СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какая польза от мусора (Как решить проблему ТБО).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Какая польза от мусора (Как решить проблему ТБО).»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 19»









Тема проекта:

Какая польза от мусора? (Как решить проблему ТБО).

Тип проекта: социальный











Автор:

Мезенцева Дарья Александровна

Обучающийся 7 класса

Наставник проекта:

Лакман Татьяна Николаевна

Учитель химии и физики



СОДЕРЖАНИЕ


Введение..................................................................................................................3

I. Теоретическая часть

1.1. История мусора.................................................................................................4

1.2. Виды отходов и их классификация.................................................................5

1.3. Сортировка отходов и способы их переработки ...........................................5

1.4. Опыт развитых стран в развитии системы раздельного сбора

отходов и их дальнейшей переработки ..................................................................7

II. Практическая часть

2.1. Социологический опрос....................................................................................8

2.2. Эксперимент – Разделение мусора………………...........................................9

Заключение..............................................................................................................10

Список использованных источников.................................................................12

Приложение............................................................................................................13

































Аннотация наставника

Проект «Какая польза от мусора? (Как решить проблему ТБО)» призван привлечь внимание окружающих к важной проблеме для всего человечества;

Проблемы мусора – это проблемы и экологические, и экономические, и технические, и социальные одновременно. От того, насколько разумно человек их разрешит, зависит его будущее

Тип проекта: социальный.

Продукт проекта: является абажюр. Это интересный и изящный светильник может послужить хорошим украшением для любого интерьера, а также замечательным подарком. С его помощью можно внести частичку радости, тепла и уюта в любое помещение.

Проект носит воспитательный характер и будет интересен как детям, так и взрослым. Выполнение проекта способствует развитию, прежде всего, личностных и регулятивных универсальных действий, развивает твор­ческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать её и приме­нять в своей деятельности.



Введение

Моя работа посвящена теме мусор и его второй жизни. Меня очень заинтересовала данная тема после просмотра мультфильм «Валли», в котором показывают планету Земля. Людям пришлось покинуть её из-за сильнейшего загрязнения. И я подумала, ведь это может стать действительностью. Если и дальше мы будем в таком же количестве выкидывать мусор, то скоро наша планета будет такая же, как в этом мультфильме. Я решил узнать, как можно справиться с этой проблемой и выяснить, что сделать что бы была возможность уменьшить количества мусора и дать ему, мусору, вторую жизнь.

Моя семья живёт в частном доме, и мы привыкли сортировать отходы по 4 направлениям – бумажные (для сжигания в печи), пищевые (для гниения в компостной яме), пластик и прочие отходы.









Цель:

моей работы – узнать всё о способах утилизации мусора, научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • описать влияние отходов на окружающую среду;

  • узнать способы утилизации в разных странах;

  • доказать, что вторичная переработка необходима для сохранения окружающей среды;

Итак, работа состоит из нескольких этапов:

1. подбор и изучение литературы;

2. проведение творческой работы по изготовлению поделок из вторичного мусора.

3. анкетирование учащихся 7-8 классов МБОУ ООШ №19;

4. выступление в МДОУ «Д/сад№25» в старшей группе ОВЗ с презентацией и мастер классом.

По результатам проведённых исследований и на основе эксперимента и анкетирования, можно дать практические рекомендации по использованию материалов данного исследования.


















I. Теоретическая часть

1.1. История мусора

Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, я узнал, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.

Оказалось что: 200 тыс. лет до н. э. - первые мусорные кучи, найденные археологами.

Первая, самая старая свалка находится в Кноссе на острове Крит. Критяне вырыли глубокий колодец, заполнили его несколькими слоями мусора и сверху завалили землёй. По сути, тот же метод используется и на современных свалках.

Средневековые города, с узкими улочками были загрязнены мусором. Канализации в городах не было, содержимое ночных горшков выливалось на улицу. Во время дождя зловонные ручьи текли по улицам прямо в р. Сену, откуда водоносы развозили воду по домам. Мир стали поражать эпидемии чумы, холеры, они косили людей миллионами. Во Франции и Англии были установлены штрафы за сваливание мусора на городских улицах. Часть мусора вывозили за черту города, а часть отдавали свиньям.

В 19 веке в Японии задумались о переработке бумаги.

В 60-е годы в США начинается промышленная переработка отходов, создаётся международная общественная природоохранная организация Гринпис.

В 90-е годы во всем мире начинается промышленная переработка ТБО (твёрдые бытовые отходы) из пластика, стекла, полиэтилена.

В древности отходов было меньше, чем сейчас, их количество растёт. Люди покупают всё новые и новые бытовые приборы, вещи. Отчего старые быстро устаревают и их выкидывают. Большой процент отходов составляют: упаковка, пластиковые бутылки, одноразовые предметы, полиэтиленовые пакеты.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

1.2. Виды отходов и их классификация

Мы называем мусором или отходами всё, что больше не нужно. Однако смешивания понятий «мусор» и «отходы» – это ошибка, которая и формирует положение дел со свалками в России таким, каково оно есть.

Если мы отнесёмся более внимательно к тому, что складываем в мусорное ведро, то увидим, что большая часть его содержимого может - и должна! - получить вторую жизнь. Например, в переработку можно отправить пластик, бумагу, стекло, алюминиевые и жестяные банки, старую одежду.

А некоторые предметы - использованные батарейки, старые ртутные лампы - настолько губительно воздействуют на окружающую среду, что выбрасывать их, по меньшей мере - безответственно.

Все вышеперечисленное – не мусор, а именно отходы, вторсырье, то есть то, что может быть переработано. Мусор - это все, что переработке не подлежит.

А отходы делят на группы: пищевые и бумажные, стекло и пластик, древесные и резиновые, батарейки и многое другое (приложение 2). Основные виды отходов: ТБО и промышленные. Сегодня в России отходы разделяют :

- промышленные, бытовые, военные (в зависимости от происхождения);

- биоотходы и техногенные (от состава);

- жидкие, твёрдые, газообразные (по агрегатному состоянию);

- от степени опасности (приложение 3 и 4).

ТБО разделяют на 2 типа: органический (пища, листья, трава, дерево) и бытовой мусор (пластмасса, картон, стекло, ткань, целлофан, резина, металлы, лаки, краски, косметика, удобрения, бытовая химия, медицинский).

Есть промышленные источники загрязнения, сбросы вредных отходов от предприятий. Остатки токсичного сырья попадают в воздух и влияют на окружающую среду: идёт усиление парникового эффекта, изменение климата, разрушение озонового слоя, кислые осадки. Уже произошло заражение водных бассейнов, почв, вымирание и снижение популяции птиц, животных и рыб.

1.3. Сортировка отходов и способы их переработки

Для отходов есть своя система переработки. Во многих странах стоят контейнеры для сбора стеклянных, бумажных и др. отходов. Способы переработки:

1.Захоронение на полигонах препятствует переносу, заражению воды и воздуха.

2. Термические методы — мусоросжигание, газификация. Оборудованные заводы, со специальными фильтрами.

3. Вторичное использование.

4.Компостирование основано на разложении микроорганизмами мусора, применяется для органических веществ: опилки, дерево, листья, трава.

Экономически выгодный метод — вторичная переработка (ресайклинг). Из-за технологической сложности переработки, отходы вывозят на полигоны, компостируют или сжигают, но чаще их хранят на свалках. Срок разложения мусора варьируется от нескольких дней до 500 лет. При разложении в атмосферу выделяются токсины. Для уменьшения токсинов необходимо сокращение свалок, создание и применение лучших методов утилизации.

Вторичное использование мусора.

Стекло.

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке.

Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло травмоопасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры. Конечный продукт разложения стеклотары - стеклянная крошка, по виду сходная с песком.

Основная масса стеклянных отходов не перерабатывается, а подвергается захоронению на полигонах.

Металлолом.

Чаще всего в металлоломе встречаются изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов. Кроме того, куски выброшенного металла травмоопасны для людей и животных.

Металлолом разлагается под действием кислорода, в конечном итоге образуя оксид железа. Скорость разложения металлических изделий - за 10-20 лет на один миллиметр в глубину (в пресной воде - за 3-5 лет, в соленой - за год-два).

Металлолом - наиболее подходящий для вторичного использования материал. Переработка металлолома имеет огромное значение для экономики и экологии. Она позволяет разгрузить и так истощенные месторождения руды, сократить затраты топлива на выплавку важнейших металлов, а также существенное сокращение сопутствующих затрат (например, транспортировка).

Изделия из фольги и алюминиевые банки также возможно подвергнуть переработке. В природе фольга может пролежать на земле до 20-30 лет (а алюминиевые банки - до нескольких сотен!), образуя в целом безвредные оксид и соли алюминия под действием кислорода. Наиболее безопасный способ утилизации изделий на основе алюминия (не считая переплавки) - захоронение.

Кожа.

Даже из маленьких, никудышных обрезков кожи можно извлечь много пользы.

Если же вам надоели металлические и пластиковые браслеты, то, освоив приёмы декоративной отделки кожи, можно изготовить на свой вкус удобный и мягкий кожаный часовой ремешок.

С помощью этих же приёмов нетрудно сделать из кожи удобную и долговечную книжную закладку.

Полоску тонкой кожи, продольно сложенную вдвое или втрое и проклеенную, можно пришить в качестве вешалки к пальто или куртке. Она гораздо прочнее и долговечнее матерчатых и не так груба, как вешалки из металлических цепочек.

Другой пример — совсем уж никудышные отходы кожи использовать как белковое удобрение для выращивания овощей. Обрезки кожи измельчают, заливают водой, разваривают и сушат. Получается серый порошок, который содержит 9-14% азота и много ценных микроэлементов. Даровое удобрение оказалось высокоэффективным: урожай картофеля повышается на 30%, а помидоров — на 35%.

А ещё из отходов кожевенного производства делают кормовую муку.

Бумага.

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги, (иногда обработанной защитными веществами), картона и краски. Несмотря на то, что бумага разлагается 2-3 года, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения.

Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.

При сжигании бумажного мусора образуются вредные диоксиды - продукты горения краски и типографских чернил. Этот способ не является рациональным при утилизации такого рода отходов.

Пластмасса.

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал - из вторичного пластика можно получать полимерное сырье, используемое в производстве изделий. Продукция, в зависимости от стандартов качества, может производиться полностью из вторичного пластикового сырья, или из определённой пропорции первичного и вторичного пластика.

Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоёмах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного.

Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.

Пищевые отходы.

Наименее опасные отходы - пищевые, органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются - примерно за 2 недели. Однако, вследствие того, что органические отходы используются в пищу как микроорганизмами, так и животными - их избыток может привести к распространению вредных и опасных бактерий, насекомых и животных. В Средние века завалы гниющих органических отходов в городах приводили к эпидемиям и значительному распространению крыс - переносчиков паразитов и инфекций.

При сжигании пищевых отходов выделяются вредные для здоровья человека вещества - диоксиды. Это ещё раз подтверждает необходимость сортирования мусора перед его утилизацией.

Самый безопасный метод утилизации органического мусора - компостирование. В течение этого процесса в органической массе повышается содержание легко усваиваемых растениями веществ - фосфора, азота, калия, и других и обезвреживаются неблагоприятная флора и микроорганизмы.

Таким образом, при грамотной и своевременной утилизации органического мусора, этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение.

1.4. Опыт развитых стран в развитии системы раздельного сбора отходов и их дальнейшей переработки

Япония.

Отдельно собираются пластиковые бутылки, стеклянная тара, алюминиевые банки и другие отходы для повторного использования. Специальные контейнеры предусмотрены для металлических предметов, газет, отдельно собираются батарейки и лампочки. Жильцы квартир обязаны сортировать мусор, а крупногабаритные предметы будут вывозиться на свалку только после оплаты специального сбора в размере 3-4 долларов. При повторном нарушении жильца будет наложен крупный штраф.

Перед вывозом мусор складывается в специальные прозрачные пакеты, и служба мусорщиков тщательно контролирует их содержимое: «неправильный» пакет просто не будут вывозить. В стране ежегодно производится до 44 млн. тонн отходов, из них перерабатывается до 46%. Хотя этот показатель ниже, чем у других развитых стран, Япония добилась хороших результатов по переработке отдельных значимых категорий мусора:

Сейчас в стране работают современные предприятия, объем выбросов от которых удалось сократить на 90%. Один из ультрасовременных мусороперерабатывающих заводов работает всего в 15 минутах езды от Гиндзы – торгового квартала в Токио – и в непосредственной близости от районов с элитным жильём. При этом он не даёт загрязнения атмосферы и не доставляет дискомфорта горожанам.

Канада.

В Канаде система разделения отходов при сборе начала складываться ещё 40 лет назад, и сейчас она даёт ощутимые результаты. В стране на государственном уровне реализуются программы защиты окружающей среды, экологическое воспитание граждан начинается с самого раннего возраста. В Канаде перерабатывается до 50% всех образующихся отходов, активно развиваются технологии малоотходного и безотходного производства.? Страна стремится перейти к модели экономики, когда одни и те же материалы будут постоянно перерабатываться по кругу. Что позволит практически исключить образование отходов. Для реализации этого плана используются следующие меры: Система глубокой сортировки мусора ещё на этапе сбора. Установлены штрафы в размере до 305 долларов за несвоевременный вывоз отходов каждого типа и неверное распределение различных видов мусора по контейнерам. Если жилец многоквартирного дома нарушает требования не один раз, его могут даже выселить. Установлены достаточно высокие тарифы на вывоз мусора, при этом они одинаковы для всех категорий жильцов. В год в среднем одна семья платит 88 канадских долларов.

II. Практическая часть

2.1. Социологический опрос среди 7-х и 8 классов. (Приложение 1)

Анализ анкетирования школьников.

Было проведено анкетирование среди учащихся 7 – 8 МБОУ ООШ №19;

Ученикам была предложена анкета (см. Приложение1 ) об их понимании проблемы загрязнения окружающей среды. В анкетировании участвовало 46человек.  На первый вопрос анкеты о том, выбрасывают ли они мусор в урну вне дома, 45 человек ответило, что выполняют да, выбрасывают, а 1 человек, что нет. На вопрос о том, разделяют ли дети мусор, 9 человек ответили, что разделяют, остальные не делают этого. На второй вопрос, выбрасывают ли они ненужные вещи в хорошем состоянии, 39 ответили, что не выбрасывают. №2

Как оказалось, многие ребята 32) знают, как утилизируется мусор – вопрос 4

Лишь 14 человек знают, что существуют места для сбора вторичного мусора – вопрос 8

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что большинство анкетируемых знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать.

2.2. Эксперимент – Разделение мусора

Работая над этим проектом, я поняла что говорить о сортировке мусора нужно не только со взрослыми, но и с детьми и начинать нужно с дошкольного возраста.

Поэтому, на базе детского сада №25, мною был проведён опыт-эксперимент по разделению мусора и мастер класс «Вторая жизнь мусора». (Приложение 3) В старшей группе, я показала презентацию о том, что происходит с землёй от засорения её мусором и что можно сделать, чтобы планета земля оставалась чистой. Затем мы с ребятами и педагогом определили куда будет сортироваться мусор в их группе по трём направлениям.

  • пластик

  • стекло

  • бумага, картон

В течение недели воспитатель с ребятами проследили за накоплением мусора в группе, а я дома. (Приложение 2)

Вывод: дома больше всего накапливается бытового мусора (бумага, пластмасса, пищевые отходы).

В группе детского сада в основном накапливается бумага.

Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами.

А перерабатывается промышленным методом только 5% бытовых отходов.

Надо старайтесь просто не покупать лишнего и бесполезного товара, рассчитывайте количество требуемого материала для своих нужд.

Кроме того, я предложил свой путь вторичного применения использованных предметов и вещей.

Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

Пример, изготовленной мною работы можно увидеть в приложении



























Заключение

Немаловажным результатом моей исследовательской работы является то, что я узнала много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научилась работать с разными материалами (пластиком, целлофаном, стеклом и другими) и поделился с одноклассниками своими открытиями. В результате проведённых исследований по применению твёрдых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, тетрапакам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, я сделал следующие выводы:

• экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);

• эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);

• экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!)

В конце своего исследования я выступил перед ребятами старшей группы, на котором рассказал об использовании вторичного мусора и изготовления из него различных поделок.(Приложение 10)























Список литературы.

1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: « Химия», 1990

2. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986

3. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей». «Просвещение», Москва, 1993

4. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001

5. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: « Химия», 1991

6. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990

7. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: «Устойчивый мир», 2001

Интернет-ресурсы

https://plus-one.ru/sustainability/pererabotka-othodov

https://2gis.ru/chelyabinsk/search/Утилизация

https://cks174.ru/razdelniy-sbor-chelyabinsk




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!