СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как прекрасен наш язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Закрепление Цель:  Подготовка к созданию проектов по Синтаксису.

 

Просмотр содержимого документа
«"Как прекрасен наш язык"»





Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема урока: "Как прекрасен наш язык!"







Разработала учитель нач. классов

МБОУ «Школа № 9» г.Дзержинска

Серова Е.В.



















Тема: "Как прекрасен наш язык!"

Тип урока: Закрепление
Цель: Подготовка к созданию проектов по Синтаксису.

Задачи:
Образовательные :
Вспомнить методы исследования; аппарат исследования; научиться составлять синквейн.
Развивающие:
Развивать умение быстро отвечать на вопросы в процессе игры; развивать умение работать самостоятельно в группах.
Воспитательные: Воспитывать взаимоуважение к друг другу и создавать благоприятную атмосферу для работы в группах.

Оборудование для учителя: Карточки, тексты с песней, презентация.

Оборудование для учащихся: Рабочая тетрадь, пенал

План урока:
I. Организационный момент
II. Цель и задачи итогового проекта.

III. Методы исследования.

IV. Творческий продукт.

V. Подведение итогов занятия.


Планируемые результаты:

Личностные: умеют ладить с друг другом; слушают советы друг друга; прислушиваются к учителю.

Предметные: знают , что у каждого проекта есть тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презентация ; перечисляют грамматические признаки и умеют их соотносить с частями речи.

Метопредметные: умеют составлять синквейн; умеют организовывать себя в самостоятельной деятельности.


Этап
урока


Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, средства, формы


УУД

1. Орг. момент
(1мин)

Организация деятельности учащихся.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не обычный урок, а мы с вами начнем новый раздел нашей проектной деятельности! Уберите все лишнее с парты. Оставьте только тетрадь по проектной деятельности и пинал.



Выполняют указания учителя

Фронтальная форма,
беседа.












Регулятивные УУД (контроль)

2. Постановка цели и задач проекта


Помощь учащимся в постановке цели и задач проекта "Синтаксис"

Начинается новый этап нашей проектной деятельности.

Уже

вы делитесь секретами русского языка с одноклассниками, друзьями, родителями. Вспомните основные моменты, которые должны быть в каждом проекте?

– Назовите их.






– Вспомните: с какими разделами лингвистики мы знакомы?

Нам предстоит познакомиться еще с пунктуацией и синтаксисом. Мы углубим знания русского языка.

– Дежурный библиограф, помогите узнать значение термина

≪синтаксис≫.

Запишите тему нового проекта в ваши тетради. Определим

цель и задачи нашего проекта ≪Синтаксис≫.





– Как формулируют цель проекта?




– Для чего нужно ставить задачи проекта?










(Ответ. Тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презентация.)



(Фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, орфо-

графия.)

Синтаксис (от греч. – ≪построение≫, ≪соединение≫) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в словосочетания и предложения.

(Надо ответить на вопрос: зачем нам нужен этот проект?)


(Чтобы определить

последовательность работы.)


Фронтальная форма, беседа.

Познавательные УУД


3. Методы исследования


Вспомнить методы исследованияприменяемые в проектной деятельности

О методах исследования, методах познания мы вспомним

в различных играх. И вот сейчас давайте поиграем. Вам нужно

разделиться на три команды. Придумайте название для своей

команды.

Такие методы, как анализ и синтез, можно использовать в пер-

вой игре, которую мы проведем.

Игра «Что? Где? Когда?»

Не поднимая руки, быстро ответьте на вопрос. За правильный

ответ – 1 балл.

1. Что мы слышим и произносим? (Звуки.)

2. Что находится в начале книги? (Буква к.)

3. Отгадайте загадку.

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласный прочитать. (Буква ь.)

4. Что в слове подобно биению сердца? (Ударение.)

5. Что может быть ярким, открытым, печным, артиллерий-

ским, горячим? (Огонь.)

6. Что находится перед корнем? (Приставка.)

7. Что находится в сложном слове между двумя корнями? (Ин-

терфикс.)

8. Что обозначают имена существительные? (Предметы.)

9. Что обозначают глаголы? (Действие предмета.)

Занятие 1. Как прекрасен наш язык! 245

10. Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

11. Что находится между потолком и полом? (Союз и.)

12. Что обозначают эти фразеологизмы?

• Витать в облаках – (мечтать).

• Взять за горло – (заставить).

• Сидеть сложа руки – (бездельничать).

• Повесить нос – (загрустить).

• Клевать носом – (дремать).

• Путаться под ногами – (мешать).

13. Какая позиция гласных звуков в слове называется слабой?

(Безударная позиция.)

14. Когда появилась буква ё? (В XVIII веке.)

15. Когда мягкий знак не просто буква, а показатель грамма-

тической формы? (Ответ. В именительном и винительном

падежах имен существительных женского рода единствен-

ного числа, а также в неопределенной форме глагола.)

16. Когда парные звонкие и глухие согласные находятся в силь-

ной позиции? (После гласных или сонорных согласных звуков.)

17. Когда мальчика можно назвать женским именем? (Когда он

долго спит – соня.)

18. Когда после ц пишется гласная и? (В корне слова.)

В следующей игре мы можем применить такой метод исследо-

вания, как индукция, – в определении изученных грамматических

признаков частей речи.

– Вспомните ассоциацию: что обозначает метод индукции?

(Ответ. И один факт, и другой, и третий помогают сделать

общий вывод.)

Игра «Что за признак?»

На доске написаны вперемешку грамматические признаки.

Каждая команда выбирает признаки к своей части речи и потом

объясняет, какие это признаки – постоянные или непостоянные.

(Указаны такие признаки: лицо, падеж, число, собственное, род,

время, нарицательное, вид, одушевленное, неодушевленное.)

Первая команда – имя существительное.

Вторая команда – имя прилагательное.

Третья команда – глагол.

Ответы:

Имя существительное: постоянные признаки – собственное

и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род; непосто-

янные признаки – число, падеж.

Имя прилагательное: только непостоянные признаки – число,

род, падеж (зависят от существительного, к которому прилага-

тельное относится).


Глагол: постоянный признак – вид (совершенный или не-

совершенный); непостоянные признаки – число, время, лицо,

в прошедшем времени – род.

– Какие грамматические признаки есть во всех частях речи?

(Ответ. Число, а также род – род и у глагола, если он в про-

шедшем времени.)

Другой метод исследования – наблюдение – поможет нам

повторить орфограммы.

– Вспомните, что значит наблюдать? (Ответы детей.)

Итак, не вмешиваясь в ход событий, мы можем описать, из-

мерить, а также сравнить явления между собой.

Игра «Что за орфограмма?»

Проанализируйте текст песни ≪Буратино≫ из фильма ≪При-

ключения Буратино≫ (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Найди-

те все орфограммы. Постарайтесь объяснить их написание.

(Каждая команда получает свой куплет песни. Когда команды

выполнят задание, можно хором спеть всю песню.)

Первая команда

Кто с доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет?

Кого повсюду узнают?

Скажите, как его зовут?

БУ-РА-ТИ-НО!

Вторая команда

На голове его колпак,

Но околпачен будет враг.

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез.

Он очень скоро будет тут.

Скажите, как его зовут?

БУ-РА-ТИ-НО!

Третья команда

Он окружен людской молвой.

Он не игрушка – он живой!

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч.

Все песенки о нем поют.

Скажите, как его зовут?

БУ-РА-ТИ-НО!


Делятся на команды




























































































































Работают над куплетами


































Фронтальная форма, работа в группах
Игра


Познавательные УУД
Регулятивные УУД


4. Творческий продукт


Создание синквейна

Все проекты предполагают создание информационного или

творческого продукта.

– Какие виды продуктов вы уже создавали?

Предлагаю вам создать такой творческий продукт: сочинить

стихотворение о русском языке в необычной форме – синквейн.

Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием

японской поэзии.

В этом стихотворении пять строк.

1. Запишите тему стихотворения одним словом ≪язык≫.

2. Подберите два прилагательных, которые характеризуют язык.

3. Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характери-

зуют язык.

4. Запишите предложение, которое выразит ваше отношение

к языку (оно должно состоять из четырех слов).

5. Одним словом выразите свою ассоциацию к слову ≪язык≫.

Послушайте синквейн о языке, который написан к этому за-

нятию.

Язык.

Могучий, безграничный.

Объясняет, поет, торжествует.

Маяк безбрежного моря жизни.

Дар!


(Ответ.

Сочиняли сказки, песни, стихи; писали конспекты, рисо-

вали плакаты, создавали поделки, составляли алгоритмы.)



Составляют синквейн в рабочих тетрадях.
Представляют командами изготовленный продукт

Работа в группах , создание творческого продукта от круппы

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

5. Подведение итогов урока


Подвести итоги первого урока по проектной деятельности

– Какой новый проект мы начали разрабатывать?

– Какие методы исследования мы применяли на занятии?

– С каким новым видом творческого продукта мы познакомились?

Закончим занятие словами писателя А.Н. Толстого:
≪Хорош язык народной речи! Яркий, как радуга, меткий, как стрелы, за-

душевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый≫.


(Синтаксис.)


(Ответы детей.)



(Синквейн.)









Фронтальная форма, беседа

Регулятивные УУД




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!