СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как обучить школьника функциональной грамотности? Осмысленное чтение и навыки ведения диалога Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность — главный планируемый результат обучения  для каждого учащегося. Причем понимать функциональную грамотность следует не как процесс овладения знаниями и умениями, а как совокупность достижений, которыми ребёнок обладает, может пользоваться и применять в жизни.  

Просмотр содержимого документа
«Как обучить школьника функциональной грамотности? Осмысленное чтение и навыки ведения диалога Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/»

Критерии функционально грамотной личности. Какими качествами должен обладать 10-летний ребенок?

  1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

  2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

  3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

  4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

А теперь сопоставим это с основной образовательной программой, зададим себе вопрос: решаем ли мы эти задачи? Прежде всего — запомним: Во-первых, функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Нам предстоит развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности.

Читательская грамотность

Здесь самый важный компонент — потребность в чтении, как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности начинают «западать».

Разные тексты — разные методики. Используйте разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста. Читайте разные тексты — от стихов до инструкций.

Ключ ко всему — осознанность чтения. Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл.

Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс.

Никогда не забывайте на уроках совершить два необходимых методических шага:

Разговор перед чтением. Вступительное слово учителя, ввод в ситуацию последующего чтения. Что мы будем делать, зачем будем его читать, почему именно этот? Создаем необходимость читать.

Постановка учебной задачи до чтения. Во многих учебниках такого нет: просто дается задача прочитать. Не нужно давать задачу «просто так», имеет смысл сразу грамотно построить учебную ситуацию — тогда дети после чтения точно смогут ответить на заранее обозначенный вопрос.





Коммуникативная грамотность

Это не просто личностный результат обучения, а типичное универсальное учебное действие, метапредметный результат. И здесь самое главное — развить у ребёнка умение вести диалог.

Беседа и диалог — не вполне синонимы. Если учитель на уроке беседует с одним учеником, забыв о других — это беседа, но никак не учебный диалог.

В основе диалога всегда лежит проблема. Сложный вопрос, спорная идея, короче говоря — небольшая провокация, вот с чего начинается учебный диалог.

Этическая и языковая норма. От ученика в ходе диалога требуется соблюдать ряд этических норм: искренность, правдивость, уважение к собеседникам, уступчивость. Требования с языковой стороны — верно выбранный стиль, правильность речи, убедительность и аргументированность.

Диалог — это навык, который нужно тренировать. Научите детей слышать собеседника, «цепляться» за его реплику, связывать одну идею с другой. Используйте диалоговые игры на речевых разминках, осваивайте ключевые приемы — противопоставления, уточнения.

Нужны разные точки зрения. Если дети единодушны, предложите им просто так сформулировать и неправильную точку зрения: должна возникнуть дискуссия, возникнуть полярность. Учите детей сближать мнения, искать общее в разных позициях. Эта логика уведет нас от постоянной ошибки, когда учитель задает вопросы, вызывает детей для ответа, и кто-то из них оказывается «прав» и «молодец», а другие остаются наедине со своими мнениями.

Золотое правило учебного диалога

  1. Никаких оценочных суждений во время диалога! Не допускайте ни похвал, ни обвинений. Даже на вопрос, сколько будет дважды два, дети имеют право выдавать разные ответы — во имя построения адекватного учебного диалога.

  2. Дайте детям право на ошибку. Искренность в диалоге возможна только в том случае, если участники не боятся наказания или порицания.

  3. Будьте на равных. Не употребляйте слова «не знаешь», «не думаешь», «неправильно», «подумай еще», «послушай умных» и так далее.

  4. Дайте каждому шанс исправить ошибку, помогите найти ее причину, вместо обличения.

  5. У всех есть право на собственное мнение. Даже у вас! Даже у последнего двоечника! Если нужно единое мнение, сделайте так, чтобы руками одноклассников подвести класс к правильному выводу — но не более того.

Полезно удерживать пропорцию диалога и монолога на уроке: увы, монолог в настоящее время уходит из нашей урочной практики. Чтобы научить детей составлять рассказ-инструкцию, комментировать решение задачи, вести монологическую речь, полезнее пошагово пройти путь создания монолога вместе с детьми, вместо того чтобы дать готовый образец.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!