СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как общаться с ребенком-провокатором, который создает в группе конфликтную обстановку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как общаться с ребенком-провокатором, который создает в группе конфликтную обстановку

Просмотр содержимого документа
«Как общаться с ребенком-провокатором, который создает в группе конфликтную обстановку»




Как общаться с ребенком-провокатором, который создает
в группе конфликтную обстановку


Справиться с детскими провокациями часто не могут даже родители, которые хорошо знают своего ребенка. А для педагога работа с ребенком-провокатором может стать настоящей проблемой. Как снизить количество детских провокаций и сохранить здоровую психологическую атмосферу в группе? Какие приемы помогут «перевоспитать» дошкольника, который провоцирует конфликты? Ответы на эти вопросы – в лекции.



Что нужно знать о детских провокациях

Провокация – это один из вариантов манипулятивного поведения. Ребенок-провокатор первым конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями и словами создает конфликтную ситуацию. Как правило, он провоцирует на конфликт тех детей и взрослых, которые неосознанно ведутся на провокацию.

Чаще всего провокационное поведение наблюдается у детей в период нормативных возрастных кризисов – в год, три года и семь лет.

Частая причина провокации – это защита. Неуверенный в себе ребенок начинает проявлять агрессию там, где чувствует себя неуютно. Чтобы скорректировать провокационное поведение, надо сначала разобраться в целях провокации и выгоде, которую преследует ребенок.



Как выявить ребенка-провокатора

Чтобы определить, у кого из детей есть склонности к провокациям, понаблюдайте за дошкольниками во время игр, на занятиях и прогулке. У провокационного поведения есть особые признаки. Если вы замечаете их изо дня в день – перед нами ребенок-провокатор.

Ребенок ведет себя неприемлемо в обществе. Во время завтрака он раскидывает тарелки в разные стороны, переворачивает цветочные горшки. Активизируется при появлении взрослого и других детей.

Поведение ребенка активное, целенаправленное и произвольное. Ребенок бросает варежки в лицо сверстнику. Во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.

Действия ребенка имеют оттенок неестественности. Он подавляет или утрирует естественную реакцию. Например, слишком громко смеется, подчеркнуто скучает. Может создавать специальные условия и обстоятельства: разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у других детей из рук игрушки.

Поведение ребенка отличается от типичного детского поведения. Ребенок делает вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу. Часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, долбит лопаткой по качелям и не обращает внимания на замечания и уговоры взрослого, выбрасывает игрушки в урну.

Ребенок специально подводит взрослого или другого ребенка к какой-то реакции. У такого поведения может быть много целей. Одна из них – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия.



Пример

Какой реакции и как может добиваться ребенок-провокатор

Дошкольник подбегает к сверстнику и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.

 

Как определить, зачем ребенок ведет себя провокационно

Провокационное поведение сигнализирует о неудовлетворенной потребности ребенка. Оказывая влияние на других людей, провокатор получает желаемое. С какой целью ребенок может вести себя провокационно, разберем далее.

Ребенок пытается определить, что за человек перед ним. С помощью провокации дошкольник узнает человека: добрый он или злой, жесткий или мягкий, как и на что реагирует. Так ребенок проверяет, поведется ли этот человек на провокации: можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если вывести его из себя.

С помощью провокаций дошкольник добивается внимания. Возможно, дошкольнику нравится быть в центре внимания, в том числе негативного. Чтобы о нем постоянно говорили в группе, ребенок устраивает истерики, делает что-то наперекор, капризничает.

Провокация помогает ребенку изменить ситуацию. Ребенок добивается от вас или сверстников какого-то результата или действий.



Пример

Какого результата может добиваться ребенок-провокатор

Дошкольник демонстрирует скуку, чтобы воспитатель изменил содержание занятия, дал ребенку другое задание, поскорее разрешил поиграть и т. п.

Ребенок использует провокацию для самоспасения. У ребенка есть желание избавить себя от непереносимых чувств. Например, он нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, которая возникла на основе какого-то его опыта (тишина в его доме не сулит ничего хорошего).



Как реагировать на детские провокации

Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, придерживайтесь четкого алгоритма. Сначала проанализируйте типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок: выкрикивает, нарушает правила, не достает нужные принадлежности и т. п.

Затем определите, чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение.

Подумайте, какую выгоду получает ребенок, когда вы или сверстники реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду и раздражение, получает помощь, приобретает право не делать задания. На основании этой информации будет проще выбрать модель своего поведения (см. памятку). Расскажите, как реагировать на ребенка-провокатора его родителям и другим дошкольникам группы.

 


Памятка. Как вести себя с ребенком-провокатором

 

После своих наблюдений за ребенком в группе обсудите с родителями события, которые происходят в семье с точки зрения самого ребенка. Возможно, родители не видят, что дошкольник вынужден так действовать, не имея никакой собственной цели (например, находится в условиях более или менее выраженного насилия). Проговорите с родителями, чем они могут занять ребенка дома, что можно сделать, чтобы он осознал важность своих переживаний для семьи.

В особых случаях, когда без помощи специалиста не обойтись, приглашайте на консультацию педагога-психолога. Он сможет предложить родителям альтернативные варианты, как реагировать на провокации ребенка. Например, соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать вопросы: «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?»; понятно и коротко сообщать ребенку о своих чувствах – «мне обидно», «я злюсь», «я устала» и т. п.




Источник: https://academy.menobr.ru/programs


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!