Какие дидактические игры развивают у детей наблюдательность
1. Игра «Узнай, что изменилось». Детей учат употреблять предложения описательного характера.
Ход игры
В игре используют кукольный персонаж – Петрушку. Веселый и озорной, он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.
Воспитатель: «Дети, к нам в гости пришел Петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка, расскажи детям!»
Петрушка появляется из-за ширмы, которая стоит на столе воспитателя.
Петрушка: «Дети, сейчас мы будем с вами играть. Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?»
Дети: «Посередине стола».
Петрушка: «А пирамидка?»
Дети: «Справа от нее».
Петрушка: «А как можно сказать, где стоит матрешка?»
Дети: «Она стоит слева от Маши».
Петрушка: «А где стоит пирамидка? А кукла Маша между ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится».
Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка. Петрушка: «Что изменилось здесь? Где стоит сейчас Маша? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Вова, скажи, где стоит сейчас Маша?»
Вова: «Она стоит впереди».
Петрушка: «А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Оля!»
Оля: «Они стоят сзади куклы Маши».
Петрушка: «Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то переставлю, и вы отгадаете».
Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана.
Петрушка: «А сейчас кто назовет, что изменилось? Что я переставил?»
Дети: «Ничего не переставил».
Петрушка: «Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше?»
Дети: «Они так и стояли: Маша впереди, а матрешка и пирамидка сзади».
Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.
Эту игру можно проводить в том случае, если дети имеют определенные знания и умеют ориентироваться в пространстве. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помочь ему найти нужную игрушку.
Чтобы усложнить игру, воспитатель увеличивает количество игрушек, а также усложняет правила игры: теперь нужно рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в одежде, положении рук, ног куклы, величине пирамидки, матрешки и др.)
2. Игра «Что одинаковое и разное». Детей учат употреблять предложения описательного характера.
Ход игры: дети сравнивают двух зайчат. При этом они могут употреблять такие конструкции: «У этого зайчонка зеленая жилетка, а у этого – рубашка и шортики».
3. Игра «Найди два одинаковых предмета». Детей учат употреблять предложения описательного характера.
Ход игры: детям предлагают рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых. Задача – найти их, показать и объяснить, в чем сходство этих двух предметов.
Воспитатель: «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их сходство».
4. Игра «Угадай по описанию». Детей учат употреблять предложения описательного характера.
Ход игры
Воспитатель: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», – подумала Наташа. Дети, кто поможет девочке вспомнить, как называется то, что ей прислала бабушка?»
«Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.