№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Прим |
по плану | факт | |
| | ВВЕДЕНИЕ (1ч.) | | | |
1 | 1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | | | |
| | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1ч.) | | | |
2 | 1 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | | | |
| | РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (6ч.+2 р.р.) | | | |
3 | 1 | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Т.Л. Сказка как жанр фольклора. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнения. | | | |
4 | 2 | «Царевна лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. | | | |
5 | 3 | Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке. Фантастика в волшебной сказке. | | | |
6 | 4 | Р.р. № 1 Устный, близкий к тексту пересказ народной сказки. | | | |
7 | 5 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета. | | | |
8 | 6 | Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. | | | |
9 | 7 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | | | |
10 | 8 | Р.р. № 2 Сочинение. Мой любимый герой в русской народной сказке. | | | |
| | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч.) | | | |
11 | 1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Т.Л. Летопись. | | | |
12 | 2 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на земле. | | | |
| | Тема № 1 | | | |
| | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1ч.) | | | |
13 | 1 | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Т.Л. Роды литературы. Жанры литературы. | | | |
| | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (29ч.+8р.р.+3вн.чт.) | | | |
| | Русские басни. | | | |
14 | 1 | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) (обзор). | | | |
15 | 2 | И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. | | | |
16 | 3 | «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Аллегория как форма иносказания и средства раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А. Крылова. | | | |
17 | 4 | Р.р. № 3 Конкурс инсценированной басни. | | | |
18 | 5 | Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. | | | |
19 | 6 | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т.Л. Баллада. | | | |
20 | 7 | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. Т.Л. Лирическое послание. | | | |
21 | 8 | «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Т.Л. Пролог. | | | |
22 | 9 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- ее истоки; «бродячие сюжеты». Противостояние добрых и злых сил в сказке. | | | |
23 | 10 | Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколка. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. | | | |
24 | 11 | Сходства и различия литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. | | | |
25 | 12 | Р.р. № 4 Контрольное классное сочинение № 1 по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | | | |
| | Тема № 2 | | | |
| | Русская литературная сказка ХIХ века | | | |
26 | 13 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | | | |
27 | 14 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Т.Л. Литературная сказка. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. | | | |
28 | 15 | Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос в произведении. | | | |
29 | 16 | Вн.чт. № 1 Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». | | | |
30 | 17 | Р.р. № 5 Ответ на проблемный вопрос. | | | |
31 | 18 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Т.Л. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). | | | |
32 | 19 | Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. | | | |
33 | 20 | Р.р. № 6 Анализ стихотворения. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | | | |
34 | 21 | Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного. | | | |
35 | 22 | Вн.чт. № 2 «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы создания образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. | | | |
36 | 23 | Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая поря жизни крестьянина. Речевая характеристик персонажей. | | | |
37 | 24 | «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Т.Л. Эпитет. | | | |
38 | 25 | Вн.чт. № 3 «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, в лучшую его судьбу. | | | |
39 | 26 | Р.р. № 7 Сочинение-миниатюра. | | | |
| | Тема № 3 | | | |
40 | 27 | Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. | | | |
41 | 28 | Повествование о жизни в эпоху крепостного права. | | | |
42 | 29 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание окружающих, великодушие, трудолюбие. | | | |
43 | 30 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека. Т.Л. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | | | |
44 | 31 | Р.р. № 8 Контрольное классное сочинение № 2 по рассказу И.С. Тургенева «Муму». История жизни Герасима. | | | |
45 | 32 | Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | | | |
46 | 33 | Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Т.Л. Сюжет. | | | |
47 | 34 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Т.Л. Сравнение. | | | |
48 | 35 | Р.р. № 9 Письменная сравнительная характеристика героев. | | | |
49 | 36 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | | | |
50 | 37 | Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупостей и невежества героев рассказа. Т.Л. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | | | |
| | Тема № 4 | | | |
| | Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе (обзор) | | | |
51 | 38 | А.Н. Майков. «Ласточки»; А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). | | | |
52 | 39 | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.В. Кольцов. «В степи». Т.Л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния настроения. | | | |
53 | 40 | Р.р. № 10 Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | | | |
| | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (24ч.+5р.р.+1вн.чт.) | | | |
54 | 1 | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | | | |
55 | 2 | Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. | | | |
56 | 3 | Вн.чт. № 4. И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | | | |
57 | 4 | Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедных семей. Их общение. Т.Л. Портрет. Композиция литературного произведения. | | | |
58 | 5 | Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. | | | |
59 | 6 | Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. | | | |
60 | 7 | Р.р. № 11 Контрольное классное сочинение № 3 по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | | | |
61 | 8 | Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины. Особенности поэтического языка С.А. Есенина. | | | |
| | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) | | | |
62 | 9 | Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Т.Л. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | | | |
63 | 10 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. | | | |
64 | 11 | Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Образы Степана и Хозяйки Медной горы. | | | |
65 | 12 | Р.р. № 12 Сочинение-миниатюра. | | | |
| | Тема № 5 | | | |
66 | 13 | Константин Георгиевич Паустовский . Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках. | | | |
67 | 14 | «Заячьи лапы». Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы в произведении о природе и о животных. | | | |
68 | 15 | Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Т.Л. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка. | | | |
69 | 16 | Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки. | | | |
70 | 17 | Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | | | |
71 | 18 | Художественные особенности пьесы-сказки. Победа добра над злом. | | | |
72 | 19 | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа. | | | |
73 | 20 | Единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | | | |
74 | 21 | Р.р. № 13 Развернутые ответы на вопросы. | | | |
75 | 22 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость. Поведение героев в лесу. Т.Л. Автобиографичность литературного произведения. | | | |
76 | 23 | Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. | | | |
77 | 24 | Р.р. № 14 Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | | | |
| | Тема № 6 | | | |
| | «Ради жизни на земле…» | | | |
78 | 25 | Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | | | |
79 | 26 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | | | |
80 | 27 | Р.р. № 15 Анализ стихотворений с выразительным чтением. | | | |
| | Произведения о родине, родной природе | | | |
81 | 28 | И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…». Лирическое произведение о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира. | | | |
82 | 29 | Д. Кедрин «Аленушка»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | | | |
| | Писатели улыбаются | | | |
83 | 30 | Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Т.Л. Юмор. | | | |
| | Тема № 7 | | | |
| | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12ч.+1р.р.+2вн.ч.) | | | |
84 | 1 | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вереской мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Т.Л. Баллада. | | | |
85 | 2 | Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). | | | |
86 | 3 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | | | |
87 | 4 | Вн.чт. № 5 Роберт Бернс. Баллада «Честная бедность» | | | |
88 | 5 | Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. | | | |
89 | 6 | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Т.Л. Художественная деталь. | | | |
90 | 7 | Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Победа добра, любви и дружбы. | | | |
91 | 8 | Снежная королева и Герда – противопоставления красоты внутренней и внешней. | | | |
92 | 9 | Вн. чт. № 6 Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Т.Л. Аллегория. | | | |
93 | 10 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. | | | |
94 | 11 | Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. | | | |
95 | 12 | Том и Бекк, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. | | | |
96 | 13 | Р.р. № 16 Устный рассказ о герое художественного произведения. | | | |
97 | 14 | Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | | | |
98 | 15 | Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | | | |
| | ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ (3ч.) | | | |
99 | 1 | Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Русские сказки. Пяток первый». | | | |
100 | 2 | Всеволод Михайлович Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сказка о жабе и розе». Красивое и безобразное, доброе и злое в жизни каждого. | | | |
101 | 3 | Михаил Львович Матусовский. Сведения о поэте-песеннике. Детская тема в стихотворениях «Крестики-нолики», «Вместе весело шагать», «Школьный вальс». | | | |
102 | | Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. | | | |
| | Тема № 8 | | | |