Ход занятия
1. Вводная часть.
1. Дети садятся на стульчики.
Прежде чем начать нашу с Вами беседу давайте проведем гимнастику для язычка (маятник, качели, трубочка).
2. Основная часть.
-Сегодня у нас необычное, увлекательное путешествие в лес. В лесу мы посмотрим, как зимуют наши дикие животные.
Трещало с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока). На доске появляется изображение птицы.
-Сегодня с самого утра сорока решила, что, так как на улице …. (зима) необходимо проверить кладовые лесных жителей с их припасами. Лесные животные услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На этом собрание побываем и мы. А побывав на собрании, мы с Вами увидим, как зимуют дикие животные.
-И так мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям:
Указ
- Если в лес пришел гулять,
свежим воздухом дышать,
бегай, прыгай и играй
только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги.
Ведь они вам не враги!
А пока мы не дошли до наших зверей, давайте вспомним, что происходит с природой зимой?
(Дети описывают по схеме признаки зимы.)
Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки. Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.
Речевая разминка.
Ес-ес-ес-идем мы в лес.
Су-су-су-тихо зимой в лесу.
Ес-ес-ес-опустел зимний лес.
Су-су-су холодно зимой в лесу.
Вот мы и пришли. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки:
1. Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка:
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это … (Белка).
2. Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк).
3. Недотрога весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Еж).
4. Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки. (Заяц).
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
6. Посмотрите-ка какая-
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса).
На доске вывешиваются картинки с изображениями угаданных животных.
Кажется, все собрались.
-А сейчас, ребята, вы должны вести себя тихо и внимательно слушать. Мы с Вами попробуем разобраться, как эти животные проводят зиму.
Работа по предметным картинкам.
1. Картинка «Белка».
-Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут.
Надеты на ветки маслята, опята.
Кто их на зиму припрятал ребята?
-Правильно. Это белка.
-Белка делает себе запасы на зиму?
-А что еще запасает белка?
- В какое время года белка делает запасы?
- А зимой белка может найти себе еду?
- А где живет белка?
- А куда белка тащит свои запасы?
-Как называется жилище белки?
-У белки на зиму есть жилье, еда.
Страшна ли ей зима?
Задание на внимательность «Грибы и шишки». Что не так?
2. Картина «Заяц».
-Кто изображен на этой картинке?
-Какого он цвета здесь?
-А какого цвета он был летом?
- А почему зайчик меняет свою шубку?
- Зайка делает себе запасы на зиму?
- А в какое время года зайке легче добыть себе еду?
- А у зайки есть жилье?
- А где зайка спит?
- А что делает зайка с заходом солнца?
- Легко ли зайцу зимой?
- Почему?
Д: Замена серого цвета белым спасает его зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом.
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» (по схеме). Сказка читается заранее.
Физкультминутка «В лесу»
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже помашем –
Крылья сложили назад.
3. Сюжетная картинка «Медведь»
-Кого вы видите на этой картинке?
- Как называется жилище медведя?
- Что делает медведь зимой?
- В какое время года медведь готовится к спячке?
- А когда медведь просыпается?
- Почему медведь спит всю зиму и не хочет кушать?
Д: Медведь еще летом запасается толстым слоем жира. Осенью он готовит свою берлогу, а с приходом уходит туда и спит до самой весны. Задание «Изобрази медведя».
4. Сюжетная картинка «Еж».
- Кто это?
- Чем покрыто тело ежика?
- А знаете ли вы, для чего ему колючки?
- Что еж делает зимой?
- Где спит еж?
- Как устраивает еж свое гнездо?
Д: Они устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней, как и медведь.
Задание «Наклей иголки»
5. Картина «Лиса».
В: Что делает лиса зимой?
- А что Вы можете рассказать о лисе?
Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей.
8. Картина «Мышь».
Телеграмма от мышки: «На собрание прибыть не могу, помогите разобрать крупу….»
-Как мышка готовится к зиме?
Д: Делает норку, готовит запасы.
Задание «Разбери крупу» (горох, гречка, фасоль)
7. Картина «Волк».
В: А кто, мне расскажет о волке?
Д: А вот серому волку зима не подарок. - А что зимой спасает волка от голодной смерти?
Волка спасают ноги. Он хитер и кровожаден.
-Вот мы с Вами и узнали, как зимуют какие (дикие) животные. Медведь и еж впадают в спячку, белка делает запасы еды на зиму, птицы улетают в теплые края, волк, лиса и заяц не делают ни запасов еды, не впадают в спячку. А кто из этих животных у нас хищники?
А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в лесных жителей и проведете лесное собрание. (Дети надевают игрушки животных и рассказывают стихи).
Итак, лесное собрание объявляется открытым.
Медведь:
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом.
-Отвечайте, звери, мне,
Вы готовы ли к зиме?
Лиса:
-Да, - ответила лисица, -
Я связала рукавицы,
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заяц:
-А у меня есть валенки, -
Отвечал ему заинька, -
Что мне вьюга, да метель
Хочешь, Мишенька примерь.
Белка:
Смотрит белка из дупла;
-Я орешков припасла,
Высоко мое дупло
Там и сухо и тепло,
Ежик:
Вылез ежик из листвы:
-Про меня забыли вы,
Здесь в кустах моя избушка,
А в избе грибов кадушка.
Волк:
-А мне запасы не нужны,
Протяну я до весны.
Медведь:
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он,
И увидел сладкий сон.
|