музыка на новогоднем празднике | Понимать: народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки. Выразительно исполнять рождественские песнопения | Выразительное исполнение рождественских песнопений | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 1.12 | |
| | | | | | | | |
16 | «О России петь -что стремиться в храм...» | 1 | Духовная жизнь людей. Значение духовной музыки в жизни людей Музыка на новогоднем празднике | Понимать: композиторская музыка, народные песнопения, церковные песнопения | Слушание и исполнение музыки и песен, наиболее понравившихся во II ч. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 8.12 | |
17 | Русские народные инструменты | 1 | Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Вариации. | Знать понятие вариации. Понимать: -определять на слух русские народные инструменты; -импровизировать в игре на народных инструментах | Фронтальный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 15.12 | |
18 | Фольклор - народная мудрость | 1 | Фольклор - народная мудрость. Русские народные песни. Хоровод. Разыгрывание песен | Понимать: фольклор. - выразительно «разыгрывать» народные песни; - импровизировать в игре на народных инструментах | Хоровое пение. «Разыгрывание» песен. Импровизирование на народных инструментах. Слушание русских и казачьих народных песен | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 22.12 | |
19 | Музыка в народном стиле | 1 | Авторская музыка в народном стиле.. Мелодическая импровизация на тексты народных песенок | Понимать:музыка в народном стиле. -сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; -импровизировать в игре на народных инструментах | Слушание музыки, Игра «Играем в композитора» | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | 29.12 | |
20 | Обряды и праздники русского народа | 1 | Проводы зимы: Масленица. Встреча весны | Понимать:историю и содержание народных праздников. Выразительно исполнять обрядовые песни | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Выразительное пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
21 | Детский музыкальный театр. Опера | 1 | Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят» | Понимать: опера, музыкальный театр | Слушание детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Выразительное исполнение главных тем. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
22 | Балет | 1 | Балет. Балерина. Танцор. Кордебалет. Драматургия развития балетных сцен в балете С. С. Прокофьева «Золушка» | Понимать: балет. Называть полное имя С. С. Прокофьева | Слушание сцены бала из балета «Золушка» С. С. Прокофьева. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
23 | Театр оперы и балета | 1 | Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер и балетов. Песенность, танцевальность, маршевость | Понимать: знаменитые театры оперы и балета всего мира | Слушание музыки, интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
24 | Волшебная палочка | 1 | Дирижер - руководитель оркестра. Дирижерские жесты. Игра «Играем в дирижера» | Понимать: оркестр, дирижер. «элементарно» дирижировать музыкой | Слушание музыки. Дирижирование музыкой разного характера. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
25 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки | 1 | Поэма А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сравнительный анализ . | Понимать: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов | Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки при опросе | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
26 | В музыкальном зале | 1 | Мир музыкального театра. Театры оперы и балета. Оркестр. Дирижер. Опера. Балет | Понимать: театр, опера, балет, оркестр, дирижер, увертюра, финал, солист, дуэт, трио, хор, балерина, танцор, кордебалет | Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
27 | Симфоническая сказка | 1 | | Понимать: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура; -инструменты симфо - нического оркестра. -различать на слух ин струменты симфониче ского оркестра; -следить по партитуре за развитием музыки; -выделять изобразитель - ность и выразительность | Слушание музыки. | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
28 | Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» | 1 | | -называть полное имя М. П. Мусоргского; -выделять изобрази тельность и вырази тельность в музыке | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
29 | Звучит нестареющий Моцарт! | 1 | | Понимать: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра. Сравнивать музыкальные произведения | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
30 | Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С. Бах» | 1 | Музыкальная речь -интонация. Музыкальный язык. Музыка И. С. Баха. Музыкальный инструмент -орган | Понимать: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент. Отличать на слух тембр органа | Слушание музыки.. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
31 | Все в движении | 1 | Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. Сравнительный анализ произведений Г. В. Свиридова, М. И. Глинки | Понимать: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст. Анализировать произведения | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
32 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | Песня. Танец. Марш. Композитор - исполнитель - слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского | Понимать: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
33 | Два лада | 1 | «Волшебный цветик-семицветик». Музыкальный лад: мажор, минор. Тембр. Краска. Выразительность. Сопоставление. Легенда. Природа и музыка | Понимать: музыкальный лад. -на слух определять мажор и минор; -называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности | Слушание музыки. Интонационно-образный сравнительный анализ. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 | Международные музыкальные конкурсы. Мир композитора | Понимать: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад. Уметь различать на слух тембры инструментов (мажор, минор) | Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний | | |