Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Математика» для 3 Б класса МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2020-2021 учебный год составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе учебной программы «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч – 4-е издание, - М.: Просвещение, 2011», рабочей программы по математике для 3 класса общеобразовательной школы «Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др.]. – М.: «Просвещение», 2014 г»; с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2020-2021 учебном году».
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Содержание рабочей программы учебного предмета «Математика» авторов предметной линии учебников М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др. рассчитано на 136 часов.
В целях эффективной организации образовательного процесса в 3 классе на уроках математики порядок изучения содержания учебного предмета ориентирован на предложенный материал учебника «Математика» (авторы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой), т.к. учебник является составляющей частью используемого учебно-методического комплекта.
В результате программный материал учебного предмета «Математика» авторов предметной линии учебников М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др. для 3 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
Для изучения учебного предмета применяется классно – урочная форма обучения, основу которой составляет системно - деятельностный подход.
При конструировании учебных занятий будут использоваться материалы портала «Сетевой класс Белогорья».
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, проверочных работ, тестов.
Календарно-тематическое планирование включает проверочные и контрольные работы: проверочных работ – 4 ч., контрольных работ - 4 ч.
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | Примечания | Реализа-ция электрон-ного обучения и/или дистан-ционного обучения |
По плану | Фак-тически |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч) |
1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 01.09 | | | |
2 | Закрепление по теме: «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания». | 03.09 | | | |
3 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. | Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. | 04.09 | | | |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. | 07.09 | | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. | 08.09 | | | |
6 | Решение уравнений на основе взаимосвязи чисел при сложении и вычитании | 10.09 | | | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. | Обозначать геометрические фигуры буквами. | 11.09 | | | |
8 | Странички для любознательных. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Выполнять задания творческого и поискового характера | 14.09 | | | |
Табличное умножение и деление (продолжение) (28 ч) |
9. | Связь умножения и деления. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях) Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. | 15.09 | | | |
10. | Закрепление по теме: «Связь умножения и деления» | 17.09 | | | |
11. | Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3. Чётные и нечётные числа. | 18.09 | | | |
12. | Закрепление по теме: «Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3. Чётные и нечётные числа». | 21.09 | | | |
13. | Зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи: цена, количество, стоимость | 22.09 | | | |
14. | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. | 24.09 | | | |
15- 16. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок Закрепление по теме: «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок» | 25.09 | | | |
17. | Зависимости между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы | 28.09 | | | |
18. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных | 29.09 | | | |
19. | Проверочная работа №1 «Проверим себя и оценим свои достижения».Таблица умножения и деления с числом 4. | 01.10 | | | |
20. | Закрепление по теме: «Таблица умножения и деления с числом 4». | 02.10 | | | |
21. | Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз. | 05.10 | | | |
22. | Закрепление по теме: «Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз» | 06.10 | | | |
23. | Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз | 08.10 | | | |
24. | Закрепление по теме: «Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз» | 09.10 | | | |
25. | Таблица умножения и деления с числом 5. | 12.10 | | | |
26. | Закрепление по теме: «Таблица умножения и деления с числом 5». | 13.10 | | | |
27. | Текстовые задачи на кратное сравнение чисел | 15.10 | | | |
28. | Закрепление по теме: «Текстовые задачи на кратное сравнение чисел» | 16.10 | | | |
29. | Таблица умножения и деления с числом 6. | 19.10 | | | |
30. | Текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 20.10 | | | |
31. | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | 22.10 | | | |
32. | Решение текстовых задач. | 23.10 | | | |
33-34. | Таблица умножения и деления с числом 7 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 09.11 | | | |
35. | Странички для любознательных. Проект: «Математические сказки». | 10.11 | 12.11 | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Табличное умножение и деление (продолжение) (28 ч) |
36- 37. | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. | 12.11 | 10.11 | | |
38. | Контрольная работа №1 по теме «Табличное умножение и деление» | 13.11 | | | |
39. | Единицы площади: квадратный сантиметр. | 16.11 | | | |
40. | Площадь прямоугольника. | 17.11 | | | |
41. | Таблица умножения и деления с числом 8. | 19.11 | | | |
42. | Закрепление по теме: «Таблица умножения и деления с числом 8». | 20.11 | | | |
43. | Таблица умножения и деления с числом 9. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. | 23.11 | | | |
44. | Закрепление по теме: «Таблица умножения и деления с числом 9». | 24.11 | | | |
45. | Единицы площади: квадратный дециметр. | 26.11 | | | |
46. | Сводная таблица умножения. | 27.11 | | | |
47. | Единицы площади: квадратный метр. | 30.11 | | | |
48. | Странички для любознательных. Повторение пройденного «Что узнали. ему научились». | Выполнять задания творческого и Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими поискового характера. | 01.12 | | | |
49. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №2 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 03.12 | | | |
50. | Умножение на 1. | Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. | 04.12 | | | |
51. | Умножение на 0. | 07.12 | | | |
52. | Деление вида а : а. | 08.12 | | | |
53. | Деление вида 0 : а при а = 0. | 10.12 | | | |
54. | Текстовые задачи в три действия. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. | 11.12 | | | |
55. | Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач | 14.12 | | | |
56. | Доли. Образование и сравнение долей. | Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. | 15.12 | | | |
57. | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 17.12 | | | |
58. | Круг. Окружность. Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. | Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. | 18.12 | | | |
59. | Диаметр окружности. | 21.12 | | | |
60. | Единицы времени: год, месяц. | Описывать явления и события с использованием единиц времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | 22.12 | | | |
61. | Единицы времени: сутки. | 24.12 | | | |
62. | Странички для любознательных. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. | 25.12 | | | |
63. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | 11.01 | | | |
64. | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20⋅3, 3⋅20, 60:3. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. | 12.01 | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Внетабличное умножение и деление (28 ч) |
65. | Приёмы деления для случаев вида 80:20. | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. | 14.01 | | | |
66. | Умножение суммы на число. | 15.01 | | | |
67. | Закрепление по теме: «Умножение суммы на число». | 18.01 | | | |
68. | Контрольная работа №2 по теме: «Числа от 1 до 100». | 19.01 | | | |
69. | Приёмы умножения для случаев вида 23⋅4, 4⋅23. | 21.01 | | | |
70. | Закрепление по теме: «Приёмы умножения для случаев вида 23⋅4, 4⋅23». | 22.01 | | | |
71. | Выражения с двумя переменными вида а + b, a − b, a ⋅ b, c : d (d=0), вычисление их значений при заданных значениях букв | 25.01 | | | |
72. | Деление суммы на число. | Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. | 26.01 | | | |
73. | Закрепление по теме: «Деление суммы на число». | 28.01 | | | |
74. | Обобщение по теме: «Деление суммы на число». | 29.01 | | | |
75. | Связь между числами при делении. | 01.02 | | | |
76. | Проверка деления. | 02.02 | | | |
77. | Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | 04.02 | | | |
78. | Проверка умножения делением. | 05.02 | 08.02 | | |
79. | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. | Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 08.02 | 09.02 | | |
80. объединение | Закрепление по теме: «Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления». | 09.02 | 11.02 | | |
81. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Выполнять задания творческого и поискового характера. | 11.02 | | | |
82. | Деление с остатком | Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. | 12.02 | | | |
83. | Закрепление по теме: «Деление с остатком». | 15.02 | | | |
84. | Приёмы нахождения частного и остатка. | 16.02 | | | |
85. | Нахождение частного и остатка способом подбора | 18.02 | | | |
86. | Закрепление по теме: «Приёмы нахождения частного и остатка». | 19.02 | | | |
87. | Обобщение по теме: «Приёмы нахождения частного и остатка». | 25.02 | 20.02 | | |
88. | Проверка деления с остатком. | 26.02 | 25.02 | | |
89. | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | Решать текстовые задачи арифметическим способом. | 01.03 | | | |
90. | Проект: «Задачи - расчёты». | Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. | 02.03 | | | |
91. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №3 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. | 04.03 | | | |
92. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | 05.03 | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Нумерация (12 ч) |
93. | Устная и письменная нумерация. | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. | 09.03 | | | |
94. | Разряды счётных единиц. | 11.03 | | | |
95. | Натуральная последовательность трёхзначных чисел. | 12.03 | | | |
96. | Закрепление по теме: «Натуральная последовательность трёхзначных чисел». | 15.03 | | | |
97. | Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. | 16.03 | | | |
98- 99. | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 18.03 | | | |
Закрепление по теме: «Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых». | | | |
100. | Сравнение трёхзначных чисел. | 19.03 | | | |
101. | Определение общего числа единиц в числе | 29.03 | | | |
102. | Единицы массы: килограмм, грамм. | Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. | 30.03 | | | |
103. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №4 «Проверим себя и оценим свои достижения». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | 01.04 | | | |
104. | Приёмы устных вычислений. | 02.04 | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Сложение и вычитание (11 ч) |
105. | Закрепление по теме: «Приёмы устных вычислений». | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | 05.04 | | | |
106. | Контрольная работа №3 по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление». | 06.04 | | | |
107. | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 08.04 | | | |
108. | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 09.04 | | | |
109. | Приёмы письменных вычислений. | Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. | 12.04 | | | |
110. | Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения. | 13.04 | | | |
111. | Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного вычитания. | 15.04 | | | |
112. | Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их. | 16.04 | | | |
113. | Закрепление по теме: «Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний». | 19.04 | | | |
114- 115. | Странички для любознательных. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | Выполнять задания творческого и поискового характера; применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | 20.04 | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Умножение и деление (15 ч) | | | |
116- 117. | Приёмы устного умножения и деления. Закрепление по теме: «Приёмы устного умножения и деления». | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | 22.04 | | | |
118. | Обобщение по теме: «Приёмы устного умножения и деления». | 23.04 | | | |
119. | Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. | Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Выполнять задания творческого и поискового характера; применять знания и способы действий в изменённых условиях. | 26.04 | | | |
120. | Закрепление по теме: «Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный». | 27.04 | | | |
121. | Приём письменного умножения на однозначное число. | Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. | 29.04 | | | |
122- 123. | Алгоритм письменного умножения на однозначное число. | 30.04 | | | |
Закрепление по теме: «Приём письменного умножения на однозначное число». | | |
124. | Обобщение по теме: «Приём письменного умножения на однозначное число». | 04.05 | | | |
125. | Приём письменного деления на однозначное число. | 06.05 | | | |
126. | Алгоритм письменного деления на однозначное число. | 07.05 | | | |
127 | Проверка деления умножением. | 11.05 | | | |
128. | Закрепление по теме: «Проверка деления умножением». | 13.05 | | | |
129. | Знакомство с калькулятором. | Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. | 14.05 | | | |
130. | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 17.05 | | | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 ч) |
131. | Повторение устной и письменной нумерации | Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. | 18.05 | | | |
132. | Итоговая контрольная работа. | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | 20.05 | | | |
133. | Повторение устных и письменных приёмов сложения и вычитания. | Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. | 21.05 | | | |
134. | Повторение устных и письменных приёмов умножения и деления. | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. | 24.05 | | | |
135- 136. | Правила о порядке выполнения действий. Геометрические фигуры и величины. | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Сравнивать геометрические фигуры по площади. | 25.05 | | | |