Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников»
Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников, формирование понимания значимости здорового образа жизни.
Форма проведения: комбинированная (сочетающая предъявление присутствующим теоретической информации и работу в группах)
Задачи:
донести до родителей важность формирования навыков здорового образа жизни у детей;
повысить компетентность родителей в вопросах по здоровьесбережению;
вместе с родителями определить наиболее эффективные методы и приемы укрепления здоровья младших школьников, воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Этапы проведения:
Анализ результатов медицинского обследования учащихся
Подготовка теоретической информации для родителей
Подготовка рабочих материалов для творческих групп
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня наше собрание посвящено одной из главных тем в жизни любого человека – теме здоровья. Многое теряет свою ценность, если отсутствует здоровье. Недаром пословица гласит «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Сегодняшняя встреча очень актуальна, т. к. результаты последнего медицинского осмотра показали, что проблемы в здоровье имеются у большинства учащихся нашего класса. Это сколиоз, нарушение зрения, кариес, ЖКТ.
Что мы имеем в виду, когда говорим о здоровье?
Приём «Веер мнений».
Всё, что вы сказали верно, здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека. Это здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье нравственное.
В качестве обязательного итога нашего собрания нам предстоит определить ключевые направления совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья наших детей.
Для начала предлагаю вам ряд вопросов.
Приём «Цепочка мнений».
Какой компонент, по-вашему, является главным в воспитании здорового ребёнка?
На что обращаете особое внимание в сохранении и укреплении здоровья детей?
Всегда ли вы сами выполняете правила здорового образа жизни?
Что мешает вам выполнять эти правила?
Какие бы советы вы дали друг другу в вопросах здоровья ваших детей?
Итак, давайте обозначим проблемы, которые возникают у нас в воспитании здоровья детей.
Приём «Веер проблем».
Неправильное питание.
Несоблюдение режима дня
Низкая двигательная активность
Вредные привычки
Отсутствие культуры здоровья в семье
(На доске фиксируются обозначенные проблемы.)
Главными экспертами нашего собрания будут: медсестра кабинета лечебной физкультуры, мама Егора- Юлия Евгеньевна, главный повар кафе «Сердоба», бабушка Миши - Галина Васильевна, фармацевт аптеки «ФармЛюкс», мама Вадима - Наталья Петровна, папа Саши, Михаил Викторович - мастер спорта по лёгкой атлетике.
Сейчас вы распределитесь в группы, каждая из которых выберет лист, на котором обозначена одна из проблем. Вам необходимо подобрать по теме девиз, пословицу или афоризм. Затем необходимо будет совместно обсудить, как можно справиться с этой проблемой, составить рекомендации, советы и памятки для всех присутствующих. В помощь вам предлагаю раздаточный материал на столе справок.
Приём «Мозговой штурм».
Каждая группа после совещания и обсуждения проблемы определяют пути её разрешения. Результаты демонстрируют собравшимся лидеры групп, раздают рекомендации, памятки.
Слово предоставляется 1 группе.
1 группа. Наш девиз: « Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться». После обсуждения мы пришли к единому мнению, на что в питании необходимо больше обращать внимание, чтобы дети были здоровы.
Питание должно быть разнообразным.
Питание должно быть сбалансированным. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр – не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
4. Учащиеся в первую смену должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в школе – горячий завтрак, после окончания занятий – обед в школе или дома, а ужин (дома).
5. В межсезонье (осень – зима, зима – весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
6. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке
Дополнение эксперта (повара) . Младшим школьникам особо необходимо полноценное горячее питание в период их развития и роста. Иногда дети плохо кушают, без аппетита.
Плохо пища усваивается у детей:
Когда нет чувства голода.
Когда отвлекаются, разговаривают.
При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, и т.д.
Когда торопятся.
Когда едят сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
Как относится ребёнок к пище, которую вы сами не кушаете? Не удивляйтесь, если ребёнок будет отворачиваться от тарелки, даже если вы будете, много говорить о пользе предлагаемого блюда. Положительное отношение к правильной еде у детей формируется долго. Важно родителям самим быть примером для детей в здоровом питании и образе жизни.
Секреты хорошего аппетита очень просты.
Не принуждайте ребёнка есть;
Не навязывайте пищу;
Не ублажайте;
Не торопите ребёнка во время еды;
Не отвлекайте во время еды;
Не тревожьтесь и не тревожьте ребёнка.
Рекомендации:
В питании всё должно быть в меру;
Пища должна быть разнообразной;
Еда должна быть тёплой и свежей;
Нужно тщательно пережёвывать пищу;
Есть овощи и фрукты;
Есть 3—4 раза в день;
Не есть перед сном;
Не есть копчёного, жареного и острого;
Не есть всухомятку;
Меньше есть сладостей;
Не перекусывать чипсами, сухариками, нечасто пить газированные напитки, Коко-колу.
Презентация родителям витаминно - минеральных комплексов для укрепления иммунитета детей фармацевтом.
В осенне-зимний период детский организм нуждается в витаминно-миниральных комплексах. Их в аптечных пунктах большое разнообразие. Это Пиковит, Алфавит, Супрадин, Мульти-Табс и другие. Но их принимают только по назначению врача.
Слово предоставляется 2 группе.
Наш девиз: «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим!». Все мы считаем, что важным в сохранении здоровья является соблюдение режима младшего школьника.
1.Подъем
2. Зарядка, умывание, уборка постели.
3.Завтрак.
4. Занятия в школе.
5.Прогулка на свежем воздухе
6. Обед.
7. Отдых, занятия в кружках и секциях
8. Приготовление уроков.( во 2-ом классе 1,5 – 2 часа)
9.Свободное время.
10.Ужин не позднее 18 -00
11. Свободное время
12. Личная гигиена, подготовка ко сну. Не позднее 21.00 часов.
Предоставляем право выступить 3 группе.
3 группа. Мы выбрали слова «Двигайся больше — проживёшь дольше». Считаем, что наши дети должны активно
посещать занятия на уроках физкультуры
посещать спортивные кружки и секции
осуществлять игровую деятельность на свежем воздухе
участвовать в физкультурно-массовых мероприятиях
Рекомендации мастера спорта
Все дети должны двигаться разнообразно не меньше 1–2 часа в день. Регуляция двигательного режима необходима для нормального развития ребёнка. Следует избегать неподвижного сидения в течение более двух часов. Сидение у экрана телевизора или монитора формирует у детей физическую пассивность и развивает болезни глаз, позвоночника и внутренних органов ребёнка.
О правилах закаливания рассказывает медсестра кабинета лечебной физкультуры.
Закаливание не начинайте сразу с обливания холодной водой.
Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
Закаливание можно начинать после консультации с лечащим врачом.
Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур.
5. Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня. 6. Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
7.Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.
Показ упражнений при сколиозе и нарушении зрения. Юлия Евгеньевна приглашает родителей под музыку выполнить вместе с ними комплекс упражнений оздоровительной гимнастики.
Комплекс упражнений при сколиозе, выполняемых стоя
Упражнения для глаз, которые помогут и сохранить и улучшить зрение.
1. Быстро моргайте в течение 60 секунд. Сделайте небольшой перерыв и еще раз повторите упражнение. Повторить 6-8 раз.
2.Необходимо сесть, зажмурить глаза на три-пять секунд, причем зажмуриваться нужно очень сильно. Потом глаза открыть и столько же подержать их открытыми. Повторить 6-8 раз.
3. Для выполнения этого упражнения нужно встать, вытянуть одну руку вперед и смотреть на кончик указательного пальца, который должен располагаться на линии середины лица. Нужно медленно приближать палец к лицу, не отводя взгляда от пальца, пока он изображение не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
4. Тремя пальцами обеих рук легко надавите на верхние веки обоих закрытых глаз, подержите их так 2-3 секунды и отпустите. Сделайте перерыв несколько секунд и повторите. Проделать так 3-4 раза.
5. Суть данного упражнения в медленном переводе взгляда с потолка на пол и обратно. В это время нельзя двигать головой, она зафиксирована в одном положении. Повторить 8-12 раз
е 6. Круговые движения глаз сначала в одном направлении, потом — в другом. Голова остается неподвижной. Нужно сделать качественный полный круг глазными яблоками. Повторить 4-6 раз.
7. Для выполнения этого упражнения нужно отвести правую руку в правую сторону. Медленно передвигаем руку справа налево. Глаза следят за вытянутым указательным пальцем руки, голова при этом остается неподвижной. Упражнение нужно повторить 10-12 раз.
8. Для его выполнения на оконном стекле нужно нарисовать маркером довольно крупную точку. Нужно переводить взгляд с точки на стекле на отдаленный предмет, который виден из окна. Повторить 4-5 раз.
4 группа. Для своего выступления мы выбрали поговорку: «Привычка- вторая натура». Считаем для того чтобы наши дети были нравственно здоровыми, необходимо воспитывать у них:
противостояние подражанию плохим поступкам
воспитывать навыки личной гигиены
развивать у них эстетику труда и отдыха
Слово для дополнения представляется школьному психологу.
Родителям важно помнить, что сохранять нужно не только физическое здоровье, но и следить за психическим состоянием, настроением детей. А состояние, в свою очередь, может определять его успехи, неуспехи, результаты.
Позвольте мне обобщить причины психического нездоровья детей. Это в первую очередь систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых, ожидая очередных упреков и даже унижений, находится в постоянном психологическом напряжении. Перегрузка — тоже один из факторов роста нервно-психологических нарушений.
Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу. Вам необходимо помнить, что выявляетесь главными воспитателями в жизни ребёнка.
«Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду?»
Необходимо чаще разговаривать с детьми.
Организовывать чаще семейные дела, праздники, поездки, которые дети ждали бы с нетерпением.
Поощрять детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
Нужно больше доверять своим детям.
Необходимо детям давать понять, что их ошибки исправимы.
Чаще давать детям самостоятельности.
Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.
Никогда не наказывать детей в присутствии других и чаще хвалить их, чтобы укрепить хорошее поведение.
5 группа. Считаем, что для нашего выступления наиболее подходящими являются слова «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Многое в поведении ребёнка является отражением нашего образа жизни. Поэтому в первую очередь нам взрослым нужно помнить о том, что:
Дети склонны подражать взрослым. Если мы ведём активный образ жизни, приобщаем к этому своих детей, то дети тоже будут нашими приемниками.
Они переносят модель семьи, в которой рос в будущем в свою семью.
Чем больше ребёнок получает любви в детстве, тем больше он будет отдавать тепло окружающим, будет уверенным и счастливым.
Главное для ребёнка дружная, радостная атмосфера в семье.
Уважаемые родители! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения — процесс длительный и кропотливый. О нравственном здоровье детей мы с вами поговорим на следующем собрании. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой. Как же можно укрепить и сохранить здоровье наших детей?
Выделим ключевые направления:
Развивать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, развивать интерес и стремление к работе над самосовершенствованием.
2. Совместно контролировать режим дня и питания школьников.
4. Активно вовлекать детей во внеурочную деятельность: спортивные кружки и секции.
5. Направить усилия на противостояние подражанию дурным поступкам.
6. Взрослым всегда помнить, что они являются примером для детей.
И напоследок мне бы хотелось, чтобы все мы помнили, что ваше здоровье и здоровье ваших детей – это главное семейное счастье.
Вот вам добрый совет,
В нём таится секрет.
Как здоровье сохранить:
Научитесь здоровье ценить!
Литература и Интернет-источники:
Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. Москва «Глобус», 2008
http://yandex.ru/clck/jsredir
3.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=123
4.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=123
5. nashydetky.com
6