Календарно-тематический план
индивидуальных коррекционных логопедических занятий
7 класс (диагноз: ЗПР)
Дата | № занятия | Наименование разделов и тем программы | Количество занятий |
| | ОБСЛЕДОВАНИЕ Обследование устной речи. Обследование письменной речи. | |
| 1 2 3 4 | CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Звуковой анализ и синтез слова. Звукобуквенный анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова. Звукослоговой анализ и синтез слова. | 1 1 1 1 |
| 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО Понятие звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков по принципу звонкости – глухости. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Понятие твердости и мягкости согласных. Дифференциация звуков по принципу твердости – мягкости. Смягчение согласных с помощью гласных II ряда. Смягчение согласных с помощью Ь. Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Дифференциация разделительного твердого и мягкого знака. Понятие ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Дифференциация звуков по принципу ударности – безударности. Правописание слов с безударными гласными, проверяемые ударением. Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РОС-,-РАСТ-, -РАШ-) Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А ( -БЕР-, -БИР-, -МЕР-, -МИР-, -ТЕР-, -ТИР-, -КОС-, -КАС-). Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -ГОР-, -ГАР-). Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов, не имеющих непроизносимую согласную. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
| 14 15 16 17 18 | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Состав слова. Ориентирование в составе слова. Восстановление деформированных слов. Однокоренные и родственные слова. Суффикс, его роль в слове. Суффиксальное словообразование. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Суффиксы с преувеличительно–пренебрежительным значением. Суффиксы профессий и прилагательных. Приставочное словообразование. Приставка, ее роль в слове. Приставки временного и пространственного значения. Многозначные приставки. Предлог, как самостоятельная часть речи. Дифференциация приставки и предлога. | 1 1 1 1 1 |
| 19 20 21 22 | ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ Написание Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения. Написание Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 1 1 1 |
| 23 24 25 26 27 28 | СИНТАКСИС Словосочетание и предложение. Их дифференциация. Согласование. Согласование имен прилагательных с существительными в числе и в роде. Согласование глаголов с именами существительными в числе и в роде. Управление. Окончание имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах. Закрепление падежных форм. Связь слов в предложении и словосочетании. | 1 1 1 1 1 1 |
| 29 30 31 32 33 34 | СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Текст. Основная мысль текста. Работа с деформированным текстом. Деформация в конце текста. Деформация в середине текста. Деформация в начале текста. Работа с планом. Планирование в практической деятельности. План текста, сообщения, доклада. Обследование | 1 1 1 1 1 1 |
Содержание коррекционной логопедической работы 7 класс (диагноз: ЗПР)_
I. ОБСЛЕДОВАНИЕ (2 часа)
1.1. Диагностика устной речи по программе «Обследование речевого развития».
1.2. Диагностика письменной речи по программе «Обследование речевого развития».
II.CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (4 часа)
2.1. Звуковой анализ и синтез слова – 1.
Звуковая схема слов. Обозначение гласных и согласных звуков на схеме. Выделение звука по заданию учителя, его характеристика. Подбор схем к слову, слов к схемам. Выделение звука по заданию. Преобразование слов путём добавления звука: вол – волк, убавления звука: урок – рок, перестановки звуков: лов - вол.
2.2. Звукобуквенный анализ и синтез слова – 1.
Определение позиции заданного звука. Выделение и характеристика звука по заданию учителя. Различия в образовании произношении гласных и согласных звуков.
2.3. Слоговой анализ и синтез слова – 1.
Определение количества слогов в слове. Слоговая схема слов. Подбор схем к слову, слов к схемам. Составление слов из слогов. Преобразование слов: путём перестановки слогов местами сосна - насос; добавления слогов вёл – привёл; убавления слогов пришёл – шёл.
2.4. Звуко-слоговой анализ и синтез слова – 1.
Звуко-слоговая схема. Подбор слов к заданной звуко-слоговой схеме, схем к словам. Анализ слова. Выделение заданного звука, слога. Соотнесение количества звуков, букв, слогов. Характеристика заданного звука, слога. Преобразование слов путём изменения его звуко-слогового состава. Составление слов из заданных звуков, слогов.
III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО – АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (9 часов)
3.1. Понятие звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков по принципу звонкости – глухости - 2
Звуки и буквы. Сравнение звуков по их акустико-артикуляционным признакам, соотнесение с буквами. Позиция в слове. Звуковая схема слова. Подбор слов с заданным звуком. Графические диктанты. Преобразование слов путём взаимозамены парных звуков (сайка-зайка). Договаривание предложений, их запись.
3.2. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова – 1.
Глухие и звонкие согласные в середине слова (юбка, шапка).Правописание слов с сомнительными согласными в середине слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы (юбка-юбочка, шапка-шапочка) при подборе проверочных слов. Графический диктант. Нахождение и выделение слов в тексте. Запись предложений.
3.3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова – 1.
Глухие и звонкие согласные на конце слов. Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слов. Единственное и множественное число имён существительных (дуб-дубы), уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных (дуб-дубочек) при подборе проверочных слов. Выделение слов с сомнительными согласными из текста. Запись предложений.
3.4. Понятие твердости и мягкости согласных. Дифференциация звуков по принципу твердости – мягкости – 2.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический и фонематический анализ слов. Обозначение мягких согласных на схеме. Изменение состава и анализа слов при взаимозаменяемости твёрдых - мягких согласных (воз - вёз). Составление и запись предложений.
3.5. Смягчение согласных с помощью гласных II ряда – 1.
Гласные II ряда, их роль. Изменение характеристики, звукового состава, лексического значения слов при взаимозаменяемости гласных I и II рядов: нос-нёс, мил-мыл. Звуковая схема таких слов. Составление и запись предложений.
3.6. Смягчение согласных с помощью Ь – 1.
Смягчение согласных при помощи буквы Ь. Буква Ь смягчительный. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь. Фонетический и фонематический анализ слов. Преобразование слов путём убавления или прибавления буквы Ь: мел-мель, уголь-угол. Составление и запись предложений.
3.7. Разделительный мягкий знак - 1.
Две функции буквы Ь: смягчение и разделение. Буква Ь разделительный (вьюга, листья). Составление схемы, фонематический и фонетический анализы слов. Составление и запись предложений.
3.8. Разделительный твердый знак – 1.
Буква Ъ разделительный. Роль и значение буквы Ъ. Схемы слов с буквой Ъ. Звуковой анализ слов с буквой Ъ. Звукобуквенный анализ слов с буквой Ъ. Выделение слов из текста и ряда других слов. Составление и запись предложений.
3.9. Дифференциация разделительного твердого и мягкого знака – 1.
Буквы Ь и Ъ разделительные. Роль и значение. Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь и Ъ – вьюга – въезд. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.
3.10. Понятие ударения. Смыслоразличительная роль ударения Дифференциация звуков по принципу ударности – безударности – 2.
Понятие ударения. Ударные и безударные гласные. Ударный слог. Выделение ударного слога. Слова-омографы - замок-замок, атлас-атлас. Составление графической схемы слова – цветок –хХ, кораблик- хХх. Подбор слов к схемам – Хх-холод, зимний. Составление и запись предложений.
3.11. Правописание слов с безударными гласными, проверяемые ударением – 1.
Выделение ударного слога. Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверяемые ударением гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор цепочек проверочных слов (цветок- цвет, зацвёл).
3.12. Чередование гласных в корне в зависимости от последующего согласного ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РОС-,-РАСТ-, -РАШ-) – 1.
Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.
3.13. Чередование гласных в корне в зависимости от правописания суффикса –А ( -БЕР-, -БИР-, -МЕР-, -МИР-, -ТЕР-, -ТИР-, -КОС-, -КАС-) – 1.
Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.
3.14. Чередование гласных в корне в зависимости от ударения ( -ГОР-, -ГАР-) – 1.
Правописание слов с этими корнями. Роль ударения. Фонематический, лексический анализ слов. Составление и запись предложений. Выделение слов из текста.
3.15. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов, не имеющих непроизносимую согласную – 2.
Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Все позиции в слове глухих и звонких согласных. Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными. Выделение слов из текста, подбор к ним проверочных слов. Графический диктант. Составление и запись предложений.
3.16. Правописание слов с удвоенными согласными – 1.
Дифференцированное употребление. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений
IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (5 часов)
4.1.Состав слова. Ориентирование в составе слова. Восстановление деформированных слов – 2.
Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Значение каждой части, место в слове. Морфологический анализ слов. Разбор слов по составу. Составление слов из заданных частей слова. Запись слов.
4.2. Однокоренные и родственные слова - 1
Упражнения в определении однокоренных слов. Определение значения однокоренных слов. Нахождение и выделение из текста и ряда однокоренных слов. Цепочки однокоренных слов. Составление и запись предложений. Подбор родственных слов, установление родственных связей между словами. Нахождение и выделение из текста и ряда родственных слов. Цепочки родственных слов. Составление и запись предложений.
4.3. Суффикс, его роль в слове. Суффиксальное словообразование – 1
Значение суффикса. Место в слове. Выделение суффикса. Словообразование с помощью суффикса (суффиксальный способ: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело). Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.
4.4. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением – 1.
Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.
4.5. Суффиксы с преувеличительно- пренебрежительным значением -1.
Выделение слов с преувеличительно – пренебрежительным значением. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.
4.6. Суффиксы профессий и прилагательных - 1
Словообразование с помощью суффикса. Выделение суффикса. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.
4.7. Приставочное словообразование. Приставка, ее роль в слове -1
Значение приставки. Место в слове. Выделение приставки. Словообразование с помощью приставки (приставочный способ: звучный – беззвучный, созвучный). Выделение приставки. Правописание приставок.
4.7. Приставки временного и пространственного значения. Многозначные приставки – 1.
Значение приставки. Дифференциация приставки временного и пространственного значения. Морфологический анализ слов. Запись слов, составление предложений.
4.8. Предлог, как самостоятельная часть речи – 1.
Смысловые значения предлогов: пространственные (ехать в город), образа действия, временные, дополнительные (переписываться с друзьями), причинные (не пришёл из-за болезни). Дифференциация предлогов. Составление и запись предложений с использованием предлогов.
4.9. Дифференциация приставки и предлога – 1.
Приставка и предлог. Сходство и различие в употреблении и написании. Нахождение и выделение из текста, ряда других слов. Графический диктант. Составление и запись предложений с использованием одинаковых приставки и предлога.
V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ ( 4 часа)
5.1. Написание Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения – 1.
Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в окончаниях имени существительного женского рода 3-го склонения. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.
5.2. Написание Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах – 2.
Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение. Фонематический, фонетический анализ слов с буквами Ь в неопределенной форме глагола. Правописание – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.
5.3. Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ – 1.
Дифференциация имен существительных, оканчивающихся на – ЦА и глаголов на – ТСЯ, - ТЬСЯ. Фонематический, фонетический анализ слов. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.
5.4. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа – 1.
Позиция в слове. Дифференцированное употребление. Фонематическое и фонетическое значение слова. Написание Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Выделение слов из текста, ряда других слов. Составление и запись предложений.
VI. СИНТАКСИС (6 часов)
6.1.Словосочетание и предложение. Их дифференциация – 1.
Дифференциация этих категорий. Их фонетические, морфологические признаки и значение. Закрепление навыка дифференциации этих категорий. Составление схем к предложениям, к каждой из этих категорий. Подбор к заданным схемам этих категорий. Составление и запись предложений.
6.2. Согласование. Согласование имен прилагательных с существительными в числе – 2.
Согласование слов в предложении. Согласование имен прилагательных с существительными в числе. Определение числа существительных и прилагательных. Изменение существительных и прилагательных по числам. Существительные только единственного и только множественного числа. Составление и запись предложений.
6.3. Согласование имен прилагательных с существительными в роде – 1
Согласование существительных и прилагательных в роде. Нахождение в тексте. Определение рода существительных и прилагательных. Подбор определений к предмету, согласование в роде. Составление сочетаний и предложений, их запись.
6.4. Согласование глаголов с именами существительными в числе – 1.
Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Число глагола и существительного (девочка пишет, дети пишут). Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.
6.5. Согласование глаголов с именами существительными в роде – 1.
Согласование существительных и глаголов. Нахождение в предложении. Подбор действий к предмету. Род глагола и существительного. Нахождение и выделение сочетаний из текста. Составление предложений по карточкам и их запись.
6.6. Управление – 3.
Падежи существительных. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.
6.7. Окончание имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах – 2.
Нахождение и выделение имен существительных единственного и множественного числа в прямом и косвенных падежах из текста. Определение окончания имен существительных единственного и множественного числа в прямых и косвенных падежах Составление предложений по карточкам и их запись.
6.8. Закрепление падежных форм – 3.
Закрепление падежных форм. Вопросы падежей. Предлоги падежей. Определение падежей существительных. Изменение существительных по падежам. Составление и запись предложений.
6.9. Связь слов в предложении и словосочетании – 2.
Согласование слов разных частей речи в числе, роде, падеже. Синтаксическая роль. Морфологический разбор слов разных частей речи. Составление сочетаний и предложений по картинкам, их запись
VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (5 часов)
7.1.Текст. Основная мысль текста – 2.
Определение текста. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ. Составление и запись текста.
7.2. Работа с деформированным текстом – 2.
Предложение. Составление предложений из заданных слов. По предметным и сюжетным картинкам. Деформированный текст. Восстановление деформированного текста. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Определение основной мысли текста. Объединение предложений в рассказ.
7.3. Деформация в конце текста – 2.
Восстановление деформированного текста в конце. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.
7.4. Деформация в середине текста – 2.
Восстановление деформированного текста в середине. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.
7.5 Деформация в начале текста – 2.
Восстановление деформированного текста в начале. Анализ предложения. Последовательность предложений. Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё. Объединение предложений в рассказ.
7.6. Работа с планом. Планирование в практической деятельности – 1.
Составление плана. Работа с планом. Планирование в практической деятельности.
7.7. План текста, сообщения, доклада – 2.
Составление плана текста, сообщения, доклада. Самостоятельная запись плана текста, сообщения, доклада. Выступление по плану текста, сообщения, доклада.
VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ( 1час)
Обследование письменной речи по программе «Обследование речевого развития».
Составила:
Учитель – логопед
1 квал.кат.
Тарковская Т.А.