Содержание:
- Определение карьеры
- Стадии карьеры
- Психологический контракт
- Теории карьеры
- Модели карьеры
- Изменение карьеры
- Методы управления карьерой
Понятие карьеры
Карьера - это ряд занятий, работ или должностей, которые составляют деятельность человека в течение его жизни. Выбор и успешность этих ролей частично определяются способностями, интересами, ценностями, потребностями, что обусловлено опытом и надеждами человека.
«КАРЬЕРА» и «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Профессиональная деятельность - это то, чем человек занимается, зарабатывая на жизнь, в определенный момент времени.
Карьера - последовательность позиций, которые человек занимал в конкретный период времени.
Карьера, таким образом, является последовательностью позиций, динамикой постоянного прогресса в жизни человека.
Современная теория карьеры и повседневное понимание неминуемо заключают понятие «карьера» в пределы продвижения в направлении к своеобразной иерархии власти и престижа.
- В контексте карьеры важным является не только само место работы человека, но и значение должности на его профессионального пути.
- Субъективное восприятие карьеры иногда отличается от объективной оценки успеха, такой, как статус или зарплата.
- Существуют не только «конвенциальные» карьеры, но и карьеры отдельных профессий или организаций.
Исследователей карьеры интересуют этапы, за основу выделения которых взяты жизненные стадии. Это, соответственно:
детство
отрочество
старость
зрелость
Стадии карьеры
рост, фантазия и исследование
Попытка создать основу для того, чтобы сделать реалистичный
профессиональный выбор
привлечение к миру работы
личность обращается к рынку труда и получает первую работу, которая полностью может повлечь развитие карьеры
основная учеба
Личности придется столкнуться с шоковой реальностью. Человеку нужно перебороть сомнения и неопытность и начать выработку в себе чувства уверенности в том, чем он занимается .
полное участие в ранней карьере
Полное участие в ранней карьере - роли здесь предусматривают полное привлечение к работе организации. Типичный возраст от 17 до 30 лет.
полное участие в середине карьеры
Появляется необходимость принятия высшего уровня ответственности, включая ответственность за работу других людей.
кризис середины карьеры
Реалистичная оценка человеком своих талантов, мотивов и ценностей .
заключительная стадия карьеры
Человек достиг определенного уровня мастерства
упадок и устранение от дел
Выход на пенсию
Психологический контракт является результатом изменений направленных на снижение расходов и на повышение конкуренции по мнению исследователей, уместной является ориентация на знание, умение и, возможно, на хорошую волю рабочей силы больше, чем на стоимость конкуренции.
Теоретические концепции карьерного консультирования:
- Дифференциально-типологический подход
- Структурно-поведенческий подход
- Институциональный подход (функционально-ролевая теория)
- Когнитивно-мотивационный подход
Дифференциально-типологический подход (традиционный)
Пионер – Фрэнк Парсонс (Parsons F,1908 г., USA)
Схема работы профконсультанта включает 3 позиции:
а) исследование клиента (склонности, здоровье, интересы, образование и пр.);
б) изучение профессии и ее требований к работнику;
в) сопоставление а и б.
Основание : типологии профессий и типологии личности
- Недостатки и преимущества концепции.
Концепция типологии личности и профессиональной среды Джона Голланда (Holland J.L., 1966;1976 )
Опросник «самонаправленного поиска» профессиональных предпочтений личности (виды деятельности; способности; виды карьер). Тест позволяет получить сумму оценок по трем субтестам: минимум = 0,
максимум = 33 балла. Суммарные оценки откладываются по лучам гексагона, соответствующим типу предпочтений .
Оценивается дифференцированность предпочтений, конгруэнтность личности и профессиональной среды
Гексагон Дж. Голланда
Типы личности ( и среды):
Р – реалистический, прагматичный
И – исследовательский (интеллектуальный)
А – артистический-художественный
С – социальный
П – предпринимательский-инициативный
К – конвенциональный
Код профессиональных предпочтений личности
И
Р
А
О
К
С
П
С
А
И
- Во-первых, теория особенностей работы направлена на приведение в соответствие особенностей деятельности и потребностей работника.
Во-вторых, устанавливаются взаимоотношения, которые существуют между жизненным опытом и профессиональными интересами.
Процесс социальных переговоров, с помощью которых личность и организация приспосабливаются друг к другу.
МОДЕЛИ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ:
«Трамплин»
«Лестница»
МОДЕЛИ
« Перепутье»
«Змея»
Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей.
«ТРАМПЛИН»
- Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию.
Директор предприятия
Заместитель директора
Начальник цеха
Начальник участка
Мастер
«ЛЕСТНИЦА»
- Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации.
Директор предприятия
Заместитель директора
Начальник службы
Начальник цеха
Начальник отдела
С пециалист
Начальник участка
мастер
Консультант
Пенсионер
«ЗМЕЯ»
Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели .
- Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне.
Генеральный директор объединения
Заместитель по кадрам
Заместитель по производству
Заместитель по экономике
3 уровень
(объед-е)
1-2г.
1-2 .
1-2г.
Заместитель по кадрам
Заместитель по снабжению
Заместитель по производству
2 уровень
(предпр-е)
Начальник подразделения
2-3г.
2-3г.
2-3г.
Экономист
Диспетчер
Технолог
1 уровень
(подразд-е)
1-2г.
1-2г.
1-2г.
Мастер
«ПЕРЕПУТЬЕ»
- Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний. (ориентированная на индивидуализм человека)
Директор предприятия –повышение путем избрания или назначения
Начальник цеха – перемещение путем назначения
?
Начальник цеха
Начальник участка - повышение в должности путем назначения
Изменение карьеры
В роботе Николсона (1986) представлена модель, которая состоит из пяти стадий и включает такие аспекты:
- Подготовка - ожидание и предчувствие изменения.
- Столкновение - влияние и осмысление во время пребывания человека на определенной должности.
- Приспособление - следующее личностное и ролевое развитие для устранения индивидуальных рабочих неудобств.
4. Стабилизация - установление связи между личностью и ролью.
5. Подготовка - возобновление цикла.
Люди, получив возможность лучше понимать свою нынешнюю позицию, а также то, что может состояться с ними в ближайшее время, приобретают способности произвести более адекватные стратегии решения проблемы. Таким образом, процесс изменения может быть ускорен. Зависимость уровня компетентности от этапа карьеры можно представить в виде семи фаз:
1 . Иммобилизация: Существует несоответствие между высокими ожиданиями и действительностью. Компетентность снижается .
2. Возражение: часто встречаются две отдельных проблемы на стадиях возражения потребности в изменениях. Бывает возвращение к старым путям, даже при высоком уровне успеваемости, и (или) ошибочная осведомленность относительно новых путей. Компетентность растет.
3. Некомпетентность: период больших разочарований с признанием того, что изменение является необходимым, но способность преодолевать трудности еще не выработанная. Компетентность максимально снижается.
4. Отказ: возможно, наиболее дискомфортная фаза, когда происходит принятие новой действительности и когда личность отказывается от старых (и удобных) аттитюдов и поведения. Компетентность растет.
5. Экзамен: личность чувствует раздражение и разочарованность. Человек испытает новые подходы и поведение (возможна склонность к стереотипу «так должно быть») и начинает адекватно воспринимать новую действительность. Компетентность растет и стабилизируется на максимальном уровне.
6 . Поиск содержания: отыскивая содержание, которое лежит в основе того, которое происходит, человек лучше приспосабливается к началу процесса интернализации. Компетентность на максимальном уровне, стабильная.
7. Интеграция: содержание того, что происходит в действительности совмещается с выработкой нового поведения и формирует ее основные тенденции. Компетентность на максимальном уровне, стабильная.
ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ
- Управление карьерой — это вид управленческой деятельности, направленный на формирование должностного или профессионального роста работников в соответствии с внутренними потребностями организации, а также потенциалом и ожиданиями самого работника.
Цели управления карьерой:
- формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого менеджера и организации в целом;
- обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры организации;
- достижение взаимопонимания между организацией и менеджером по вопросам его развития и продвижения;
- создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства.
- Механизм управления карьерой персонала призван привести в действие систему управления карьерой и, тем самым обеспечить достижение целей управления карьерой персонала.
Ключевыми элементами механизма управления являются такие кадровые технологии :
Оценка
Обучение персонала
Отбор
Работа с кадровым резервом
Стажировка
а также технологии постоянного изучения содержания, характера и условий труда служащих ….
Процесс планирования и развития карьеры
Обучение планирование карьеры
Новый сотрудник
Ориентация в организации
Обучение планирование карьеры
Работа в должности
обучение
Подготовка плана развития карьеры
информация о вакансиях
Аттестация – обсуждение с руководителем
консультации
Вакансия
Интерес
Результаты
Квалификация
Новая должность
Источники: