СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как составлять технологические схемы химических производств неорганических веществ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данном методическом пособии предложен способ систематизации при построении технологических схем производств неорганической химии

Просмотр содержимого документа
«Как составлять технологические схемы химических производств неорганических веществ»

Министерство образования республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский химико-технологический колледж



РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

механического цикла

Протокол № ____

от « » ___________2016г.

Председатель ЦМК __________ Н.Г. Абдеева


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР


________ Г.Ш.Ханипова


____ ______2016г








Методическое пособие

Тема: «Работа с технологическими схемами производств неорганических веществ и минеральных удобрений»

ПМ.03 «Ведение технологических процессов производства неорганических веществ»

МДК.03.01. «Технология производства неорганических веществ»





Разработала преподаватель

Файзуллина С.Р



Стерлитамак, 2016




Методическое пособие по теме: «Работа с технологическими схемами производств неорганических веществ и минеральных удобрений» ПМ.03 «Ведение технологических процессов производства неорганических веществ» МДК.03.01. «Технология производства неорганических веществ» разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее - ФГОС) по специальности 18.02.06 Химическая технология неорганических веществ.




Разработчик:

Файзуллина С.Р., преподаватель ГБПОУ СХТК

Рецензент:

Абдеева Н.Г., Председатель ЦМК, преподаватель ГБПОУ СХТК









Актуализировано с учетом профессиональных стандартов
Содержание




Стр.



Введение

4

Аналитическая часть

7

Практическая часть


9

Заключение

22

Список используемых источников

24

Приложение

25





Введение



1. Область применения методического пособия

Данное методическое пособие может быть использовано в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.06 Химическая технология неорганических веществ в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в ПМ.03 «Ведение технологических процессов производства неорганических веществ» МДК.03.01. «Технология производства неорганических веществ»

Навыки в работе с технологическими схемами являются наиболее важными в работе техников-технологов производства неорганических веществ и являются основой для понимания технологических процессов.

Целью методического пособия «Работа с технологическими схемами производств неорганических веществ и минеральных удобрений» является освоение

  • практического опыта: работы с технологическими схемами; принятия решений при нестандартных ситуациях; работы на персональном компьютере с использованием операционных систем и прикладных программ;

  • Навыков в умении: обосновывать параметры технологического процесса с целью получения конечного продукта заданного качества; обеспечивать безопасность окружающей среды; производить выбор средств автоматизации технологического процесса; контролировать и регулировать параметры технологического процесса; использовать компьютерные и телекоммуникационные средства, программное обеспечение в профессиональной деятельности

  • Навыков в знании: физические и химические свойства неорганических веществ; методы получения неорганических веществ и способы выделения основных и побочных продуктов; типовые технологические схемы производства неорганических веществ; качественные характеристики продуктов производства; параметры типовых технологических процессов производства неорганических веществ; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда и окружающей среды в организации; устройство и принципы действия механических и автоматических средств управления технологическими процессами; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

2. Формирование общих и профессиональных компетенций

Содержание методического пособия способствует формированию профессиональных компетенций

ПК 3.1. Получать продукты производства заданного количества и качества.

ПК 3.2. Выполнять требования безопасности производства и охраны труда.

ПК 3.3. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов.

ПК 3.4. Применять аппаратно-программные средства для ведения технологических процессов.

ПК 3.5. Анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению и ликвидации

Содержание методического пособия ориентировано на формирование общих компетенций

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Методическое пособие «Работа с технологическими схемами типовых технологических процессов неорганических веществ и минеральных удобрений» предполагает систематизацию и обучающимся ранее изученных дисциплин, Междисциплинарных курсов и Профессиональных Модулей, выявлению взаимосвязей между получением продукта заданного качества и количества, химизмом технологического процесса, параметрами и аппаратурным оформлением. Умение работать с технологическими схемами, является одним из важнейших требований при прохождении производственных практик, изучения курса «Технология неорганических веществ», выполнению курсовых и дипломной работ и также, что является наиболее важным, применить полученные знания на химическом производстве в качестве техников-технологов. Предполагается, что при использовании данного методического пособия, обучающиеся смогут самостоятельно и осознанно работать с технологическими схемами, понимать сущность процессов технологии неорганических веществ.

Структура и рабочее содержание методического пособия

Методическое пособие основано на формировании понимания сущности технологических процессов химических производств. В нем предлагаются основы теоретических знаний по технологии неорганических веществ и способы их практического применения. Структура представляет собой практические задания, основанные на теоретических знаниях

Рассмотрены взаимосвязь получения готового продукта заданного качества и количества с физико-химическими свойствами сырья, химизма технологического процесса с технологическими параметрами производства и оборудования. Определены основные стадии химико-технологических процессов.

Обучающимся, предлагается самостоятельно пользуясь предложенной методикой, имея характеристики готового продукта, зная химизм протекания реакции, обосновать параметры технологического процесса.

Изучение технологической схемы предлагается с точки зрения обоснованности химизма процесса получения готового продукта.

Разделение технологического процесса на стадии, позволяет более осознанно рассматривать функции химических аппаратов в соответствии с требованием получения готового продукта заданного качества и количества.

Определяя технологические параметры аппаратов обучающимся могут самостоятельно определить необходимые параметры для регулирования и контроля.

Выполняя рекомендации пособия, возможно самостоятельное определение технологические потоков, размещение оборудования на схеме, выполнение экспликаций трубопроводов и оборудования.

Осознанное понимание общих закономерностей технологического процесса позволит обучающимся освоить навыки в работе с технологическими схемами.



Аналитическая часть

Технология неорганических веществ широко представлена в учебной литературе. Проходя практику на производстве обучающие изучают технические регламенты производства. Приступая к работе на химическом производстве работники при получении допуска к рабочему месту сдают экзамен на знание технологического процесса и технологической схемы.

Технологические производства, рассматриваемые в учебной литературе и технологические регламенты химических производств, как и другие нормативные технические документы имеют одинаковую структуру и подход в обосновании выбора технологических параметров и аппаратурного оформления. Данное пособие акцентирует внимание на закономерностях и предлагает в последовательной форме выполнить действия, такие как заполнение таблиц с указанием параметров, расположения аппаратов по технологическим потокам, что позволит грамотно изучить нормы технологического режима и построить схему.

Основываясь на принципах построения современного урока используются следующие методы обучения:

  • иллюстративно-развивающий – разбор технологических схем

  • репродуктивный – актуализация знаний, осознание необходимости получения навыков в изучении технологических схем

  • эвристический – совместное принятие решений проблемных вопросов и практических задач;

  • проблемно-поисковый - поиск решений проблемных вопросов и практических задач;

  • исследовательский - анализ типовых технологических схем;

применяются следующие формы организации работы:

  • индивидуальная – разработка вероятных ответов для решения проблемных вопросов;

фронтальная – актуализация знаний

В данной методической разработке предложен принцип создания проблемы в различной форме

-«Как быстро и качественно понять сущность технологического процесса?» Перед обучающимся после похождения производственной практики на 4 курсе и которые уже имели опыт в самостоятельном изучении технологического процесса.

Обучающимся 3 курса в начале изучения МДК задавался вопрос в более игровой форме «Как помочь другу, предположим, за океаном, с которым мы можем общаться только по переписке и который очень хочет быстро все изучить за короткое время?

В результате обсуждений с обучающимся, под контролем преподавателя, на примере типового технологического процесса выстраивается модель, по которой возможна систематизация. При изучении последующих тем обучающие овладев навыками, самостоятельно изучают и строят технологические схемы, под контролем преподавателя.

Для успешной реализации цели и задач методического пособия в программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.06 Химическая технология неорганических веществ в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в ПМ.03 «Ведение технологических процессов производства неорганических веществ» МДК.03.01. «Технология производства неорганических веществ» необходимы следующие условия:

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-методической документации;



Практическая часть

Получение продукта заданного качества и количества

Для понимания технологического процесса и построения технологической схемы необходимо рассмотреть следующие аспекты

  1. Применение готового продукта, его физико-химические свойства, стандарт, технические условия

  2. Химизм процесса

  3. Сырье

  4. Определение стадий процесса



Химико-технологический процесс осуществляется с целью преобразования сырья в товарные продукты. Систему аппаратов с различным функциональным назначением, взаимосвязанных материальными и энергетическими потоками и действующее как единое целое с целью выпуска товарной продукции заданного качества, называют химико-технологическим процессом. [2. c152]

Любое производство создается под конкретный продукт имеющий своего потребителя. Химическая промышленность является одной из самых сложных, требующих специальных знаний. Поэтому, прежде чем приступить к изучению производства, необходимо выяснить какое вещество будет являться готовым продуктом.

При изучении конкретного технологического процесса

1.Определите целевой продукт, который вам необходимо получить

2.Проанализируйте различные способы получения

3.Выберите способ производства

Данные о качестве продукте являются основными, определяются требованиями потребителей, их показатели берутся из стандартов, технических условий, требований регламента, если процесс и построение схемы выполняется в учебных целях, то данные берутся из учебной литературы.

Для наглядности заполните таблицу, в которой будут отражены все требования к качеству готового продукта. Требования к каждому продукту различны, поэтому занесите в таблицу все показатели. Если в результате выпускается несколько видов готового продукта, заполните таблицу, на каждый продукт.





Таблица №1- «Физико-химические свойства готового продукта»

Наименование готового продукта


1.ГОСТ, ТУ


2.Химическая формула


3.Внешний вид


4. Содержание чистого продукта


5. Наличие примесей


6.
















Выпишите химическую формулу по которой получают продукт. Если продукт получают в несколько стадий, выпишите все химические реакции, в том числе и побочные.

Заполните по аналогии таблицы с характеристиками сырья, если используется несколько видов сырья, заполните на каждый вид отдельную таблицу.

От качества сырья, зависит протекание химического процесса, поэтому важно знать необходимые характеристики. Требования к сырью различны и зависят от требований технологического процесса, поэтому их необходимо отразить в таблице полностью.

Таблица №2- «Физико-химические свойства сырья»

Наименование сырья


1.ГОСТ, ТУ


Наименование сырья


3.Внешний вид


4.Содержание основного вещества


5.Содержание примесей


6.Агрегатное состояние


7
















Таким образом, определились основные входящие и выходящие технологические потоки в технологической схеме, их свойства и состав.

Определение технологических параметров

Химизм процесса позволяет определить технологические параметры производства. Параметрами состояния технологических потоков являются расход, температура, концентрации компонентов, давление и другие характеристики. [2, c153]

От характеристик элементов и параметров технологического функционирования зависит качество химико-технологической системы. Определите и занесите в таблицу

Таблица №3 -Условия протекания химического процесса

Химическая реакция



Агрегатные состояния веществ


Является процесс гомогенным или гетерогенным


Условия протекания реакции


Наличие катализатора


Влияние температуры


Влияние давления


Влияние поверхности контакта фаз


Влияние концентрации исходных веществ


Влияние концентрации получаемых веществ


Сколько стадий имеет химическая реакция


Скорость протекания реакции


Факторы, замедляющие протекание реакции


Какие особенности имеет данная химическая реакция




Заполнив эту таблицу можно определить в каком агрегатном состоянии и с какими технологическими параметрами сырье необходимо подавать в основной аппарат. Сравнив характеристики выходящего материального потока из основного аппарата с качественными характеристиками готового продукта, можно предположить какие стадии необходимы для получения продукта необходимого потребителю.

Составление экспликации оборудования

В процессе химического производства исходные вещества, (сырье) перерабатывается в конечный (целевой продукт). Это осуществляется посредством ряда операций, к которым относятся подготовка сырья к для перевода его в реакционноспособное состояние, собственно химическое взаимодействие компонентов и заключительная обработка полученной реакционной смеси. Наряду с основным химическим процессом осуществляются различные механические, физические и физико-химические процессы: перемещение, изменение дисперсности, смешивание и разделение сырья и продуктов, тепло- и массообмен.

Анализируем технологическую схему, и определяем какие аппараты соответствуют основным этапам.

Основные этапы технологического процесса

  1. Подготовка сырья к проведению химической реакции

  2. Химическая реакция

  3. Подготовка готового продукта требуемого качества

  4. Регенерация, утилизация побочных продуктов

  5. Утилизация, доведение до норм ПДК вредных выбросов и отходов

Определение основного аппарата (аппаратов)

Определяем аппарат (аппараты) в котором протекает основная химическая реакция. Условия протекания химической реакции определяют выбор оборудования и технологических параметров

Подготовка сырья к проведению химической реакции

Изучив описание химизма процесса и технологической схемы, определяем, в каком состоянии и с какими характеристиками исходные вещества должны обладать перед вступлением в реакцию, создание таких характеристик и параметров будут обеспечивать аппараты и оборудование перед основным аппаратом. К такому оборудованию могут относится теплообменники, если необходимо подогреть или охладить потоки, требуется дополнительная очистка от примесей, возможно с использованием химических процессов, а также фазоразделители, колонные аппараты.

Аналогично определяем какими аппаратами обеспечиваются последующие стадии технологического производства

Таблица №4 Функциональное назначение аппаратов

Стадия

Аппараты

  1. Подготовка сырья к проведению химической реакции



  1. Химическая реакция



  1. Подготовка готового продукта требуемого качества



  1. Регенерация, утилизация побочных продуктов



  1. Утилизация, доведение до норм ПДК вредных выбросов и отходов





Зная условия протекания реакции, заполните таблицу технологических характеристик основного аппарата

Таблица №5 -Основной аппарат

Тип аппарата


Где происходит контакт реагирующих веществ


Каким способом осуществляется контакт исходных веществ


Наличие подвода тепла


Наличие охлаждения


Температура


Давление


Как происходит изменение концентрации в различных частях аппарата


Как происходит ввод сырья


Как происходит вывод готового продукта


Соответствие прореагировавших веществ требованиям готового продукта




Подготовка готового продукта требуемого качества

Определив соответствие прореагировавших веществ требованиям к качеству готового продукта определяем оборудование обеспечивающее необходимые требования. Это аппараты, обеспечивающие отделение непрореагировавшего продукта, удаление побочных продуктов, увеличение концентрации, получение продукта в виде порошка или гранул.

Заполняем таблицы для остальных аппаратов. Если аппарат имеет сложную конструкцию, заполните таблицу аналогично таблице №5

Таблица №6 - Технологические характеристики аппарата №1

Тип аппарата


Стадия технологического процесса


Процесс проходящий в аппарате



Температура


Давление


Концентрация веществ




Тип аппарата


Стадия технологического процесса


Процесс проходящий в аппарате



Температура


Давление


Концентрация веществ


Тип аппарата


Стадия технологического процесса


Процесс проходящий в аппарате



Температура


Давление


Концентрация веществ




Тип аппарата


Стадия технологического процесса


Процесс проходящий в аппарате



Температура


Давление


Концентрация веществ




Тип аппарата


Стадия технологического процесса


Процесс проходящий в аппарате



Температура


Давление


Концентрация веществ




Тип аппарата


Стадия технологического процесса


Процесс проходящий в аппарате



Температура


Давление


Концентрация веществ




В таблицах собраны все характеристики и возможно наглядно проследить изменение их от аппарата к аппарату,

Если необходимо самостоятельно построить технологическую схему все аппараты занесите в таблицу. При схематическом изображении следует руководствоваться требованиями стандартов. (Приложение №4)

Таблица № 7- Схематическое изображение аппаратов на технологической схеме

Условное обозначение

Аппарат

Схематическое изображение на технологической схеме







Структура технологической схемы

Определение основного технологического потока

Определяем последовательность перемещения сырья от аппарата к аппарату до получения готового продукта. Последовательная связь характеризуется тем, что выходящий из предшествующего элемента поток является входящим для последующего элемента, и все технологические потоки проходят через каждый элемент не более одного раза. Для удобства можно изобразить в виде схемы

Примерный образец схемы

Аппарат №

Основной аппарат

Аппарат №2

Аппарат №1







1. Аппарат №1 – (укажите, например, теплообменник)

2. Аппарат-№2 – (укажите, например, циклон)

3. и т.д.

4. Основной аппарат

5. Аппарат №____

6. Аппарат №____ (из этого аппарата выходит готовый продукт заданного качества)

Таким образом, мы определили направление основного технологического потока от аппарата к аппарату, который на технологической схеме будет выделен более жирной линией

Определение циркулирующих потоков.

Для эффективного проведения процесса применяют последовательно-обводные, параллельные, обратные (рециклические) и перекрестные технологические связи. [2, c155-160]

Определяем последовательность перемещения непрореагировавших веществ, таким образом определяем циркулирующие потоки. Для удобства можно изобразить по примерному образцу.

1. Аппарат №__-

2. Аппарат-№__

3.

4.

5.



Определение технологических потоков побочных продуктов

Определяем последовательность перемещения отходов производства, побочных продуктов от аппарата разделения до вывода их из технологического процесса.

1. Аппарат №__-

2. Аппарат№__-

3.

4.



Таким образом, мы определили, как потоки распределяются по схеме

Определение количества трубопроводов, составление экспликации трубопроводов

Если в схеме предполагается наличие теплообменников, обогрев или охлаждение, определяем теплоноситель или хладагент. Входящие потоки теплоносителя и хладагентов, а также потоки после их использования будут относится к входящим и выходящим материальным потокам на технологической схеме.

В п. 4.1 рассмотрены состав материальных потоков сырья и готового продукта, добавляем материальные потоки побочных продуктов, отходов производства, входящие потоки теплоносителей, хладагентов, выходящие потоки использованный теплоносителей, хладагентов

Внесите все технологические потоки в таблицу. При необходимости внесите циркулирующие потоки.

Экспликация трубопроводов

Условное обозначение

Трубопровод

Примечание






Условные обозначения трубопроводов для жидкостей и газов, применяемые в схемах согласно ГОСТ 3464-63 приведены в приложении №3

Построение технологической схемы

Лист, на которой планируется изображение технологической схемы, условно делим на три части.

В верхней части располагаем коллектор трубопроводов в соответствие с экспликацией трубопроводов. Циркуляционные потоки в коллектор не вносятся.

В средней части располагаем оборудование

Для этого систематизируем оборудование по функциям

Составляем таблицу

Таблица №8 Функции оборудования

Теплообменники, охлаждающие


Сепараторы, фазоразделители


Основное оборудование


Теплообменники, нагревающие


Емкости


Насосы, вентиляторы




Условные графические обозначения основных аппаратов приведены в приложении №4

Расположите оборудование на схеме последовательно по основному технологическому потоку, с учетом циркулирующих и вспомогательных потоков приборы.

  1. При компоновке оборудования придерживаться следующих правил:

    • Верхний уровень – теплообменная аппаратура (холодильники – конденсаторы, теплообменники);

    • Ниже – сепараторы, каплеотбойники, фазоразделители;

    • Ниже – основное оборудование – реакторы, колонны;

    • Ниже - теплообменная аппаратура (испарители, подогреватели);

    • Ниже – емкости, сборники;

    • Самый нижний уровень – насосы.



В нижней части схемы отображаем контрольно-измерительные приборы



Общие требования к выполнению технологической схемы


Графическая часть должна отвечать требованиям действующих стандартов и может выполняться: неавтоматизированным методом – карандашом, либо автоматизированным методом – с применением графических и печатающих устройств выводы ЭВМ.

Графическая часть выполняется на листах чертежной бумаги формата А1 (594х841) ГОСТ 2.301, допускается использовать форматы А0 (594х841 мм), А2 (420х594 мм), А3(297х420 мм), А4 (210х297 мм).

Распечатка форматов на листах плотной и тонкой бумаги допускается.

При выполнении чертежей необходимо соблюдать требования основных стандартов [3. с. 66]


Основные надписи на чертежах


Основная надпись выполняется по ГОСТ 2.104.

В графах основной надписи, выполненной по ГОСТ 2.104, указывают (см. приложение 1.):

На чертежах, выполненных на нескольких листах, массу указывают на первом листе.

е) в графе 6 – масштаб (проставляется в соответствии с ГОСТ 2.109);

ж) в графе 7 – порядковый номер листа (на документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют);

и) в графе 8 – общее количество листов документа;

к) в графе 9 – наименование колледжа;

л) в графе 10 – характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ;

м) в графе 11 – фамилии лиц, пописавших документ;

н) в графе 12 – подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 11;

п) в графе 13 – дату подписания документа.

В дипломных проектах графы 14-18 не заполняют.

В графах основной надписи, выполненной по ГОСТ 21.101, указывают (см. приложение 1):

а) в графе 1 – обозначение документа, в т.ч. раздела проекта, основного комплекта рабочих чертежей, чертежа изделия, текстового документа и др.;

б) в графе 2 – наименование предприятия, жилищно-гражданского комплекса или другого объекта строительства, в состав которого входит здание (сооружение), или наименование микрорайона;

в) в графе 3 – наименование здания (сооружения) и, при необходимости вид строительства (реконструкция, расширение, техническое перевооружение, капитальный ремонт);

г) в графе 4 – наименование изображений, помещенных на данном листе, в точном соответствии с их наименованием на чертеже. Наименования спецификаций и других таблиц, а также текстовых указаний, относящихся к изображениям, в графе не указывают;

д) в графе 5 – наименование изделия и/или документа;

е) в графе 6 – условное обозначение стадии проектирования:

1) П – для проектной документации, в т.ч. утверждаемой части рабочего проекта;

2) Р – для рабочей документации;

ж) в графе 7 – порядковый номер листа или страницы текстового документа при двусторонней печати (на документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют);

и) в графе 8 – общее число листов документа.

Графу заполняют только на первом листе. На первом листе текстового документа при двухсторонней печати указывают общее число страниц;

к) в графе 9 – наименование или различительный индекс организации, разрабатывающей документ;

л) в графе 10 – характер выполненной работы, выполняемой лицом, подписавшим документ;

м) в графах 11-13 фамилии и подписи лиц, указанных в графе 10, и дату подписания;

н) в графах 14-19 – графы таблицы изменений;

Формы и примеры оформления основных надписей пояснительной записки дипломных и курсовых проектов (см. приложение 1) [3, c26-27]


Спецификация


Спецификация – документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта.

ГОСТ 2.106 устанавливает форму и порядок заполнения спецификаций изделий для всех отраслей промышленности.

Спецификацию составляют на отдельных листах формата А4 (210х297 мм) на каждую сборочную единицу, комплекс или комплект.

Пример оформления спецификации рукописным способом или с помощью ЭВМ приведен в приложении 2.

10.5 Схемы


Схема – документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.

Виды и типы схем, а также общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701.

Форматы листов схем выбирают в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 2.301 и ГОСТ 2.004. при выборе форматов следует учитывать ряд требований, оговоренных в ГОСТ 2.701, и выбранный формат должен обеспечивать компактное выполнение схемы, не нарушая ее наглядности и удобства пользования ею.

Схемы выполняют без соблюдения масштаба, действительное пространственное расположение составных частей изделия (установки) не учитывают или учитывают приближенно.

Условные графические обозначения (УГО) элементов изображают в размерах, установленных в стандартах на УГО изделий соответствующих отраслей науки и техники.

Размеры УГО, а также толщина их линий должны быть одинаковыми на всех схемах для данного изделия (установки).

Размеры УГО допускается пропорционально изменять, но эти изменения должны быть обоснованы.


Перечень элементов


Перечень элементов помещают на первом листе схемы или выполняют в виде самостоятельного документа. Для электронных документов перечень элементов выполняют только в виде самостоятельного документа.

Перечень элементов оформляют в виде таблицы, заполняемой сверху вниз по ГОСТ 2.701.

При выполнении перечня элементов на первом листе схемы его располагают над основной надписью. Расстояние между перечнем элементов и основной надписью должно быть не менее 12 мм. Продолжение перечня элементов помещают слева от основной надписи, повторяя головку таблицы. При выпуске перечня элементов в виде самостоятельного документа его код должен состоять из буквы «П» и кода схемы, к которой выпускают перечень, например, код перечня элементов к электрической принципиальной схеме – ПЭ3. При этом в основной надписи (графа 1) указывают наименование изделия, а также наименование документа «Перечень элементов».

Перечень элементов в виде самостоятельного документа выполняют на листах формата А4. Основную надпись и дополнительные графы выполняют по ГОСТ 2.104 (формы 2 и 2а) (приложение 1).

Выполнив все рекомендации, схема будет грамотно выполнена, а параметры процесса позволят правильно выстроить контроль и регулирование процесса.



Заключение

Методическое пособие по работе с технологическими схемами позволяет качественно изучить процесс и грамотно построить технологическую схему.

Проводя самостоятельную систематизацию при работе с учебной литературой обучающие во время проведения занятия показывают промежуточные результаты преподавателю, получают ответы на возникающие в ходе работы вопросы. Справившиеся с заданием, проверяют работы у других учеников, объясняя им правильный ход работы.

Эффективный результат дает использование репродукции. После контрольной оценки знаний обучающимся задается вопрос о том, в какой момент стал понятен изучаемый материал. Таким образом и обучающий и преподаватель определяют наиболее результативную форму освоения знаний.

Используя совместно различные способы обучения, достигается интерес к будущей профессии, активная работа в аудитории, взаимопомощь, уверенность обучающихся в собственных знаниях и возможностях.

В рамках круглого стола инновационной площадки на базе ЦМК Химических технологий был проведен анализ профессиональных компетенций ПМ.03 «Ведение технологических процессов производства неорганических веществ», где были рассмотрены конкретные знания и умения необходимые для формирования профессиональных компетенций. Были разработаны критерии оценки знаний и умений в том числе и работа с технологическими схемами. Обучающимся в качестве самооценки было предложено пройти тестирование «Колесо баланса» ( Приложение 4), котором они оценивали свои знания и умения .

Предложены следующие критерии показателей усвоения знаний по теме «Работа с технологическими схемами»;

  1. Знание условных обозначений коллекторов, основного и вспомогательного оборудования

  2. Знание условных обозначений КИП

  3. Умение по экспликации трубопроводов и оборудования находить их на технологической схеме

  4. По описанию технологической схемы, находить направление технологических потоков

  5. По описанию технологической схемы, определять стадии технологического процесса

  6. По описанию технологической схемы, определять функции оборудования, материал, количество

  7. По описанию технологической схемы, определять технологические параметры

  8. Определять способы регулирования технологического процесса



И следующие критерии самооценки



  1. С данной информацией сталкиваюсь впервые

  2. Знания отрывочные, не имеют связи.

  3. Информация знакома, но на практике нигде не использовалась

  4. Представление общее, без дополнительных деталей

  5. Думаю, что разбираюсь

  6. Вижу картину целиком,

  7. Представляю четкую логическую взаимосвязь. Могу объяснить при необходимости

  8. Применяю в практической деятельности

  9. Могу выступить с докладом по теме

  10. Могу быть экспертом

По результатам обработки тестов выявлено, что практически все обучающиеся, регулярно посещающие занятия выбрали показатели 5-6 и выше. Данные результаты дают общее представление и дают возможность обратить внимание на более трудные для восприятия обучающихся темы.

Используя совместно различные способы обучения, достигается интерес к будущей профессии, активная работа в аудитории, взаимопомощь, уверенность обучающихся в собственных знаниях и возможностях.







Список использованных источников



Основная литература

  1. Основы химической технологии. В.Е. Сороко, С.В.Вечная, Н.Н. Попова «Химия» 2013 г.

  2. Основные процессы и аппараты химической технологии под редакцией Ю.И. Дытнерского «Химия» 2016 г. Стр 493.

3.Стандарт колледжа. Работы студенческие Общие требования и правила оформления 2014 г. Стр. 85

Дополнительная литература

  1. Машиностроительное черчение. С.К. Боголюбов, А.В. Воинов. Москва «Высшая школа» 2013 г.

  2. Технология неорганических веществ и минеральных удобрений. Е.Я Мельников, В.П. Салтанова, А.М. Наумова, Ж.С. Блинова. Москва «Химия» 2015г. Стр.431.

Интернет-ресурсы

1.http://irorb.ru/

2.http://sxtk.ru/file/doc/18.02.03_F3hP.pdf



Приложения

Приложение 1

(обязательное)


П.1 Формы основных надписей


Рисунок П.1.1 – Основная надпись для чертежей и схем

(первый лист) по ГОСТ 2.104, форма 1




Рисунок П.1.2 – Основная надпись для текстовых конструкторских документов (первый лист) по ГОСТ 2.104, форма 2



Приложение 2

(справочное)


Пример выполнения спецификации


Формат

Формат

Зона

Поз.


Обозначение


Наименование

Кол.


Приме-чание












Документация










А1



ДП 151031.1.41.07.00.00 СБ

Сборочный чертёж



А4



ДП 151031.1.41.07.00.00 ПЗ

Пояснительная записка















Сборочные единицы










А4


1

ДП 151031.1.41.07.01.00

Корпус

1


А4


2

ДП 151031.1.41.07.02.00

Тарелка ТС-2

42


А4


3

ДП 151031.1.41.07.03.00

Устройство переливное

1


А4


4

ДП 151031.1.41.07.04.00

Отбойник сетчатый

1


А4


5

ДП 151031.1.41.07.05.00

Опора

1


А4


6

ДП 151031.1.41.07.06.00

Люк-лаз

3

DУ=50

А4


7

ДП 151031.1.41.07.07.00

Штуцер

1

DУ=30

А4


8

ДП 151031.1.41.07.08.00

Штуцер

1

DУ=15












Детали










А4


9

ДП 151031.1.41.07.00.01

Днище верхнее

1


А4


10

ДП 151031.1.41.07.00.02

Штуцер монтажный

2


























ДП 151031.1.41.07.00.00






Изм

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Разраб.





Колонна

ректификационная

Лит.

Лист

Листов

Руков.





У


1

2

Реценз.






ГБПОУ СХТК




Приложение 3


Таблица №9 – Условные обозначения трубопроводов для жидкостей и газов, применяемые в схемах согласно ГОСТ 3464-63


Содержимое трубопроводов

Услов. обознач.

Цвет линии

Содержимое трубопроводов

Услов. обозн.

Цвет линии

Преобладающий материальный поток


Красный или черный

Жидкое топливо

-15-15-

Желтый

Вода

-1-1-

Зеленый

Водород

-16-16-

Оранжев.

Пар водяной

-2-2-

Розовый

Ацетилен

-17-17-

-//-

Воздух

-3-3-

Голубой

Фреон

-18-18-

-//-

Азот

-4-4-

Темно-желтый

Метан

-19-19-

-//-

Кислород

-5-5-

Голубой

Этан

-20-20-

-//-

Аргон

-6-6-

Фиолетовый

Этилен

-21-21-

-//-

Неон

-7-7-

-//-

Пропан

-22-22-

-//-

Гелий

-8-8-

-//-

Пропилен

-23-23-

-//-

Криптон

-9-9-

-//-

Бутан

-24-24-

-//-

Ксенон

-10-10-

-//-

Бутилен

-25-25-

-//-

Аммиак

-11-11-

Серый

Противопожарн. трубопровод

-26-26-

Красный

Кислота окислит.

-12-12-

оливковый

Вакуум

-27-27-

Светло-серый

Щелочь

-13-13-

Серо-коричневый

остальное

Более 27

-

Масло

-14-14-

коричневый

Содержимое трубопроводов, отсутствующих в данной таблице веществ, обозначают цифрой, начиная с --- 28 ---.

Расстояние между цифрами на линии трубопровода должно быть не менее 50 мм.

Таблица №10 – Условные обозначения и наименования сред трубопроводов


Условное графическое обозначение

Наименование среды в трубопроводе

Примечание

1 пр.

Вода прямая


1 обр.

Вода обратная


3

Воздух


4

Азот

«дыхательный»


Таблица №11 – Буквенные позиционные обозначения основных элементов на технологических схемах


Устройство (общее обозначение)

А

Абсорбер (адсорбер)

АР

Аппарат выпарной

АВ

Аппарат теплообменный

АТ

Вентиль

ВН

Влагоотделитель

ВД

Гидробак

Б

Гидродроссель (пневнодроссель)

ДР

Гидрозамок (пневмозамок)

ЗМ

Делитель потока

ДП

Емкость (сборник)

Е

Испаритель

ИП

Колонна

КЛ

Компрессор

КМ

Котел-утилизатор

КУ

Насос

Н

Насос-мотор

НМ

Огнепреградитель

ОП

Реактор

РТ

Ресивер

РС

Сепаратор

С

Сумматор потока

СП

Сушилка

СШ

Фильтр

Ф

Холодильник-конденсатор

ХК

При отсутствии обозначений в данном перечне на поле схемы должны быть приведены соответствующие пояснения.



Приложение 4

Таблица №12– Условные графические обозначения основных аппаратов


Аппарат теплообменный кожухотрубчатый с неподвижными трубными решетками при давлении в трубах и в межтрубном пространстве выше атмосферного.

Аппарат теплообменный кожухотрубчатый с температурным компенсатором при давлении в трубах и межтрубном пространстве выше атмосферного.

Аппарат теплообменный с наружным обогревом.

Аппарат теплообменный кожухотрубчатый с плавающей головкой при давлении в трубах и межтрубном пространстве выше атмосферного.

продолжение таблицы 12


Гидроциклон

Фильтр листовой с поперечными листами и внутренним давлением выше атмосферного (горизонтальный)

Фильтр листовой вертикальный с внутренним давлением выше атмосферного.

Фильтр – сепаратор одноступенчатый

Аппарат теплообменный с воздушным охлаждением

продолжение таблицы 12

Аппарат теплообменный кожухотрубчатый с паровым пространством, с плавающей головкой при давлении в трубах и межтрубном пространстве выше атмосферного

Аппарат теплообменный трубчатый без кожуха, оросительный

Калорифер

Огнепреградитель

Брызгоотделитель

Смотровой фонарь

продолжение таблицы 12

Тарельчатый, общее обозначение

С колпачковыми тарелками

Со струйными тарелками под давлением выше атмосферного

С клапанными тарелками под давлением ниже атмосферного

С тарелками из U-образных элементов

С ситчатыми тарелками

С решетчато-провальными тарелками

Насадочный с насыпной насадкой

Аппарат теплообменный кожухотрубчатый многоходовой

Колонна роторная


Таблица №13 – Обозначение общего применения потоков


Поток

Обозначение

Жидкость:

а) в одном направлении (например, вправо)

б) в обоих направлениях

Газ (воздух):

а) в одном направлении (например, влево)

б) в обоих направлениях





Таблица №14 – Обозначение насосов и двигателей гидравлических и пневматических


Наименование

Обозначение

По функциональному признаку:

Насос постоянный производительности:

а) с одним направлением потока


б) с двумя направлениями потока

Насос с регулируемой производительностью:

а) с одним направлением потока

б) с двумя направлениями потока

Компрессор

Насос-дозатор

Вакуум-насос

По принципу действия:

Насос шестеренчатый

Насос кривошипно-поршневой

Насос лопастный центробежный

Насос струйный (эжектор, инжектор, элеватор водоструйный и пароструйный) общее назначение

Вентилятор:

а) центробежный

б) осевой


Таблица №15 – Обозначение элементов трубопроводов


Элемент

Обозначение

Трубопроводы, линии связи:

а) всасывания, напора, слива


б) отвода утечек ( дренажная), выпуска воздуха, отвода конденсата

Соединения трубопроводов, линий связи

Пересечение трубопроводов, линий связи (без соединения)

Линия гидравлической связи с указанием места удаления воздуха

Подвод жидкости под давлением

Подвод воздуха (газа) под давлением

Сифоны различные (гидрозатворы)

Изолированные участки трубопровода





Таблица №16 – Обозначение трубопроводной арматуры


Арматура

Обозначение

Вентиль, клапан запорный:

а) проходной

б) угловой

Вентиль, клапан регулирующий:

а) проходной

б) угловой

Клапан предохранительный:

а) проходной

б) угловой

Клапан дроссельный

Клапан редукционный (вершина треугольника должна быть направлена в сторону повышения давления)


Задвижка

Клапан обратный (клапан невозвратный:

а) проходной

б) угловой

(движение рабочей среды через клапан должно быть направлено от белого треугольника к черному)




36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!