СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писать эссе по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана на основе методических рекомендаций А.Ю.Лазебниковой (ФИПИ).

Немногим удается получить за выполнение этого задания высшую оценку – 5 баллов. Тем не менее получить высокие баллы возможно. Три условия можно считать здесь решающими:

– хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из «смежных» предметов: истории, литературы, а также умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт;

– учет специфики данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения;

– опыт не только написания эссе по различным темам, но и его анализа с учетом критериев оценивания.

Понятно, что отсутствие первого условия не компенсируется наличием двух других. Но бывают ситуации, когда экзаменуемый хорошо знает материал, но пишет слабую работу.

Просмотр содержимого документа
«Как писать эссе по обществознанию.»

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА 5 БАЛЛОВ На основе методических рекомендаций А.Ю.Лазебниковой (ФИПИ)

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

НА 5 БАЛЛОВ

На основе методических рекомендаций А.Ю.Лазебниковой (ФИПИ)

Три решающих условия написания хорошего эссе: хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из «смежных» предметов: истории, литературы, а также умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт; учет специфики данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения; опыт не только написания эссе по различным темам, но и его анализа с учетом критериев оценивания

Три решающих условия написания хорошего эссе:

  • хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из «смежных» предметов: истории, литературы, а также умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт;
  • учет специфики данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения;
  • опыт не только написания эссе по различным темам, но и его анализа с учетом критериев оценивания
Почему бывают ситуации, когда экзаменуемый хорошо знает материал, но пишет слабую работу Излишнее многословие Предмет рассмотрения теряется за общими рассуждениями Мысли «идут по кругу», повторяются Основные аргументы тонут в потоке общих соображений Недостаточный учет особенностей выполнения данного задания

Почему бывают ситуации, когда экзаменуемый хорошо знает материал, но пишет слабую работу

  • Излишнее многословие
  • Предмет рассмотрения теряется за общими рассуждениями
  • Мысли «идут по кругу», повторяются
  • Основные аргументы тонут в потоке общих соображений
  • Недостаточный учет особенностей выполнения данного задания
Специфика задания свободное и самостоятельное формулирование ряда суждений по избранной теме; относительно целостное рассмотрение вопроса с использованием различных компонентов обществоведческого знания: фактов; теоретических утверждений; оценок; предположений; модельных ситуаций; причинно-следственных, иерархических и иных связей и зависимостей; нет строгой последовательности действий.

Специфика задания

  • свободное и самостоятельное формулирование ряда суждений по избранной теме;
  • относительно целостное рассмотрение вопроса с использованием различных компонентов обществоведческого знания: фактов; теоретических утверждений; оценок; предположений; модельных ситуаций; причинно-следственных, иерархических и иных связей и зависимостей;
  • нет строгой последовательности действий.
Этап 1 . Осмысление выбранной темы.  Часто, чтобы лучше понять приведенное утверждение, полезно попытаться его перефразировать. Рассмотрим это на примерах. «Бизнес, не производящий ничего, кроме денег, – бедный бизнес». Г. Форд «Бизнес, не производящий ничего, кроме денег, – бедный бизнес». Г. Форд Вариант 2.

Этап 1 . Осмысление выбранной темы. Часто, чтобы лучше понять приведенное утверждение, полезно попытаться его перефразировать. Рассмотрим это на примерах.

  • «Бизнес, не производящий ничего, кроме денег, – бедный бизнес». Г. Форд
  • «Бизнес, не производящий ничего, кроме денег, – бедный бизнес». Г. Форд
  • Вариант 2. "Я думаю, что известный американский предприниматель имеет в виду следующее: если предприниматель заботится только о своей прибыли, о том, чтобы с помощью бизнеса получить новые деньги, он поступает не очень мудро. Общество таких предпринимателей не любит. Их положение в обществе не устойчиво. Надо думать и об интересах общества: не зарабатывать на наркотиках, взятках, «откатах», вкладывать свободные средства в культуру, образование. Такой бизнес будет богатым, потому что сделает богаче общество".
  • Вариант 1. "Производить только деньги нельзя, надо делать товары, которые нужны людям. Такой бизнес будет полезен обществу. Люди будут покупать нужные товары и их благосостояние возрастет".
  • Тема не раскрыта. Эссе дальше не проверяется.
Этап 1 . Осмысление выбранной темы.  В ряде случаев имеет смысл для раскрытия темы поставить несколько уточняющих вопросов. «Семья не только ячейка общества, но и ясли справедливости». А. Герцен. Что в переносном смысле может значить слово «ясли»? (первая ступень становления личности, ее приобщения к общественным нормам). В чем выражается справедливость? (к разным людям с одинаковой мерой, воздаяние по вкладу, наказание по содеянному и т.п.) В чем выражается справедливость? (к разным людям с одинаковой мерой, воздаяние по вкладу, наказание по содеянному и т.п.) Такого рода вопросы не только помогут прояснить смысл высказывания (семья для маленького человека – первая ступень овладения нравственными нормами, в том числе умением поступать по справедливости), но и создадут основу, своего рода матрицу аргументации правильности этого тезиса.

Этап 1 . Осмысление выбранной темы. В ряде случаев имеет смысл для раскрытия темы поставить несколько уточняющих вопросов.

  • «Семья не только ячейка общества, но и ясли справедливости». А. Герцен.
  • Что в переносном смысле может значить слово «ясли»? (первая ступень становления личности, ее приобщения к общественным нормам).
  • В чем выражается справедливость? (к разным людям с одинаковой мерой, воздаяние по вкладу, наказание по содеянному и т.п.)
  • В чем выражается справедливость? (к разным людям с одинаковой мерой, воздаяние по вкладу, наказание по содеянному и т.п.)

Такого рода вопросы не только помогут прояснить смысл высказывания (семья для маленького человека – первая ступень овладения нравственными нормами, в том числе умением поступать по справедливости), но и создадут основу, своего рода матрицу аргументации правильности этого тезиса.

Этап 2 . Формирование своего отношения к выбранному суждению. Данный элемент не оценивается , но определяет логику раскрытия смысла темы и характер приводимых теоретических положений и примеров. В подавляющем большинстве случаев выпускники поддерживают позицию автора цитаты. Однако это совсем необязательно. Возможны ситуации, когда одна часть высказывания представляется верной, а другая – спорной или опровергнутой дальнейшим ходом развития. Примером такого тезиса может служить высказывание Жореса о том, что социальная революция – варварская форма прогресса. Можно исходить из того, что в современных условиях революция не только не обеспечивает прогресса, но и подчас отбрасывает общество назад.

Этап 2 . Формирование своего отношения к выбранному суждению.

Данный элемент не оценивается , но определяет логику раскрытия смысла темы и характер приводимых теоретических положений и примеров.

В подавляющем большинстве случаев выпускники поддерживают позицию автора цитаты. Однако это совсем необязательно. Возможны ситуации, когда одна часть высказывания представляется верной, а другая – спорной или опровергнутой дальнейшим ходом развития. Примером такого тезиса может служить высказывание Жореса о том, что социальная революция – варварская форма прогресса. Можно исходить из того, что в современных условиях революция не только не обеспечивает прогресса, но и подчас отбрасывает общество назад.

Этап 3 . Выбор ключевых понятий. Здесь основные ориентиры – понятия, использованные в цитате, и указание на связь темы с определенной областью обществознания. К примеру, для темы «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика» (Т. Фулер) такими понятиями являются «знания» и «практика». Тема отнесена к области философии. Для данного эссе особое значение будет иметь философский раздел, связанный с теорией познания, в частности знание особенностей познания как вида деятельности. Заметим, что указание на связь темы с определенной областью обществознания ориентирует экзаменуемых, но не является строгим предписанием . Для раскрытия темы выпускник может использовать понятия и теоретические положения из любой области обществознания, комбинировать теоретические знания из разных областей.

Этап 3 . Выбор ключевых понятий.

  • Здесь основные ориентиры – понятия, использованные в цитате, и указание на связь темы с определенной областью обществознания. К примеру, для темы «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика» (Т. Фулер) такими понятиями являются «знания» и «практика». Тема отнесена к области философии. Для данного эссе особое значение будет иметь философский раздел, связанный с теорией познания, в частности знание особенностей познания как вида деятельности.
  • Заметим, что указание на связь темы с определенной областью обществознания ориентирует экзаменуемых, но не является строгим предписанием . Для раскрытия темы выпускник может использовать понятия и теоретические положения из любой области обществознания, комбинировать теоретические знания из разных областей.
Этап 4 . Рассуждение, логически связывающее понятия и общие положения в единое целое. Так, раскрывая сюжет о роли практики в познании, можно построить следующую цепь рассуждений: знание – результат познавательной деятельности людей; роль практики в познании очень велика: она основа познания, важный стимул познавательной деятельности и один из критериев истины, она же определяет границы познания; понятие «практика» в философии имеет очень широкое значение (повседневная деятельность, реальные проблемы людей, исторический опыт, научный эксперимент и т.п.); выступая стимулом и основой познания, именно практика во многом определяет, что нуждается в изучении в первую очередь, какие проблемы ждут своего разрешения. Выступая критерием истины, практика помогает отбросить ошибочные взгляды и предположения. Так что к знаниям как «сундуку с сокровищами» без «волшебного ключа практики» не подступиться.

Этап 4 . Рассуждение, логически связывающее понятия и общие положения в единое целое.

Так, раскрывая сюжет о роли практики в познании, можно построить следующую цепь рассуждений:

знание – результат познавательной деятельности людей;

роль практики в познании очень велика: она основа познания, важный стимул познавательной деятельности и один из критериев истины, она же определяет границы познания;

понятие «практика» в философии имеет очень широкое значение (повседневная деятельность, реальные проблемы людей, исторический опыт, научный эксперимент и т.п.);

выступая стимулом и основой познания, именно практика во многом определяет, что нуждается в изучении в первую очередь, какие проблемы ждут своего разрешения.

Выступая критерием истины, практика помогает отбросить ошибочные взгляды и предположения.

Так что к знаниям как «сундуку с сокровищами» без «волшебного ключа практики» не подступиться.

Этап 5 . Подтверждение выводов и суждений фактами и примерами. В критериях оценивая эссе большое внимание обращается на характер и разнообразие источников тех конкретных знаний и сведений, которые используются для подтверждения, конкретизации положений теории: исторические факты ссылки на литературных героев материалы, почерпнутые из СМИ житейский опыт, обыденные знания

Этап 5 . Подтверждение выводов и суждений фактами и примерами.

В критериях оценивая эссе большое внимание обращается на характер и разнообразие источников тех конкретных знаний и сведений, которые используются для подтверждения, конкретизации положений теории:

  • исторические факты
  • ссылки на литературных героев
  • материалы, почерпнутые из СМИ
  • житейский опыт, обыденные знания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!