Основные приемы \этапы урока | Цель этапа | Методы | Возможные приемы |
1. Начало урока (Самоопределение к учебной деятельности (мотивация), Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности) | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности; Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | словесные методы (ребус, загадка, обсуждение эпиграфа и т.п.), наглядные методы (рисунки, чертежи, схемы), эмоциональные методы (например, создание «ситуации успеха»), логические, проблемно-поисковые методы, моделирование | Интеллектуальная разминка, «Лови ошибку» | «Да-нетка» | Удивляй! Отсроченная отгадка | Фантастическая добавка | Светофор | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Взаимоопрос | Учебный мозговой штурм (фронтально со всем классом) | Игра в случайность | Театрализация | Обсуждение выполнения ДЗ | Математический диктант с созданием проблемной ситуации | |
2. Изучение нового материала: Постановска учебной задачи. Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации; Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Словесные методы (например, Беседа, составление алгоритма действий (самостоятельно или в ходе парно-\групповой работы), Сравнение, синтез и анализ, Практические методы, самостоятельная работа | Привлекательная цель | Удивляй! | Фантастическая добавка | Практичность теории | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Лови ошибку! | Доклад | Театрализация | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория» | Проблемный диалог | Учебный мозговой штурм | прием «Чтение с пометками» |
3. Закрепление, тренировка, отработка умений: Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Усвоить учащимися новый способ действия. Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Репродуктивные, поисковые, творческие методы, наглядные, словесные, практические методы Само- и взаимооценка с возможным использованием маршрутных листов или листов само-, взаимооценки Эмоционально-волевые методы | Лови ошибку! | Пресс-конференция | Учебный мозговой штурм | Игра-тренинг | Игра в случайность | «Да-нетка» | Деловая игра «Компетентность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа | Устный программируемый опрос | Взаимоопрос\щадящий опрос | | |
4. Повторение | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Практические методы, творческие методы, самостоятельная работа | Своя опора | Повторяем с контролем | Повторяем с расширением | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем ДЗ | Пересечение тем | Деловая игра «Компетентность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | «Да-нетка» | Показательный ответ | «Помоги учителю» (составляют задания для проверочной работы по теме), | |
5. Контроль Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Словесные методы (беседа), оценка, само и взаимооценка деятельности, анализ результатов, Эмоционально-волевые методы | Светофор | Опрос по цепочке | Тихий опрос | Программируемый опрос | Идеальный опрос | Фактологический диктант | Блиц-контрольная | Релейная контрольная | Выборочный контроль | Тестирование | Маршрутные листы (бортовые журналы и т.п.) | | | |
6.Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Словесные методы | Задание с массивом | Три уровня ДЗ | Необычная обычность | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее | | | | | | | | |
7.Завершение урока, рефлексия | Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию учебной деятельности | Словесные методы Эмоционально-волевые методы | Опрос-итог | Отсроченная отгадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итоги» | Обсуждаем ДЗ | Синквейн | «Лесенка достижений» | | | | | | | |
Эту таблицу вы можете, по возможности, дополнять.
Подробнее про некоторые приемы и методы можно прочитать в книге Гина А.А. «Приемы педагогической техники».