О методах исследования, методах познания мы вспомним в различных играх. И вот сейчас давайте поиграем. Вам нужно разделиться на три команды. Придумайте название для своей команды. Такие методы, как анализ и синтез, можно использовать в пер- вой игре, которую мы проведем. Игра «Что? Где? Когда?» Не поднимая руки, быстро ответьте на вопрос. За правильный ответ – 1 балл. 1. Что мы слышим и произносим? (Звуки.) 2. Что находится в начале книги? (Буква к.) 3. Отгадайте загадку. Что за буква? Кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать, Как согласный прочитать. (Буква ь.) 4. Что в слове подобно биению сердца? (Ударение.) 5. Что может быть ярким, открытым, печным, артиллерий- ским, горячим? (Огонь.) 6. Что находится перед корнем? (Приставка.) 7. Что находится в сложном слове между двумя корнями? (Ин- терфикс.) 8. Что обозначают имена существительные? (Предметы.) 9. Что обозначают глаголы? (Действие предмета.) Занятие 1. Как прекрасен наш язык! 245 10. Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.) 11. Что находится между потолком и полом? (Союз и.) 12. Что обозначают эти фразеологизмы? • Витать в облаках – (мечтать). • Взять за горло – (заставить). • Сидеть сложа руки – (бездельничать). • Повесить нос – (загрустить). • Клевать носом – (дремать). • Путаться под ногами – (мешать). 13. Какая позиция гласных звуков в слове называется слабой? (Безударная позиция.) 14. Когда появилась буква ё? (В XVIII веке.) 15. Когда мягкий знак не просто буква, а показатель грамма- тической формы? (Ответ. В именительном и винительном падежах имен существительных женского рода единствен- ного числа, а также в неопределенной форме глагола.) 16. Когда парные звонкие и глухие согласные находятся в силь- ной позиции? (После гласных или сонорных согласных звуков.) 17. Когда мальчика можно назвать женским именем? (Когда он долго спит – соня.) 18. Когда после ц пишется гласная и? (В корне слова.) В следующей игре мы можем применить такой метод исследо- вания, как индукция, – в определении изученных грамматических признаков частей речи. – Вспомните ассоциацию: что обозначает метод индукции? (Ответ. И один факт, и другой, и третий помогают сделать общий вывод.) Игра «Что за признак?» На доске написаны вперемешку грамматические признаки. Каждая команда выбирает признаки к своей части речи и потом объясняет, какие это признаки – постоянные или непостоянные. (Указаны такие признаки: лицо, падеж, число, собственное, род, время, нарицательное, вид, одушевленное, неодушевленное.) Первая команда – имя существительное. Вторая команда – имя прилагательное. Третья команда – глагол. Ответы: Имя существительное: постоянные признаки – собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род; непосто- янные признаки – число, падеж. Имя прилагательное: только непостоянные признаки – число, род, падеж (зависят от существительного, к которому прилага- тельное относится). Глагол: постоянный признак – вид (совершенный или не- совершенный); непостоянные признаки – число, время, лицо, в прошедшем времени – род. – Какие грамматические признаки есть во всех частях речи? (Ответ. Число, а также род – род и у глагола, если он в про- шедшем времени.) Другой метод исследования – наблюдение – поможет нам повторить орфограммы. – Вспомните, что значит наблюдать? (Ответы детей.) Итак, не вмешиваясь в ход событий, мы можем описать, из- мерить, а также сравнить явления между собой. Игра «Что за орфограмма?» Проанализируйте текст песни ≪Буратино≫ из фильма ≪При- ключения Буратино≫ (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Найди- те все орфограммы. Постарайтесь объяснить их написание. (Каждая команда получает свой куплет песни. Когда команды выполнят задание, можно хором спеть всю песню.) Первая команда Кто с доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, А покорил весь белый свет? Кого повсюду узнают? Скажите, как его зовут? БУ-РА-ТИ-НО! Вторая команда На голове его колпак, Но околпачен будет враг. Злодеям он покажет нос И рассмешит друзей до слез. Он очень скоро будет тут. Скажите, как его зовут? БУ-РА-ТИ-НО! Третья команда Он окружен людской молвой. Он не игрушка – он живой! В его руках от счастья ключ, И потому он так везуч. Все песенки о нем поют. Скажите, как его зовут? БУ-РА-ТИ-НО! |