СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как провести урок, соответствующий ФГОС нового поколения?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения не содержит четких дефиниций урока, построенного в точном соответствии со стандартом. Однако можно говорить  о требованиях ФГОС (а) к современному уроку. Каковы эти требования? Как построить урок, отвечающий этим требованиям? Возможно, материалы педагогического совета по пробелмам реализации содержания ФГОС помогут коллегам ответить на выше перечисленные вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Как провести урок, соответствующий ФГОС нового поколения?»

Педагогический совет
«Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»

Зам. директора по УВР Солодухина Л.Э. Выступление на пс 25 января 2016 года

Каким же все-таки должен быть современный учитель? Мы много говорили с вами на эту тему; профессиональные и личностные качества определяли на педсоветах, методических советах, наконец, в повседневном общении. На протяжении развития образования эта тема не сходит с повестки дня.причем по результатам диагностики школьников и родителей, обсуждения общественности каждый раз совокупность качеств, профессиональных и личных, которыми должен обладать педагог, обогащается новыми, расширяется.

Только в расширенном поле педагогического творчества педагог, способный к переменам, мобильный и стабильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений может работать в нынешних условиях. Таковы характеристики деятельности успешного педагога - профессионала

Наконец после многочисленных обсуждений Профстандарт был принят, утвержден и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель )"

Профстандарт – рамочный документ, в котором определяются основные требования к квалификации педагога. Профессиональный стандарт педагога (профстандарт)применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

В профстандарте отмечается:

педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию для включения в образовательный процесс любых учеников:

со специальными потребностями в образовании;

одаренных учеников;

учеников, для которых русский язык не является родным;

учеников с ОВЗ и др.

Обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-воспитательную деятельность;

Педагог должен уметь:

Фомировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения;

Навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях;

Навыки поликультурного общения и толерантность;

Ключевые компетенции; работать в условиях реализации программ инклюзивного образования; обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным; работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работать с девиантными, наркозапущенными, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими отклонения в поведении

Педагог обязан:

поддерживать развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

формирование ими системы регуляции своего поведения и деятельности; освоения и смены видов ведущей деятельности, формирование детско-взрослых сообществ; становление картины мира, работу с родителями, семьей, местным сообществом Разумеется содержание стандарта будет, как минимум, изучаться, популяризироваться в разных организационных и методических формах в оо. Но ! Вся сложность проблем перехода на новые стандарты ложится на плечи самого педагога , ибо это большая работа над собой по доведению своей квалификации до уровня требований профессионального стандарта

«По результатам аттестации каждый педагог должен разработать индивидуальный план своего развития», - сказал министр образования РФ Д.Ливанов . (Выступление на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в образовании 30.06.2014 )

Какие же направления деятельности педагога выделяет стандарт. Четыре направления деятельности по развитию профессиональной компетентности (см. слайд). Условием работы в этих направлениях является дорожная карта деятельности педагога. Она предполагает составление индивидуального образовательного маршрута каждым педагогм. Результаты деятельности на маршруте фиксируются. Те из вас, кто прошел аттестацию, видит тесную взаимосвязь ИОМП и портфолио аттестуемого педагога.

Главным фактором деятельности, главным результатом, главным средством достижения результата был и остается для педагога урок, учебное занятие. Каким оно должно быть, учебное занятие в условиях перехода на ФГОС?

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве» Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Учебное занятие по ФГОС: возможно ли организовать его как время «игр, учения, сотрудничества и гармонии»?

Поговорим о теории урока по ФГОС!

Во-первых, каждый педагог, работающий по ФГОС, должен более пристально рассмотреть содержание УУД, как оно изложено в стандарте, и понять, что УУД не только результат, но и средство учебной деятельности учащихся! УУД не только название, но и модель образа деятельности. Следовательно,нам с вами необходимо построить образ универсального учебного действия и на основании этого образа учить ребенка действовать в соответствии с этим образом. Но УУД не копия деятельности, не репродукция, а самостоятельная деятельность ребенка, продукция.

Во-вторых, имея представление об образе универсального действия, учитель подберет тот предметный материал, на котором данное универсальное учебное действие можно развивать, и сформулирует систему УУД на уровне образовательной задачи; будет следить за тем, как он решает эти задачи.

В-третьих, УУД, сформулированные на уровне образовательной задачи учащегося, позволят ему осмысленно относиться к своей учебной деятельности

Однако практика уже показала: в действительности в ходе изучения разделов и тем учитель формально указывает набор разных УУД. Между тем мы должны планировать деятельность, исходя из результата. Если на цикл уроков мы формируем личностные, предметные, метапредметные УУД, то давайте действительно планировать результат. Например, в разделе "Устное народное творчество" спланируем предметные навыки и знания как "Знает признаки жанра.Знает сказки и их виды", личностные приращения обозначим через "Выражает чувста и эмоции", метапредметные – "Понимает смысл сказки", то обязательно для достижения результата организовываем деятельность учащихся, возможно подключаем дополнительное образование, средства театральной постановки, самостоятельное исследование "тезауруса"- сокровищницы, сундука, словаря сказок, словаря чувст героев.

Итак, четко определяем цели урока и помним при этом, что цели должны выводиться из заданных в Приложении к стандарту планируемых результатов обучения по ооп. Результат урока ФГОС должен быть известен на самом уроке, и не только учителю, но и ученикам.Это ключ к построению урока по ФГОС. Какие цели выделяем на уроке? Цели-ориентиры – формирование ценностных и мировоззренческих установок – они заданы в Стандарте виде требований к личностным результатам освоения ооп. Достижение этих целей – дело не одного урокаL Цели, относящиеся к основному опорному изучаемому материалу (см. блок Выпускник научится. Планируемые результаты включают в себя умения «ученик научится». При этом умения должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было легко проверить)

В цели урока ФГОс включается формирование и развитие УУД

На одном уроке невозможно работать над всеми УУД! Каковы же критерии

отбора УУД? Во-первых, содержание урока. Например, урок по теме «Разнообразие живой природы» уже подтолкнет учителя к использованию и формированию у школьников приема классификации; во-вторых, 2) системность формирования УУД .Например, в 1-м классе ставим задачу формирования регулятивных УУД – «учится работать по предложенному плану; в 4-м – самостоятельно составляет план и работает по нему Цели урока в комплексе должны охватить все планируемые результаты!

Планируемые достижения (предметные, метапредметные – УУД, реализуемые на уроке)– перечень конкретных знаний и умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке. В конце урока эти достижения – результаты – оцениваются

Итак, определите, на какие планируемые результаты ориентировано содержание урока и исходя из этого определите (сформулируйте цели урока) помните, уважаемые коллеги, что на уроке, организованном по ФГОС целями не занимается лишь один учитель! Стандарт четко выдвигает условие – целеполагание - «овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности» Формирование у школьников способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех лет обучения в начальной школе и, разумеется, осуществляться в 5-х- классах и далее.

Рассмотрим последовательность развития УУД на этапе ноо

1 класс

Школьник учится принимать учебную задачу в готовом виде и определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

2 класс

Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

3 класс

Учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем

4 класс

Обнаруживает и формулирует проблему, определяет цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно




Итак, при формулировании целей урока важно:

понимание школьниками причинно-следственных связей при изучении вопросов (… понимание смысла реформ Петра Первого…);

приобретение учащимися опыта логического мышления (выработать логику при синтаксическом разборе предложений с разными видами связей…; выработать логику при решении квадратных уравнений…);

развитие самостоятельности учащихся при работе с …;

воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере…Формирование речевой культуры школьников через…;

осознание учащимися важности или роли (валеологической культуры…, грамматики)

При постановке задач важно, чтобы они (задачи) отражали процесс работы на каждом этапе занятия и имели комплексный характер (в системе); отвечали на вопрос «Что сделать?» (объяснить, обсудить, получить информацию, узнать, сравнить, приобрести опыт, использовать знания для…) Задачи учителя и учащихся сопоставимы, но не одинаковы, поскольку задачи должны быть связаны с действиями для достижения целей и выстраиваться по последовательности их выполнения или по степени важности.

Таким образом, на уроке ФГОС ожидаемые учителем результаты должны совпадать с целями и задачами. Как именно учителю организовать свою деятельность на уроке?

Объяснение – 20-30% времени

Закрепление – 5-10% времени

Самостоятельная деятельность учащихся, организованная учителем – 60-70% времени.

В конце занятия обязательно осуществляется возвращение к планируемым результатам и осуществляется в ходе рефлексии. Учитель , работающий по ФГОС, организует деятельность обучающихся по поиску и обработке информации; по обобщению способов деятельности; по постановке учебной задачи

Расмотрим схему самостоятельной деятельности (слайд28). Каковы этапы деятельности педагога? Каковы этапы деятельности учащегося?

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Подготовительный этап – конструирование


1.Целеполагание

Целеполагание и планирование обучающихся

2.Консультирование

Деятельность

3.Контрольно-оценочный этап

Контроль и самооценка

4.Рефлексивный

Рефлексия деятельности

И на каждом этапе – согласование деятельности.

Тогда алгоритм проектирования учебного занятия может быть таким:

1.Целеполагание на основе планируемых результатов

1.1.Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные, социально-контекстные компетенции

1.2.Цели по содержанию: воспитательные, образовательные, развивающие

2.Отбор предметного содержания, определяющего тему занятия

3.Проектирование учебного модуля

3.1.Подбор учебных ситуаций.

3.2.Структурирование учебного занятия с представлением его основных этапов;

3.3.Формулирование целей, учебных задач и результатов каждого этапа;

4. Определение деятельности обучающихся и педагога на каждом этапе

И тут в действие вступает ЕЕ величесво Учебная ситуация. Что такое УС на уроке ФГОС? СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА УРОКА, ЕДИНИЦА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Например, организация урока через такие учебные ситуации:

Ситуация «Кроссворд»

Средство обучения – кроссворд; Цели:

ввести в тему урока, сформулировать цели урока;

организация – групповая; контроль - самопроверка

Ситуация «Охарактеризуй»

Цель: составить общее представление о регионе

Восточная Африка. Средства – контурная карта, текст учебника.

Организация – индивидуальная. Контроль – фронтальный опрос

Ситуация «Комбинируй»

Цель: составить комплексную характеристику Эфиопии.

Средства- карты атласа, текст учебника, презентации,

дополнительная информация

Ситуация «Отчет»

Цель: презентовать результаты работы групп.

Средства – ОК, презентация POWER POINT

Организация – групповая и индивидуальная.

Контроль – взаимоконтроль, контроль учителя

Ситуация «Проверь»

Цель: проверить контрольные результаты урока;

средство – незаконченные предложения.

Организация – индивидуальная, парная.

Контроль - взаимоконтроль



И тогда технологическая карта выглядит так

Этап урока, ситуация (время)


Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебно-методи

ческое обеспе

чение

Орга

ни

зация урока (УВП)

Прогнозируемый резуль

тат образовательной деятель

ности


Метод урока по ФГОС – это деятельностный метод Определение это носит обобщенный характер , и на практике метод урока по ФГОС может быть реализован по-разному. Совокупность методических приемов, с помощью которых метод может быть реализован, - технологии деятельностного метода - и они, технологии, исключительно разнообразные.

Итак, какие технологии способны реализовать все идеи, все цели, все содержание урока, построенного по ФГОС? Прежде чем назвать, вспомним еще раз о целях образования . В стандарте заявлен образовательный результат, который может быть достигнут только путем применения современных педтехнологии.Например:

  • Те организации самостоятельной деятельности школьников;

  • Те организации исследовательской деятельности школьников;

  • Те организации проектной деятельности школьников;

  • Те проблемного обучения;

  • Те развития критического мышления;

  • Те диалогового взаимодействия;

  • Те «Педагогическая мастерская»;

- Те кейсов.

Чуть более подробно о двух технологиях - технологии самостоятельной деятельности обучающихся и технологии организации исследовательской деятельности

В те самостоятельной деятельности в качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что учащийся работает без помощи педагога, а то, что каждое действие, выполняемое школьником, им осознается, подчинено цели, которую он сам себе поставил.(Кириллова Г.Д., профессор

ТЕ исследовательской деятельности - «Образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя или научного сотрудника». (Леонтович А.В.)

Уважаемые коллеги! В образовании нельзя стоять на месте. Давайте искать, давайте работать творчески!



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!