СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как говорят на Кубани или Лексика кубанских говоров

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено знакомство с особенностями языка кубанских казаков, их диалектные слова. Если есть ошибки в разработке, убедительно прошу сообщить мне об этом для внесения корректив. Возможно встречаются неправильно написанные слова, во многих словах мне неизвестны правильные ударения, т..к. я начала интересоваться этим вопросом примерно месяц назад. Спасибо.

Просмотр содержимого документа
«Как говорят на Кубани или Лексика кубанских говоров»

Конспект-сценарий урока по предмету кубановедение

УРОК ПО ТЕМЕ:

КАК ГОВОРЯТ НА КУБАНИ ИЛИ ЛЕКСИКА КУБАНСКИХ ГОВОРОВ



Учитель: Сухляк Ольга Ростиславовна, учитель МОБУ СОШ № 5 им. Г.К. Жукова г. Лабинска Лабинского района


Пояснительная записка к уроку: урок относится к 4 разделу календарно-тематического планирования «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья», нацелен на формирование духовного и нравственного воспитания. Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с истоками и спецификой кубанских говоров, формировать умения отличать диалектную речь от литературной, определять сферы их применения.

Планируемые результаты обучения:

- личностные результаты: проявлять интерес к историко-культурному наследию народов Кубани: понимать необходимость его сохранения, формировать уважение к языковым традициям жителей Кубани;

- метапредметные результаты: умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключения и делать выводы;

- предметные результаты: закреплять знание терминов «диалектика», «языковая семья», объяснять причины языкового разнообразия Кубани и Черноморья.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки учителя.

Мотивация учащихся на достижение цели

Слайд 1. Эпиграф

«Слово, как подорожник: оно никуда не может пойти само. Но его всюду приносят люди. И нередко они уходят, а оно остаётся, как верный свидетель: тут были они!» (Лев Успенский)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Здоровеньки булы! Подумайте, пожалуйста, и сформулируйте ответ на вопрос: «О чём мы будем говорить сегодня на уроке?». Вам в этом поможет видеоролик. Внимание на экран.

Слайд 2. Видеоролик «Начало»

Слайд 3. Тема урока

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Ответы детей. Формулируют тему урока

- Сегодня мы будем говорить о том, что составляет душу кубанского народа – о кубанском говоре, который обогащает нашу речь, делает её образной, сочной, неповторимой. Тема нашего урока «Как говорят на Кубани или Лексика кубанских говоров».

Слайд 3. Тема урока по щелчку

- Ребята, скажите, пожалуйста, когда вы приезжаете в гости к своим бабушками, дедушкам, родственникам, которые проживают в другом городе или, даже, деревне, вы всегда их понимаете? Как вы думаете, почему?

Ответы детей: не всегда. Они используют иногда незнакомые слова.

Такие слова, которые употребляют жители определённой местности, называются «диалектизмы».

Кто подскажет нам, что это такое «диалектизм»? Помощник, карточка №1.

Слайд 4. Диалектизмы

СПРАВКА №1.

Диалектизмы – это такие слова, которые употребляют жители определённой местности.

Диалектный происходит от греческого слова «диалект» и означает «говор».

А наука, изучающая местные говоры, называется диалектологией.

- Изучение диалектных слов необходимо, т.к. это наша история, прошлое. Есть слова, которые являются духовной жизнью народа, произнося которые чувствуешь: «Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет!». Это - и наши истоки, наши традиции.

- Мы не должны забывать диалектные слова. Они могут исчезнуть безвозвратно, ведь слово нельзя восстановить никакими раскопками.

- Вернёмся к нашей малой родине. Как разговаривают на Кубани. Внимание на экран.

Слайд 5. Видео «Рассказ казачки»

Слайд 6. Диалектизмы

- Далеко не всё понятно из того, что говорит наша землячка. Она употребила в своём разговоре диалектные слова. А настоящие кубанские казаки и казачки понимают всё. Слова привычны для них.

- Кто из вас понял, о чём же она говорила? Попробуем разобраться.

Слайд 7. Рассказ казачки

ВчОра собиралаСЯ у гости до кумы. НарядилаСЯяя… Надела красну спидныцу, кохту у басочкой, накинула свитку, обула кожаны чувяки.

Гукнула соседку-дивку.

Я узяла рушник, замотала в его кавуна и хамылём по склизкой дороГэ гуртом отправилиСЯ.


Вчера собиралась в гости к куме. Нарядилась… Надела красную юбку, кофту с оборочкой, накинула верхнюю одежду, обула кожаную обувь.

Позвала соседку-девушку. Я взяла полотенце, замотала в него арбуз и быстро по скользкой дороге толпой отправились.

- Сложно было?

- А вам известно, что не все наречия похожи. Не каждого мы можем понять. Почему? Потому, что они относятся к разным языковым семьям.

Слайд 8. Языковые семьи

- Что такое «языковая семья»? Помощник, карточка №2.

СПРАВКА №2.

Языковая семья — это группа языков, связанных происхождением от общего языка предков или родительского языка, называемого протоязыком этой семьи.

В мире насчитывается около 420 языковых семей, в России – 14.

Основные языки и языковые семьи Кубани и Черноморья: славянские, кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские, романские, индоевропейские.

- Как вы думаете, а к какой языковой семье относятся наши земляки, которые, как и мы, живут на Кубани?

Ответ: славянской языковой семье.

- Кубань — это уникальный регион, в котором сохранилось множество коренных народов и языков. Важно помнить, что каждый из них имеет свою историю, культуру и язык, которые нуждаются в сохранении и защите. А кто скажет, когда и как появился кубанский говор? Помощник, карточка №3.

СПРАВКА № 3.

Восточнославянские языки и их говоры появились на территории Кубани начиная с XVII века, с появлением на Кубани первых переселенцев.

В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор.

- Спасибо нашим помощникам.

Слайд 9. Кубанка вопросов

- Итак. Повторим. Что такое «Диалектизмы»?

Ответ: Диалектизмы – это слова, которые употребляют жители определённой местности.

- Что такое «Языковая семья»?

Ответ: Языковая семья — это группа языков, связанных происхождением от общего языка предков или родительского языка, называемого протоязыком этой семьи.

Слайд 10. Поработаем в группах

- Вы разделены на 4 группы. Каждой группе выдаётся задание, на выполнение которого даётся 5 минут. Если у вашей группы возникнет проблема, вы можете обратиться к словарику на столе учителя. Время!

Слайд 11. Цепочка

Задание: Соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов.

Слайд 12. Паутинка.

Задание: Подберите соответствующее слово.

  1. Дом, обмазанный глиной – МАЗАНКА.

  2. Оконные ставни – ПРИТВОРЫ.

  3. Казачья усадьба – ПОДВОРЬЕ.

  4. Украшение на крыше – КОНЕК

  5. печной горшок – ГОРНЕЦ.

  6. Посудный шкаф – УГОЛЬНИК

  7. Вышитое полотенце – РУШНИК.

  8. Неглубокий колодец КОПАНКА.

Слайд 13. Белые пятна

Задание: Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова.

Когда небо над _____________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни.

Поднималася я ранёхонько, утиралася ________________ белёхонько.

Мать достала из ____________________ казаны, чашки, плошки, черепушки.

А снаружи хату украшали резные __________________.

Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____________.

Слова для справок: рушник, угольник, хата, притворы, курнык.

Слайд 14. И дело, и потеха

Задание: Распределите на 3 группы слова:

1 группа – еда.

2 группа – одежда.

3 группа – обувь.

ГАЛУШКИ, КОКУШКО, ЖЕРДЕЛА, ТЮТИНА, КИСЛЯК, БУРЯК, ЦЫБУЛЯ, КАФТАН, ПАПАХА, ГАЛИФЕ,

ТУЖУРКА, КОЖУХ, КУБАНКА, ЖУПАН, ЧУНИ, ЧОБОТЫ, ЧУВЯКИ, БОТЫ, БАХИЛЫ, ШЛЕПКИ,

ЧЕРЕВИЧКИ

- Кто готов рассказать о результатах своей работы?

Представляют результаты групповой работы, формулируют выводы

Слайд 15.

Всё вместил язык казачий.

То смеётся он, то плачет.

Он с историею слит.

Он велик, как монолит.

В нём искрится юмор тонкий,

Как родник он для потомков.

Должен ты, казак, беречь

И кохать родную речь.


Слайд 16. Рефлексия

Закончите предложения:

Я узнал нового на уроке, что…

Мне понравилось …

Мне хотелось бы…

Слайд 17. Домашнее задание

  1. Узнать у своих родителей, родственников, друзей слова кубанского говора, которые они используют в своей повседневной жизни.

  2. Составить словарик кубанских слов.

  3. Подготовить мини-проект «Использование диалектных слов Кубани»

Слайд 18. Яблоня

- Урожай собран. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Слайд 19. Эпилог

«Существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Местное слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно. Поэтому нужно четко знать, не каждое диалектное слово не каждая форма приемлема» (Константин Паустовский)



Словарик кубанских слов.

МАЗАНКА - дом, обмазанный глиной

ПРИТВОРЫ - оконные ставни

ПОДВОРЬЕ - казачья усадьба

КОНЕК - украшение на крыше

ГОРНЕЦ - печной горшок

УГОЛЬНИК - посудный шкаф

РУШНИК - вышитое полотенце

КОПАНКА - неглубокий колодец

РУШНЫК – шитое полотенце

ХАТА – малый дом при курене (большой дом)

ПРИТВОРЫ – оконные ставни

КУРНЫК - курятник

ГАЛУШКИ - Крупными, короткими кусками нарезанная лапша

КОКУШКО - яичко

ЖЕРДЕЛА - абрикос

ТЮТИНА - шелковица

КИСЛЯК - простокваша

БУРЯК - свекла

ЦЫБУЛЯ - лук

ПАПАХА - барашковая шапка с суконным верхом

КОЖУХ – овчинная шуба

КУБАНКА - Низкая (укороченная) папаха, головной убор кубанских казаков

ЧОБОТЫ - ботинки

ЧУВЯКИ – легкие туфли

БОТЫ - женские резиновые ботинки

МАХОТКА - маленький кувшин, горшочек

ЧАПЛЕЙКА - ухват для сковородки

ТЫН – деревянный сплошной забор

ДИЖА - кадка, посуда из обожжённой глины для квашни

ДЫМАРЬ – печная труба

СТРИХА, СТРЕХА - нижний край крыши (камышовой)

КОШАРА – помещение для овец

БАЗ – место для отдыха скота на пастбище

СТОЙЛО – загон для скота

ВРЕМЯНКА – летний домик во дворе

ХАЛАБУДА – шалаш

ПОГРЕБНЫК – погреб

УЗОРОЧЬЕ - женские украшения

ПАНЕВА - юбка

КРУТЯК - густо сваренная пища


Группа 1. Цепочка.

Задание: соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов.




Группа 2. Паутинка.

Задание: Подберите соответствующее слово.


  1. Дом, обмазанный глиной – ______________________________.

  2. Оконные ставни – ______________________________________.

  3. Казачья усадьба – ______________________________________.

  4. Украшение на крыше – __________________________________.

  5. печной горшок – ________________________________________.

  6. Посудный шкаф – _______________________________________.

  7. Вышитое полотенце – ___________________________________.

  8. Неглубокий колодец - ___________________________________.

Слова для справок: КОНЕК МАЗАНКА УГОЛЬНИК ПОДВОРЬЕ ПРИТВОРЫ ГОРНЕЦ РУШНЫК КОПАНКА



Группа 3. Белые пятна

Задание: Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова.

Когда небо над _____________ светлело, кочеты начинали горланить свои песни.

Поднималася я ранёхонько, утиралася ________________ белёхонько.

Мать достала из ____________________ казаны, чашки, плошки, черепушки.

А снаружи хату украшали резные __________________.

Она в ноги ему поклонилась и пошла до своей ____________.

Слова для справок: рушник, угольник, хата, притворы, курнык.



Группа 4. И дело, и потеха

Задание: распределите на 3 группы слова:

1 группа – еда.

2 группа – одежда.

3 группа – обувь.


КОКУШКО, ЦЫБУЛЯ, ЧОБОТЫ, ТУЖУРКА, КИСЛЯК, КОЖУХ, КУБАНКА, ЖУПАН, ЧУНИ, БУРЯК, ЧУВЯКИ, БОТЫ, ГАЛУШКИ


























СПРАВКА №1.


Диалектизмы – это такие слова, которые употребляют жители определённой местности.

Диалектный происходит от греческого слова «диалект» и означает «говор».

А наука, изучающая местные говоры, называется диалектологией.



СПРАВКА №2.


Языковая семья — это группа языков, связанных происхождением от общего языка предков или родительского языка, называемого протоязыком этой семьи.

В мире насчитывается около 420 языковых семей, в России их 14.

Основные языки и языковые семьи Кубани и Черноморья: славянские, кавказские, тюркские, семитские, финно-угорские, романские, индоевропейские.



СПРАВКА № 3.


Восточнославянские языки и их говоры появились на территории Кубани начиная с XVII века, с появлением на Кубани первых переселенцев.

В результате смешения русского и украинского языков, а также заимствования слов из северокавказских и тюркских языков образовался уникальный кубанский говор.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!