Александр Чернышев, учитель обществознания
https://vk.com/history_exsam
https://www.facebook.com/a72lek
Как создать банк примеров для ЕГЭ по обществознанию?
Требование
«Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задания 23, 26, 29)
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию
Почему нужен банк примеров?
Задания 23 и 26, проверяющие умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук, в 2017 г. выполнили соответственно 35,9% и 33,2% участников экзамена;
Почему нужен банк примеров?
При выполнении задания 29 (мини-сочинение) в 2017 г. только 30,4 % участников экзамена приводили факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам);
Что является примером?
´ факты прошлого (Соляной бунт...);
´реальные факты современности (факты общественной жизни) (Центральный Банк РФ снизил учетную ставку…);
´смоделированные ситуации (В государстве Р. прошли выборы в парламент…);
´собственный жизненный (личный социальный) опыт (житейский, читательский и т.п.);
´высказывания философов, мыслителей, общественных деятелей;
´ссылки на правовые нормы (Согласно Конституции Россия является федеративным государством…);
´поступки и факты из биографий литературных героев (по словам Базарова, “природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник”…).
Почему нужен банк примеров?
Ежегодно наблюдается значительное количество экзаменационных работ, где в качестве примера используется только опора на личный социальный опыт и житейские представления.
Георг делает длинную затяжку из своего мундштука:
– Мне кажется, никто сейчас в Германии ничего на этот счет о себе уже сказать не может. Даже божественный Стиннес. Скопидомы разорены. Рабочие и люди, живущие на жалованье, – тоже. Большинство мелких коммерсантов – тоже, хотя они об этом еще не догадываются. Блестяще наживаются только те, у кого есть векселя, акции или крупные реальные ценности. Следовательно, не мы. Ну как? Уразумел?..
– Реальные ценности!..
– Я смотрю в сад, где стоит наша продукция...
– У нас в самом деле не бог весть что осталось. Главным образом надгробия из песчаника и чугуна. Но мрамора и гранита маловато. А то немногое, что есть, твой брат распродаст с убытком. Может быть, самое лучшее совсем ничего не продавать, а?..
Э.М.Ремарк. Черный обелиск
«Экономика»
2.10 «Виды, причины и последствия инфляции»
Инфляция — это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен.
БАНК ПРИМЕРОВ
Пример
Тема
Источник примера
Ключевые слова, теги
Задание
Высказывание
Георг делает длинную затяжку из своего мундштука:
– Мне кажется, никто сейчас в Германии ничего на этот счет о себе уже сказать не может. Даже божественный Стиннес. Скопидомы разорены. Рабочие и люди, живущие на жалованье, – тоже. Большинство мелких коммерсантов – тоже, хотя они об этом еще не догадываются. Блестяще наживаются только те, у кого есть векселя, акции или крупные реальные ценности. Следовательно, не мы. Ну как? Уразумел?..
– Реальные ценности!..
– Я смотрю в сад, где стоит наша продукция...
– У нас в самом деле не бог весть что осталось. Главным образом надгробия из песчаника и чугуна. Но мрамора и гранита маловато. А то немногое, что есть, твой брат распродаст с убытком. Может быть, самое лучшее совсем ничего не продавать , а?..
Э.М.Ремарк. Черный обелиск
27. Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги в течение последних полугода растут на 50—60 % в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём опасность данного экономического явления (используя обществоведческие знания, дайте три пояснения).
Георг делает длинную затяжку из своего мундштука:
– Мне кажется, никто сейчас в Германии ничего на этот счет о себе уже сказать не может. Даже божественный Стиннес. Скопидомы разорены. Рабочие и люди, живущие на жалованье, – тоже. Большинство мелких коммерсантов – тоже, хотя они об этом еще не догадываются. Блестяще наживаются только те, у кого есть векселя, акции или крупные реальные ценности. Следовательно, не мы. Ну как? Уразумел?..
– Реальные ценности!..
– Я смотрю в сад, где стоит наша продукция...
– У нас в самом деле не бог весть что осталось. Главным образом надгробия из песчаника и чугуна. Но мрамора и гранита маловато. А то немногое, что есть, твой брат распродаст с убытком. Может быть, самое лучшее совсем ничего не продавать, а?..
Э.М.Ремарк. Черный обелиск
“ Инфляция – единственная форма наказания
без законного основания” (М. Фридман)
Теоретическое рассуждение (К2+К3)
Инфляция — это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен. Это значит, что человеку, чтобы приобрести еду, одежду и другие предметы потребления, необходимые для обеспечения существования, понадобится большая сумма денег. Известно, что существует три, вида инфляции: 1) умеренная (ползучая); 2) галопирующая; 3) гиперинфляция. Умеренная инфляция сопровождается ростом цен не более 10 % в год. При галопирующей такой рост цен достигается уже за один месяц. Очевидно, неизбежным следствием становится резкое повышение стоимости жизни, а значит, ухудшение ее качества. Инфляция представляет собой не узаконенное перераспределение доходов, способствуя при больших темпах разорению одних и сказочному обогащению других. В то же время в долгосрочной перспективе вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно.
Факт, пример №1 (К4)
В романе Э.М.Ремарк "Черный обелиск" изображена Германия начала 20-х годов прошлого столетия. Главный герой Людвиг Бодмер служит в конторе по продаже надгробий у своего друга Георга Кроля, с которым они ели из одной миски на фронте. Оба стараются сохранить фирму в условиях гиперинфляции, когда цены меняются несколько раз в течение дня. Деньгами главный герой прикуривает, настолько они обесценены. Однополчане живут одним днем. Им приходится исхитряться, чтобы закупать товар подешевле. Оба видят, как “блестяще наживаются только те, у кого есть векселя, акции или крупные реальные ценности”.
Напишите сочинение по литературе.
Тема:
“ Инфляция как экономическое явление в романе Э.М.Ремарка “Черный обелиск”
Александр Чернышев, учитель обществознания
https://vk.com/history_exsam
https://www.facebook.com/a72lek