СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предлагается учителям литературы в помощь при составлении календарно-тематического плана.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план по литературе 5 класс»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

(102 часа, 3 часа в неделю)

п/п

№ урока в теме


Тема урока

Дата проведения

Прим

по плану

факт




ВВЕДЕНИЕ (1ч.)




1

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.






УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1ч.)




2

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.






РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (6ч.+2 р.р.)




3

1

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

Т.Л. Сказка как жанр фольклора. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнения.




4

2

«Царевна лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод.




5

3

Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке. Фантастика в волшебной сказке.




6

4

Р.р. № 1 Устный, близкий к тексту пересказ народной сказки.




7

5

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета.




8

6

Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа.




9

7

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.




10

8

Р.р. № 2 Сочинение. Мой любимый герой в русской народной сказке.






ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч.)




11

1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Т.Л. Летопись.




12

2

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на земле.






Тема № 1






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1ч.)




13

1

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Т.Л. Роды литературы. Жанры литературы.






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (29ч.+8р.р.+3вн.чт.)






Русские басни.




14

1

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века:

А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) (обзор).




15

2

И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.




16

3

«Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Аллегория как форма иносказания и средства раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А. Крылова.




17

4

Р.р. № 3 Конкурс инсценированной басни.




18

5

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.




19

6

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т.Л. Баллада.




20

7

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. Т.Л. Лирическое послание.




21

8

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Т.Л. Пролог.




22

9

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- ее истоки; «бродячие сюжеты». Противостояние добрых и злых сил в сказке.




23

10

Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколка. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.




24

11

Сходства и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.




25

12

Р.р. № 4 Контрольное классное сочинение № 1 по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»






Тема № 2






Русская литературная сказка ХIХ века




26

13

Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.




27

14

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Т.Л. Литературная сказка. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.




28

15

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос в произведении.




29

16

Вн.чт. № 1 Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок».




30

17

Р.р. № 5 Ответ на проблемный вопрос.




31

18

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Т.Л. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).




32

19

Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.




33

20

Р.р. № 6 Анализ стихотворения. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.




34

21

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного.




35

22

Вн.чт. № 2 «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы создания образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.




36

23

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая поря жизни крестьянина. Речевая характеристик персонажей.




37

24

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Т.Л. Эпитет.




38

25

Вн.чт. № 3 «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, в лучшую его судьбу.




39

26

Р.р. № 7 Сочинение-миниатюра.






Тема № 3




40

27

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести.




41

28

Повествование о жизни в эпоху крепостного права.




42

29

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание окружающих, великодушие, трудолюбие.




43

30

Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека. Т.Л. Портрет, пейзаж. Литературный герой.




44

31

Р.р. № 8 Контрольное классное сочинение № 2 по рассказу И.С. Тургенева «Муму». История жизни Герасима.




45

32

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.




46

33

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Т.Л. Сюжет.




47

34

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Т.Л. Сравнение.




48

35

Р.р. № 9 Письменная сравнительная характеристика героев.




49

36

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.




50

37

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупостей и невежества героев рассказа. Т.Л. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.






Тема № 4






Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе (обзор)




51

38

А.Н. Майков. «Ласточки»; А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).




52

39

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.В. Кольцов. «В степи».

Т.Л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния настроения.




53

40

Р.р. № 10 Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (24ч.+5р.р.+1вн.чт.)




54

1

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.




55

2

Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.




56

3

Вн.чт. № 4. И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.




57

4

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедных семей. Их общение. Т.Л. Портрет. Композиция литературного произведения.




58

5

Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.




59

6

Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.




60

7

Р.р. № 11 Контрольное классное сочинение № 3 по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»




61

8

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.






РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

ХХ ВЕКА (обзор)




62

9

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Т.Л. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).




63

10

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.




64

11

Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Образы Степана и Хозяйки Медной горы.




65

12

Р.р. № 12 Сочинение-миниатюра.






Тема № 5




66

13

Константин Георгиевич Паустовский . Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках.




67

14

«Заячьи лапы». Природа и человек в сказках

К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы в произведении о природе и о животных.




68

15

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка.

Т.Л. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.




69

16

Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки.




70

17

Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».




71

18

Художественные особенности пьесы-сказки. Победа добра над злом.




72

19

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа.




73

20

Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.




74

21

Р.р. № 13 Развернутые ответы на вопросы.




75

22

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость. Поведение героев в лесу.

Т.Л. Автобиографичность литературного произведения.




76

23

Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.




77

24

Р.р. № 14 Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».






Тема № 6






«Ради жизни на земле…»




78

25

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».




79

26

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.




80

27

Р.р. № 15 Анализ стихотворений с выразительным чтением.






Произведения о родине, родной природе




81

28

И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…». Лирическое произведение о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира.




82

29

Д. Кедрин «Аленушка»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.






Писатели улыбаются




83

30

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Т.Л. Юмор.






Тема № 7






ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12ч.+1р.р.+2вн.ч.)




84

1

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вереской мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Т.Л. Баллада.




85

2

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).




86

3

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.




87

4

Вн.чт. № 5 Роберт Бернс. Баллада «Честная бедность»




88

5

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.




89

6

Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Т.Л. Художественная деталь.




90

7

Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Победа добра, любви и дружбы.




91

8

Снежная королева и Герда – противопоставления красоты внутренней и внешней.




92

9

Вн. чт. № 6 Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Т.Л. Аллегория.




93

10

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.




94

11

Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.




95

12

Том и Бекк, их дружба. Внутренний мир героев

М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.




96

13

Р.р. № 16 Устный рассказ о герое художественного произведения.




97

14

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.




98

15

Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах.






ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ (3ч.)




99

1

Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Русские сказки. Пяток первый».




100

2

Всеволод Михайлович Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сказка о жабе и розе». Красивое и безобразное, доброе и злое в жизни каждого.




101

3

Михаил Львович Матусовский. Сведения о поэте-песеннике. Детская тема в стихотворениях «Крестики-нолики», «Вместе весело шагать», «Школьный вальс».




102


Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.






Тема № 8







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!