СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какое ты, «чистое искусство»? Сценарий литературного вечера

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 11 классов по литературе начала 20 века.

Просмотр содержимого документа
«Какое ты, «чистое искусство»? Сценарий литературного вечера»

Какое ты, «чистое искусство»?

Сценарий литературного вечера



Вечер готовят члены литературного и драматического кружков при участии педагогов.

Оформление осуществляется с помощью смены отдельных аксессуаров и деталей (например, сцена с символистами идет на фоне задрапированной «колонны», горящих свечей; сцена с футуристами – на фоне различных геометрических фигур – их могут заменить картонные ящики разной формы, расписанные абстрактными рисунками и т.п.)

На просцениуме появляются ученик и ученица.

-Привет! Ну как дела? Что нового открыли в литературе и искусстве великие умы 9-го класса?

- Нового – ничего. Изучаем «пыль столетий».

- И что же именно?

- Да так… Воздаём дань «чистому искусству».

- Интересно, интересно… А почему такая ирония?

- А чем же тут восхищаться? У поэтов этого направления только и слышишь «ахи» да «охи» по поводу какой-нибудь бабочки или ёлочки да любовные страдания!..

- Разве это так уже плохо?

- А что хорошего, если ничего больше нет?! Видели же они, что рядом люди страдают, страна под самодержным гнётом изнывает, а писали про красоты природы и про любовь. То ли дело Некрасов! «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» - вот что он пишет!

Появляются две необычные фигуры: щегольски одетый молодой человек ведет под руку пышную, важную даму.

Словарь. Здравствуйте, молодые люди. Разрешите представиться: Словарь литературоведческих терминов и Литературная энциклопедия (кланяются).

Энциклопедия. Полагаю, что имею дело с юными литераторами?

Ученица. Да, вы не ошиблись.

Словарь. Мы услышали ваш интересный разговор и решили вмешаться. Хочу внести некоторую ясность. Концепция «чистого искусства» утверждает независимость искусства от политических общественных требований, воспитательных задач.

Ученик. Правильно! А я о чём? Ёлочки, бабочки, любовь, веселье…

Энциклопедия. Позвольте, позвольте! Выходит, об этом и писать не надо? Только обличать и призывать?

Ученик. Да нет! Надо, чтоб и про Родину было, и про любовь, и про гнёт, и про природу, и вообще про всё на свете…

Ученица. А если только про любовь и про природу, значит, по-твоему, и не нужно никому?

Ученик (язвительно). Ну тебе, конечно, нужно! А я – обойдусь!

Энциклопедия. А вот Владимир Ильич Ленин, между прочим, не обходился: он любил и Тютчева, и Фета, и Некрасова.

Ученик. Ну, не знаю….

Словарь (важно). Большие поэты, хоть иногда и причисляют себя к определённым течениям, не умещаются в рамки этих течений… Однако, нельзя, к сожалению, отрицать тот факт, что «чистое искусство» уводило от жизни, от общественных проблем…

Ученик (торжествующе). Уводило! Значит, не выполняло прямого своего назначения: воспитания, убеждения… Какая ж от него польза?

Ученица. А проверка временем тебе ничего не говорит? Сто с лишним лет прошло, а мы учимся любить и дружить, понимать природу не только у Пушкина и Некрасова, но и, между прочим, у Тютчева и Фета.

Ученик. Все равно! «Чистое искусство» - это уже история. Слава богу, что оно там и осталось, в XIX веке… Да и что ему было делать в эпоху революции, а тем более в наше время?!

Энциклопедия. Вы так и думаете?

Словарь. А вы, к примеру, что-нибудь слышали о символистах, футуристах, акмеистах?

Ученик. Слова-то всё какие-то нерусские!

Ученица. Это, кажется, литературные течения начала нашего века. По-моему, Блок тяготел к символизму, а Маяковский называл себя футуристом…

Словарь. А поточнее?

Ученик и ученица (смущённо). Не знаем…

Словарь. А хотите узнать?

Ученица. Конечно!

Словарь. Ну тогда вы или ваши товарищи (обращается к залу) должны назвать писателей, имеющих отношение к символизму – и вы услышите и увидите их воочию. Но сначала небольшая справка: символизм – течение конца XIX- начала XX века. На место конкретного образа символисты стремились поставить символ, который преобразует «грубую и бедную» жизнь в «сладостную легенду». Ну, а теперь, пожалуйста, назовите имена, которые откроют нам путь к символистам.

Ребята называют их. Открывается часть сцены. Тесным кружком сидят молодые люди в изысканных костюмах. Некоторые подкладывают дрова в «камин», другие задумчиво смотрят на пламя. От общего кружка отделяется один, поднимается и обращается к товарищам.

1-ый символист (на фоне музыки к балету И. Стравинского «Весна священная»). Куда бы мы не уходили, как бы не прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость океана. Никаких преград! Мы свободны и одиноки! (Д.Мережковский).

Где нет этой тайности в чувстве, нет художественного творчества. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником (В.Брюсов).

2-ой символист:

Надпись на книге

Мне мило отвлечённое:

Им жизнь я создаю…

Я всё уединённое,

Неявное люблю.

Я-раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов… (З.Гиппиус)

3-ий символист:

Аккорды

В красоте музыкальности,

Как в недвижной зеркальности,

Я нашёл очертания слов,

До меня не рассказанных,

Тосковавших и связанных,

Как растенья под глыбою льдов.

Я им дал наслаждение,

Красоту их рождения,

Я разрушил звенящие льды.

И, как гимны неслышные.

Дышат лотосы пышные

Над пространством зеркальной воды.

И в немой музыкальности,

В этой новой зеркальности

Создаёт их живой хоровод

Новый мир недосказанный,

Но с рассказанным связанный

В глубине отражающих вод. (К.Бальмонт)

Все. Браво!

2-ой символист. Вот это поэзия! Что такое реалисты? Они простые наблюдатели, а символисты – всегда мыслители.

Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего,- символисты, отрешенные от… действительности, видят в ней только свою мечту, они смортят на жизнь – из окна… Каждый символист… старше реалиста. Один еще в рабстве у материи, другой ушел в сферу идеальности (К.Бальмонт).

Снова звучит музыка Стравинского.

1-ый символист:

Из мира чахлой нищеты,

Где жёны плакали и дети лепетали,

Я улетал в заоблачные дали,

В объятьях радостной мечты,

И с дивной высоты надменного полёта

Преображал я мир земной,

И он сверкал передо мной,

Как тёмной ткани позолота.

Потом, разбуженный от грёз

Прикосновеньем грубой жизни,

Моей мучительной отчизне

Я неразгаданное нёс. (Ф.Сологуб)

4-ый символист:

В поле не видно ни зги.

Кто-то зовёт: Помоги!

Что я могу?

Сам я и беден, и мал,

Сам я смертельно устал,

Как помогу?

Кто-то зовёт в тишине:

Брат мой, приблизься ко мне!

Легче вдвоём.

Если не сможем идти,

Вместе умрём на пути,

Вместе умрём! (Ф.Сологуб)



Печальная и таинственная мелодия Стравинского замолкает, и занавес закрывается. На просцениуме снова ученик, ученица, Словарь и Энциклопедия.

Ученик. Не понял! И чего они все ноют?! Тоска зеленая!

Ученица. Зато красиво! Таинственно…

Ученик (передразнивает). Таинственно!.. Женская психология работает. Ну скажи, ты хоть что-нибудь поняла?

Ученица. Поняла! Вся жизнь – это неразгаданная тайна…. Разве не так?

Ученик. Ну так… Но зачем же всё смерть поминать? Разве жизнь так плоха? И разве в ней нечем заняться, кроме нытья?!

Энциклопедия. Так же рассуждали многие современники символистов. Они пародировали их произведения в своих стихах, рассказах и даже сказках.

Словарь. Хотите увидеть одну из них?

Ученик. Ещё бы!



Вновь открывается занавес, и перед зрителями Сказочник и главные герои сказки – Евстигней Смертяшкин и Нимфодора. Звучит «Русский вальс», который исполняется на шарманке (в записи), на его фоне здесь и дальше Сказочник ведёт свое повествование.

Энциклопедия. Итак, Горький. Из цикла «Русские сказки».

Сказочник. Долго жил Евстигней Закивакин в тихой скромности, в робкой зависти и вдруг неожиданно прославился. Сел он однажды после пирушки за обычную работу: сочинять объявления в стихах для «Анонимного бюро похоронных процессий» - и написал:

Бьют тебя по шее или в лоб, -

Всё равно ты ляжешь в тёмный гроб…

Честный человек ты иль прохвост, -

Всё-таки оттащат на погост…

Правду ли ты скажешь иль соврёшь,-

Это всё едино: Ты умрёшь!..

Понёс работу в бюро, а там не принимают. Огорчился Закивакин. В гибельном настроении ходит он по улицам и вдруг видит: вывеска, а на ней – чёрными буквами по белому полю сказано: «Жатва смерти».

- Ещё похоронное бюро, а я и не знал!- обрадовался Евстигней. Но оказалось, что это не бюро, а редакция нового беспартийного и прогрессивного журнала для юношества и самообразования. Закивакина принял сам редактор-издатель, стишки одобрил. «Ваши вдохновления, -говорит, -как раз то самое, ещё никем не сказанное слово новой поэзии, за которым я и снарядился..»

И через некоторое время стихи были напечатаны на первой странице журнала под заголовком «Голос вечной правды» и псевдонимом – Смертяшкин…С того дня и постигла Евстигнейку слава…

Ученица. И всё-таки нельзя называть символистов только «нытиками»! Ведь у них есть великолепные стихи о человеческих чувствах, переживаниях, о любви… Мне лично очень нравятся стихи Бальмонта.

Ученик. Да ведь это почти то же самое, что у поэтов «чистого искусства»! Я бы сказал, что символисты вообще их потомки!

Энциклопедия. Поэт-юморист и сатирик Саша Чёрный, между прочим, так прямо и заявлял…

Исполняется «Голубка» Ирадьера, и с двух сторон сцены появляются четыре жеманных и кокетливых, вычурно одетых д а м ы – это «Дамы от искусства».

1-ая дама:

Ах, политика узка

И притом опасна.

2-ая дама:

Ах, партийность так резка

И притом пристрастна.

3-я дама:

Разорваны по листику

Программки и брошюры,

То в ханжество, то в мистику

Нагие прячем шкуры.

ВСЕ:

Славься, чистое искусство

С грязным салом половым!

4-ая дама:

В нём лишь черпать мысль и чувство

Нам – ни мёртвым, ни живым.

ВСЕ:

Вечная память прекрасным и звучным словам!

Вечная память дешёвым и искренним позам!

1-ая дама:

Страшно дрожать по своим беспартийным углам

Крылья спалившим стрекозам!

2-ая дама:

Ведьмы, буки, чёрные сотни,

Звёздная палата, «чёрный кабинет»…

Всё проворней и всё охотней

Лезем сдуру в чужие подворотни-

Влез. Молчок. И нет как нет.

Все:

Отбой, отбой,

3-я дама:

В момент любой

Под стол гурьбой.

4-ая дама:

В любой момент

Индифферент.

1-ая дама:

Семья, горшки,

Дела, грешки –

Само собой.

ВСЕ. Отбой, отбой, отбой!

4-ая дама:

И полезем гуськом гуськом под кровать.

Нам, уставшим от шумного пира,

Надо свежие силы набрать.

ВСЕ. Ура! (Саша Чёрный. «Отбой»)



Последние слова пародии прерываются аплодисментами, с которыми появляется незнакомец в костюме середины XIX века.

Шестидесятник. Браво, браво! Я вижу, у меня появились новые единомышленники в борьбе с «чистым искусством»! Только я не понял, про какие чёрные сотни вы говорили и какие такие партии?

Ученица. А вы кто?

Шестидесятник. Я из журнала «Искра». И как здорово вы заклеймили этих эстетов! Не хуже нашего Минаева! Вы, конечно, знакомы с его пародиями?!

Ученик. Кое-что читали…

Шестидесятник. Кое-что? Если вы против «чистого искусства», надо его хорошо знать! Вот хотя бы это:

КУ-КУ

В лесу, под зелёным навесом,

Кукушка поёт на суку;

Она недовольна прогрессом –

Ку-ку!

Всё плачет кукушка о мире:

Пора, дескать, в гроб старику…

А кто-то ей вторит на лире –

Ку-ку!

Всё говорит, что свет безотраден,

Бесцветен, как глыба песку,

Что много червей в нём гадин –

Ку-ку!

Над жизнию глухо хохочет,

Вещует всем смерть и тоску,

И в тину запрятаться хочет –

Ку-ку!

Уйду, - говорит, - о народы!

От вас я один за реку

Сбирать насекомых породы –

Ку-ку!

Так долго рыдала о мире

Кукушка в лесу, на суку,

А кто-то ей вторил на лире –

Ку-ку!

Поэты! Забудьте ж кручину

И бренного мира тоску,

Но пойте, зарывшися в тину,-

Ку-ку!

Ученик. Вот это да! По-моему, это «Ку-ку» прямо к символистам обращено.

Шестидесятник. А кто это такие?

Ученик. Да тоже поэты вроде ваших «чистых»: всё в область души уходят, в идеальные сферы…

Шестидесятник. Что ж, выходит, они и через полстолетия процветают?! Не зря мы против них такую кампанию ведём! Но, друзья, раз дело обстоит так сложно, мне пора. Надо усилить огонь по «чистому искусству», чтобы не отрывало людей от реальной действительности! А вам желаю успехов в борьбе с вашими…символистами! (исчезает).

Ученица. По-моему, он переборщил: мы ведь не боремся, а просто хотим понять. Кстати, почему время от времени появляются в литературе и искусстве такие течения, которые намеренно уводят из жизни?

Энциклопедия. Заметьте, такие течения появляются тогда, когда в общественном развитии наступает определённый кризис, начинается ломка старого, но ещё трудно сказать, по какому пути пойдёт общество дальше, поэтому усиливаются настроения неверия в будущее, упадка…

Ученик. А были ли ещё подобные символизму течения?

Словарь. Были. Были акмеисты, которые противопоставляли себя символизму. В их произведениях отражалась реальность быта, но на самом деле стихи об экзотических странах, насыщенные неординарными образами, тоже уводили от жизни…

Энциклопедия. Однако истинными глашатаями современности считали себя футуристы.

Словарь. Слово «Футуризм» образовано от латинского футурум-будущее… Хотите познакомиться с футуристами?

Ученик. Разумеется! Тем более, что они говорят о своей принадлежности к будущему!

Словарь. Тогда опять три имени!



Из зала называют три имени футуристов, и занавес вновь раскрывается. На сцене группа молодых людей: некоторые из них в жёлтых кофтах, с бантами, у других лица разрисованы кубиками, рыбами и т.п. Они стоят плечом к плечу. Под звуки музыки Стравинского начинается их поэтический диалог.

1-ый футурист. Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве!

2-ой футурист. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

3-ий футурист. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. И проч. С Парохода Современности.

4-ый футурист. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней («Пощёчина общественному вкусу»).

Все (скандируют). Мы новые люди новой жизни.



Поворачиваются вполоборота к зрителям и, энергично взмахивая правой рукой, скандируют хором:

Каждый молод, молод, молод.

В животе чертовский голод

Так идите же за мной…

За моей спиной.

Я бросаю гордый клич

Этот краткий спич!

Будем кушать камни, травы,

Сладость, горечь и отравы,

Будем лопать пустоту,

Глубину и высоту,

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!.. (Д.Бурлюк)

1-ый футурист. Мы придаём содержание словам по их начертательной и фонетической характеристике.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиээй пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо. (В.Хлебников)



Все садятся на скамейку и раскачиваются в такт стихам, имитируя качку.

Футуристы (по очереди):

- Эй вставайте, подымайте паруса,

Собирайтесь в даль окружную,

Раздувайте ветром звонким голоса,

Зачинайте песнь дружную.

Да за вёсла братцы вольные

Ну, соколики сокольные,

Знай отчаливай

Все:

Раскачивай

И эхх-на

Барманзай

Б-ззз

Все:

Сарынь на кичку.

Ядрёный лапоть

- Пошёл шататься по берегам.

Сарынь на кичку.

Все:

Казань-Саратов.

В дружину дружную

На перекличку.

На лихо лишное врагам.

3-ий:

- Сарынь на кичку.

4-ый:

- Бочонок с брагой

Мы разопьём

У трёх костров.

И на приволье волжской влагой

Зарядим в грусть

У островов.

3-ий:

- Сарынь на кичку.

Все:

Ядрёный лапоть

Чеши затылок у перса-пса.

Зачнём с низовья

Хватать, царапать

И шкуру драть

Парчу с купца.

3-ий футурист:

- Сарынь на кичку.

5-ый футурист:

- Кистень за пояс,

В башке зудит

Все:

Разгул до дна.

Свисти-глуши,

Зевай-раздайся.

..................................

Вввв-а. (В.Каменский. «Сердце народное – Стенька Разин»)

4-ый футурист:

- Мы во власти новых тем!

2-ой футурист:

-Мы презираем славу!

Все. Мы новые люди новой жизни!



Занавес закрывается. На просцениуме ученик и ученица, Энциклопедия и Словарь.

Ученица. Сколько шума от футуристов! Вообще сродни чем-то сегодняшней дискотеке: много шума из ничего…

Ученик. Ну не скажи!.. Во-первых, сколько энергии во всех их стихах, они совсем не похожи на нытьё символистов. А во-вторых, что плохого в дискотеке?

Энциклопедия (вмешивается). Между прочим, шумные выступления русских футуристов часто были стихийно направлены против буржуазной культуры, что и привлекло к ним Маяковского…

Ученик. А я что говорю! Лично мне эти футуристы чем-то понравились. Разве можно их сравнивать с «чистым искусством»?!

Ученица. А по-твоему, заниматься словотворчеством, бесконечным экспериментаторством, кричать о свободе творчества – это не уходить от реальной жизни?!

Словарь. Кстати, у футуристов было столько же противников, сколько и поклонников. После их турне по стране появилось много групп последователей и противников. А в Саратове в 1914 году вышел сборник стихов «Я». Авторы его назвали себя психо-футуристами. А в книге были примерно такие опусы: «Локомотивит солнце, аэропланит Земь, автомобилит Лунь, маховит Мысль, ниагарит кровь, шагоступают Гомы, череногают Лаи, - всё стремит в неухоуловимом взвое: всё полно Психа… Псих огнеет, дым клубеет, жизнь живеет эет меет лееет… рельсодвиньтесь тримно трамно околесьтесь тромно трумно всё психеет, всё безумно».

Ученица. Ну и околесица!

Энциклопедия. Но всё дело в том, что этот альманах был пародией, сочинённой противниками этого течения. Чтобы осмеять их, они выступили от их имени и, пользуясь их же приёмами, сочинили стихи:

Самовачесть, самовитость, самовук,

Любовачесть, любовитость, любовук,

Как паук!

Эгосамость, духопламость, духознак,

Одолеет, огипнозит как «так-так»…

Кто дурак?

Это была литературная мистификация, осуществлённая литературным кружком «Многоугольник», душой которого являлся Лев Иванович Гумилевский. Приняли мистификацию за чистую монету, тем самым подтвердив мысль о том, что это течение – бессодержательная шумиха без будущего. Даже Валерий Брюсов не заметил подделки, а только признал, что стихи саратовских футуристов слабее столичных.

Ученица. Ну что, слышал? Бессодержательная шумиха!

Чем же твои футуристы лучше «чистого искусства» или символистов? Те про любовь и про душу, а эти экспериментируют и орут, когда люди страдают или важные проблемы решают.

Ученик. К сожалению, приходится соглашаться, хотя чем-то они мне симпатичны… Их бы энергию да оригинальность да на важное дело!

Энциклопедия. Важными делами и проблемами занимались критический реализм и молодая пролетарская литература…

Начинает тихо звучать «Варшавянка», и на экране театра теней появляются, сменяя друг друга, силуэты ораторов на трибуне.

1-ый оратор. У вас должна быть своя поэзия, свои песни, свои стихотворения. В них вы должны искать выражения своего горя, своих надежд и стремлений.

1-го оратора сменяет второй.

2-ой оратор. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идеЯ социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в её ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не… скучающим «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся… Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли.

На экране плотная группа рабочих, перед ней на возвышении – революционер Находка.

Находка. Товарищи! Говорят, на земле разные народы живут – русские и украинцы, евреи и немцы, англичане обращаются с рабочим народом, так и увидите, что все они для рабочего – тоже башибузуки.

Павел (поднимает знамя, и «Варшавянка» начинает звучать громче). Товарищи! Мы решили открыто заявить, кто мы, мы поднимаем сегодня наше знамя, знамя разума, правды, свободы! Да здравствует рабочий народ! Да здравствует социал-демократическая партия, наша партия, товарищи, наша духовная родина! Да здравствуют рабочие люди всех стран!

Внезапно «Варшавянка» обрывается, слышен шум, крики: это разгоняется демонстрация (грамзапись), толпа рассыпается. Несколько секунд экран пуст, но затем появляется силуэт рабочего с книгой в руке.

Рабочий:

Жить в потёмках мы устали.

Мы проснулись, мы восстали –

Жаждем жизни молодой,

Прочь, беспомощные страхи,

Глубже взгляды, шире взмахи,

Больше дерзости святой!

………………….

Выше факел подымайте,

В душах пламя зажигайте,

Ошибайтесь, но дерзайте:

Пролетит веков гряда –

Только то,что силой взято,

Будет живо, будет свято,

Будет взято навсегда. (Е.Тарасов. «Дерзости слава»).

Звучит песня на слова Ф. Шкулёва «Мы-кузнецы», а луч света высвечивает на экране имена Горький, Скиталец, Шкулёв, Бедный, Тарасов, Радин. Затем экран гаснет, и снова появляются ведущие.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!