Конспект-сценарий урока по предмету кубановедение
УРОК ПО ТЕМЕ:
КАК ГОВОРЯТ НА КУБАНИ ИЛИ ЛЕКСИКА КУБАНСКИХ ГОВОРОВ
Учитель: Сухляк Ольга Ростиславовна, учитель МОБУ СОШ № 5 им. Г.К. Жукова г. Лабинска Лабинского района
Пояснительная записка к уроку: урок относится к 4 разделу календарно-тематического планирования «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья», нацелен на формирование духовного и нравственного воспитания. Тип урока – изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с истоками и спецификой кубанских говоров, формировать умения отличать диалектную речь от литературной, определять сферы их применения.
Планируемые результаты обучения:
- личностные результаты: проявлять интерес к историко-культурному наследию народов Кубани: понимать необходимость его сохранения, формировать уважение к языковым традициям жителей Кубани;
- метапредметные результаты: умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключения и делать выводы;
- предметные результаты: закреплять знание терминов «диалектика», «языковая семья», объяснять причины языкового разнообразия Кубани и Черноморья.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки учителя.
Мотивация учащихся на достижение цели
Слайд 1. Эпиграф
«Слово, как подорожник: оно никуда не может пойти само. Но его всюду приносят люди. И нередко они уходят, а оно остаётся, как верный свидетель: тут были они!» (Лев Успенский)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Здоровеньки булы! Подумайте, пожалуйста, и сформулируйте ответ на вопрос: «О чём мы будем говорить сегодня на уроке?». Вам в этом поможет видеоролик. Внимание на экран.
Слайд 2. Видеоролик «Начало»
Слайд 3. Тема урока
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Ответы детей. Формулируют тему урока
- Сегодня мы будем говорить о том, что составляет душу кубанского народа – о кубанском говоре, который обогащает нашу речь, делает её образной, сочной, неповторимой. Тема нашего урока «Как говорят на Кубани или Лексика кубанских говоров».
Слайд 3. Тема урока по щелчку
- Ребята, скажите, пожалуйста, когда вы приезжаете в гости к своим бабушками, дедушкам, родственникам, которые проживают в другом городе или, даже, деревне, вы всегда их понимаете? Как вы думаете, почему?
Ответы детей: не всегда. Они используют иногда незнакомые слова.
Такие слова, которые употребляют жители определённой местности, называются «диалектизмы».
Кто подскажет нам, что это такое «диалектизм»? Помощник, карточка №1.
Слайд 4. Диалектизмы
СПРАВКА №1.
Диалектизмы – это такие слова, которые употребляют жители определённой местности.
Диалектный происходит от греческого слова «диалект» и означает «говор».
А наука, изучающая местные говоры, называется диалектологией.
- Изучение диалектных слов необходимо, т.к. это наша история, прошлое. Есть слова, которые являются духовной жизнью народа, произнося которые чувствуешь: «Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет!». Это - и наши истоки, наши традиции.
- Мы не должны забывать диалектные слова. Они могут исчезнуть безвозвратно, ведь слово нельзя восстановить никакими раскопками.
- Вернёмся к нашей малой родине. Как разговаривают на Кубани. Внимание на экран.
Слайд 5. Видео «Рассказ казачки»
Слайд 6. Диалектизмы
- Далеко не всё понятно из того, что говорит наша землячка. Она употребила в своём разговоре диалектные слова. А настоящие кубанские казаки и казачки понимают всё. Слова привычны для них.
- Кто из вас понял, о чём же она говорила? Попробуем разобраться.
Слайд 7. Рассказ казачки
ВчОра собиралаСЯ у гости до кумы. НарядилаСЯяя… Надела красну спидныцу, кохту у басочкой, накинула свитку, обула кожаны чувяки.
Гукнула соседку-дивку.
Я узяла рушник, замотала в его кавуна и хамылём по склизкой дороГэ гуртом отправилиСЯ.
Вчера собиралась в гости к куме. Нарядилась… Надела красную юбку, кофту с оборочкой, накинула верхнюю одежду, обула кожаную обувь.
Позвала соседку-девушку. Я взяла полотенце, замотала в него арбуз и быстро по скользкой дороге толпой отправились.
- Сложно было?
- А вам известно, что не все наречия похожи. Не каждого мы можем понять. Почему? Потому, что они относятся к разным языковым семьям.
Слайд 8. Языковые семьи
- Что такое «языковая семья»? Помощник, карточка №2.
СПРАВКА №2.
Языковая семья — это группа языков, связанных происхождением от общего языка предков или родительского языка, называемого протоязыком этой семьи.
В мире насчитывается около 420 языковых семей, в России – 14.
Основные языки и языковые семьи Кубани и Черноморья: славянские, кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские, романские, индоевропейские.
- Как вы думаете, а к какой языковой семье относятся наши земляки, которые, как и мы, живут на Кубани?
Ответ: славянской языковой семье.
- Кубань — это уникальный регион, в котором сохранилось множество коренных народов и языков. Важно помнить, что каждый из них имеет свою историю, культуру и язык, которые нуждаются в сохранении и защите. А кто скажет, когда и как появился кубанский говор? Помощник, карточка №3.
СПРАВКА № 3.
Восточнославянские языки и их говоры появились на территории Кубани начиная с XVII века, с появлением на Кубани первых переселенцев.
В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор.
- Спасибо нашим помощникам.
Слайд 9. Кубанка вопросов
- Итак. Повторим. Что такое «Диалектизмы»?
Ответ: Диалектизмы – это слова, которые употребляют жители определённой местности.
- Что такое «Языковая семья»?
Ответ: Языковая семья — это группа языков, связанных происхождением от общего языка предков или родительского языка, называемого протоязыком этой семьи.
Слайд 10. Поработаем в группах
- Вы разделены на 4 группы. Каждой группе выдаётся задание, на выполнение которого даётся 5 минут. Если у вашей группы возникнет проблема, вы можете обратиться к словарику на столе учителя. Время!
Слайд 11. Цепочка
Задание: Соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов.
Слайд 12. Паутинка.
Задание: Подберите соответствующее слово.
Дом, обмазанный глиной – МАЗАНКА.
Оконные ставни – ПРИТВОРЫ.
Казачья усадьба – ПОДВОРЬЕ.
Украшение на крыше – КОНЕК
печной горшок – ГОРНЕЦ.
Посудный шкаф – УГОЛЬНИК
Вышитое полотенце – РУШНИК.
Неглубокий колодец КОПАНКА.
Слайд 13. Белые пятна
Задание: Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова.
Когда небо над _____________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни.
Поднималася я ранёхонько, утиралася ________________ белёхонько.
Мать достала из ____________________ казаны, чашки, плошки, черепушки.
А снаружи хату украшали резные __________________.
Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____________.
Слова для справок: рушник, угольник, хата, притворы, курнык.
Слайд 14. И дело, и потеха
Задание: Распределите на 3 группы слова:
1 группа – еда.
2 группа – одежда.
3 группа – обувь.
ГАЛУШКИ, КОКУШКО, ЖЕРДЕЛА, ТЮТИНА, КИСЛЯК, БУРЯК, ЦЫБУЛЯ, КАФТАН, ПАПАХА, ГАЛИФЕ,
ТУЖУРКА, КОЖУХ, КУБАНКА, ЖУПАН, ЧУНИ, ЧОБОТЫ, ЧУВЯКИ, БОТЫ, БАХИЛЫ, ШЛЕПКИ,
ЧЕРЕВИЧКИ
- Кто готов рассказать о результатах своей работы?
Представляют результаты групповой работы, формулируют выводы
Слайд 15.
Всё вместил язык казачий.
То смеётся он, то плачет.
Он с историею слит.
Он велик, как монолит.
В нём искрится юмор тонкий,
Как родник он для потомков.
Должен ты, казак, беречь
И кохать родную речь.
Слайд 16. Рефлексия
Закончите предложения:
Я узнал нового на уроке, что…
Мне понравилось …
Мне хотелось бы…
Слайд 17. Домашнее задание
Узнать у своих родителей, родственников, друзей слова кубанского говора, которые они используют в своей повседневной жизни.
Составить словарик кубанских слов.
Подготовить мини-проект «Использование диалектных слов Кубани»
Слайд 18. Яблоня
- Урожай собран. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Слайд 19. Эпилог
«Существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Местное слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно. Поэтому нужно четко знать, не каждое диалектное слово не каждая форма приемлема» (Константин Паустовский)
Словарик кубанских слов.
МАЗАНКА - дом, обмазанный глиной
ПРИТВОРЫ - оконные ставни
ПОДВОРЬЕ - казачья усадьба
КОНЕК - украшение на крыше
ГОРНЕЦ - печной горшок
УГОЛЬНИК - посудный шкаф
РУШНИК - вышитое полотенце
КОПАНКА - неглубокий колодец
РУШНЫК – шитое полотенце
ХАТА – малый дом при курене (большой дом)
ПРИТВОРЫ – оконные ставни
КУРНЫК - курятник
ГАЛУШКИ - Крупными, короткими кусками нарезанная лапша
КОКУШКО - яичко
ЖЕРДЕЛА - абрикос
ТЮТИНА - шелковица
КИСЛЯК - простокваша
БУРЯК - свекла
ЦЫБУЛЯ - лук
ПАПАХА - барашковая шапка с суконным верхом
КОЖУХ – овчинная шуба
КУБАНКА - Низкая (укороченная) папаха, головной убор кубанских казаков
ЧОБОТЫ - ботинки
ЧУВЯКИ – легкие туфли
БОТЫ - женские резиновые ботинки
МАХОТКА - маленький кувшин, горшочек
ЧАПЛЕЙКА - ухват для сковородки
ТЫН – деревянный сплошной забор
ДИЖА - кадка, посуда из обожжённой глины для квашни
ДЫМАРЬ – печная труба
СТРИХА, СТРЕХА - нижний край крыши (камышовой)
КОШАРА – помещение для овец
БАЗ – место для отдыха скота на пастбище
СТОЙЛО – загон для скота
ВРЕМЯНКА – летний домик во дворе
ХАЛАБУДА – шалаш
ПОГРЕБНЫК – погреб
УЗОРОЧЬЕ - женские украшения
ПАНЕВА - юбка
КРУТЯК - густо сваренная пища
Группа 1. Цепочка. Задание: соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов. |
Группа 2. Паутинка. Задание: Подберите соответствующее слово. Дом, обмазанный глиной – ______________________________. Оконные ставни – ______________________________________. Казачья усадьба – ______________________________________. Украшение на крыше – __________________________________. печной горшок – ________________________________________. Посудный шкаф – _______________________________________. Вышитое полотенце – ___________________________________. Неглубокий колодец - ___________________________________. Слова для справок: КОНЕК МАЗАНКА УГОЛЬНИК ПОДВОРЬЕ ПРИТВОРЫ ГОРНЕЦ РУШНЫК КОПАНКА |
Группа 3. Белые пятна Задание: Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова. Когда небо над _____________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни. Поднималася я ранёхонько, утиралася ________________ белёхонько. Мать достала из ____________________ казаны, чашки, плошки, черепушки. А снаружи хату украшали резные __________________. Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____________. Слова для справок: рушник, угольник, хата, притворы, курнык. |
Группа 4. И дело, и потеха Задание: распределите на 3 группы слова: 1 группа – еда. 2 группа – одежда. 3 группа – обувь. КОКУШКО, ЦЫБУЛЯ, ЧОБОТЫ, ТУЖУРКА, КИСЛЯК, КОЖУХ, КУБАНКА, ЖУПАН, ЧУНИ, БУРЯК, ЧУВЯКИ, БОТЫ, ГАЛУШКИ |
СПРАВКА №1. Диалектизмы – это такие слова, которые употребляют жители определённой местности. Диалектный происходит от греческого слова «диалект» и означает «говор». А наука, изучающая местные говоры, называется диалектологией. |
СПРАВКА №2. Языковая семья — это группа языков, связанных происхождением от общего языка предков или родительского языка, называемого протоязыком этой семьи. В мире насчитывается около 420 языковых семей, в России их 14. Основные языки и языковые семьи Кубани и Черноморья: славянские, кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские, романские, индоевропейские. |
СПРАВКА № 3. Восточнославянские языки и их говоры появились на территории Кубани начиная с XVII века, с появлением на Кубани первых переселенцев. В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор. |