СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как различать звуки и буквы

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данного урока будут сформированы представления о звуках и буквах.

Просмотр содержимого документа
«Как различать звуки и буквы»

Технологическая карта урока


ФИО: Слепчугова Елена Николаевна.

Класс: 2.

УМК: «Школа России».

Предмет: Русский язык.

Тема: «Как различать звуки и буквы».

Тип урока: Решение частной задачи.

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок № 38, раздел «Звуки и буквы».

Цели: Создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления
с правописанием словарного слова ноябрь; способствовать формированию умения различать звуки
и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о буквах и звуках.

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, аргументировать и доказывать, слышать и слушать.

Воспитательная: навыки самостоятельной работы.

Оборудование: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 12-е изд. - М: Просвещение, 2021, презентация.





Тема: Как различать звуки и буквы

Педагогические
цели

Создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления
с правописанием словарного слова ноябрь; способствовать формированию умения различать звуки
и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов

Тип, вид урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике,
лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рисунков, схем; знакомятся с базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества при работе в группах

Формы и методы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Основное
содержание
темы, понятия
и термины

Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Слово с непроверяемым написанием ноябрь

Образовательные
(цифровые)
ресурсы

Схемы «Звуки и буквы», эор (таблицы), интерактивные тренажеры



Сценарий урока

Этап (элемент)
урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий
контроль

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)


1-1,5 мин

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте,

Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под рукой!


– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание.

Работа в тетради


3 мин

Индивидуальная.

Практический. Письмо

- Какая буква в верхней строке лишняя? Почему? Почему ь и ы записаны с маленькой буквы? Что обозначают гласные в каждой строке?

– Выполните в тетради письмо букв

Я Ё Ю И Е ь

А О У ы Э


Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Словарно-орфографичес-кая работа. Ноябрь


6 мин

Практический. Письмо

1) Интерактивная игра «Впечатай букву».

- Чем интересны эти слова? Как они называются? Почему?


- Запишем эти слова в свои тетради с комментированием.


2) – Определите слово по его лексическому значению: последний месяц осени, одиннадцатый месяц года.


— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.


- Запомните написание.

- Это слово образовано от латинского слова novem, что значит девять. В Древнем Риме год начинался с 1 марта, поэтому ноябрь и получил название «девятый».


- А какой по счету теперь ноябрь?

Запоминают

правописание

Закрепляют написание изученных слов, усваивают написание непроверяемого слова

Письмо
словарных слов и нового слова

IV. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи

(учебник,
с. 77–78)


2-3 мин




Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

- Отгадайте загадки:

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

(Звук.)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Все заговорят.

(Буквы).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?


– Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос «Как различить звуки и буквы?»











- О звуках и буквах




Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

V.Самоопреде-ление к деятельности

1,5-2 мин










5-7 мин

Парная. Словесный, наглядный. Чтение

1) Разминка:

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?




- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Как определить сколько в слове слогов?

- На какие две группы мы делим все звуки?


- Что вы знаете о гласных звуках?

- Что вы знаете о согласных звуках?

- А что такое буква?

- Как различить звуки и буквы?


2) Работа в парах:

- А сейчас проведем небольшое исследование. Для этого поработаем в парах. У вас на столах карточки. Исследуйте все характерные признаки гласных и согласных звуков и на этой основе составьте паспорт звуков.

- Покажите готовность. Договоритесь, кто из пары будет отвечать.

- Есть ли другие варианты, покажите зеленую сигнальную карту, если согласны, красную – если не согласны.

(назвать звуки: гласные, парные согласные, всегда звонкие, всегда глухие и т.д.)


- Почему гласные звуки записаны в квадратных скобках?


- Как мы по-другому называем запись? Знакомство с тайной языка – с транскрипцией.


- Из предложений.


- Это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

- Из слов.


- Из слогов.


- Из звуков.


- Сколько гласных, столько и слогов.

- Гласные и согласные.










Исследуют характерные признаки гласных и согласных звуков и на этой основе составляют паспорт звуков.










Это условное звуковое обозначение слов.

Транскрипция.

Осмысленно строят ответы на вопросы


























Грамотно составляют таблицу. Контролируют действия партнера.

Беседа по вопросам

VI.Физкультми-нутка



1-1,5 мин

Коллективная. Практический.

В понедельник я купался

(изобразить плавание)

А во вторник рисовал

(изобразить рисование)

В среду долго умывался

(изобразить умывание)

А в четверг в футбол играл

(бег на месте)

В пятницу я бегал, прыгал,

(прыжки на месте)

Очень долго танцевал

А в субботу, в воскресенье

(хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(сесть на корточки, руки под щеку)

Выполняют движения под руководством
учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

VII. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Письменная запись слов и звуковая запись слов.


2 мин

Фронтальная. Словесный,
практический, работа в парах. Чтение, беседа, письмо

- Открыть учебник на стр. 79 и прочитать совет Мудрой Совы «Обратите внимание!».

- Читая строки, вы озвучили письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? А слова устной речи?

Читают совет, отвечают на вопросы учителя. Ответы: «Слова письменной речи состоят из букв, а устной - из звуков.


Различают письменную и устную речь. Выполняют интерактивное задание


Чтение,
беседа по вопросам

2. Звуки и буквы


5-7 мин

Работа в парах – исследование. Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа

Организует работу в парах, с рисунками.

- А теперь поработаем в парах. Исследуем звуковое и буквенное написание слов. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

- Произнесите по порядку все звуки в слове. Выполните звуковую и буквенную записи этих слов. Сравните эти записи. Сделайте выводы.



- Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная?

(Делают вывод, что не всегда совпадают написания звуковые и буквенные).

- Покажите сигнальные карты.

Если написания не совпадают, нужно проверять или запоминать написание слов.


Рассматривают рисунки, называют предметы, исследуют звуковую и буквенную записи слова.

Произносят все звуки слова. Записывают транскрипцию этого слова.

Сравнивают написание и произношение слова и делают вывод

Доказывают свой ответ проверочным словом

Делают вывод, что не всегда совпадают написания звуковые и буквенные.

Если написания не совпадают, нужно проверять или запоминать написание слов.

Различают звуки и буквы. Распознают звуки в названиях предметов

Беседа по
рисункам
и вопросам

3. Условные
звуковые обозначения слов
(упр. 117).


4 мин

Фронтальная. Словесный,
наглядный.

Чтение, беседа

Организует работу с упражнением.

Учитель обращает внимание детей на запись звуков в квадратных скобках.

Отвечают на вопросы, выполняют задания


Сопоставляют звуковые и буквенные обозначения слова. Анализируют модели слов

Беседа по вопросам

4. Роль звуков

и букв в

лексическом значении слов.


4-5 мин

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
практический.

Беседа, письмо

Интерактивная игра «Помоги лосям».

Произносят звуки.

Объясняют значение слов. Записывают слова. Читают текст
о роли звуков и букв, делают вывод.

Осознают смыслоразличительную роль
звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков
речи

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов действий.

Индивидуальная,

фронтальная. Словесный,

– Прочитайте задание в упражнении и выполните его.


Читают, отвечают

на вопросы, выполняют задание

Объясняют лексическое значение слов. Сравнивают слова.

Беседа по вопросам, письмо

Работа в рабочей тетради (№70)


1-2 мин (если останется время)

практический. Чтение, беседа, письмо

Контролирует работу учащихся


Распознают главные члены предложения


VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)


2 мин

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- С какой новой темой мы познакомились на уроке? Продолжите предложения….

- Кто хорошо понял эту тему?

(Поднимите сигнальные карточки)


- Кому нужна помощь?

(Сигнальные карточки)

- Оцените свою работу на уроке.

(обозначение знаками на полях).

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VII. Домашнее
задание.

Работа в рабочей тетради (№ 71, 72).


1 мин

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии с уровнем своего развития





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!