СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь птицам зимой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как помочь птицам зимой?»

Урок-проект

« КАК зимой помочь птицам?»

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с зимующими птицами, учить различать их;

  • раскрыть важность заботы о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы ;

  • научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.

Развивающие:

  • Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;

Воспитательные:

  • Воспитание гуманного отношения к природе;

  • Экологическое и нравственное воспитание;

  • Пополнять словарный запас детей.



Оборудование: презентация « Как зимой помочь птицам?», учебник « Мир вокруг нас», 1 класс, автор Плешаков; у учащихся — цветные фишки, учебник и рабочая тетрадь к учебнику.

Методы:

  • Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).

  • Наглядный (показ слайдов).



Предварительная работа:

  • На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.

  • На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».

  • Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения ,узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.

  • Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.

  • Итогом данной работы - стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, определение готовности уч- ся к уроку. Настрой на урок.

Прозвенел веселый звонок,
Начинается урок.

 - Сегодня к нам на урок пришли помощники Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание.

Слайд 1 (Приложение 1)

II. Постановка темы, цели урока. Создание учебной ситуации.

У: - Муравей Вопросик просит тебе помочь решить вот такое задание.

Игра « Третий лишний».

Слайд 2

У: -Кого убрали и почему?

У: -Какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)

У: - Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)

У: -В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Cлайд 3.

( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

У: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

У: - Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 4.

III. Работа по новой теме.

  1. Подробное знакомство с  птицами.

У:- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.

Слайд 5-6

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
      (Синица)

У: - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си) Название у данной птички "синичка", произошло во - первых от звука который издает эта птичка: "синь - синь - синь", а во - вторых из-за синего оперения на самой верхушке головы.

- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Держится в лиственных и смешанных лесах, парках, кустарниках. Чаще других поселяется рядом с человеком. Летом уничтожает огромное количество насекомых. Зимой питается семенами. Является обычным посетителем кормушек в парках. В морозы и метели держится ближе к человеческому жилью, подкармливаясь отходами с человеческого стола. Любят они несолёное сало.

Слайд 7-8

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
      (Поползень) за умение ловко ползать по стволам и веткам деревьев птицу назвали поползнем. Это птица обладает поразительной способностью карабкаться по вертикальным поверхностям как вверх, так и вниз головой.

- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Поползень – искусный древолаз. Ползая по стволам деревьев, поползень обшаривает все щели и углубления. Он почти всеяден. В морозы летает на помойные кучи, таская оттуда кухонные останки. Во время кочёвок поползни присоединяются к стаям синиц.

    Слайд 9-10        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      (Снегирь) Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т. к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. ... Как только пойдет первый снежок – жди снегиря

- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Красногрудая птичка. После первого значительного снегопада снегири покидают родные леса и кочуют, залетая в большинство областей России. Снегирь охотно поедает семена репейника, конского щавеля, конопли, лебеды, крапивы, сирени, клёна, ясеня. Очень любят ягоды бузины, рябины и черёмухи.

Слайд 11-12

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
      (Воробей)
У: - Почему воробей имеет такое название? так именовали птицу по её чириканию: звукоподражательная основа в словах «воробей» , «воробушек» , «воробка» та же, что и в слове «ворковать» . Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать» , послужило несохранившееся ныне слово «ворк» .

В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм.

- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали у нас.

Слайды 13-14

Засвистели: «Свир-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

(Свиристели)

- Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали ее у нас.

Красивая певчая птица. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Осенью свиристели собираются в стаи и зимой перекочёвывают к югу. Зимой кочую, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины. Поедают ягоду в огромном количестве.

У:- Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?

Слайд 15.

У:- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.

РАБОТА А РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ЗАД.1 С.52

Физкультминуткa

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.



  1. Знакомство с новой птицей.

Слайд 18 .

У: -А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд). Слайд 17

В начале осени сбиваются в стаи, чтобы совместно кочевать по лесу, а так же за его пределами в поисках пищи. Питание в это время у них становится более разнообразным: кроме насекомых, они начинают употреблять в пищу плоды и семена различных растений, ягоды. Особенно часто они склёвывают ягоды рябины.

- У птиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу не ломать их ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

У:-Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Сейчас поработаем в парах. Каждой паре надо составить меню на обед для птиц. У вас на партах изображение птицы. Из текста выберете лакомство для вашей птицы и угостите.

Дети рассматривают кормушки . Слайд 20

4. Практическая работа

У:- Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШКИ

Изготовление кормушки из  майонезного ведра (из-под майонеза ). Слайд 21.

У:- Кормушка готова. Кто из вас хочет покормить птиц?  Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

5. Составление  «Меню для птичьей столовой»

У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 23-28 РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ №3 (2)

У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае .

6. Ученик читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.



У: -Часть кормушек дети можете взять домой, чтобы разместить их в своем дворе. Важно следить за тем, чтобы вы регулярно подкармливали птиц.

IV. Итог урока .

У:- Как помочь птицам зимой? У: - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

Рефлексия. На обратной стороне доски нарисовано зимнее дерево. У детей на партах гроздья рябины двух цветов (красные и жёлтые). Если урок понравился, возьмите красную гроздь (если нет- жёлтую) и повесьте на дерево.

-Что за дерево получилось? (рябина)

-А чем она является для птиц зимой? (Природной столовой)

Молодцы, ребята! Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!