СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как построить карьеру в организации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены теоретические аспекты карьеры, а также представлены модели карьеры и методы управления карьерой.

Просмотр содержимого документа
«Как построить карьеру в организации»

КАРЬЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ
  • КАРЬЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ
Содержание: Определение карьеры Стадии карьеры Психологический контракт Теории карьеры Модели карьеры Изменение карьеры Методы управления карьерой

Содержание:

  • Определение карьеры
  • Стадии карьеры
  • Психологический контракт
  • Теории карьеры
  • Модели карьеры
  • Изменение карьеры
  • Методы управления карьерой
Понятие карьеры

Понятие карьеры

 Карьера - это ряд занятий, работ или должностей, которые составляют деятельность человека в течение его жизни. Выбор и успешность этих ролей частично определяются способностями, интересами, ценностями, потребностями, что обусловлено опытом и надеждами человека. «КАРЬЕРА» и «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Карьера - это ряд занятий, работ или должностей, которые составляют деятельность человека в течение его жизни. Выбор и успешность этих ролей частично определяются способностями, интересами, ценностями, потребностями, что обусловлено опытом и надеждами человека.

«КАРЬЕРА» и «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Профессиональная деятельность - это то, чем человек занимается, зарабатывая на жизнь, в определенный момент времени.

Профессиональная деятельность - это то, чем человек занимается, зарабатывая на жизнь, в определенный момент времени.

Карьера - последовательность позиций, которые человек занимал в конкретный период времени. Карьера, таким образом, является последовательностью позиций, динамикой постоянного прогресса в жизни человека.

Карьера - последовательность позиций, которые человек занимал в конкретный период времени.

Карьера, таким образом, является последовательностью позиций, динамикой постоянного прогресса в жизни человека.

Современная теория карьеры и повседневное понимание неминуемо заключают понятие «карьера» в пределы продвижения в направлении к своеобразной иерархии власти и престижа.

Современная теория карьеры и повседневное понимание неминуемо заключают понятие «карьера» в пределы продвижения в направлении к своеобразной иерархии власти и престижа.

В контексте карьеры важным является не только само место работы человека, но и значение должности на его профессионального пути.
  • В контексте карьеры важным является не только само место работы человека, но и значение должности на его профессионального пути.
Субъективное восприятие карьеры иногда отличается от объективной оценки успеха, такой, как статус или зарплата.
  • Субъективное восприятие карьеры иногда отличается от объективной оценки успеха, такой, как статус или зарплата.
Существуют не только «конвенциальные» карьеры, но и карьеры отдельных профессий или организаций.
  • Существуют не только «конвенциальные» карьеры, но и карьеры отдельных профессий или организаций.
Исследователей карьеры интересуют этапы, за основу выделения которых взяты жизненные стадии. Это, соответственно: детство отрочество старость зрелость

Исследователей карьеры интересуют этапы, за основу выделения которых взяты жизненные стадии. Это, соответственно:

детство

отрочество

старость

зрелость

Стадии карьеры

Стадии карьеры

рост, фантазия и исследование Попытка создать основу для того, чтобы сделать реалистичный профессиональный выбор

рост, фантазия и исследование

Попытка создать основу для того, чтобы сделать реалистичный

профессиональный выбор

привлечение к миру работы личность обращается к рынку труда и получает первую работу, которая полностью может повлечь развитие карьеры

привлечение к миру работы

личность обращается к рынку труда и получает первую работу, которая полностью может повлечь развитие карьеры

основная учеба Личности придется столкнуться с шоковой реальностью. Человеку нужно перебороть сомнения и неопытность и начать выработку в себе чувства уверенности в том, чем он занимается .

основная учеба

Личности придется столкнуться с шоковой реальностью. Человеку нужно перебороть сомнения и неопытность и начать выработку в себе чувства уверенности в том, чем он занимается .

полное участие в ранней карьере Полное участие в ранней карьере - роли здесь предусматривают полное привлечение к работе организации. Типичный возраст от 17 до 30 лет.

полное участие в ранней карьере

Полное участие в ранней карьере - роли здесь предусматривают полное привлечение к работе организации. Типичный возраст от 17 до 30 лет.

полное участие в середине карьеры Появляется необходимость принятия высшего уровня ответственности, включая ответственность за работу других людей.

полное участие в середине карьеры

Появляется необходимость принятия высшего уровня ответственности, включая ответственность за работу других людей.

кризис середины карьеры Реалистичная оценка человеком своих талантов, мотивов и ценностей .

кризис середины карьеры

Реалистичная оценка человеком своих талантов, мотивов и ценностей .

заключительная стадия карьеры Человек достиг определенного уровня мастерства

заключительная стадия карьеры

Человек достиг определенного уровня мастерства

упадок и устранение от дел

упадок и устранение от дел

Выход на пенсию

Выход на пенсию

Психологический контракт является результатом изменений направленных на снижение расходов и на повышение конкуренции по мнению исследователей, уместной является ориентация на знание, умение и, возможно, на хорошую волю рабочей силы больше, чем на стоимость конкуренции.

Психологический контракт является результатом изменений направленных на снижение расходов и на повышение конкуренции по мнению исследователей, уместной является ориентация на знание, умение и, возможно, на хорошую волю рабочей силы больше, чем на стоимость конкуренции.

Теоретические концепции карьерного консультирования: Дифференциально-типологический подход  Структурно-поведенческий подход  Институциональный подход (функционально-ролевая теория)  Когнитивно-мотивационный подход  Биографический подход

Теоретические концепции карьерного консультирования:

  • Дифференциально-типологический подход

  • Структурно-поведенческий подход

  • Институциональный подход (функционально-ролевая теория)

  • Когнитивно-мотивационный подход

  • Биографический подход
Дифференциально-типологический подход (традиционный) Пионер – Фрэнк Парсонс (Parsons F,1908 г., USA)  Схема работы профконсультанта включает 3 позиции: а) исследование клиента (склонности, здоровье, интересы, образование и пр.); б) изучение профессии и ее требований к работнику; в) сопоставление а и б.  Основание : типологии профессий и типологии личности  - Недостатки и преимущества концепции.

Дифференциально-типологический подход (традиционный)

Пионер – Фрэнк Парсонс (Parsons F,1908 г., USA)

Схема работы профконсультанта включает 3 позиции:

а) исследование клиента (склонности, здоровье, интересы, образование и пр.);

б) изучение профессии и ее требований к работнику;

в) сопоставление а и б.

Основание : типологии профессий и типологии личности

- Недостатки и преимущества концепции.

Концепция типологии личности и профессиональной среды Джона Голланда (Holland J.L., 1966;1976 )  Опросник «самонаправленного поиска» профессиональных предпочтений личности (виды деятельности; способности; виды карьер). Тест позволяет получить сумму оценок по трем субтестам: минимум = 0,  максимум = 33 балла. Суммарные оценки откладываются по лучам гексагона, соответствующим типу предпочтений . Оценивается дифференцированность предпочтений, конгруэнтность личности и профессиональной среды Гексагон Дж. Голланда Типы личности ( и среды): Р – реалистический, прагматичный И – исследовательский (интеллектуальный) А – артистический-художественный С – социальный П – предпринимательский-инициативный К – конвенциональный Код профессиональных предпочтений личности   И Р   А О К  С П С А И

Концепция типологии личности и профессиональной среды Джона Голланда (Holland J.L., 1966;1976 )

Опросник «самонаправленного поиска» профессиональных предпочтений личности (виды деятельности; способности; виды карьер). Тест позволяет получить сумму оценок по трем субтестам: минимум = 0,

максимум = 33 балла. Суммарные оценки откладываются по лучам гексагона, соответствующим типу предпочтений .

Оценивается дифференцированность предпочтений, конгруэнтность личности и профессиональной среды

Гексагон Дж. Голланда

Типы личности ( и среды):

Р – реалистический, прагматичный

И – исследовательский (интеллектуальный)

А – артистический-художественный

С – социальный

П – предпринимательский-инициативный

К – конвенциональный

Код профессиональных предпочтений личности

И

Р

А

О

К

С

П

С

А

И

Во-первых, теория особенностей работы направлена на приведение в соответствие особенностей деятельности и потребностей работника.
  • Во-первых, теория особенностей работы направлена на приведение в соответствие особенностей деятельности и потребностей работника.
Во-вторых, устанавливаются взаимоотношения, которые существуют между жизненным опытом и профессиональными интересами.

Во-вторых, устанавливаются взаимоотношения, которые существуют между жизненным опытом и профессиональными интересами.

Процесс социальных переговоров, с помощью которых личность и организация приспосабливаются друг к другу.

Процесс социальных переговоров, с помощью которых личность и организация приспосабливаются друг к другу.

МОДЕЛИ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ: «Трамплин» «Лестница» МОДЕЛИ « Перепутье» «Змея» Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей.

МОДЕЛИ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ:

«Трамплин»

«Лестница»

МОДЕЛИ

« Перепутье»

«Змея»

Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей.

«ТРАМПЛИН» Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Директор предприятия Заместитель директора Начальник цеха Начальник участка Мастер

«ТРАМПЛИН»

  • Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию.

Директор предприятия

Заместитель директора

Начальник цеха

Начальник участка

Мастер

«ЛЕСТНИЦА» Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Директор предприятия Заместитель директора Начальник службы Начальник цеха Начальник отдела С пециалист Начальник участка мастер Консультант Пенсионер

«ЛЕСТНИЦА»

  • Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации.

Директор предприятия

Заместитель директора

Начальник службы

Начальник цеха

Начальник отдела

С пециалист

Начальник участка

мастер

Консультант

Пенсионер

«ЗМЕЯ» Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели . Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Генеральный директор объединения Заместитель по кадрам Заместитель по производству Заместитель по экономике 3 уровень (объед-е) 1-2г. 1-2 . 1-2г. Заместитель по кадрам Заместитель по снабжению Заместитель по производству 2 уровень (предпр-е) Начальник подразделения 2-3г. 2-3г. 2-3г. Экономист Диспетчер Технолог 1 уровень (подразд-е) 1-2г. 1-2г. 1-2г. Мастер

«ЗМЕЯ»

Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели .

  • Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне.

Генеральный директор объединения

Заместитель по кадрам

Заместитель по производству

Заместитель по экономике

3 уровень

(объед-е)

1-2г.

1-2 .

1-2г.

Заместитель по кадрам

Заместитель по снабжению

Заместитель по производству

2 уровень

(предпр-е)

Начальник подразделения

2-3г.

2-3г.

2-3г.

Экономист

Диспетчер

Технолог

1 уровень

(подразд-е)

1-2г.

1-2г.

1-2г.

Мастер

«ПЕРЕПУТЬЕ» Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний. (ориентированная на индивидуализм человека) Директор предприятия –повышение путем избрания или назначения Начальник цеха – перемещение путем назначения ? Начальник цеха Начальник участка - повышение в должности путем назначения

«ПЕРЕПУТЬЕ»

  • Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний. (ориентированная на индивидуализм человека)

Директор предприятия –повышение путем избрания или назначения

Начальник цеха – перемещение путем назначения

?

Начальник цеха

Начальник участка - повышение в должности путем назначения

Изменение карьеры В роботе Николсона (1986) представлена модель, которая состоит из пяти стадий и включает такие аспекты: Подготовка - ожидание и предчувствие изменения. Столкновение - влияние и осмысление во время пребывания человека на определенной должности. Приспособление - следующее личностное и ролевое развитие для устранения индивидуальных рабочих неудобств. 4.  Стабилизация - установление связи между личностью и ролью. 5.  Подготовка - возобновление цикла.

Изменение карьеры

В роботе Николсона (1986) представлена модель, которая состоит из пяти стадий и включает такие аспекты:

  • Подготовка - ожидание и предчувствие изменения.
  • Столкновение - влияние и осмысление во время пребывания человека на определенной должности.
  • Приспособление - следующее личностное и ролевое развитие для устранения индивидуальных рабочих неудобств.

4. Стабилизация - установление связи между личностью и ролью.

5. Подготовка - возобновление цикла.

Люди, получив возможность лучше понимать свою нынешнюю позицию, а также то, что может состояться с ними в ближайшее время, приобретают способности произвести более адекватные стратегии решения проблемы. Таким образом, процесс изменения может быть ускорен. Зависимость уровня компетентности от этапа карьеры можно представить в виде семи фаз:

Люди, получив возможность лучше понимать свою нынешнюю позицию, а также то, что может состояться с ними в ближайшее время, приобретают способности произвести более адекватные стратегии решения проблемы. Таким образом, процесс изменения может быть ускорен. Зависимость уровня компетентности от этапа карьеры можно представить в виде семи фаз:

1 . Иммобилизация: Существует несоответствие между высокими ожиданиями и действительностью. Компетентность снижается .

1 . Иммобилизация: Существует несоответствие между высокими ожиданиями и действительностью. Компетентность снижается .

2. Возражение: часто встречаются две отдельных проблемы на стадиях возражения потребности в изменениях. Бывает возвращение к старым путям, даже при высоком уровне успеваемости, и (или) ошибочная осведомленность относительно новых путей. Компетентность растет.

2. Возражение: часто встречаются две отдельных проблемы на стадиях возражения потребности в изменениях. Бывает возвращение к старым путям, даже при высоком уровне успеваемости, и (или) ошибочная осведомленность относительно новых путей. Компетентность растет.

3. Некомпетентность: период больших разочарований с признанием того, что изменение является необходимым, но способность преодолевать трудности еще не выработанная. Компетентность максимально снижается.

3. Некомпетентность: период больших разочарований с признанием того, что изменение является необходимым, но способность преодолевать трудности еще не выработанная. Компетентность максимально снижается.

4. Отказ: возможно, наиболее дискомфортная фаза, когда происходит принятие новой действительности и когда личность отказывается от старых (и удобных) аттитюдов и поведения. Компетентность растет.

4. Отказ: возможно, наиболее дискомфортная фаза, когда происходит принятие новой действительности и когда личность отказывается от старых (и удобных) аттитюдов и поведения. Компетентность растет.

5. Экзамен: личность чувствует раздражение и разочарованность. Человек испытает новые подходы и поведение (возможна склонность к стереотипу «так должно быть») и начинает адекватно воспринимать новую действительность. Компетентность растет и стабилизируется на максимальном уровне.

5. Экзамен: личность чувствует раздражение и разочарованность. Человек испытает новые подходы и поведение (возможна склонность к стереотипу «так должно быть») и начинает адекватно воспринимать новую действительность. Компетентность растет и стабилизируется на максимальном уровне.

6 . Поиск содержания: отыскивая содержание, которое лежит в основе того, которое происходит, человек лучше приспосабливается к началу процесса интернализации. Компетентность на максимальном уровне, стабильная.

6 . Поиск содержания: отыскивая содержание, которое лежит в основе того, которое происходит, человек лучше приспосабливается к началу процесса интернализации. Компетентность на максимальном уровне, стабильная.

7. Интеграция: содержание того, что происходит в действительности совмещается с выработкой нового поведения и формирует ее основные тенденции. Компетентность на максимальном уровне, стабильная.

7. Интеграция: содержание того, что происходит в действительности совмещается с выработкой нового поведения и формирует ее основные тенденции. Компетентность на максимальном уровне, стабильная.

ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ Управление карьерой — это вид управленческой деятельности, направленный на формирование должностного или профессионального роста работников в соответствии с внутренними потребностями организации, а также потенциалом и ожиданиями самого работника.

ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ

  • Управление карьерой — это вид управленческой деятельности, направленный на формирование должностного или профессионального роста работников в соответствии с внутренними потребностями организации, а также потенциалом и ожиданиями самого работника.
Цели управления карьерой:  формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого менеджера и организации в целом; обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры организации; достижение взаимопонимания между организацией и менеджером по вопросам его развития и продвижения; создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства.

Цели управления карьерой:

  • формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого менеджера и организации в целом;
  • обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры организации;
  • достижение взаимопонимания между организацией и менеджером по вопросам его развития и продвижения;
  • создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства.
Механизм управления карьерой персонала призван привести в действие систему управления карьерой и, тем самым обеспечить достижение целей управления карьерой персонала.  Ключевыми элементами механизма управления являются такие кадровые технологии : Оценка Обучение персонала Отбор Работа с кадровым резервом Стажировка  а также технологии постоянного изучения содержания, характера и условий труда служащих ….
  • Механизм управления карьерой персонала призван привести в действие систему управления карьерой и, тем самым обеспечить достижение целей управления карьерой персонала.

Ключевыми элементами механизма управления являются такие кадровые технологии :

Оценка

Обучение персонала

Отбор

Работа с кадровым резервом

Стажировка

а также технологии постоянного изучения содержания, характера и условий труда служащих ….

Процесс планирования и развития карьеры Обучение планирование карьеры Новый сотрудник Ориентация в организации Обучение планирование карьеры Работа в должности обучение Подготовка плана развития карьеры информация о вакансиях Аттестация – обсуждение с руководителем консультации Вакансия Интерес Результаты Квалификация Новая должность

Процесс планирования и развития карьеры

Обучение планирование карьеры

Новый сотрудник

Ориентация в организации

Обучение планирование карьеры

Работа в должности

обучение

Подготовка плана развития карьеры

информация о вакансиях

Аттестация – обсуждение с руководителем

консультации

Вакансия

Интерес

Результаты

Квалификация

Новая должность

Источники:

Источники:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!