СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как реагировать на агрессивное поведение дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации о том, как правильно реагировать на агрессивное поведение ребенка

Просмотр содержимого документа
«Как реагировать на агрессивное поведение дошкольника»


Как реагировать на агрессивное поведение дошкольника

В каждой группе детского сада есть хоть один ребенок, который из раза в раз проявляет агрессию. В лекции разберем на примерах, что стоит за детской агрессией, и как правильно на нее реагировать.

 

Как быть с агрессивным ребенком раннего возраста

Представьте ситуацию: мальчик Вася часто замахивается на других детей во время игры, толкается, может ударить. Так происходит, потому что ранний возраст завершается кризисом трех лет, главный симптом которого – «Я сам». Ребенок постоянно стремится что-то делать самостоятельно, избавиться от взрослого контролера, хотя продолжает сильно нуждаться в эмоциональном тепле. Агрессию ребенок проявляет, если сталкивается с ограничениями, что-то идет не так: кто-то помешал, задел, он устал, заскучал и т. п.

В раннем возрасте агрессивный ребенок не злой и не плохой. Он просто оказался в условиях, которые хочет изменить. Ваша задача – не усугублять дискомфорт дошкольника. Возможно, от жесткого запрета он сиюминутно и стихнет, но скоро снова повторит агрессию. Нужно спокойно и твердо назвать ребенку правила поведения и показать, что у ребенка есть выбор, чем заняться. Избегайте ответной агрессии, так как она только усугубит поведение ребенка.

Как помочь ребенку справиться с агрессией, смотрите в памятке 1.

 

Памятка 1. Как помочь ребенку в возрасте от 1 до 3 лет 
справиться с агрессией

 

 

Что точно не подействует на ребенка. Не стоит кричать, ругать ребенка, называть его плохим, читать нотации, заставлять извиняться. Изоляция от других детей, наказание «встань в угол» и жалобы родителям также не помогут. Как правило, такие действия имеют обратный эффект, и агрессия ребенка усугубляется.

 

Как вывести младшего дошкольника из состояния агрессии

Предположим, что в вашей группе есть мальчик Юра: веселый, активный и симпатичный мальчик. Он приносит в группу много игрушек, охотно общается с ровесниками, быстро придумывает, во что поиграть. Однако как только детям надо посидеть спокойно, его словно подменяют. В столовой он дразнит других детей, показывает на языке непрожеванную пищу, утаскивает чужие ложки. В группе, когда вы читаете или проводите развивающее занятие, он начинает толкать и обзывать других детей, почти ежедневно это заканчивается дракой.

У агрессии мальчика Юры есть причина. В младшем дошкольном возрасте главная деятельность ребенка – сюжетно-ролевая игра. Сейчас принято рано нагружать детей развивающими занятиями. Это кажется удобным: ребенок спокойно занимается, не мельтешит перед глазами. Но обилие таких занятий вредно для эмоционального состояния и психологического развития детей. Агрессия помогает ребенку отвлечь взрослого, прекратить скучное занятие и переключиться на игру.

Какие ваши действия помогут младшему дошкольнику выйти из агрессивного состояния, смотрите в памятке 2.

 

Памятка 2. Как помочь младшему дошкольнику выйти из агрессивного состояния

 

 

Что точно не подействует на ребенка. Не читайте нотации в группе, не обсуждайте публично деструктивное поведение и особенности отдельных дошкольников («Ты очень невнимательный», «Ты неусидчивый»). Избегайте замечаний, которые затрагивают личность ребенка. Лучше выскажитесь риторически: «Да что же это такое!», «Ты опять начинаешь?». Также поведение ребенка вряд ли улучшится, если будете пугать его родителями, школой или требовать спокойно сидеть на месте.

 

Как помочь агрессивному ребенку среднего дошкольного возраста

Допустим, у вас в группе есть мальчик Саша, который живет в неблагополучной семье. У него пьющие родители, дома часто скандалы и драки. В группе от Саши много проблем: он дерется даже с девочками, обзывается, ругается матом, плюется, несколько раз пытался украсть чужие игрушки.

Саша агрессивен, потому что мечтает быть взрослым, как и его сверстники. Дети 4–5 лет играют во взрослых, подражают им, копируют их модели поведения. Обязательное условие развития ребенка – его взаимодействие с близкими взрослыми. Саша из нашего примера ведет себя агрессивно, потому такое поведение принято в его семье.

Другие авторитетные фигуры для ребенка 4–5 лет – воспитатели. Если воспитатель ясно и последовательно проявляет все свои чувства, в том числе негативные, то даже у ребенка из неблагополучной семьи появляется устойчивый образец для подражания. Твердость и зрелость поведения взрослого – основа для благополучного поведения ребенка.

Что предпринять, чтобы «остудить» агрессивного ребенка, смотрите в памятке 3.

 

Памятка 3. Как взаимодействовать с агрессивным ребенком 4–5 лет

 

 

Что точно не подействует на ребенка. Не говорите в группе о недостатках семьи ребенка и не задавайте дошкольнику вопросы типа «У тебя что, папа маму бьет?», «У тебя дома кто-то так ругается?» и т. п. Это травмирует ребенка и отстранит от вас, агрессия выйдет на новый уровень. Не угрожайте ребенку полицией, тюрьмой, штрафом, не называйте его хулиганом или вором.

 

Научите детей управлять громкостью голоса и скоростью движений

Это поможет детям контролировать свои действия в конфликте. Предложите дошкольникам игру «Раз–два–три–четыре». На «раз», дети ходят медленно-медленно и шепотом говорят свое имя. На «два» ходят своим обычным шагом и говорят свое имя обычным голосом. На «три» – быстро и громко. На «четыре» нужно бегать и кричать.

 

Как вести себя с ребенком-агрессором старшего дошкольного возраста

Представьте мальчика Мишу – способного и развитого ребенка. Его агрессия чаще всего возникает, когда за ним приходит мама: во время сборов домой он кого-то толкает или бьет. Иногда он специально провоцирует взрослых: повторяет их слова, упрямится, убегает, как только всем нужно собраться вместе.

Поведение Миши можно объяснить: у него кризис семи лет. Этот кризис сопровождают эмоциональная напряженность, строптивость, усложнение характера. Ребенок начинает манерничать: изображать кого-то, скрывать свои истинные переживания. Он уже не такой непосредственный, как был раньше, и ждет, чтобы люди угадали, что с ним происходит. Он открывает для себя собственные переживания и пытается исследовать их. Кроме того, ребенок чувствует себя большим, борется против восприятия его как малыша и хочет соответствовать требованиям мира взрослых.

Агрессия в старшем дошкольном возрасте – показатель того, что ребенок испытывает интенсивные негативные эмоции, которые часто связаны с противоречием между собственными желаниями и взрослыми требованиями. Старшему дошкольнику нужен рядом взрослый, который будет внимательным и чутким к его состоянию, поможет ребенку понять самого себя, но сможет установить и удержать твердые правила.

Как помочь ребенку старшего дошкольного возраста справиться с агрессией, смотрите в памятке 4.

 

Памятка 4. Как воздействовать на агрессивного ребенка 6–7 лет

 


Что точно не подействует на ребенка. Не уговаривайте агрессивного дошкольника: «Перестань, ты же умный мальчик, посиди спокойно». Не угрожайте: «Тогда мама уйдет без тебя». Не стыдите ребенка и не докапывайтесь до причин его поведения – это бесполезно.

 

 

Чтобы воздействовать на агрессию дошкольников, вовлекайте детей в специальные успокаивающие игры. Коллекция таких игр – в электронном справочнике, который видите ниже. Также в справочнике есть игры для гиперактивных и тревожных дошкольников – они входят в группу риска по детской агрессии. Выберите категорию дошкольников и название игры из списка, чтобы прочитать правила, как играть.

 

Электронный справочник. Специальные игры для агрессивных, тревожных и гиперактивных детей

 

 

Теперь вы умеете справляться с детской агрессией и учитывать при этом возраст ребенка. Теперь переходите к следующей теме. После того как познакомитесь со всеми темами этого учебного блока, сдайте тест из десяти вопросов.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!