СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь слабоуспевающему ребенку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замысел настоящей статьи возник в ответ на насущную потреб­ность школьной практики оказать действенную помощь учителю в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. В на­стоящее время стало очевидным, что эффективная работа со слабоус­певающими учениками невозможна без выявления психологических причин школьной неуспеваемости и их устранения.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь слабоуспевающему ребенку»

Как помочь слабоуспевающему ребенку



Замысел настоящей статьи возник в ответ на насущную потреб­ность школьной практики оказать действенную помощь учителю в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. В на­стоящее время стало очевидным, что эффективная работа со слабоус­певающими учениками невозможна без выявления психологических причин школьной неуспеваемости и их устранения.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при ус­воении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними про­явлениями школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внеш­ними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе раз­ных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть след­ствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыс­лительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия ка­ких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случа­ев затрудненность носового дыхания школьника может также приво­дить к невнимательности.

А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как пло­хая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа.

Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необхо­димым не только хорошее понимание учителем этих связей, но для эффективного их выявления владение им специальными психодиаг­ностическими методиками.

Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффектив­ной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традицион­ным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показыва­ет опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относят­ся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положи­тельным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины труд­ностей школьников.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Разработка различных способов выявления психологических при­чин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстаю­щими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные кон­кретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принци­па единства диагностики и коррекции, эти же задания можно исполь­зовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учи­телю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое опи­сание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обу­чения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологи­ческих, лежащих в основе этих трудностей, и указанием на способе психологической диагностики и устранения выявленных недостатков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!