Занятия декоративно – прикладным искусством, не только откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время, а так же помогут формированию ключевых компетенций. В процессе освоения приемов различных видов ДПИ, в процессе работы над собственными творческими проектами формируются такие компетенции как учебно-познавательные, информационные, социально – трудовые, коммуникативные.
Украшение вещей, предметов интерьера, самых разнообразных тканей и материалов при помощи нитки, иголки и рук свойственно человеку с глубокой древности и называется рукоделием. История рукоделия берет свои корни в далеком-далеком прошлом. Многие века наши предки использовали его для того, чтобы создавать особую защитную атмосферу в доме, а также для каждого члена семьи в отдельности. В последнее время, изделия, сделанные своими руками, так называемый «hand-made», приобретают все большую популярность, увлечение рукоделием перерастает в любимое дело или даже доходный бизнес.
В ходе работы кружка девочки познакомятся с различными техниками ДПИ, с вариантами исполнения и материалами, а также с историей возникновения. В течение курса дети смогут проявить свои индивидуальные творческие способности и закрепить полученные знания, воплотив свои фантазии.
Данная программа актуальна, так как это еще один дополнительный способ общения детей из разных классов, причем девочки не просто общаются, но и при этом что-то делают своими руками, учатся быть хорошими, экономными хозяйками, что очень важно в наше время, когда большинство молодежи мало чем интересуется.
Ожидаемый результат данной – дети освоят предложенные техники, познакомятся и научатся разбираться в гармонии цвета, а также будут совершенствовать свои творческие способности и выполнят несколько изделий. Итоги проведенной программы – участие в школьных выставках.
Занятия проводятся в форме практикумов. По каждой теме занятия оснащены образцами готовых изделий, схемами изготовления, материалами и инструментами.
Основная группа детей, занимающихся в кружке 6 класс. Будут приглашаться ещё девочки 8-х классов. Занятия будут вестись с учётом возрастных и психологических особенностей детей разного возраста, определилась методика проведения занятий, запланировано время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков всех возрастов.
На занятиях дети большую часть времени будут уделять практической работе, также получат знания об инструментах, материалах, послушают лекции о народных традициях и обычаях.
В работе кружка будет осуществляться межпредметная связь. Здесь пригодятся знания по истории, математике, физике, черчению, ИЗО.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.
Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.
Кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.
На первом занятии проводится беседа «Чему бы я научилась в кружке». Пожелания детей записываются и учитываются при составлении плана.
В обязательном порядке включается коллективная работа. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи. Девочки понимают, что группа живёт и работает всей семьей.
Кружок проводится в кабинете технологии в свободное от уроков время. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета расположены шкафы, где размещается постоянная выставка детских работ.
№ | Дата | Содержание теоретической части занятия | Содержание практической части занятия | Материал для подготовки и проведения занятия | Кол-во часов |
1 | I четв. 3.09- 8.09 | Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества. История рукоделия и различных техник. Правила техники безопасности. | Изготовление объемной открытки «Клоун» в технике рор-up. | Jackson Paul «The Pop-Up Book», стр 45-46 Белая бумага, картон, клей ножницы, линейка, гуашь, карандаш, фломастеры, поролон, кисточка | 4 |
2 | 10.09-16.09 | Бумагопластика. Открытки ручной работы. Скрапбуккинг-техника, приемы. | Изготовление открытки-аппликации в технике скрапбуккинг. | Е.Рубцова «Открытки к праздникам своими руками» стр. 5-6 Цветная и белая бумага, ножницы, клей, вырезки из глянцевых журналов, отрезы ткани, игла, кружево, нитки | 4 |
3 | 17.09-22.09 | Бижутерия, украшения. История возникновения и развития. Мода. | Изготовление винтажного браслета и ожерелья из пуговиц. | Juliette Pettit «Perles et boutons. Bijouxetaccessoires» Стр. 11-12 Цветные пуговицы, игла, ножницы, кусочки пряжи ,резинка бельевая. | 4 |
4 | 24.09- 29.09 | Обереги и талисманы. История амулетов. | Изготовление человечка-брелка из пуговиц. | Имгард Ланг «Поделки из пуговиц» Стр. 26-27 Цветные пуговицы, проволока, универсальный клей, кусачки, деревянные бусины, кольцо для ключей. | 4 |
5 | 1.10- 6.10 | Технология приготовления соленого теста для лепки фигур. Обряды и традиции на Руси, связанные с хлебом и тестом. | Основные приемы замеса и рецептура. | Б. Казагранда «Поделки из соленого теста» стр. 5-7 Миска, мука, соль, вода, растительное масло | 4 |
6 | 8.10- 13.10 | Приемы лепки фигур из соленого теста. Основные инструменты и приспособления. | Изготовление фигуры рыбы. | Б. Казагранда «Поделки из соленого теста» стр. 49-50 Разделочная доска, скалка, салфетка, вода, футляр от шариковой ручки, чеснокодавилка, бумага. | 4 |
7 | 15.10- 20.10 | Технология оформления фигуры рыбы в декоративное панно. Уход за изделиями из соленого теста. | Оформление фигуры рыбы в декоративное панно и декорирование его. | Краски, кисточка, салфетка, лак мебельный, клей универсальный, срезы ткани и кружева, рамка для панно, презентация. | 4 |
8 | 22.10- 27.10 | Декорирование интерьера. Технология окрашивания соли. | Окрашивание соли. | Миска, гуашь, перчатки, соль-экстра, клеенка, газета для просушки, вилка | 4 |
9 | 29.10- 3.11 | Технология засыпания соли в сосуд. Декорирование готового изделия. | Засыпание соли в декоративную емкость и приемы декорирования готового изделия | Окрашенная соль, сито, ложка, воронка, чистая и высушенная прозрачная бутылка, бусины, ракушки, камешки, искусственные цвет, клей универсальный. | 4 |
10 | II чет. 12.11- 17.11 | Возникновение и развитие техники декупаж, как метода декорирования. Технология, материалы и инструменты. | Декорирование тарелки в технике декупаж. | О. Вешкина «Модный декупаж» стр.18-19 Тарелка белая или соломенная, цветная трехслойная бумажная салфетка, клей ПВА, растворитель, вода. | 4 |
11 | 19.11- 24.11 | Технология окончательной отделки изделия. Приемы декорирования. | Декорирование и оформление тарелки. | Лак, акриловые краски, кисточки, лента для петельки, клей универсальный | 4 |
12 | 26.11- 1.12 | Технология изготовление помпонов. Применение в интерьере и сувенирах. | Изготовление бус из помпонов разных цветов. | Н.Крупенская «Поделки из помпончиков» стр. 12-13 Пряжа разных цветов и фактур, ножницы, игла, картон, циркуль, линейка, карандаш, шнурок. | 4 |
13 | 3.12- 8.12 | История рождества и празднования нового года. Подарки. Оформление подарков. | Изготовление рождественского сапожка для подарков. | Красная ткань, кусочки белой, черной и зеленой ткани, синтепон на подкладке, игла, ножницы, картон, лекало, швейная машина. | 4 |
14 | 10.12- 15.12 | Приемы декорирования изделий клеевыми стразами, пайетками, вышивкой. | Декорирование рождественского сапожка. | Стразы, нитки мулине разных цветов, пайетки, фольга на основе, новогодняя мишура или серебряный позумент. | 4 |
15 | 18.12- 22.12 | Технология изготовление свечей в домашних условиях. История свечеварения. | Приемы изготовление декоративной свечи. | Журнал «Велас» Парафин, форма для заливки, нитки белые №10,кофе растворимый, ванилин, растительное масло, чистая консервная банка для растапливания | 4 |
16 | 24.12- 29.12 | Технология и приемы окончательной отделки свечи. | Декорирование новогодней свечи в стилях «Кофе», «Морская» или «Новогодняя» | Застывшая свеча, кофе в зернах, декоративное блюдце, кружево, бусины, еловые ветки, атласные ленты, ракушки, кораллы, искусственные водоросли. | 4 |
17 | IIIчетв 9.01- 12.01 | Технология изготовления дерева бонсай из бисера. Приемы, виды, техники. | Изготовление дерева бонсай. | Н. Бульба «Скульптура из бисера» стр. 36-38 Проволока, бисер разных цветов и размеров, бусины, кусачки, схемы плетения. | 4 |
18 | 14.01- 19.01 | Изготовление дерева бонсай. История бисера и бисероплетения | Изготовление дерева бонсай. | Проволока, бисер разных цветов и размеров, схемы плетения, бусины, кусачки | 4 |
19 | 21.01- 26.01 | Декорирование и окончательная обработка дерева. | Закрепление дерева на подставку, утяжеление для устойчивости. Декорирование. | Баночка для подставки, камешки или песок для утяжеления, зеленые или коричневые нити «ирис», клей универсальный | 4 |
20 | 28.01- 2.02 | Технология изготовления цветов из бисера. | Изготовление цветов. | Н. Бульба «Скульптура из бисера» Стр. 26-27 Бисер белый и желтый, проволока, схемы плетения, кусачки, бусины. | 4 |
21 | 4.02- 9.02 | Изготовление цветов из бисера. | Изготовление цветов. | А. Бейкер «Цветы из бисера» Стр. 49-51 Бисер зеленый, красный, желтый и черный, проволока, схемы плетения, кусачки. | 4 |
22 | 11.02- 16.02 | Приемы и варианты декорирования изделий цветами из бисера. | Декорирование фоторамки цветами из бисера. | Фоторамка, клей универсальный, акриловые краски, стразы, готовые цветы из бисера | 4 |
23 | 18.02- 23.02 | Технология торцевания. Виды, техники, приемы. | Изготовление объемной открытки «Божья коровка» в технике торцевание. | Гофрированная бумага ,клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка, презентация. | 4 |
24 | 25.02- 2.03 | Оформление объемной открытки «Божья коровка». | Окончательная отделка изделия. | Клей ПВА, картон, глазки, фломастеры, ножницы | 4 |
25 | 4.03- 9.03 | ДПИ Казахстана. Технология изготовления тумара из кожи | Изготовление тумара из кожи. | И. Мицель «Кожа-культура и традиции» Кожа, клей Момент, ножницы, игла, пробойник, линейка, гелиевая ручка. | 4 |
26 | 11.03- 16.03 | Празднование Наурыза, традиции и обычаи. | Изготовление тумара из кожи. Окончательная отделка. | «Орнамент всех времен и стилей» стр. 61-62 Ножницы, нитки «мулине», игла, схемы орнаментов | 4 |
27 | IVчет. 2.04- 6.04 | Технология изготовления подвески для телефона - «Страшилка» из кожи | Изготовления подвески для телефона - «Страшилка» из кожи | Кожа, синтепон, игла, нитки, ножницы, пуговицы, кольцо для ключей, гелиевая ручка, клей Момент | 4 |
28 | 8.04- 13.04 | Технология изготовления цветов из кожи. Виды, приемы. | Изготовление георгина из кожи. | Кожа разных цветов, клей Момент, флизелин, бусины, ножницы, линейка, гелиевая ручка | 4 |
29 | 15.04- 20.04 | Технология изготовления цветов из кожи. | Изготовление гербера из кожи. | Кожа разных цветов, клей Момент, флизелин, бусины, ножницы, линейка, гелиевая ручка, свеча, спички | 4 |
30 | 22.04- 27.04 | Декорирование изделий цветком из кожи. Варианты декорирования. | Декорирование ободка или заколки цветком из кожи. | Готовые кожаные цветы, клей универсальный, ободок, основа заколки-автомата | 4 |
31 | 29.04- 4.05 | Технология изготовления домашнего оберега. Языческие обряды. | Изготовление веничка-оберега. | А. Шептуля «Домашние обереги своими руками» стр.52-55 Травяная малярная щетка, ножницы, клей ПВА. | 4 |
32 | 6.05- 11.05 | Изготовление веничка-оберега. | Окончательная отделка изделия и декорирование. | Тесьма, искусственные цветы и листья, сухоцветы, фасоль, семечки подсолнуха, клей универсальный, лавровый лист, горох, мешковина. | 4 |
33 | 13.05- 18.05 | Подготовка работ учащихся к выставке. | | | 4 |
34 | 20.05- 25.05 | Выставка учащихся. Подведение итогов. Награждение. | | | 4 |