Как формировать навыки «4К» с помощью современных педтехнологий
Чтобы сформировать и развивать у ребят навыки XXI века, не всегда подходят методы и приемы, которые педагоги используют на традиционном уроке. На смену приходят современные подходы и технологии
Некоторые педагогические технологии были разработаны еще в первой половине XX века, намного опередив свое время. А некоторые возникли совсем недавно. При этом их объединяют активно-деятельностные формы работы и осознанное отношение школьника к процессу обучения (рисунок 1).
Системно-деятельностный подход. Развивает теоретическое мышление у детей, а заодно предполагает познавательные учебные действия. Преобладает работа с цифровым контентом над пассивным потреблением информации
(рисунок 2).
Смешанное обучение. Совмещает традиционные уроки в классе с «цифрой». Педагог использует их преимущества и компенсирует недостатки. Модели смешанного обучения, например «ротация станций» и «перевернутый класс», позволяют подстроить процесс под каждого ученика. В смешанном обучении ученик всегда занимает активную позицию, высока доля самостоятельной работы. Используются разные виды заданий: от изучения новой информации до небольших проектов.
Интегрированное обучение. Формирует целостную картину мира, глобальное мышление, развивает креативность. Цифровые ресурсы в межпредметном обучении расширяют горизонты познания. Ребенок переходит на более высокий уровень осмысления, видит более тонкие взаимосвязи. Развивается системное мышление при решении прикладных задач.
Методы структурирования информации. Воспринимать и структурировать информацию, менять ее форму, использовать для решения проблем и коммуникации – одни из важнейших компетенций XXI века. Использование цифровых ресурсов, с одной стороны, дает неограниченные возможности для поиска и выбора информации. С другой – предоставляет целый ряд инструментов, недоступных без компьютера. Скажем, быстрый поиск, гипертекстовое предъявление, мультимедиа.
Проблемное обучение. Позволяет создать на уроке проблемную ситуацию и организовать активную самостоятельную деятельность учеников. Развивает творческую самостоятельность детей через поисковые методы, умение ставить познавательные задачи, решать проблемную ситуацию самостоятельно.
Кейсы. Это обучение на основе реальных или вымышленных ситуаций. У ребят не появляются новые знания, но формируются умения и личностные качества. Цель кейсов – четко сформулировать и высказать свою позицию, подискутировать, выслушать оппонентов, проанализировать информацию, сделать выводы.
В идеале школьник научится анализировать ситуации и выбирать оптимальный вариант решения. Станет более коммуникабельным и начнет слушать и слышать собеседника.
Развитие критического мышления. Формирует коммуникативные навыки и критическое мышление ученика. Это поиск, умение отличить истинную информацию от ложной, переосмыслить данные и представить их в другой форме, правильно использовать сведения. Принципы развития критического мышления одинаковы для всех школьных дисциплин.
Коммуникативные задания. Один из важнейших навыков XXI века – умение общаться. Ребенок должен занять активную позицию. Он высказывает собственное мнение в устной и письменной форме, слушает и начинает понимать собеседника, практикуется в различных способах коммуникации, в том числе через информационные технологии.
Проектная деятельность. Незаменима в XXI веке. Основные аспекты: ориентированность на результат, умения планировать деятельность, оценивать результаты, возможность применить знания на практике.
Цифровые технологии облегчают организацию проекта. Можно сделать его максимально простым и понятным для ученика. Позволяют создавать новые проектные продукты, которые современное общество считает интересными и перспективными: видеофильмы, интернет-сайты, блоги, компьютерные игры и т. д. Применение «цифры» интегрирует проектную деятельность в жизнь учеников. Заставляет их воспринимать интернет не только как средство развлечения, но и как место учебы и построения карьеры.