СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писать сочинение (допускное) по литературе. Памятки для учащихся 11 класса. ЕГЭ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для преподавателей и учащихся 11 класса. Памятки включают в себя структуру сочинения, алгоритм подготовки, написания черновика, проверки чистового варианта, а также ряд практических советов.

Просмотр содержимого документа
«Как писать сочинение (допускное) по литературе. Памятки для учащихся 11 класса. ЕГЭ»

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

ПАМЯТКИ для учащихся 11-го класса

Приложение 1
План (структура) итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
· Рассуждение
· Дoкaзaтeльствa, пpимepы, цитаты (oдин или нeскoлькo)
· Микpoвывoд (обобщение написанного)
· Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли


Тeзис 2

· Рассуждение
 Дoкaзaтeльствa, пpимepы, цитаты (oдин или нeскoлькo)
 Микpoвывoд (обобщение написанного)
 Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)


I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
1. Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
3. Ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы.

В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение
о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.


II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Рассуждение + Доказательства (= примеры из текста художественного произведения, которое ты анализируешь)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!
 По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe
взятыe.
 Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
 Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов (примеров) – 2.
 Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт (пример)!

#### Избегайте фразы «В качестве аргумента хочу привести пример из….»

Как нужно писать изложено ниже!!!


Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.
Аргумент нужно:
 привести из литературных источников (художественных произведений);
 выделить в отдельный абзац;
 в конце каждого аргумента написать микровывод;
 к одному тезису привести один литературный аргумент (пример), но лучше, чтобы аргументов было два;
 если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент (пример)!
Аргумент (пример из произведения) состоит из 3 элементов:
1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр
(если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать
фактических ошибок!!!).
2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой ПЕРЕСКАЗ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен
для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише, например, «писатель приходит к выводу... », «автор заставляет нас задуматься», «анализируя поступки героя, я понимаю…» и т. п.


III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа, как можно закончить сочинение:
1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного (пишем слитно!!!), но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Иначе это будет ПОВТОР!
2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное (не забудьте при этом про главную мысль темы сочинения!).
4. Цитата, подходящая по смыслу и высказанная уместно. Рекомендуем заранее
подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной
мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной
мысли сочинения.

Приложение 2
Алгоритм работы над сочинением:
1. Внимательно прочитай формулировку темы.
2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный
смысл.
3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что
я могу сказать по этому поводу?».
5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли,
представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность
своего рассуждения.

7. Написал(-а) 5-6 строчек в черновике – подними глаза на тему, об этом ты пишешь или нет, или отошёл от темы?!
8. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою
правоту.
9. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.

10. Запиши их, составляя план.
11. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво (но без излишнего пафоса!) и убедительно изложить свои мысли, соблюдая правильные и хорошо видные абзацы.
12. Возвратись к началу своих рассуждений; сравнивай исходную мысль или мысли,
которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам;
делай выводы, записывай их; это заключительная часть твоего сочинения.
13. Проверь написанное, если «споткнулся(-ась)» на чём-то, значит это речевая или грамматическая ошибка; нужно находишь ошибки, если они есть, и исправлять их;
после этого переписывай в чистовик.

14. Проверь пунктуацию и орфографию; ещё раз прочитай.


Следим за почерком!!!

Писать нужно не очень крупно, но и не мелко!!!

Текст должен быть хорошо читаемым, понятным,

буквы е, я, о, а, н, к хорошо различимы!!!

Проверяющий эксперт НЕ ОБЯЗАН гадать, что ты написал!!! Между строчками оставляем пробелы (пишем через клетку)!


Практические советы в написании итогового сочинения-рассуждения:
1. Вступление (60-70 слов):
o Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
o Отражено ли это во вступлении?
o Намечена ли цель сочинения?
o Сужена ли тема?
2. Есть ли переход к основной части?
o Эта тема (проблема) поднимается во многих произведениях русской
(мировой, современной, …) литературы….
o Так, в произведении… (повести, романе, рассказе – если точно это знаете!) речь идет о....
o Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме сочинения, к её ключевым словам)?
o Так, в произведении…(правильно называем автора, правильно пишем название произведения)… показан….(называем правильно героя и/или героев) …
o Именно…( один из этих вариантов!)
3. Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
o Обращение к произведению (указаны автор, название);
o Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!)

o Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие
сформулированную тобой проблему;
o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной
проблеме;
o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
o То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще
одно произведение, где поднимается тема…. - ….
o Об этой …(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в
произведении…(правильно называем произведение!)
o Об этом же писал и …
o Это же волновало и ….
**** Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов
на каждый.
4. Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения:
o Подводя итог, хочется сказать:…
o Таким образом, мы понимаем, что….
o Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека
играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в
начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять –
слова из формулировки темы) Эмоции!!! Но без излишнего пафоса!!!!
Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично
подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

Приложение 3
Памятка
Твоя проверка сочинения на соответствие критериям во время написания на
ЧЕРНОВИК (в чистовике это делать поздно!):
1. Пишу сочинение на черновике, разделяя текст на 4 или 5 абзацев.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 слов, рекомендованное количество
- 350 слов).
3. Перечитываю сочинение, проверяя речевые нормы и нормы грамотности,
пользуясь орфографическим словарем. (4-5 критерий оценивания!)
4. Соотнося с критериями оценивания, отвечаю на следующие вопросы:
- Правильно ли понята тема?
- Соответствует ли сочинение теме?
- Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта!)
- Соответствует ли аргумент тезису? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта!
Соблюдены ли правила построения сочинения (критерий 3):
- Не нарушена ли пропорциональность частей? Приведены конкретные примеры из художественного произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
o То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще
одно произведение, где поднимается тема…. - ….
o Об этом…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в
произведении…(правильно ли названо произведение, не искажены имена героев)…
o Об этом же писал и …
o Это же волновало и ….
*** Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов
каждый.
4. Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения:
o Подводя итог, хочется сказать:…
o Таким образом, мы понимаем, что….
o Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека
играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в
начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять –
слова из формулировки темы). Есть ли эмоции!!! Нет ли излишнего пафоса!!!!
Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично
подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)….

Удачи вам!!!!



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!