СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие налоги мы платим

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура данной разработка "Какие налоги мы платим"  соответствует требованиям ФГОС. В разработку включены задачи на формирование основ финансовой грамотности с региональным компонентом (Удмуртская Республика". Фрагменты урока можно использовать на уроке истории в 8 классе при изучении правления Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Какие налоги мы платим»

Тема: Какие налоги мы платим

Выполнила: Моисеева Антонида Николаевна

Класс/возрастная группа:8-11 классы/14-17 лет

Тип занятия: урок открытия новых знаний по обществознанию. Можно использовать частично на уроке истории России при изучении темы «Экономическая политика Петра I»

Цель: формировать основы финансовой грамотности учащихся в области налоговой политики государства

Задачи:

Образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

Развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

Воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Оборудование/ресурсы: ноутбук, колонки, проектор, интерактивная доска.

Ход занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент. Приветствие учеников.

Постановка темы.

Учитель: Давайте определим тему нашего урока. В этом нам поможет мультфильм. Внимание на экран. (фрагмент мультфильма «Чиполлино», ссылка https://vk.com/video-114809959_456239462 - Лимон устанавливает налог на дождь, грозу, молнии)

Учитель: Так, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о налогах) Что мы должны узнать о них? (Учитель конкретизирует ответы учащихся и составляет с ними план урока).

  1. Ориентировочный этап

Учитель: Ребята, предположите, как мы организуем работу? (самостоятельно, в парах, группах). Где вы можете найти необходимую информацию? (в книге, в раздаточном материале)

  1. Поисково-исследовательский этап

Учитель: Давайте составим определение. Перед вами на доске написано, что такое налоги, но к сожалению, вначале урока все слова перемешались. Кто попробует навести порядок в словах? (Налоги- обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства).

Учитель: Обязательно ли платить налоги? (да) Зачем государству нужны налоги?

(налоги поступают в бюджет государства и расходуются на развитие образования, культуры, спорта; выплаты пенсий и пособий, медицину и т.д.)

Учитель: Кто платит налоги? Что государство облагает налогом? То есть у нас есть субъект налога — это физические и юридические лица и есть объект налога — имущество, прибыль которую получают организации.

Учитель: В налог входит объект налога и ставка налога. Посмотрим, как правильно рассчитать ставку налога.

Предположим, что у человека есть квартира и за нее нужно заплатить налог. В квартире всего 40 кв. метров. Один квадратный метр стоит 100 рублей. Чтобы посчитать ставку налога нужно

40*100=400 рублей, это и есть сам налог.

Учитель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с видами налогов. И в этом нам помогут эксперты. (выступление школьников на тему «Прямые и косвенные налоги»)

Учитель: Давайте закрепим эту информацию, выполнив задание 1.

Задание 1. Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИМЕР ВИД НАЛОГА

А) налог на имущество физических лиц 1) прямые

Б) транспортный налог 2) косвенные

В) налог на доходы физических лиц

Г) таможенные пошлины

Д) акцизы

Ответ А-1, Б-1, В-1, Г-2, Д-2


  1. Практический этап

Учитель: Поработаем в парах. Решите задание 2.

Задание 2 «Покупка автомобиля». Маша с родителями проживает в г. Ижевск. Ее родители собираются купить автомобиль, но не могут выбрать какой именно: Lada XRAY или ŠKODA KODIAQ.

Таблица налоговых ставок на легковые в Удмуртии за 2021 год

Автомобили легковые

Налог на 1 лошадиную силу (л/с)

до 100 л. с. включительно

14 руб.

свыше 100 л. с. до 150 л. с. включительно

29 руб.

свыше 150 л. с. до 200 л. с. включительно

50 руб.

свыше 200 л. с. до 250 л. с. включительно

75 руб.

свыше 250 л. с.

150 руб.

  1. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 122 л/с, а второго - 180 л/с.

  2. Определите субъект, объект налога.

  3. Определите к какому виду налога, прямому или косвенному, будет относится данный налог.


Ответ:

  1. Налог на Lada XRAY: 122*29=3538 р.

Налог на ŠKODA KODIAQ: 180*50=9000 р.

Родителям Маши выгоднее будет купить: Lada XRAY

  1. Субъект – родители Маши, а именно тот, на кого оформили автомобиль. Объект налога – автомобиль.

  2. Транспортный налог является прямым налогом.


Учитель: Налогообложение в России имеет богатую историю. В группах изучите налоговую систему России, сформированную при Петре 1, и решите финансовую задачу на основе полученных знаний.


Задание 3. «Налоги, взимаемые с удмуртов в эпоху Петра 1»

Изучите историческую справку и выполните финансовую задачу.

Историческая справка

Петром I была введена подушная подать. Она распространилась и в наших краях. С 1724 г. по реформе каждая «мужская душа» была обязана ежегодно платить в казну 74 копеек. Все нерусские народы Поволжья, в т.ч. и удмурты, входили в особую группу государственных крестьян. Кроме подушной подати, им приходилось выплачивать особый оброк в размере 40 копеек. Также при Петре 1 появился особый налог на бороды. С крестьян он взимался только в случае их въезда в город (1 коп.) или выезда из города (1 коп.). В 1705 г. с удмуртов стал собираться налог за право варить кумышку (ритуальный напиток). При Петре прибыльщиками также были установлены налоги на дубовые гробы, бани, пасеки, свадьбы, проводившиеся не по православном обычаю. Были установлены таможенные пошлины с веса и стоимости товара, особые конские пошлины. Также были введены акцизы на соль, вино, табак.

С 1705 г. стала обязательной рекрутская служба для удмуртов. Односельчанам приходилось затрачивать на снаряжение каждого рекрута не менее 20 рублей (так называемые «рекрутские деньги»).


Финансовая задача

Сентябрь 1725 г. В середняцкой семье Касимовых Камая и Сандры семеро детей: трое сыновей и четверо дочерей. Семья строго соблюдала языческие традиции, Камай и двое старших сыновей носили бороды.

Камай решил через неделю выдать старшую дочь Очинь замуж за односельчанина-язычника Ондрея, так как через 2 недели старшего сына Иви забирали в рекруты, и жить пришлось бы тяжко. Для организации свадьбы и проводов сына в армию нужны были деньги. Поэтому Камай с сыновьями отправился в г. Хлынов на базар. На базаре ему удалось продать одну лошадь, 3 пуда зерна, 2 ведра кумышки, 1 ведро меда с личной пасеки. Купив на базаре 1 пуд соли и табак сыну Иви, Камай с детьми отправился домой.

  1. Определите размер подушной подати, налагаемую на семью Касимовых.

Ответ: (74+40)*4=456 коп, т.е. 4 р. 56 коп., т.к. в семье 4 мужчин и удмурты платили на 40 копеек больше стандартной подати, т.к. были причислены к государственным крестьянам.

  1. Определите, какие прямые и косвенные налоги заплатит семья Касимовых в 1725 г. Ответ запишите в таблицу.

Прямые

Косвенные




Ответ

Прямые

Косвенные

Подушная подать 4 р. 56 коп.,

Рекрутские деньги

Налог на иноверческую свадьбу (языческую)

Бородовой налог (6 копеек)

Налог за право варить кумышку

Налог на пасеку

Торговая пошлина

Конская пошлина

Косвенные налоги на табак и соль


5. Рефлексивно-оценочный этап

Давайте подведем выводы по сегодняшней теме. Закончите предложения

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

меня удивило…

Домашнее задание:

Творческое задание:

Если бы вы были Президентом, то какие бы налоги вы отменили, а какие ввели новые и почему.














Анализ занятия в контексте структуры финансовой грамотности

Фрагмент

Содержание

Познавательная деятельность

Контексты

Задание 1. «Виды налогов» (соответствие)

Финансовая среда


Применение финансовых знаний и понимания

Дом и семья/

Общество и гражданин (т.к. речь идет об обязанности платить налоги)

Задание 2. «Покупка автомобиля»

Деньги и операции с ними/

Планирование и управление финансами

Выявление финансовой информации/

Применение финансовых знаний и понимания

Дом и семья/

Общество и гражданин


Задание 3. «Налоги, взимаемые с удмуртов в эпоху Петра 1»

Финансовая среда


Выявление финансовой информации/

Применение финансовых знаний и понимания

Дом и семья/

Общество и гражданин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!