Какие игры закрепляют умение детей задавать вопросы
и отвечать на них
1. Игра «Да и нет»
Ход игры: возьмите коробку или красивый непрозрачный мешочек, или пакет, или папку. Ведущий игры должен спрятать в пакет карточку, а игрок – отгадать, что спрятано. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет».
Сначала роль ведущего выполняет ребенок или группа детей, а взрослый задает вопросы:
– Это живое?
– Нет.
– Это неживое?
– Да.
– Это предмет?
– Да.
– Его надевают? Им шьют? Он большой? Он нужен, чтобы?
Логика вопросов в игре: сначала определить, живой объект или неживой; затем – его назначение: это мебель, одежда, обувь, головной убор, электроприбор, транспорт, музыкальный инструмент, спортивное снаряжение; его внешние признаки. Затем назвать отгадку.
2. Игра «Вопросы с подсказкой»
Возьмите карточки с символами, которые обозначают содержание вопроса. Пустая карточка – «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами – «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами – «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки – «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.
Ход игры: используйте разнообразные формы вопросов, которые имеют несколько направлений
1. Карточка с изображение цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета.
2. Карточка с изображением геометрических форм – о форме.
3. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине.
4. Если же на карточке изображают кружок в разных местоположениях, например, на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слово «где».
5. Изображение часов – вопросительное слово «когда».
6. Изображение цифр – «сколько».
3. Игра «Запрещенные слова»
Необходимые материалы: по пять горошин каждому ребенку.
Ход игры
Воспитатель: «Я хочу предложить вам игру, в которой надо быть очень внимательным. Вы можете ходить по комнате и заговаривать с другими ребятами. И при этом пытаться выманить у них слова «да» или «нет». Если вам это удается, вы забираете одну горошину у своего соперника, который забыл, что в этой игре говорить «да» или «нет» нельзя. У каждого из вас есть пять горошин, сохранить их может только тот, кто не нарушит правила. Когда кто-то заговаривает с вами и задает вам вопрос, вы должны быстро на него ответить. Если же вы не отвечаете или медлите с ответом больше пяти секунд, задавший вопрос может тихо и медленно считать от одного до пяти, то вы также должны будете отдать одну из своих горошин. Если кто-то из вас потерял все свои горошины, он может продолжать играть дальше и попытаться заставить кого-нибудь ответить «да» или «нет», чтобы таким образом вернуть себе горошины. Мы будем играть в эту игру десять минут, а потом снова сядем на свои места и посмотрим, у кого будет сколько горошин».
.
4. Игра «Смешинка»
Игра учит детей задавать вопросы и отвечать на них; закрепляет умение использовать различные падежные формы существительных.
Необходимые материалы: набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.
Ход игры: игрокам раздают картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.
5. Игра «Турнир знатоков»
Ход игры
Воспитатель: «Ребята сегодня мы приглашаем вас принять участие в игре – викторине «Турнир знатоков». В игре будут принимать участие две команды: «Звёздочка» и «Ракета». Послушайте правила игры. Каждая команда будет получать задание, выигрывает та команда, которая быстрее, а главное, правильнее выполнит его. За каждое правильно выполненное задание команда получает одну звёздочку.
Итак, начнём игру и первое задание «Хитрые вопросы». Та команда, которая ответит на большее количество вопросов получит правую звезду».
«Хитрые вопросы»:
1. У какого животного есть иголки? (Еж, ехидна)
2. Кто в лесу спит зимой? (Еж, медведь, барсук)
3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
4. Лев- дикое или домашнее животное? (Дикое)
5. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
6. У какого животного есть рога и копыта? (У быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)
7. Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца, осла)
8. Какого цвета листья на деревьях осенью? (Желтого, красного)
9. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)