Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ангелина Андреевна. Я проведу у вас урок русского языка. | Настраиваются на урок, приветствуют учителя, готовность рабочих мест. |
Актуализация знаний. Орфографическая минутка. Словарная работа. | - Запишите в тетради число и классная работа. Ежи в тишине чащи шипят на шишки. - Запишите предложение под диктовку. - Подчеркните знакомые орфограммы. - Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? - Вертикальной чертой разделите слова на слоги. - В каком слове меньше всего слогов? - В каком слове больше всего слогов? - В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? - Подчеркните основу предложения. - Отгадайте загадку. Стоит матрешка на одной ножке, Закутана, запутана. (Капуста) (Учитель записывает слово на доске.) - Какую букву нужно запомнить в слове? - Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А. (безударн. гл.) - Подберите однокоренные слова. - Выделите корень, подчеркните букву А. | Записывают предложение. Подчеркивают орфограмму. ШИ и ЖИ пиши с буквой И. ЧА пиши с букой А. В предлоге на. Тишине. Ежи. Ежи шипят. Капуста. А. Капустный, капусточка, капустница, капустник. |
Мотивация и целеполагание | На доске запись. Коля нарисовал замок. - Спишите предложение. - Поставьте ударения в каждом слове. - К какому рисунку подходит эта запись? (замок, замок.) - Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, всё зависит от ударения. - Что же такое ударение? На этот вопрос мы ответим сегодня. - Назовите цель нашего урока. | Ответы детей. |
Открытие нового знания. | - Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? - Найдите упр. 99 на с. 67. - Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина. - Чем необычна запись стихотворения? - Что показывает знак над буквами? - Прочитайте сроки, выделяя ударения голосом. - Теперь запишите правильно стихотворные строки, не делая слоговой границы между слогами. - Прочитайте самостоятельно правило после упражнения. - Что такое ударение? - Как произносится ударный слог? - Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? - Сколько ударных звуков может быть в слове? - Послушайте стихотворение. Мухо-мухо-мухомор, Уходи в дремучий бор И сиди там на полянке, Где живут одни поганки. Б. Липанович - Подготовьте свои молоточки – кулачки. Кулачок поможет нам найти ударный слог. (Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачок на парту при произнесении ударного звука, имитируют удар.) | Как определить ударный слог. Дети называют вопросы по теме. Слова разделены на слоги. Ударение. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Тянется дольше, произноситься громче, сильнее. По гласному. Только один. |
Первичное закреплении. | - Найдите упр. 100 на с.68. - Прочитайте задание. Теперь прочитайте предложение после задания. - Когда так говорят? - Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите вместе с соседом. - Спишите предложение и обозначьте ударение. (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.) - Давайте проверим задание. - Поднимите руки те, кто поставил ударения правильно (молодцы.) - Теперь поднимите руки те, кто сделал одну ошибку (хорошо.) - Кто допустил две или три ошибки, поднимите руки. Вам нужно научиться ставить ударения. | Ответы детей. Пожелтел листок – осенняя весточка. |
Итог урока. | - Какая была тема сегодняшнего урока? - Где ставится ударение в слове? | Определение ударения в словах. Над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. |