Урок-проект
« КАК зимой помочь птицам?»
Задачи:
Образовательные:
знакомить детей с зимующими птицами, учить различать их;
раскрыть важность заботы о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы ;
научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.
Развивающие:
Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
Воспитательные:
Воспитание гуманного отношения к природе;
Экологическое и нравственное воспитание;
Пополнять словарный запас детей.
Оборудование: презентация « Как зимой помочь птицам?», учебник « Мир вокруг нас», 1 класс, автор Плешаков; у учащихся — цветные фишки, учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
Методы:
Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
Наглядный (показ слайдов).
Предварительная работа:
На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения ,узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.
Итогом данной работы - стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, определение готовности уч- ся к уроку. Настрой на урок.
Прозвенел веселый звонок,
Начинается урок.
- Сегодня к нам на урок пришли помощники Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.
Слайд 1 (Приложение 1)
II. Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.
У: - Муравей Вопросик просит тебе помочь решить вот такое задание.
Игра « Третий лишний».
Слайд 2
У: -Кого убрали и почему?
У: -Какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)
У: - Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)
У: -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд 3.
( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
У: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
У: - Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).
Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 4.
III. Работа по новой теме.
Подробное знакомство с птицами.
У:- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.
Слайд 5-6
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
У: - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си) Название у данной птички "синичка", произошло во - первых от звука который издает эта птичка: "синь - синь - синь", а во - вторых из-за синего оперения на самой верхушке головы.
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.
Держится в лиственных и смешанных лесах, парках, кустарниках. Чаще других поселяется рядом с человеком. Летом уничтожает огромное количество насекомых. Зимой питается семенами. Является обычным посетителем кормушек в парках. В морозы и метели держится ближе к человеческому жилью, подкармливаясь отходами с человеческого стола. Любят они несолёное сало.
Слайд 7-8
По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
(Поползень) за умение ловко ползать по стволам и веткам деревьев птицу назвали поползнем. Это птица обладает поразительной способностью карабкаться по вертикальным поверхностям как вверх, так и вниз головой.
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.
Поползень – искусный древолаз. Ползая по стволам деревьев, поползень обшаривает все щели и углубления. Он почти всеяден. В морозы летает на помойные кучи, таская оттуда кухонные останки. Во время кочёвок поползни присоединяются к стаям синиц.
Слайд 9-10
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь) Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т. к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. ... Как только пойдет первый снежок – жди снегиря
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.
Красногрудая птичка. После первого значительного снегопада снегири покидают родные леса и кочуют, залетая в большинство областей России. Снегирь охотно поедает семена репейника, конского щавеля, конопли, лебеды, крапивы, сирени, клёна, ясеня. Очень любят ягоды бузины, рябины и черёмухи.
Слайд 11-12
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
(Воробей)
У: - Почему воробей имеет такое название? так именовали птицу по её чириканию: звукоподражательная основа в словах «воробей» , «воробушек» , «воробка» та же, что и в слове «ворковать» . Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать» , послужило несохранившееся ныне слово «ворк» .
В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм.
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали у нас.
Слайды 13-14
Засвистели: «Свир-свир!»
На рябину налетели
Дружной стаей…
(Свиристели)
- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали ее у нас.
Красивая певчая птица. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Осенью свиристели собираются в стаи и зимой перекочёвывают к югу. Зимой кочую, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины. Поедают ягоду в огромном количестве.
У:- Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?
Слайд 15.
У:- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.
РАБОТА А РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ЗАД.1 С.52
Физкультминуткa
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Знакомство с новой птицей.
Слайд 18 .
У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд). Слайд 17
В начале осени сбиваются в стаи, чтобы совместно кочевать по лесу, а так же за его пределами в поисках пищи. Питание в это время у них становится более разнообразным: кроме насекомых, они начинают употреблять в пищу плоды и семена различных растений, ягоды. Особенно часто они склёвывают ягоды рябины.
- У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.
3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”
У:-Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Сейчас поработаем в парах. Каждой паре надо составить меню на обед для птиц. У вас на партах изображение птицы. Из текста выберете лакомство для вашей птицы и угостите.
Дети рассматривают кормушки . Слайд 20
4. Практическая работа
У:- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШКИ
Изготовление кормушки из майонезного ведра (из-под майонеза ). Слайд 21.
У:- Кормушка готова. Кто из вас хочет покормить птиц? Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
5. Составление «Меню для птичьей столовой»
У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 23-28 РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ №3 (2)
У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае .
6. Ученик читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
У: -Часть кормушек дети можете взять домой, чтобы разместить их в своем дворе. Важно следить за тем, чтобы вы регулярно подкармливали птиц.
IV. Итог урока .
У:- Как помочь птицам зимой? У: - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
Рефлексия. На обратной стороне доски нарисовано зимнее дерево. У детей на партах гроздья рябины двух цветов (красные и жёлтые). Если урок понравился, возьмите красную гроздь (если нет- жёлтую) и повесьте на дерево.
-Что за дерево получилось? (рябина)
-А чем она является для птиц зимой? (Природной столовой)
Молодцы, ребята! Урок окончен.