Как научить ребёнка запоминать цифры?
Такой вопрос часто задают родители учителю-дефектологу. Графический образ цифры для ребёнка – это сложное абстрактное понятие. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Сами взрослые часто путают понятия «цифры» и «числа». Цифра – это знак, служащий для обозначения числа. Число – величина, при которой производится счёт. Как мы уже знаем, буквы составляют алфавит, а значит и цифры – это тоже своеобразный «алфавит», с помощью которого можно записать любое число.
Перед знакомством с графическим изображением цифр необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребёнка (зрительный или слуховой) наиболее развит. От этого будет зависеть способ преподносимой информации.
Если более развит слуховой анализатор, то ребёнок лучше будет запоминать цифры с помощью стихов и объяснения взрослого. Чаще зрительный анализатор является ведущим. Ребёнку гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти сходства с какими-либо предметами или животными. Например, два – это лебедь, четыре – это стул, который ты перевернул (при этом можно перевернуть стул, сосчитать на нём ножки и т. д.). Забавные стихи быстрее помогут запомнить написание цифр любому ребёнку.
После того, как ребёнок познакомится с цифрой, нужно стараться всячески закреплять полученные знания на окружающих предметах – на страницах книг, на предметах, на номерах домов, автобусов и т. д.
Взрослым следует помнить, что:
· нельзя двигаться вперед, если ребёнок не усвоил предыдущий материал;
· обучение будет наиболее эффективным в игровой форме.
· обучение будет наиболее эффективным в игровой форме.
Справиться с поставленными заданиями помогут следующие развивающие игры:
· «Подбери нужные цифры». Ребёнок соединяет линией картинки с подходящими цифрами (или обводит нужную цифру под картинкой);
· «Обведи цифру». Ребёнок обводит «правильные» цифры, зачёркивает перевёрнутые и т. д.;
· «Почини цифру». Взрослый создаёт проблемную ситуацию, просит от ребёнка разрешить её. Например, подул ветер, цифры сломались, предлагает «починить» цифру, т.е. дорисовать недостающую деталь;
· «Цифра спряталась». Ребёнок угадывает цифры в необычных рисунках, где они спрятались в смешном сюжете. Можно предложить найти цифры, наложенные друг на друга;
· «Соседи числа». Перед ребёнком вкладывается (или ребёнок может выложить самостоятельно) ряд цифр от 1 до 10, взрослый просит найти заданную цифру, утоняет при этом, какие цифры располагаются рядом с ней. Например, «соседи» числа 6 – это 5 и 7.
Цифры можно напечатать на компьютере, выделить заданное число одним цветом, а его соседей другим.
Далее можно вывесить ряд цифр от 1 до 10 на видном для ребёнка месте. Для наилучшего запоминания можно нарисовать рядом с каждой цифрой подходящее количество предметов. Желательно иметь 2 комплекта напечатанных цифр. Затем можно спрятать одну цифру, предложить найти её в другом комплекте и поставить на место. На компьютере так же можно напечатать цифры, удалить одну из них, дать возможность напечатать удалённую цифру.
Чтобы убедиться, что ребёнок усвоил цифры, можно с ним проводить «математический диктант». Например, напиши цифру, которая:
· обозначает самое большое однозначное число;
· больше заданного числа на единицу;
· обозначает «ничего» и т. д.
Письмо цифр лучше начинать в специальной «Прописи» и продолжать в тетради в крупную клетку.
Уважаемые родители, надеюсь, что данная консультация
поможет Вам в подготовке детей к школе!