СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как привить любовь к чтению.

Родительское собрание..

Просмотр содержимого документа
«Как привить любовь к чтению. Родительское собрание.»

Как привить любовь к чтению.

Родительское собрание.


Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологии человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще ув­лекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочи­тывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в ином возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что .желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать.


Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспи­тания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.


  1. ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮ



Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать?

  2. Читаете ли вы ребенку?

  3. Обсуждаете ли вы прочитанное?

  4. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?

  5. От чего зависит выразительное чтение?

  6. Как этому научить?

  7. Как вы поступаете, если ребенок не хочет чи­тать или, прочитав немного, говорит, что устал?

  8. Ваши просьбы, пожелания учителю.

  9. О чем бы вы хотели узнать на собрании?


Правила чтения для учащихся

    1. Если хочешь научиться читать хорошо, ста­райся читать не менее 40-45 минут в день.

    2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

    3. Во время чтения убери отвлекающие предме­ты, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

    4. Читай вслух и не торопись. Если будешь об­ращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

    5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.

    6. Обращай внимание на поступки героев, ана­лизируй их поступки, делай для себя выводы.

    7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

    8. Если ты решил прервать чтение до следую­щего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

    9. Делись с друзьями информацией об интерес­ной и захватывающей книге.

    10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.



Как готовить домашнее задание по чтению

      1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.

      2. Посмотри, кто автор произведения.

      3. Внимательно прочитай весь текст.

      4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

      5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

      6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

      7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

      8. Составь план пересказа текста.

      9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

      10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

      11. Дай им характеристику, учитывай и соб­ственное мнение.

      12. Выскажи свое мнение по прочитанному тек­сту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.


Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попроси­те его рассказать о главном герое, главном собы­тии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.


Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с ран­него детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформле­нию и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Это сформи­рует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь пре­рвать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочи­танного, намеренно его искажайте, чтобы про­верить, как он запомнил прочитанный текст.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте по возможности книги полюбив­шихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарс­твенной надписью, добрыми и теплыми поже­ланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


  1. ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЯ



1. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Итоги техники чтения.

Анализ прочитанных летом книг.


2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С СОСТОЯНИЕМ

ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

Анализ анкеты учащихся

«Человек без книги жить не может», - все дети.

«Нравится ли тебе читать?».

Да - 15; не очень - 7.

«Почему?»

Нравится', интересные книги; можно узнать новое; хочется узнать, что произойдет дальше, чем закончится книга; в книге есть картинки.

Не нравится: бывают неинтересные книги; маленькие буквы; когда читаю, глаза слезятся, хочется спать.

С удовольствием читают сказки, журналы, книги с крупными буквами, произведения Успенского, Носова, Драгунского, рассказы о животных, энциклопедии.

Получать книги в подарок нравится всем.

«У вас дома много книг?»

Четверо ответили - не очень, у остальных - много. В домашней библиотеке у всех есть детские книги.

«Читают ли тебе родители книги?»

Да - 6; иногда - 7; нет - 9 (совпало с родитель­ской анкетой).

«С кем ты недавно читал книгу дома?»

С мамой - 7; один - 14; не читал - 1.

«Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?»

Хвалят- 13; хвалят и ругают-6; не ругают-2; не хвалят и не ругают - 1.


Ситуация 1

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учи­ла! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ре­бенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оце­ниваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: бу­дем терпимы к тому, что на первых порах дети мо­гут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.


Анализ анкеты родителей

Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются об­суждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, расска­зывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понима­ния прочитанного, от соблюдения знаков препина­ния. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.


Ситуация 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому гово­рю!» — требует мать. «Ну, мам», — умоляет Сере­жа. «Кому говорят, читай!» — почти кричит мать. «Не ори на меня!» — грубит сын. «Ты с кем раз­говариваешь? Да я тебя...» — угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной си­туации я упомянула о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и записали их в блокнот.


Пожелания учителю

Больше знакомить детей с интересными кни­гами, завести читательский дневник, инсцениро­вать сказки.

Родители на собрании захотели узнать: сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтени­ем, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ



  • Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет роди­телей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привит ь интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга-и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.Г1. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

  • Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить кни­гу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упо­ением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8-10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?»-«Ничего, нормально», - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми-стена непонимания. Избежать по­добных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.


Совет I

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком ро­дитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

  • Работа над техникой чтения процесс доста­точно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существу­ют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту.


Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники чтения

  • Если ребенок находится еще только на пер­вых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше чи­тать поменьше, но чаще: почитал 5—7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два — еще 1—2 абзаца. Перед сном — еще одна пор­ция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

  • Хорошие результаты дает чтение перед сном.

  • Если ребенок не любит читать, то необхо­дим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Для того чтобы ребенок видел свои достиже­ния в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с круп­ным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой лите­ратуры. Особое место в нем занимают сказки. Сказка — первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. Чуковс­кий, сказка есть самая здоровая пища — не ла­комство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появ­ляется малыш.

Однако для того, чтобы сказка принесла на­ибольшую пользу ребенку, с ней можно поиг­рать, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.

  • Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помо­гают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.

  • Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

Приглашенный на собрание библиотекарь объясняет:

  • что читать детям 7—8 лет;

  • как создать домашнюю библиотеку;

  • на какие издания можно подписаться всей семье;

  • как пользоваться книгами в библиотеке;

  • традиции библиотеки.

  • Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть длинная: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзья­ми ребенка. Такая семейная традиция не просто воспитывает бережное отношение к книге — оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и об­суждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.


Совет 2

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и ста­рание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Подде­рживаете его уверенность в своих силах. Вспо­миная позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы — это согреет его сердце.

Чтобы сохранить великий дар природы — зре­ние, учащимся младших классов врачи рекомен­дуют читать непрерывно не более 20—30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.


Совет 3

Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой спо­соб: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек — пусть ребенок смотрит на него 5—7 секунд, столько же времени — на дальний объект, находящийся на улице.

Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненно­го шторами. Настольная лампа с абажуром спо­койных тонов и лампочкой мощностью 60—80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30—40 см.


4. ОБСУЖДЕНИЕ ОРЕЛ НИЗА И ИОННЫХ ВОПРОСОВ



  • Показ образца читательского дневника.

  • Ознакомление с правилами ведения читатель­ского дневника.

  • Знакомство с памятками и их обсуждение.


5. ЛИЧНАЯ БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ



Вручение благодарностей родителям, дети ко­торых читают грамотно, бегло и выразительно.


Советы родителям

Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5—6 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет.

Терпеливо помогайте ребенку, если у него не­достаточная скорость чтения.

Обучая детей чтению, опирайтесь на их интере­сы. Ребенок, которого учили читать принудитель­но, неохотно пользуется этим своим умением.

Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Рассказывайте детям сказки.

Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

Читайте сами — пусть ребенок видит, что сво­бодное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Не всегда спешите сразу отвечать на де­тские вопросы — посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хоро­шие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

Вместе с ребенком создавайте такую библио­теку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте кни­ги, обсуждайте прочитанное.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.


  1. ОСМЫСЛЕНИЕ ИТОГОВ СОБРАНИЯ



    1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.

    2. Мнение родителей о пользе собрания.

    3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повто­рения и слова-паразиты.

  • В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской - не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и воз­можности для семейного чтения.

  • Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

  • Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать инте­ресные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

  • Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.

  • Держать связь с библиотекой: проводить со­вместные мероприятия с детьми и родителями.


Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый уче­ник нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!


Прогноз на будущее

  • В конце 2-го класса провести конкурс «Папа, мама, я - читающая семья».

  • Третий класс - «Литературная гостиная».

  • Четвертый класс «Урок-отчет по внекласс­ному чтению».

Список используемой литературы

Захаров СЛ. Детские праздники. - Владимир, 1994.

Никитич 10.С. Спутник досуга. - М„ 1989.

Шклярова Т.В. Справочник для начальных клас­сов. -М, 1993.

Воскобойников В.М. Как определить и развить спо­собности ребенка. 1996.

Переклеена Н И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004.

Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чте­нию //Начальная школа - Первое Сентября.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!