Какие игры и упражнения использовать, чтобы научить дошкольников образовывать глаголы
1. Упражнение «Образуй глаголы при помощи приставок»
Воспитатель: «Давайте рассмотрим рисунки и назовем, что делает папа, мальчик на каждой картинке».
– ходить – заходить – уходить – приходить;
– вошел – вышел, пришел – ушел.
2. Игра «Что делают на музыкальных инструментах?» Игра учит образовывать глаголы при помощи суффиксов.
Воспитатель показывает детям способ образования глаголов при помощи суффиксов, например, на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют. Воспитатель задает такие вопросы, как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? дудочку? трубу?» Дети понимают, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет свое название.
3. Игра «Кто что делает?». Игра учит образовывать глаголы с опорой на наглядность.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.
Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.
Воспитатель говорит: «Ты знаешь, сколько в мире всяких разных профессий. Давай с тобой посмотрим, кто чем занимается. Вытащи из мешочка одну карточку, скажи мне кто это? А чем он занимается?»
Правильные варианты: повар варит, врач лечит, учитель учит, строитель строит, художник рисует, пианист играет на пианино, писатель пишет, портниха шьет, прачка стирает, уборщица убирает, фотограф фотографирует, продавец продает, покупатель покупает, ученик учится.
3. Игра «Добавь слово». Игра учит подбирать глаголы, которые обозначают окончание действия.
Взрослый называет начало действия, а ребенок – его продолжение и окончание:
– Оля проснулась и... (стала умываться).
– Коля оделся и... (побежал гулять).
– Он замерз и... (пошел домой).
– Стали они играть... (с зайчиком).
– Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)
– Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
Обращайте внимание на интонацию законченности предложения.