СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как различить звуки и буквы?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение знаний о буквах и звуках

Просмотр содержимого документа
«Как различить звуки и буквы?»

Как различить звуки и буквы?

Цели: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

1. Она не буренка, Но все же пока Дает ежедневно Кувшин молока. Ей дай только волю — Семь дней не пройдет - • . _



Повсюду с деревьев Кору обдерет. (Коза.)

2. В лесу обитает, Дичью питается Да в курятник забирается, Хитрым зверем называется. (Лиса.)

3. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста.)

4. Ее никто не пугает, а она все дрожит. (Осина.)

5. Два огромных страшных глаза, Кругом вертит голова, Ты ее узнаешь сразу, Коль заухает... (сова).

6. В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар.)

— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— На какие две группы можно разделить слова? (Слова с без­ударной гласной, которую можно проверить, и слова с без­ударной гласной, которую нужно запомнить.)

— В каких словах мы запоминали безударную гласную? (Ка­пуста, осина, сахар.)

— Как проверить безударные гласные в остальных словах? (Дети подбирают проверочные слова по правилу «один много».)

2. Словарная работа

— Отгадайте слово.

— Первый слог, как в слове окно. (ОК.)

— Второй слог, как второй слог в слове утята. (ТЯ.)

— Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, пар­ный глухому звуку [П]. (Б.)

— Непарный звонкий согласный из слова жираф. (Р.)

— В конце слова буква ни гласная и ни согласная. (Ь.)

— Назовите слово. (Октябрь.)

— Назовите лексическое значение слова октябрь. (Осенний месяц, десятый месяц года.)

— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.

III. Самоопределение к деятельности

— Подберите однокоренные слова к слову звук. (Звучание, зву­чит, звучный, зазвучал.)

— Докажите, что эти слова однокоренные. (Есть общая часть «звук», общее значение.)

— Какие звуки издает дождь? (Кап-кап.)

— Какие звуки издает петух? (Ку-ка-ре-ку!)

— Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... (Буквы.)

— Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произ­носим, буквы пишем и читаем.)

— Что такое буква? (Знак для обозначения звука.)

— Сегодня мы начинаем новый раздел и будем говорить о бук­вах и звуках.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 77. Прочитайте тему раздела. (Зву­ки и буквы.)

— Что мы узнаем при изучении этой темы?

— Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться? (Различать буквы и звуки.) Упр. 115 (с. 78).

— Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Груст­ное, печальное.)

— Какие слова создают печальное настроение? (Последниели-^ стья, нагих ветвей, отряхнет.)

— Прочитайте, передайте интонацией настроение.

— Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв.)

— Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков.)

— Спишите предложение. Упр. 116 (с. 78).

— Произнесите по порядку звуки в каждом слове. (Шар —[ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а].)

(Ответы на вопросы учебника.)

— Прочитайте на с. 79, на что нужно обратить внимание.

— Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произ­носим, буквы пишем и читаем.)

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх.


VI. Закрепление изученного материала Упр. 117 (с. 79).

— Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова.)

— Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? (Часто

пишем не так, как слышим.) Упр. 118 (с. 79).

— Чем интересна запись? (Она в квадратных скобках.} Это записи звуков. Звуковую запись слова называют тран­скрипцией. Она пишется в квадратных скобках.

— Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? (Лам­па, роса.)

~ Совпадет ли написание и произношение слова лампа? (Да. Слово пишется и слышится одинаково.}

— Совпадет ли написание и произношение слова роса'? (Нет. На месте звука [А/ пишем букву О. Проверяем словомрОсы.) Упр. 119 (с. 80).

— Прочитайте задание.

— Почему написание этих слов нужно проверять по орфогра­фическому словарю? (Звуки и буквы не совпадают. Написа­ние слов проверить нельзя.)

— Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безудар­ную гласную букву, написание которой нужно запомнить. (Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске. Взаимооценка.)

VII. Рефлексия Карточка

Запиши слова буквами.

[паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы]

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Что раньше появилось: звуки или буквы?

— Что такое транскрипция? (Звуковая запись слов.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!