СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как зимуют дикие животные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и развитию мелкой моторики руки.

ФИО  педагогического работника дошкольного образования

Шурпина Ольга Александровна

Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения)

МБДОУ ЦРР д/с №26 «Кустук»

Возрастная группа

Старшая

Образовательная область

Речевое развитие

Тема занятия

 Как зимуют дикие животные.

Цель

Закрепление программного материала о зимовье диких зверей.

Задачи

Обучающие:

1. Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

2.Продолжать формировать потребность в познании животного мира.

Развивающие:

1. Продолжать учить пересказывать по схемам-опорам.

2.Развивать мелкую моторику и координацию движения руки.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к животным, уважительное и бережное обращение к природе.

2.Воспитывать положительные эмоции по отношению друг к другу в совместной деятельности.

Используемая образовательная программа с воспитанниками

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Предварительная работа с воспитанниками

Закрепление рассказа по схеме. Чтение сказки «Заяц хвастун». Разучивание стихов о животных.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Предметные картинки (животные), «Грибы», «Шишки», указ, телеграмма от мышки, крупа, горох, фасоль, тарелочки, заготовка ежа.

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

1 задание. Артикуляционная гимнастика

2 задание. Описываем зиму, используя схему.

3 задание. Речевая разминка.

4 задание. Загадки.

5 задание. Работа по предметным картинкам.

6 задание. Задание  на внимательность «Грибы и шишки». Что не так?

7 задание. Пересказ сказки по схеме.

8 задание. Физкультминутка «В лесу».

9 задание. Задание изобрази медведя.

10 задание. Задание «Наклей иголки».

11 задание. Задание «Разбери крупу».

12 задание.  Стихи.

Заключительная часть.

Использованная литература

3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.

Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 58.

 

Этапы работы

 

Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

 

-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.  

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ход занятия

1. Вводная часть.

1. Дети садятся  на стульчики.

 Прежде чем начать нашу с Вами беседу давайте проведем гимнастику для язычка (маятник, качели, трубочка).

2. Основная часть.

-Сегодня у нас необычное, увлекательное путешествие в лес. В лесу мы посмотрим, как зимуют наши дикие животные.

Трещало с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока). На доске появляется изображение птицы.

-Сегодня с самого утра сорока решила, что, так как на улице …. (зима) необходимо проверить кладовые лесных жителей с их припасами. Лесные животные услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На этом собрание побываем и мы. А побывав на собрании, мы с Вами увидим, как зимуют дикие животные.

-И так мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям:

Указ

- Если в лес пришел гулять,

свежим воздухом дышать,

бегай, прыгай и играй

только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они вам не враги!

 

А пока мы не дошли до наших зверей, давайте вспомним, что происходит с природой зимой?

(Дети описывают по схеме признаки зимы.)

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки. Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Речевая разминка.

Ес-ес-ес-идем мы в лес.

Су-су-су-тихо зимой в лесу.

Ес-ес-ес-опустел зимний лес.

Су-су-су холодно зимой в лесу.

Вот мы и пришли. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки:

1. Пышный хвост торчит с верхушки

Что за странная зверюшка:

Щелкает орехи мелко,

Ну, конечно, это … (Белка).

2. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк).

3. Недотрога весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери. (Еж).

4. Кто любит морковку

И прыгает ловко.

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки. (Заяц).

5. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

6. Посмотрите-ка какая-

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса).

На доске вывешиваются картинки с изображениями угаданных животных.

Кажется, все собрались.

-А сейчас, ребята, вы должны вести себя тихо и внимательно слушать. Мы с Вами попробуем  разобраться, как эти животные проводят зиму.

Работа по предметным картинкам.

1. Картинка «Белка».

-Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидела грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут.

Надеты на ветки маслята, опята.

Кто их на зиму припрятал ребята?

-Правильно. Это белка. 

-Белка делает себе запасы на зиму?

-А что еще запасает белка?

- В какое время года белка делает запасы?

- А зимой белка может найти себе еду?

- А где живет белка?

- А куда белка тащит свои запасы?

-Как называется жилище белки?

-У белки на зиму есть жилье, еда.

 Страшна ли ей зима?

Задание  на внимательность «Грибы и шишки». Что не так?

2. Картина «Заяц».

-Кто изображен на этой картинке?

-Какого он цвета здесь?

-А какого цвета он был летом?

- А почему зайчик меняет свою шубку?

- Зайка делает себе запасы на зиму?

- А в какое время года зайке легче добыть себе еду?

- А у зайки есть жилье?

- А где зайка спит?

- А что делает зайка с заходом солнца?

- Легко ли зайцу зимой?

- Почему?

Д: Замена серого цвета белым спасает его зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом.

Пересказ сказки «Заяц-хвастун» (по схеме). Сказка читается заранее.

Физкультминутка «В лесу»

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже помашем –

Крылья сложили назад.

3. Сюжетная картинка «Медведь»

-Кого вы видите на этой картинке?

- Как называется жилище медведя?

- Что делает медведь зимой?

- В какое время года медведь готовится к спячке?

- А когда медведь просыпается?

- Почему медведь спит всю зиму и не хочет кушать? 

Д: Медведь еще летом запасается толстым слоем жира. Осенью он готовит свою берлогу, а с приходом уходит туда и спит до самой весны. Задание «Изобрази медведя».

4. Сюжетная картинка «Еж».

- Кто это?

- Чем покрыто тело ежика?

- А знаете ли вы, для чего ему колючки?

- Что еж делает зимой?

- Где спит еж?

- Как устраивает еж свое гнездо? 

Д: Они устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней, как и медведь.

Задание «Наклей иголки»

5. Картина «Лиса».

В: Что делает лиса зимой?

- А что Вы можете рассказать о лисе?

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей.

8. Картина «Мышь».

Телеграмма от мышки: «На собрание прибыть не могу, помогите разобрать крупу….»

-Как мышка готовится к зиме?

Д: Делает норку, готовит запасы.

Задание «Разбери крупу» (горох, гречка, фасоль)

7. Картина «Волк».

В: А кто, мне расскажет о волке?

Д: А вот серому волку зима не подарок.  - А что зимой спасает волка от голодной смерти?

Волка спасают ноги. Он хитер и кровожаден.

-Вот мы с Вами и узнали, как зимуют какие (дикие) животные. Медведь и еж впадают в спячку, белка делает запасы еды на зиму, птицы улетают в теплые края, волк, лиса и заяц не делают ни запасов еды, не впадают в спячку. А кто из этих животных у нас хищники?

А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в лесных жителей и проведете лесное собрание. (Дети надевают игрушки животных и рассказывают стихи).

Итак, лесное собрание объявляется открытым.

Медведь:

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом.

-Отвечайте, звери, мне,

Вы готовы ли к зиме?

 Лиса:

-Да, - ответила лисица, -

Я связала рукавицы,

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

Заяц:

-А у меня есть валенки, -

Отвечал ему заинька, -

Что мне вьюга, да метель

Хочешь, Мишенька примерь.

Белка:

Смотрит белка из дупла;

-Я орешков припасла,

Высоко мое дупло

Там и сухо и тепло,

Ежик:

Вылез ежик из листвы:

-Про меня забыли вы,

Здесь в кустах моя избушка,

А в избе грибов кадушка.

Волк:

-А мне запасы не нужны,

Протяну я до весны.

Медведь:

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он,

И увидел сладкий сон.

 

Заключительная часть

-подведение итогов занятия;

-описание положительных действий воспитанников;

-определение перспективы полученных знаний.

 

 Вот ребята и подошла к концу наше с Вами путешествие. Вам понравилось? А что Вам больше всего понравилось? И мне ребята сегодня очень понравилось, как Вы старались, пересказывая сказку, рассказывали стихи, отвечали на вопросы, я хочу Вас отблагодарить за Ваше внимание и Вашу работу вот такими веселыми магнитиками. Всем спасибо за внимание.

 

Просмотр содержимого документа
«Как зимуют дикие животные.»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и развитию мелкой моторики руки.

ФИО педагогического работника дошкольного образования

Шурпина Ольга Александровна

Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения)

МБДОУ ЦРР д/с №26 «Кустук»

Возрастная группа

Старшая

Образовательная область

Речевое развитие

Тема занятия

Как зимуют дикие животные.

Цель

Закрепление программного материала о зимовье диких зверей.

Задачи

Обучающие:

1. Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления.

2.Продолжать формировать потребность в познании животного мира.

Развивающие:

1. Продолжать учить пересказывать по схемам-опорам.

2.Развивать мелкую моторику и координацию движения руки.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к животным, уважительное и бережное обращение к природе.

2.Воспитывать положительные эмоции по отношению друг к другу в совместной деятельности.

Используемая образовательная программа с воспитанниками

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Предварительная работа с воспитанниками

Закрепление рассказа по схеме. Чтение сказки «Заяц хвастун». Разучивание стихов о животных.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Предметные картинки (животные), «Грибы», «Шишки», указ, телеграмма от мышки, крупа, горох, фасоль, тарелочки, заготовка ежа.

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

1 задание. Артикуляционная гимнастика

2 задание. Описываем зиму, используя схему.

3 задание. Речевая разминка.

4 задание. Загадки.

5 задание. Работа по предметным картинкам.

6 задание. Задание на внимательность «Грибы и шишки». Что не так?

7 задание. Пересказ сказки по схеме.

8 задание. Физкультминутка «В лесу».

9 задание. Задание изобрази медведя.

10 задание. Задание «Наклей иголки».

11 задание. Задание «Разбери крупу».

12 задание. Стихи.

Заключительная часть.

Использованная литература

3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.

Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 58.


Этапы работы


Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:


-описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Основная часть

-изложение основных положений нового материала;

-описание методов, способствующих решению поставленных задач;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

-постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

-определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;

-описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ход занятия

1. Вводная часть.

1. Дети садятся на стульчики.

Прежде чем начать нашу с Вами беседу давайте проведем гимнастику для язычка (маятник, качели, трубочка).

2. Основная часть.

-Сегодня у нас необычное, увлекательное путешествие в лес. В лесу мы посмотрим, как зимуют наши дикие животные.

Трещало с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока). На доске появляется изображение птицы.

-Сегодня с самого утра сорока решила, что, так как на улице …. (зима) необходимо проверить кладовые лесных жителей с их припасами. Лесные животные услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На этом собрание побываем и мы. А побывав на собрании, мы с Вами увидим, как зимуют дикие животные.

-И так мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям:

Указ

- Если в лес пришел гулять,

свежим воздухом дышать,

бегай, прыгай и играй

только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они вам не враги!


А пока мы не дошли до наших зверей, давайте вспомним, что происходит с природой зимой?

(Дети описывают по схеме признаки зимы.)

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки. Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Речевая разминка.

Ес-ес-ес-идем мы в лес.

Су-су-су-тихо зимой в лесу.

Ес-ес-ес-опустел зимний лес.

Су-су-су холодно зимой в лесу.

Вот мы и пришли. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки:

1. Пышный хвост торчит с верхушки

Что за странная зверюшка:

Щелкает орехи мелко,

Ну, конечно, это … (Белка).

2. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк).

3. Недотрога весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери. (Еж).

4. Кто любит морковку

И прыгает ловко.

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки. (Заяц).

5. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

6. Посмотрите-ка какая-

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса).

На доске вывешиваются картинки с изображениями угаданных животных.

Кажется, все собрались.

-А сейчас, ребята, вы должны вести себя тихо и внимательно слушать. Мы с Вами попробуем разобраться, как эти животные проводят зиму.

Работа по предметным картинкам.

1. Картинка «Белка».

-Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидела грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут.

Надеты на ветки маслята, опята.

Кто их на зиму припрятал ребята?

-Правильно. Это белка.

-Белка делает себе запасы на зиму?

-А что еще запасает белка?

- В какое время года белка делает запасы?

- А зимой белка может найти себе еду?

- А где живет белка?

- А куда белка тащит свои запасы?

-Как называется жилище белки?

-У белки на зиму есть жилье, еда.

Страшна ли ей зима?

Задание на внимательность «Грибы и шишки». Что не так?

2. Картина «Заяц».

-Кто изображен на этой картинке?

-Какого он цвета здесь?

-А какого цвета он был летом?

- А почему зайчик меняет свою шубку?

- Зайка делает себе запасы на зиму?

- А в какое время года зайке легче добыть себе еду?

- А у зайки есть жилье?

- А где зайка спит?

- А что делает зайка с заходом солнца?

- Легко ли зайцу зимой?

- Почему?

Д: Замена серого цвета белым спасает его зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом.

Пересказ сказки «Заяц-хвастун» (по схеме). Сказка читается заранее.

Физкультминутка «В лесу»

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже помашем –

Крылья сложили назад.

3. Сюжетная картинка «Медведь»

-Кого вы видите на этой картинке?

- Как называется жилище медведя?

- Что делает медведь зимой?

- В какое время года медведь готовится к спячке?

- А когда медведь просыпается?

- Почему медведь спит всю зиму и не хочет кушать?

Д: Медведь еще летом запасается толстым слоем жира. Осенью он готовит свою берлогу, а с приходом уходит туда и спит до самой весны. Задание «Изобрази медведя».

4. Сюжетная картинка «Еж».

- Кто это?

- Чем покрыто тело ежика?

- А знаете ли вы, для чего ему колючки?

- Что еж делает зимой?

- Где спит еж?

- Как устраивает еж свое гнездо?

Д: Они устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней, как и медведь.

Задание «Наклей иголки»

5. Картина «Лиса».

В: Что делает лиса зимой?

- А что Вы можете рассказать о лисе?

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей.

8. Картина «Мышь».

Телеграмма от мышки: «На собрание прибыть не могу, помогите разобрать крупу….»

-Как мышка готовится к зиме?

Д: Делает норку, готовит запасы.

Задание «Разбери крупу» (горох, гречка, фасоль)

7. Картина «Волк».

В: А кто, мне расскажет о волке?

Д: А вот серому волку зима не подарок. - А что зимой спасает волка от голодной смерти?

Волка спасают ноги. Он хитер и кровожаден.

-Вот мы с Вами и узнали, как зимуют какие (дикие) животные. Медведь и еж впадают в спячку, белка делает запасы еды на зиму, птицы улетают в теплые края, волк, лиса и заяц не делают ни запасов еды, не впадают в спячку. А кто из этих животных у нас хищники?

А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в лесных жителей и проведете лесное собрание. (Дети надевают игрушки животных и рассказывают стихи).

Итак, лесное собрание объявляется открытым.

Медведь:

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом.

-Отвечайте, звери, мне,

Вы готовы ли к зиме?

Лиса:

-Да, - ответила лисица, -

Я связала рукавицы,

Рукавицы новые,

Мягкие, пуховые.

Заяц:

-А у меня есть валенки, -

Отвечал ему заинька, -

Что мне вьюга, да метель

Хочешь, Мишенька примерь.

Белка:

Смотрит белка из дупла;

-Я орешков припасла,

Высоко мое дупло

Там и сухо и тепло,

Ежик:

Вылез ежик из листвы:

-Про меня забыли вы,

Здесь в кустах моя избушка,

А в избе грибов кадушка.

Волк:

-А мне запасы не нужны,

Протяну я до весны.

Медведь:

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он,

И увидел сладкий сон.


Заключительная часть

-подведение итогов занятия;

-описание положительных действий воспитанников;

-определение перспективы полученных знаний.


Вот ребята и подошла к концу наше с Вами путешествие. Вам понравилось? А что Вам больше всего понравилось? И мне ребята сегодня очень понравилось, как Вы старались, пересказывая сказку, рассказывали стихи, отвечали на вопросы, я хочу Вас отблагодарить за Ваше внимание и Вашу работу вот такими веселыми магнитиками. Всем спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!